Конспект урока Мировой художественной культуры с мультимедийным сопровождением на тему «Эгейская культура»

8
0
Материал опубликован 18 November 2020 в группе

Конспект урока Мировой художественной культуры

с мультимедийным сопровождением на тему «Эгейская культура»

Автор

Переверзева Ольга Вячеславовна, преподаватель БПОУ ОО «Орловский областной колледж культуры и искусств»

Аудитория

1 курс специальности «Народное художественное творчество»

Предмет

Мировая художественная культура

УМК

Данилова Г.И. «Искусство», 10 класс, базовый уровень

Тема

Эгейская культура

Содержание изучаемого материала

Шедевры архитектуры. Кносский дворец — выдающийся памятник мирового зодчества. Львиные ворота в Микенах — центральный вход в крепость. Фрески Кносского дворца. Излюбленные сюжеты, красочность палитры, динамика композиций, тонкий художественный вкус. Вазопись стиля Камарес. Техническое совершенство, необычность и разнообразие форм, оригинальность орнамента и живописного рисунка в произведениях керамики.

Цель урока

Овладение целостным представлением об Эгейской художественной культуре

Задачи

Образовательные:

1. создать условия для развития умения определять особенности эгейской архитектуры, для понимания зависимости эгейского искусства от особенностей миропонимания на примере архитектуры;

2.сформировать представление о типах архитектурных строений, научить соотносить памятники зодчества с определенным культурно-историческим периодом;

3.расширить представление о взаимосвязи эгейской архитектуры с религией, мифологией, образом жизни древних жителей Крита и Микен;

4.создать условия для понимания монументальности, каноничности, символичности искусства древних цивилизаций на примере эгейской культуры.

Развивающие:

1. стимулировать навыки самостоятельной исследовательской работы, сравнительного анализа объектов;

2. развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение;

3.развивать опыт работы с памятниками культуры как источниками исторических знаний.

Воспитательные:

1 создать условия для понимания ценности памятников художественной культуры, их значении в современном мире, осознание учащимися необходимости бережного отношения к объектам культурного наследия;

2. воспитывать чувство товарищества, аккуратность.

УУД

Метапредметные:

-формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений; формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством.

-формируются ключевые компетенций в процессе диалога с искусством;

- выявляют причинно-следственные связи;

- развивают способность аргументировать свою точку зрения;

- развивают исследовательские, коммуникативные и информационные умения;

-используют анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизацию;

-определяют цели и задачи учебной деятельности; выбор средств реализации.

Личностные:

- получают целостное представление о мире и формах искусства;

формирование представлений об эволюции развития архитектуры; развитие образного восприятия;

- обеспечивать ценностно-смысловую значимость достижений эгейской культуры для развития архитектуры как вида искусства, значения для развития архитектуры в другие эпохи;

- развивают умения и навыки познания и самопознания через искусство;

- развивают образное восприятие и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;

Регулятивные: обеспечить организацию учебной деятельности обучающихся путем соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще не известно.

Коммуникативные: обеспечить социальную компетентность, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Познавательные: обеспечить смысловую ориентацию обучающихся на самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Планируемые образовательные результаты

Метапредметные:

- научатся планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с целями и задачами урока;

- проводить поиск основной и дополнительной информации учебной и научно-популярной литературой, обрабатывать ее в соответствии с темой и познавательными задачами;

- представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах.

Предметные:

- научатся определять памятники эгейского искусства; определять стилевые особенности эгейского искусства;

- получат возможность соотносить произведение архитектуры с определенной культурно-исторической эпохой;

- определять зависимость между архитектурными сооружениями и мифологическими представлениями минойцев и микенян, восприятие смысла художественного образа; систематизация изученных объектов и явлений культуры;

-усвоение особенностей языка и средств художественной выразительности архитектуры.

