12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Свинухова Ю. А.28

Конспект урока музыки

Дата: 11.02.2022г.

Предмет: Музыка.

Класс: 4

Тема урока: «Старый замок. «Счастье в сирени живет…»»

Тип урока: Решение учебной задачи.

Цель: создание условий для ознакомления обучающихся с инструментальной и вокальной музыкой композиторов М. Мусоргского и С. Рахманинова.

Задачи:

Образовательная:

- познакомить обучающихся с музыкальными жанрами сюита и романс;

- закрепить знания о творчестве русских композиторов М.П. Мусорского, И С. Рахманинова;

Развивающая:

- развивать слуховые навыки восприятия музыкальных произведений;

- формировать эмоционально-образное восприятие инструментальной и вокальной музыки;

Воспитывающая:

- воспитывать у обучающихся любовь к русской классической музыки;

-формировать художественно-эстетический вкус.

Оборудование:

- учебник Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка 4 класс»;

- аудиозапись пьесы М. Мусоргского «Старый замок»; произведения Ю. Нагибина «Рахманинов» - «Белая сирень»; аудиозапись романса С. Рахманинова «Сирень».

- портрет М. Мусоргского; репродукция картины.




Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Мотивирование на учебную деятельность

- Здравствуйте, ребята! Прежде чем начать урок, давайте сядем правильно: спина прямая, руки перед собой на парте, расстояние между вами и партой в кулачок. Проверьте, чтобы у вас на партах лежало все необходимое: учебник, дневник, тетрадь, пенал.

Прозвенел звонок,

Начинается урок,

Мы за парты сели дружно,

Заниматься всем нам нужно!

- Можем начинать наш урок!


Настраиваются на учебную деятельность.



Регулятивные УУД:

- умение самостоятельно организовывать свое рабочее место;

- стремление к продуктивной работе.

II. Целеполагание, постановка проблемы

- Сегодня на уроке мы мысленно перенесемся в Средневековье.

t1647945471aa.jpg

- Во времена замков, рыцарей, прекрасных дам, трубадуров и бродячих певцов- музыкантов (тогда их называли менестрелями). Послушаем музыку, созданную великими мастерами сотни лет назад.


Слушают учителя. Настраиваются на изучение новой темы.


Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь учителя;

III. Актуализация знаний

- Композитор Модест Петрович Мусоргский

t1647945471ab.jpg

Модест Мусоргский родился 21 марта 1839 года в родовом имении в селе Карево Псковской губернии. Уже в семь лет Мусоргский мог сыграть некоторые произведения Ференца Листа, выступал на домашних концертах. В 1849 году будущий композитор учился играть на фортепиано под чутким руководством Антона Герке. 1852 год - важный жизненный этап молодого композитора. В это время была создана фортепианная полька «Подпрапорщик». В 1874 году он написал фортепианную сюиту "Картинки с выставки".

-Ребята, а вы знаете, что такое сюита? Сюит – это инструментальный цикл из нескольких контрастных пьес, которые написаны в одной тональности и в определённом порядке.

- Одна из десяти пьес, входящих в сюиту М. Мусоргского, называется «Старый замок». Композитор создал ее под впечатлением от рисунков своего друга В. Гартмана. Мусоргский написал много произведений, в которых стремился к реализму и к яркому раскрытию слов. Для оркестра - «Ночь на Лысой горе», «Взятие Карса». Для фортепиано - «В деревне», «Интермеццо», «Швея». К выдающимся произведениям относятся «Песни и пляски смерти». В копилке композитора есть сборники с нотами для голоса с фортепиано. Это «Ночь. Фантазия», «Отверженная». Умер Модест Петрович Мусоргский 28 марта 1881 года, находясь в военном госпитале в Петербурге. 

- А теперь откройте учебники на странице 78.

t1647945471ac.jpg

- Послушайте пьесу М. Мусоргского «Старый замок». (Учитель включает аудиозапись)

- Меняется ли настроение в этой пьесе?

- Как вы думаете, о чем поет свою песню бродячий певец-трубадур?

- Как музыкальный язык пьесы раскрывает ее образ?

Работают по учебнику.























































Слушают пьесу М. Мусоргского «Старый замок».

Слушают учителя. Отвечают на вопросы.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике;

Коммуникативные УУД:

- высказывать свои суждения, доказывать правоту;

- выражать свои мысли последовательно, чётко и ясно.


IV. Решение проблемы

- Вслушайтесь в характер фортепианного вступления, открывающего пьесу «Старый замок». Какой он?

- Меняется ли настроение в этой пьесе?

- Какой лад звучит? Мажор - веселая музыка или минор – грустная музыка?

- Какие изменения происходят в средней части пьесы?

- Какие вы слышите регистры в музыки?

- Звуки низкие, средние или высокие?

- Какой тембр звучания? (опишите окраску звука).

- Какая динамика звучания, громко или тихо звучит музыкальное произведение?

