Урок истории в 9 классе «Февральская революция 1917 года»
Тема урока: «Февральская революция 1917 года»
Цели урока:
Образовательная:
- сформировать представление о событиях февральской революции
- Создать условия для осознания учащимися эпохальности данного события, приведшего к свержению самодержавия
дать оценку деятельности императора, его правительства, восставших с точки зрения её своевременности и целесообразности.;
- рассмотреть альтернативный путь развития революции в феврале – марте 1917 года.
Развивающая:
- способствовать дальнейшему развитию умений, обобщать систематизировать (аналитических умений)
- способствовать дальнейшему развитию речи: обогащение и усложнение словарного запаса;
- Способствовать дальнейшему формированию у учащихся умения устанавливать причинно-следственные связи.
- определить место каждого события в ходе революции
- построить логическую связь между событиями революции, показать их преемственность
Воспитательная:
- Способствовать воспитанию интереса, уважения к истории, определять свое отношение к историческим событиям нашей страны
- Способствовать воспитанию стремления осознанно воспринимать прошлое на основе анализа мотивов поведения людей
- Способствовать дальнейшему развитию чувства уважения и интерес к истории своей страны
Оборудование: доска, учебник История России, XX – начало XXI века: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. Учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, А. В. Пыжиков – 3-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Просвещение, 2006. – 400 с, рабочий лист (Приложение № 1), тестовое задание (Приложение № 2),
Приложение №1: Рабочий лист группы № …. Учащихся…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
1 Задание. Пользуясь текстом параграфа 10 заполнить таблицу, а в 5 графе высказывая ваше мнение о пути выхода из сложившейся ситуации
Дата события |
Действия восставших и их требования |
Действия правительства, администрации завода, военного руководства |
Действия императора Николая II |
Ваше мнение о пути выхода из сложившейся ситуации |
1.Образец заполненной таблицы
Дата события |
Действия восставших и их требования |
Действия правительства, администрации завода, военного руководства |
Пути выхода из ситуации |
Действия императора Николая II |
18 февраля |
Забастовка рабочих на Путиловском заводе. Требования: повышение заработной платы |
Реакция на забастовку – администрация предприятия закрыла завод |
Мы думаем, что администрации предприятия необходимо было созвать комиссию и на её заседании обсудить вопрос о повышении зарплаты рабочим |
Император бездействовал |
25 февраля |
Экономическая забастовка переросла во Всеобщую политическую стачку с лозунгами: «Долой царизм!», «Долой войну!» |
Правительство бездействовало |
Мы думаем, что необходимо было правительству начать с восставшими переговоры об урегулировании ситуации в городе |
Николай II отправил командующему Петроградским военным округом телеграмму с требованием прекращения в городе беспорядков |
26 февраля |
Солдаты переходят на сторону восставших, так как не хотят подавлять демонстрации восставших |
Реакция Госдумы на распоряжение царя - Председатель Госдумы Родзянко телеграфировал императору о создании Нового правительства |
Мы думаем, что в состав правительства необходимо было включить представителей из среды восставших рабочих и солдат |
Даёт распоряжение о Роспуске Госдумы |
27 февраля |
Восставшие захватили арсенал, вокзалы, правительственные учреждения, Зимний дворец, здание Адмиралтейства, арестовало царских министров. Создаётся Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. |
Депутаты Госдумы создали Временный Исполнительный комитет во главе с Родзянко и выходят с предложением о совместном управлении страной с Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов |
Мы разделяем точку зрения о том, что Временный Исполнительный комитет должен совместно управлять страной с Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов |
Император бездействовал |
В ночь с 1 на 2 марта |
Временный Исполнительный комитет и Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов договорились об образовании Временного Правительства. Необходимо было решить вопрос о судьбе монарха и монархии |
Мы согласны с решением об образовании Временного Правительства и об отречении от престола Николая II |
Под влиянием высших армейских чинов Николай II подписал акт об отречении от престола в пользу брата Михаила |
|
3 марта |
Была принята Декларация Временного правительства: согласно которой объявлялись амнистия заключённых, свобода вероисповедания, политические свободы. Вопросы принятия Конституции и установления формы правления должно решить Учредительное Собрание |
Мы думаем, что необходимо было скорее завершить победоносную войну и быстрее созвать Учредительное Собрание |
Михаил заявил, что судьбу монархии должно решить Учредительное Собрание |
Приложение №2.Тестовое задание на закрепление материала урока.
1 вариант 1.Когда началась забастовка на Путиловском заводе в Петрограде? А) в 1917 году; Б) в 1915 году; В) в 1916 году. 2.Всеобщая политическая стачка 25 февраля 1917 года прошла с лозунгами А): «Долой царизм!», «Долой войну!» Б) «Повысить зарплату!» В) «Формирование правительства!» 3. Временный Исполнительный комитет и Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов договорились А)о созыве Новой Госдумы Б) об образовании Временного Правительства В).о созыве Учредительного собрания 4. Кто возглавил Временное правительство в марте 1917 года? А) А. Ф. Керенский; Б) Г. Е. Львов; В) П. Н. Милюков. 5. Главными целями Временного правительства были: А) демократизация страны и решение национального вопроса; Б) решение аграрного вопроса; В) демократизация страны и ведение войны до победного конца. |
2 вариант 1.Декларация Временного правительства принята А) 4 марта 1917 г Б)3 апреля 1917 г В) 3 марта 1917 г 2. Под влиянием высших армейских чинов Николай II подписал акт об отречении от престола А) в пользу брата Михаила Б)императрицы Александры Фёдоровны В)цесаревича Алексея 3. Когда, произошёл захват Зимнего дворца и арест царских министров? А) в октябре 1917 года; Б) в феврале 1917 года; В) в ноябре 1917 года. 4. .Всеобщая политическая стачка 25 февраля 1917 года прошла с лозунгами А): «Долой царизм!», «Долой войну!» Б) «Повысить зарплату!» В) «Формирование правительства!» 5. Кто возглавил Временное правительство в марте 1917 года? А) А. Ф. Керенский; Б) Г. Е. Львов; В) П. Н. Милюков. |
Ястребова Элла Ревнеровна