Личностные:

- научатся называть характерные особенности эгейского искусства;

- научатся называть основные типы строений, визуально распознавать основные понятия по изучаемой теме;

- научатся находить нужную информацию в тексте учебника, дополнительных источниках;

-применять основные культурологические термины и понятия по изучаемой теме.

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Форма организации учебной деятельности

Индивидуальная, фронтально-коллективная

Образовательная среда урока

Мультимедийная презентация «Эгейская художественная культура» (Приложение 1)

Рабочий лист «Эгейская культура» (Приложение 2)

Видеосюжет «7 чудо. Кносский дворец». Фильм: https://www.youtube.com/watch?v=VDzw2XAE_k0 (8.11)

Электронный образовательный ресурс, разработанный на платформе Learningapps: Классификация Художественные особенности Крито-микенской культуры

Шаблоны ваз для росписи в стиле Камарес (Приложение 3)



Технологическая карта урока

Этап, цель, время

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Форма работы

Организационный этап


Цель: Создание психологического комфорта, проверка готовности к уроку.

1 мин.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, отмечает отсутствующих в журнале. Создает эмоциональный̆ настрой.

Приветствуют преподавателя, подготавливают рабочее место, проверяют свою готовность к уроку

Фронтально-коллективная работа.


Мотивация, актуализация знаний,


Цели:

Активизация познавательной деятельности;

Создание условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

2 мин.

Организует беседу: задает вопросы, актуализирующие изученный материал, активизирующие познавательную деятельность. Мотивирует учащихся.

-Давайте вспомним периодизацию истории культуры Древнего мира.

-Какие этапы развития Античной культуры вы знаете (слайд 2)?

t1605721997aa.gif

-Хотите ли узнать больше о том, как зарождалась культура Античности?

Отвечают на вопросы.

Фронтально-коллективная работа.


Определение темы, постановка цели и задач учебного занятия.


Цели:

Выявление места и причины затруднения. Формирование цели и задач занятия.

Составление плана достижений, поставленной цели.

2 мин.

Организует подводящий к теме диалог. Создает условия постановки учебных цели и задач.

-О каком культурном периоде пойдет сегодня речь?


Уточняет понимание обучающимися задач занятия.

-Обсудим круг поисков, определим основные категории: какие виды искусства были наиболее развиты в эпоху расцвета Критской и Микенской культур, почему?

Формулируют и записывают тему, определяют цель занятия.

Примерные ответы:

Тема «Эгейская культура»

Цель: Изучить художественные особенности Эгейского искусства.

Составляют план достижения цели и определяют средства.

Примерные ответы:

Выявить художественные особенности архитектуры;

Выявить художественные особенности изобразительного искусства (слайд 3).

t1605721997ab.gif

Фронтально-коллективная работа.


Изучение нового материала

с элементами закрепления изученного с использованием ЭОР и интернет ресурсов.


Цели:

Формирование представлений и знаний об Эгейской культуре.

Восприятие, осознание, систематизация и обобщение полученных новых знаний.

Фиксация нового способа действия в речи и знаках (записи в тетради, заполнение таблицы).

Первичное закрепление нового материала.

29 мин.


Организует работу по изучению нового материала и поиску информации по новой теме.

Эгейская культура зарождается в III-II тыс. до н.э., ее центр – остров Крит со столицей в городе Кносс. В XVI-XV вв. до н.э. центр Эгейской цивилизации перемещается на юг Балканского полуострова – полуостров Пелопонес в город Микены (слайд 4).

t1605721997ac.gif

Выполните задание №1 в рабочем листе (Приложение 2).


Когда была открыта Эгейская культура?

Предлагает послушать сообщение обучающегося (опережающее домашнее задание).






Слушают объяснения, выполняют задание в рабочем листе.


Слушают сообщение.

Примерный ответ.

