Конспект урока музыки: Старый замок. «Счастье в сирени живет…»
Конспект урока музыки
Дата: 11.02.2022г.
Предмет: Музыка.
Класс: 4
Тема урока: «Старый замок. «Счастье в сирени живет…»»
Тип урока: Решение учебной задачи.
Цель: создание условий для ознакомления обучающихся с инструментальной и вокальной музыкой композиторов М. Мусоргского и С. Рахманинова.
Задачи:
Образовательная:
- познакомить обучающихся с музыкальными жанрами сюита и романс;
- закрепить знания о творчестве русских композиторов М.П. Мусорского, И С. Рахманинова;
Развивающая:
- развивать слуховые навыки восприятия музыкальных произведений;
- формировать эмоционально-образное восприятие инструментальной и вокальной музыки;
Воспитывающая:
- воспитывать у обучающихся любовь к русской классической музыки;
-формировать художественно-эстетический вкус.
Оборудование:
- учебник Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка 4 класс»;
- аудиозапись пьесы М. Мусоргского «Старый замок»; произведения Ю. Нагибина «Рахманинов» - «Белая сирень»; аудиозапись романса С. Рахманинова «Сирень».
- портрет М. Мусоргского; репродукция картины.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
I. Мотивирование на учебную деятельность | - Здравствуйте, ребята! Прежде чем начать урок, давайте сядем правильно: спина прямая, руки перед собой на парте, расстояние между вами и партой в кулачок. Проверьте, чтобы у вас на партах лежало все необходимое: учебник, дневник, тетрадь, пенал. Прозвенел звонок, Начинается урок, Мы за парты сели дружно, Заниматься всем нам нужно! - Можем начинать наш урок! | Настраиваются на учебную деятельность. | Регулятивные УУД: - умение самостоятельно организовывать свое рабочее место; - стремление к продуктивной работе. |
II. Целеполагание, постановка проблемы | - Сегодня на уроке мы мысленно перенесемся в Средневековье.
- Во времена замков, рыцарей, прекрасных дам, трубадуров и бродячих певцов- музыкантов (тогда их называли менестрелями). Послушаем музыку, созданную великими мастерами сотни лет назад. | Слушают учителя. Настраиваются на изучение новой темы. | Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь учителя; |
III. Актуализация знаний | - Композитор Модест Петрович Мусоргский Модест Мусоргский родился 21 марта 1839 года в родовом имении в селе Карево Псковской губернии. Уже в семь лет Мусоргский мог сыграть некоторые произведения Ференца Листа, выступал на домашних концертах. В 1849 году будущий композитор учился играть на фортепиано под чутким руководством Антона Герке. 1852 год - важный жизненный этап молодого композитора. В это время была создана фортепианная полька «Подпрапорщик». В 1874 году он написал фортепианную сюиту "Картинки с выставки". -Ребята, а вы знаете, что такое сюита? Сюит – это инструментальный цикл из нескольких контрастных пьес, которые написаны в одной тональности и в определённом порядке. - Одна из десяти пьес, входящих в сюиту М. Мусоргского, называется «Старый замок». Композитор создал ее под впечатлением от рисунков своего друга В. Гартмана. Мусоргский написал много произведений, в которых стремился к реализму и к яркому раскрытию слов. Для оркестра - «Ночь на Лысой горе», «Взятие Карса». Для фортепиано - «В деревне», «Интермеццо», «Швея». К выдающимся произведениям относятся «Песни и пляски смерти». В копилке композитора есть сборники с нотами для голоса с фортепиано. Это «Ночь. Фантазия», «Отверженная». Умер Модест Петрович Мусоргский 28 марта 1881 года, находясь в военном госпитале в Петербурге. - А теперь откройте учебники на странице 78. - Послушайте пьесу М. Мусоргского «Старый замок». (Учитель включает аудиозапись) - Меняется ли настроение в этой пьесе? - Как вы думаете, о чем поет свою песню бродячий певец-трубадур? - Как музыкальный язык пьесы раскрывает ее образ? | Работают по учебнику. Слушают пьесу М. Мусоргского «Старый замок». Слушают учителя. Отвечают на вопросы. | Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике; Коммуникативные УУД: - высказывать свои суждения, доказывать правоту; - выражать свои мысли последовательно, чётко и ясно. |
