Конспект урока истории на тему «Политический процесс В России весной-летом 1917 года» (9 класс)
Конспект урока по истории России
Класс: 9
Номер урока (№): 4
Тема: Политический процесс в России весной – летом 1917
Цели:
Образовательная:
- систематизировать и обобщить знания о политических партиях и произошедших в них изменениях.
- изучить 3 кризиса власти Временного правительства: апрельский, июньский и июльский
- проанализировать, деятельность Ленина и его роль в революции
- изучить Корниловский мятеж и его значение
- сделать вывод о причинах новой революции - Октябрьской
Развивающая:
- способствовать дальнейшему развитию умений, обобщать систематизировать (аналитических умений)
- способствовать дальнейшему развитию анализировать информацию и выявлять причинно- следственные связи событий.
Воспитательная:
- воспитывать правильное отношение к общечеловеческим ценностям, уважение к Родине.
- способствовать развитию коммуникативных качеств, взаимной ответственности при работе с товарищами, настойчивости.
Оборудование: доска, учебник История России, XX – начало XXI века: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. Учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, А. В. Пыжиков – 9-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Просвещение, 2002. – 400 с., схема которую учащиеся по ходу рассказа учителя и презентации заполняют (Приложение № 1), презентация (Приложение № 2)
Тип урока: комбинированный
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Активизация познавательной деятельности ученика |
1. Орг. момент |
Учитель приветствует учащихся. Проверяет присутствующих и отсутствующих. |
Приветствуют учителя. Говорят, кто присутствует и отсутствует |
2. Опрос домашнего задания (Фронтальный устный опрос) |
Предполагаемый ответ: 1. Февральскую революцию Слово учителя: «Сейчас мы с вами вспомним причины февральской революции, и ход событий, а пока мы с вами вспоминаем, кто-то поработает с доской» Учитель опрашивает класс, а 1 учащийся заполняет схему на доске. Предполагаемый ответ: 1. Причины можно разделить на политические и социально – экономические. Политические: - падение авторитета царя - недовольство армии Социально – экономические: - обнищание масс - усталость народа от войны - перебои с продовольствием - инфляция, очереди - спекуляция. 2. Начинается с 18 февраля – забастовка на Путиловском заводе. Его поддерживают и другие рабочие. К 23 февраля бастует треть столичного пролетариата, и на 23 приходится забастовка женщин. 25 – 26 февраля – первые кровавые столкновения. 27 февраля – солдаты переходят на сторону народа. И в это же день создается Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. И депутаты гос. Думы создают временный комитет. 2 марта – отрекается Николай 2 и создается Временное правительство. Так возникает двоевластие. Слово учителя: «А теперь посмотри на доску и проверим себя» Учитель вместе с учащимися проверяет правильность заполнения схемы. |
Вопрос к учащимся: 1. Что мы проходили на прошлом уроке? Учащиеся слушают. Один из учащихся заполняет схему на доске: Двоевластие Временное Совет Правительство рабочих И солд. Депутат. Временное правительство – Львов. Состав – представители либеральных партий, а значит в составе буржуазия и средний слой Совет солдатских и рабочих депутатов – эсеры и меньшевики. Состав – рабочие, солдаты. Учащийся заполняет её во время опроса класса. Вопрос к учащимся: 1. Причины революции? 2. Ход революции? Учащиеся вместе с учителем проверяют правильность заполнения схемы. |
3. Переход к изучению нового материала |
Слово учителя: «Сегодня мы с вами продолжаем изучать февральскую революцию и посмотрим что же происходило в стране после установления двоевластия» |
Учащиеся слушают |
4. Изучение нового материала |
Слово учителя: « Тема нашего урока Политический процесс в России весной – летом 1917» (Слайд № 1) Слайд № 2 Рассказ учителя по презентации. Сюда вносятся только поправки если после каких-то слайдов я что-либо спрашиваю. Во время рассказа о позициях партий идет работа с понятиями – сепаратный, аннексия, контрибуция. После слайда 8 предполагаемый ответ: 1. Нет, не все 2. Большевики не участвовали, т. к. только Временное правительство издало декрет об амнистии полит. заключенных и тогда многие видные политические деятели возвращаются из эмиграции и из тюрем. 3. Когда 3 апреля Ленин приезжает из Цюриха и 4 апреля выступает с речью, впоследствии получившей название – Апрельские тезисы. После слайда 10 - предполагаемый ответ: - К кризису - Кризис – наиболее глубокое (острое) обострение всех противоречий. Слово учителя: « Мы с вами сегодня рассмотрим 3 кризиса Временного правительства: апрельский, июньский и июльский. ( При этих словах учитель вместе с учащимися рисует) По ходу рассказа и презентации учитель с учащимися заполняют таблицу. О корниловском мятеже мы не говорили, только записали заголовок. |
Учащиеся открывают тетради, пишут число, классная работа и записывают тему урока Учащиеся слушают После слайда 8 – вопрос к учащимся: 1. А все ли партии участвовали в революции? 2. Если не все, то какие не участвовали и почему? 3. Когда меняется обстановка? После слайда 10 – вопрос к учащимся: - К чему может привести такая ситуация в стране? - А что такое кризис? Учащиеся слушают и вместе с учителем рисуют: Кризисы
Апрельский Июньский Июльский
|
5. Закрепление |
Презентация. Слайды: с 30. |
Учащиеся отвечают на вопросы написанные на слайдах. |
6.Рефлексия (Метод незаконченного предложения) |
Учитель предлагает учащимся закончить предложение: «Сегодня на уроке я….» |
Учащиеся заканчивают предложение |
7 Домашнее задание |
Учитель дает домашнее задание: выучить параграф 11, закончить таблицу кризисов и сообщение о корниловском мятеже. Подумать над альтернативными путями развития страны |
Учащиеся записывают домашнее задание в дневники |