Открытие цивилизации принадлежит археологу Артуру Эвансу (слайд 5),

t1605721997ad.gif

который в 1901г. начал рискованные раскопки на Крите и обнаружил Кносский дворец (слайд 6)

t1605721997ae.gif

с его тронными залами, лабиринтами коридоров, ванными комнатами, с его изысканными фресками и керамикой предстал перед изумленным взором археологов и историков как памятник древнейшей и, вместе с тем, высокоразвитой цивилизацией.  Крито-Микенская эпоха, первая страница греческой истории, просуществовавшая в период с III по II тысячелетия до н. э., не исчезла бесследно. Она осталась в великолепных памятниках архитектуры и живописи, в письменности, расшифровка которых дала узнать нам много нового. Те герои и события того периода, некоторые появились затем в мифических произведениях античных авторов.

Фронтально-коллективная и индивидуальная работа.


Организует поисковую работу обучающихся.

Архитектурный памятник, Критской культуры – Кносский дворец. В чем ее художественные особенности? В этом нам поможет разобраться следующий сюжет «7 чудо. Кносский дворец» (слайд 7).

t1605721997af.gif

Организует обсуждение обучающихся. Предлагает внести ответы в рабочий лист занятия.

Заполните колонку «Кносский дворец» в таблице «Художественные особенности Эгейской архитектуры» - задание №2.


Организует работу в парах с учебником.

Каждой паре необходимо выяснить особенности Микенской архитектуры (слайд 8).

t1605721997ag.gif

Прочитайте учебник на стр.67-68, обсудите, заполните колонку «Микенский дворец» в таблице – задание № 2.

Контролирует выполнение работы.


Организует представление работы в парах.


Смотрят учебный фильм.


Высказывают свои ответы.

Примерные ответы:

Свободная планировка, напоминающая лабиринт.

Сложная конструкция, поддерживаемая колоннами особой формы.

Центр дворца – двор-колодец.

Во дворце преобладают открытые пространства, свет, воздух.

Постройка говорит о радостной, беззаботной жизни ее обитателей.

Начинают заполнять таблицу.


Осуществляют поисковое чтение, обсуждают в парах прочитанный материал согласно критериям, заданным в таблице, заполняют таблицу.


Проговаривают новое знание по записям в таблице.

Примерные ответы:

Новый тип строения акрополь – это город-крепость, носит оборонительный характер (слайд 9)

.t1605721997ah.gif

Сооружение построено «циклопической» кладкой из грубо отесанных камней (слайд 10).

t1605721997ai.gif

Имеет регулярную планировку.

Главное помещение – мегарон – прямоугольный зал с очагом в центре (слайд 11).

t1605721997aj.gif


Фронтально-коллективная работа и работа в парах.


Демонстрирует иллюстрации, знакомит с изобразительным искусством Крито-микенской культуры (слайды 12-19).

t1605721997ak.gif

Организует беседу, помогая обобщить и систематизировать новое знание.

Каковы главные художественные идеи росписей Кносского и Микенского дворцов?

Назовите основные сюжеты и мотивы.

Какие декоративные особенности росписей вы можете выделить?

Предлагает внесите ответы в таблицу «Художественные особенности Эгейского изобразительного искусства» - задание № 3 в рабочем листе.


Изучают иллюстрации, анализируют, делают выводы. Отвечают на вопросы.

В процессе беседы выявляют художественные особенности росписей Кносского и Микенского дворцов. Вносят ответы в таблицу.

Примерные ответы:

Фронтально-коллективная и индивидуальная работа.


Критерий

Критский период

Микенский период


Художественная идея росписей

Культ земной радости и красоты

Воинственность


Сюжеты и мотивы

Морские и цветочные мотивы, сцены игр с быками

Сцены баталий, охоты, шествий


Декоративные особенности

Волнистость узора, многоцветность, динамичность

Схематичность, орнаментальность, цветовая монотонность, отсутствие пространства, тяжеловесность


Задает вопрос:

Какой еще вид искусства играет особую роль в культуре Древнего мира?