- Что вы можете сказать о последних звуках пьесы?

- Вслушайтесь в сопровождение пьесы «Старый замок». Что оно напоминает?

- Вспомните, где уже встречался средневековый поэт и певец-трубадур?

- Сравните «Песню франкского рыцаря» и песню современного трубадура из музыкальной фантазии Г. Гладкова «Бременские музыканты».

- Что общего между этими произведениями?


- Певучий, скорбный, грустный.













- Романс.


V. Систематизация знаний

- Сопровождение пьесы «Старый замок» напомнило романс. Романсы писали многие композиторы.

- Романс - это вокальный музыкальный жанр, музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением, преимущественно лирического характера. Романс возник в Испании  в средние века и первоначально обозначал бытовую песню на испанском («романском») языке в отличие от латинских песнопений.


- В 1902 году С. Рахманинов написал один из самых известных романсов на стихи Е. Бекетовой «Сирень». В то время душа композитора была полна любви перед венчанием с Натальей Александровной Сатиной.

- Откройте учебник на стр. 80.

t1647945471ad.jpg

- Рассмотрите портрет С. Рахманинова кисти художника К. Сомова.

- Что вы видите на картине? Расскажите о своих впечатлениях от увиденного.

- Художник рассказывал, что одним из любимых времен года С. Прокофьева была весна. Поэтому он изобразил цветущие фруктовые деревья, прошедшую грозу, радугу, молодую березу, пруд, освещенный солнцем, и ярко-зеленую траву.

Где бы ни выступал С. Рахманинов, ему всегда дарили букет белой сирени. Для композитора сирень стала символом Родины. Сергей Рахманинов родился 1 апреля 1873 года в Семеново в Новгородской губернии. Мальчику музыка нравилась с раннего детства. Сначала с сыном занималась мать, а потом уроки игры на фортепиано давала А. Д. Орнатская. В 1888 году Сергей поступил в Московскую консерваторию. Он играл на фортепиано и изучал композицию. В это время юноша написал Первый фортепианный концерт, несколько романсов и пьес. В 1901 году композитор закончил Второй фортепианный концерт. Его пригласили стать дирижером в Большом театре. В 1917 году Рахманинов получил сообщение из Швеции. Его пригласили в Стокгольм на концерт. Композитор согласился. Вскоре Рахманинов стал известным в Европе. Он зарабатывал на жизнь как пианист. В 1941 году композитор закончил последнее произведение - Симфонические танцы. Сергей Рахманинов скончался 28 марта 1943 года в городе Беверли-Хиллз. После смерти на могиле композитора посадили куст белой сирени.

- А теперь давайте познакомимся с первой частью произведения Ю. Нагибина «Рахманинов» - «Белая сирень». (Учитель включает аудиозапись произведения Ю. Нагибина «Рахманинов» - «Белая сирень»)

- Как звучит кульминация вершины романса?

- Какие интонации и ритмы повторяет композитор в конце романса и зачем?

- Послушайте романс С. Рахманинова «Сирень». (Учитель включает аудиозапись романса С. Рахманинова «Сирень»).

- Какое настроение у вас вызывает романс С. Рахманинова «Сирень»?

- Как звучит музыка?

- Чем наполнена музыка романса?

- Что представляли, слушая музыкальное сопровождение романса?

- Нижний басовый голос сопровождения ка бы вторит высокому светлому сопрано, исполняющему романс.

- Что это монолог или диалог?

- Какими словами завершается кульминационная часть?

- Сравните романс «Сирень» С. Рахманинова и «Вокализ», мелодию из первой части концерта №3 для фортепиано с оркестром.

- Чем они отличаются?

- Кто исполняет Концерт №3? Это инструментальная музыка, какие музыкальные инструменты вы слышите?

- Кто исполняет романс «Сирень»?

Слушают учителя.






























Рассматривают портрет.

Анализируют репродукцию в учебнике.





























Слушают первую часть произведения Ю. Нагибина «Рахманинов» - «Белая сирень».

Характеризуют, отвечают на вопросы учителя.


- «Мое бедное счастье искать…».



Слушают романс С. Рахманинова «Сирень».





- Спокойно, непринужденно, плавно.

- Трепетом, восторгом, ликованием.

- Легкое колыхание ветерка и летнего воздуха, душистый запах веток сирени.









- Автор Нежданова, которой был посвящен «Вокализм». Фортепиано.

- Автор Сергей Рахманинов.



VI. Рефлексия учебной деятельности

- Чем мы занимались сегодня на уроке?

- Что нового узнали?

- С какими новыми музыкальными жанрами мы познакомились?

- Что на уроке вам понравилось?

- «Как хорошо он слышит тишину…» - так отозвался о музыке С. Рахманинова писатель М. Горький. Каково ваше впечатление о музыке С. Рахманинова?


Отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения.

Регулятивные: осуществление итогового контроля.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.