IV. Решение проблемы | - Вслушайтесь в характер фортепианного вступления, открывающего пьесу «Старый замок». Какой он? - Меняется ли настроение в этой пьесе? - Какой лад звучит? Мажор - веселая музыка или минор – грустная музыка? - Какие изменения происходят в средней части пьесы? - Какие вы слышите регистры в музыки? - Звуки низкие, средние или высокие? - Какой тембр звучания? (опишите окраску звука). - Какая динамика звучания, громко или тихо звучит музыкальное произведение? - Что вы можете сказать о последних звуках пьесы? - Вслушайтесь в сопровождение пьесы «Старый замок». Что оно напоминает? - Вспомните, где уже встречался средневековый поэт и певец-трубадур? - Сравните «Песню франкского рыцаря» и песню современного трубадура из музыкальной фантазии Г. Гладкова «Бременские музыканты». - Что общего между этими произведениями? | - Певучий, скорбный, грустный. - Романс. | |
V. Систематизация знаний | - Сопровождение пьесы «Старый замок» напомнило романс. Романсы писали многие композиторы. - Романс - это вокальный музыкальный жанр, музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением, преимущественно лирического характера. Романс возник в Испании в средние века и первоначально обозначал бытовую песню на испанском («романском») языке в отличие от латинских песнопений. - В 1902 году С. Рахманинов написал один из самых известных романсов на стихи Е. Бекетовой «Сирень». В то время душа композитора была полна любви перед венчанием с Натальей Александровной Сатиной. - Откройте учебник на стр. 80. - Рассмотрите портрет С. Рахманинова кисти художника К. Сомова. - Что вы видите на картине? Расскажите о своих впечатлениях от увиденного. - Художник рассказывал, что одним из любимых времен года С. Прокофьева была весна. Поэтому он изобразил цветущие фруктовые деревья, прошедшую грозу, радугу, молодую березу, пруд, освещенный солнцем, и ярко-зеленую траву. Где бы ни выступал С. Рахманинов, ему всегда дарили букет белой сирени. Для композитора сирень стала символом Родины. Сергей Рахманинов родился 1 апреля 1873 года в Семеново в Новгородской губернии. Мальчику музыка нравилась с раннего детства. Сначала с сыном занималась мать, а потом уроки игры на фортепиано давала А. Д. Орнатская. В 1888 году Сергей поступил в Московскую консерваторию. Он играл на фортепиано и изучал композицию. В это время юноша написал Первый фортепианный концерт, несколько романсов и пьес. В 1901 году композитор закончил Второй фортепианный концерт. Его пригласили стать дирижером в Большом театре. В 1917 году Рахманинов получил сообщение из Швеции. Его пригласили в Стокгольм на концерт. Композитор согласился. Вскоре Рахманинов стал известным в Европе. Он зарабатывал на жизнь как пианист. В 1941 году композитор закончил последнее произведение - Симфонические танцы. Сергей Рахманинов скончался 28 марта 1943 года в городе Беверли-Хиллз. После смерти на могиле композитора посадили куст белой сирени. - А теперь давайте познакомимся с первой частью произведения Ю. Нагибина «Рахманинов» - «Белая сирень». (Учитель включает аудиозапись произведения Ю. Нагибина «Рахманинов» - «Белая сирень») - Как звучит кульминация вершины романса? - Какие интонации и ритмы повторяет композитор в конце романса и зачем? - Послушайте романс С. Рахманинова «Сирень». (Учитель включает аудиозапись романса С. Рахманинова «Сирень»). - Какое настроение у вас вызывает романс С. Рахманинова «Сирень»? - Как звучит музыка? - Чем наполнена музыка романса? - Что представляли, слушая музыкальное сопровождение романса? - Нижний басовый голос сопровождения ка бы вторит высокому светлому сопрано, исполняющему романс. - Что это монолог или диалог? - Какими словами завершается кульминационная часть? - Сравните романс «Сирень» С. Рахманинова и «Вокализ», мелодию из первой части концерта №3 для фортепиано с оркестром. - Чем они отличаются? - Кто исполняет Концерт №3? Это инструментальная музыка, какие музыкальные инструменты вы слышите? - Кто исполняет романс «Сирень»? | Слушают учителя. Рассматривают портрет. Анализируют репродукцию в учебнике. Слушают первую часть произведения Ю. Нагибина «Рахманинов» - «Белая сирень». Характеризуют, отвечают на вопросы учителя. - «Мое бедное счастье искать…». Слушают романс С. Рахманинова «Сирень». - Спокойно, непринужденно, плавно. - Трепетом, восторгом, ликованием. - Легкое колыхание ветерка и летнего воздуха, душистый запах веток сирени. - Автор Нежданова, которой был посвящен «Вокализм». Фортепиано. - Автор Сергей Рахманинов. | |
VI. Рефлексия учебной деятельности | - Чем мы занимались сегодня на уроке? - Что нового узнали? - С какими новыми музыкальными жанрами мы познакомились? - Что на уроке вам понравилось? - «Как хорошо он слышит тишину…» - так отозвался о музыке С. Рахманинова писатель М. Горький. Каково ваше впечатление о музыке С. Рахманинова? | Отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения. | Регулятивные: осуществление итогового контроля. |