На Крите особо процветало искусство вазописи.

Предлагает одному из обучающихся выразительно прочитать отрывок стихотворения В.Я. Брюсова «Эгейские вазы» (слайд 20).

t1605721997al.gif


Демонстрирует иллюстрации.

Подобная роспись керамических изделий получила название стиля Камарес (слайд 21).

t1605721997am.gif

Каковы характерные особенности ваз этого стиля (слайд 22)?

t1605721997an.gif

Предлагает индивидуальную творческую работу по росписи шаблона вазы в стиле Камарес (Приложение 3).

Перед вами на столе лист бумаги, на котором изображен шаблон древнегреческой вазы. Каждый из вас может попробовать себя в роли эгейского вазописца и создать свое уникальное произведение. Раскрасив шаблон, постарайтесь передать художественные особенности стиля Камарес.


Осуществляет индивидуальный̆ контроль выполнения работы.

Организует презентацию и обсуждение работ. Обеспечивает положительную реакцию на творчество одногруппников.

Предлагают свои ответы.

Примерный ответ: декоративно-прикладное искусство.

Прослушивают выразительное чтение стихотворения.


Рассматривают иллюстрации, анализируют, отвечают на вопросы.

Осуществляют индивидуальную творческую работу по росписи шаблона вазы в стиле Камарес.


Демонстрируют свои вариации вазописи по мотивам стиля Камарес, обсуждают особенности.

Фронтально-коллективная и индивидуальная работа.


Закрепление полученных знаний и умений.


Цель: Закрепление и совершенствования знаний, умений.

5 мин.

Предлагает выполнить практические задания и закрепить свои знания и умения по изученной теме с помощью электронных образовательных ресурсов платформы Learningapps: Классификация Художественные особенности Крито-микенской культуры

Отсканируйте QR-коды из задания № 4 в рабочем листе, выполните задание (слайд 23).

t1605721997ao.gif

Выполняют практическое задание ЭОР.




Индивидуальная работа.


Рефлексия учебной деятельности на занятии.


Цель: Организация рефлексии и самооценки обучающимися собственной учебной деятельности.

4 мин.

Помогает обучающимся соотнести поставленные задачи с достигнутым результатом, зафиксировать нового знания во внешней речи (слайд 24).

t1605721997ap.gif

Сумели ли мы достигнуть поставленной цели? Справились ли с выдвинутыми задачами?


Оценивает работу обучающихся.

Формулируют конечный результат своей работы называют основные позиции нового материала и как он усвоен, анализируют результаты своей работы на занятии и оценивают работу одногруппников.

Фронтально-коллективная работа.


Информация о домашнем задании, инструктаж его выполнения.


Цели:

Качественное повторение и закрепление полученных знаний;

Развитие навыков и умений самостоятельной и творческой деятельности;

Создание атмосферы увлечённости.

2 мин.

Объясняет домашнее задание (слайд 25).

t1605721997aq.gif

Чтение материала учебника – глава 6, задание 1 и 4 рубрики «Вопросы и задания для самоконтроля»; индивидуально и по группам: задание 3 рубрики «Вопросы и задания для самоконтроля», задание 1 рубрики «Творческая мастерская»; для желающих: задание 2, 3, 4 рубрики «Творческая мастерская», выбрать тему проекта или презентации из рубрики «Темы проектных исследований или презентаций».

Записывают домашнее задание.

Фронтально-коллективная работа.



Приложения:


Приложения 1 Презентация "Эгейская культура"
PPTX / 26.06 Мб

Приложение 2 Рабочий лист "Эгейская культура"
DOCX / 14.3 Кб

Приложение 3 Шаблоны ваз для росписи Камарес
ZIP / 252.89 Кб

Список литературы:

Волкова П.Д. От Древнего Мира до Возрождения. – Режим доступа: https://www.livelib.ru/tag/%D0%BA%D1%80%D0%B8%D1%82/quotes

Гайская Е.О. Искусство. Базовый уровень : 10 класс : методическое пособие к учебнику Г. И. Даниловой /Е. О. Гайская. — М. : Дрофа, 2017. — 242 с.

Крито-микенская цивилизация. – Режим доступа: https://studizba.com/files/show/doc/55340-1-57933.html

Мировая художественная культура, учебник для 10 класса : среднее (полное) общее образование (базовый уровень) / Л.Г. Емохонова. – 2-е изд.стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 240 с. : ил., [32] с. цв. вкл.

Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. 10 кл. Базовый уровень: учеб. для общеобразовательных учреждений / Г.И. Данилова. – 8-е изд.стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 366, [2] с. ил.


Иллюстрации:

Шаблон вазы. – Режим доступа: https://i.pinimg.com/originals/de/67/76/de67767ec939a6fad42cadb50aa0185b.jpg

Шаблон вазы. – Режим доступа: https://i.pinimg.com/originals/6b/d8/2e/6bd82e151386fdd2f5c144d40b1b90df.jpg

Ваза Камарес. – Режим доступа: https://helpiks.org/helpiksorg/baza6/1408460302904.files/image006.png

Ваза Камарес. – Режим доступа: https://helpiks.org/helpiksorg/baza6/1408460302904.files/image007.jpg

Карта распространения Эгейской культуры. – Режим доступа: https://img.wikireading.ru/424856_11_b00000215.jpg

Кносский дворец. – Режим доступа: https://kulturologia.ru/files/u23467/591383.jpg

Реконструкция Кносского дворца. – Режим доступа: http://vgrigoriev.ru/wp-content/uploads/wppa-source/album-107/%D0%A0%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%86%D0%B0.jpg

Микены. – Режим доступа: https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1362956/pub_5ae19b875f4967204194c057_5ae19c3957906af28ad4b7ce/scale_1200

Реконструкция Микен. – Режим доступа: https://wiki-turizm.ru/uploads/countries/greece/Mikeny/1-Mikeny.jpg

Львиные ворота. – Режим доступа: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/25/Lions-Gate-Mycenae.jpg/274px-Lions-Gate-Mycenae.jpg

Реконструкция мегарона. – Режим доступа: https://pics.livejournal.com/ulli_u/pic/0003352d/s320x240

Зал Кносского дворца. – Режим доступа: https://putevye-istorii.ru/wp-content/uploads/2018/11/DSC_4177.jpg

Фреска «Игры с быком». – Режим доступа: https://telegra.ph/file/1c7addf06f3a2ac8af669.png

Фреска «Дельфины». – Режим доступа: https://kulturologia.ru/files/u23467/dolphins.jpg

Фреска «Дамы в голубом». – Режим доступа: https://putevye-istorii.ru/wp-content/uploads/2018/11/DSC_4077.jpg

Фреска «Микенянка». – Режим доступа: http://www.junior.ru/mhk/milovanova/image/miken.jpg
Реконструкция художественной росписи мегарона. – Режим доступа:
https://pics.livejournal.com/ulli_u/pic/00034169/s320x240

А. Эванс. – Режим доступа: https://i04.fotocdn.net/s120/4e2aa5be5bfde19d/public_pin_l/2738303031.jpg

Шаблон вазы. – Режим доступа: https://raskraski.link/uploads/9/2/6/9264-raskraska-grecheskaya-vaza-kontur.png

Шаблон вазы. – Режим доступа: https://i.pinimg.com/originals/28/3b/37/283b37544a48140019dcadc19279f023.gif

Шаблон вазы. – Режим доступа: https://i.pinimg.com/originals/03/85/68/038568d2f2030b1116fb2ff6c6fc25a1.jpg

Шаблон вазы. – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/210756/Image5.gif

Шаблон вазы. – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/210756/Image4.gif

Шаблон вазы. – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/210756/Image3.gif

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.