Урок истории в 9 классе «Февральская революция 1917 года»

1
1
Материал опубликован 19 December 2017 в группе

Тема урока: «Февральская революция 1917 года»

Цели урока:

Образовательная:

- сформировать представление о событиях февральской революции

- Создать условия для осознания учащимися эпохальности данного события, приведшего к свержению самодержавия

дать оценку деятельности императора, его правительства, восставших с точки зрения её своевременности и целесообразности.;

- рассмотреть альтернативный путь развития революции в феврале – марте 1917 года.

Развивающая:

- способствовать дальнейшему развитию умений, обобщать систематизировать (аналитических умений)

- способствовать дальнейшему развитию речи: обогащение и усложнение словарного запаса;

- Способствовать дальнейшему формированию у учащихся умения устанавливать причинно-следственные связи.

- определить место каждого события в ходе революции

- построить логическую связь между событиями революции, показать их преемственность

Воспитательная:

- Способствовать воспитанию интереса, уважения к истории, определять свое отношение к историческим событиям нашей страны

- Способствовать воспитанию стремления осознанно воспринимать прошлое на основе анализа мотивов поведения людей

- Способствовать дальнейшему развитию чувства уважения и интерес к истории своей страны

Оборудование: доска, учебник История России, XX – начало XXI века: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. Учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, А. В. Пыжиков – 3-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Просвещение, 2006. – 400 с, рабочий лист (Приложение № 1), тестовое задание (Приложение № 2),


 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Создание ситуации успеха (7 мин)


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

2.Формулирование учащимися темы урока (5 мин)


 


 


 


 


 

3.Составление учащимися плана урока и поиск решения учебной задачи учащимися (20 мин)


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

4.Закрепление материала (5 мин)


 


 


 


 


 


 


 


 

Рефлексия

(3 мин)

Ребята давайте вспомним причины и результаты революции 1905 – 1907 года в России. Итак, нам уже известно, что империя Карла Великого просуществовала относительно не долгий срок с 768 по 814 гг. вспомним почему, каковы причины распада?


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

- Ребята, как вы думаете, основные противоречия вызвавшие революцию 1905 -1907 гг. были разрешены?

- На фоне Первой Мировой войны социально-экономические и политические противоречия обострились.

В этом мы с вами можем убедиться, прослушав информацию вашего одноклассника о сложившейся ситуации в Российской империи в начале 1917 года


 


 


 

- Как вы думаете, к чему могла привезти сложившаяся ситуация в стране?

- Попытайтесь определить тему урока.

Итак, записываем тему урока: «Февральская революция 1917 года»

Ребята, а как вы думаете, возможно ли было изменить ход революционных событий в феврале – марте 1917 года?

Поиск ответа на этот вопрос и будет задачей нашего урока.

Скажите, а достаточно ли нам информации для того чтобы решить задачу урока?

Значит, что еще нам необходимо выяснить? (учитель фиксирует план урока, предложенный детьми, на доске)

План урока:

- Ход событий февраля – июня 1917 года

- Ваше оценка деятельности восставших, царя и правительства

- Вывод по проблеме урока

- Давайте мысленно перенесемся в тот исторический период.

- Вам предлагается поработать группами. Каждая группа получает рабочий лист с таблицей, которую нужно заполнить с помощью текста параграфа 10.


 


 

Время на выполнение задания 20 минут

Проверяем - что у вас получилось.

Взаимопроверка результатов работы групп по образцу ответов представителей от групп. Оценивание ими работы групп.

- Возвратимся к проблеме урока: - ? Возможно ли было изменить ход революционных событий?

-Используя данные таблицы ответьте на проблемный вопрос.


 


 


 


 


 


 


 

Итак, мы решили поставленную задачу.

Давайте закрепим знания, полученные вами на уроке. Вам предлагается решить тестовые задания (все вопросы с вариантами ответов представлены в приложении)

Взаимопроверка результатов по образцу ответа ученика.


 

Итак, как вы считаете какое может быть сегодня Д/з.

Читать параграф 10, подготовить пересказ по плану в тетради. И выполнить творческое задание № 2 стр.45

А теперь посчитаем сумму полученных вами баллов и разделим их на два. Результат и будет вашей оценкой за урок.

Благодарю вас за работу. Урок окончен.

Учащиеся в устной форме излагают причины революции 1905 – 1907 года в России:

1.Противоречия между буржуазией и пролетариатом из-за жёстких форм эксплуатации.

2.Нарастающие противоречия между помещиками и крестьянами из-за острой проблемы малоземелья и выкупных мятежей по реформе 1861 года.

3.Бесправие общества по отношению к самодержавной власти

4.Проблемы, связанные с национальной политикой царского правительства (русификация, антисемитизм и др.)

и результаты революции 1905 – 1907 года в России:

1.Был создан первый представительный орган власти- Государственная дума, ограничивающая власть императора.

2.Трудящиеся получили право создавать профсоюзы, страховые организации.

3.Подданым Российской империи были дарованы некоторые демократические права: свобода совести, слова, собраний и союзов, издания печатных органов.

4.Сформировались легальные политические партии

5.Продолжительность рабочего дня была сокращена до 9-10 часов, а заработная плата – повышена.

Ответы учащихся: (Противоречия не были разрешены)


 


 


 

Ученик даёт ответ по предварительному домашнему заданию: -«Охарактеризовать сложившуюся социально-экономическую и политическую ситуацию в Российской империи в начале 1917 года» - В начале 1917 года ситуация в стране стала взрывоопасной. Резкое недовольство вызывали рост цен, спекуляция, очереди, поражения на фронтах, просчёты власти, которая не могла решить назревшие проблемы. Ошибки царя, постоянная критика его действий революционными и либеральными партиями привели к неизбежному – падению авторитета и монарха, и монархии.

Ответы детей: - Сложившаяся ситуация в стране могла привезти к революции.


 

Ответы детей: -Революция в феврале 1917 года.

Ученики записывают тему урока «Февральская революция 1917 года»


 

Ученики записывают проблему урока:

- ? Возможно ли было изменить ход революционных событий в феврале- марте 1917 года?

Ответы детей: -Нет, недостаточно.


 

Работа детей по составлению плана урока.


 


 


 


 


 

Каждая группа работает с текстом параграфа 10 и заполняет таблицу

Дата события

Действия восставших и их требования

Действия правительства, администрации завода, военного руководства

Действия императора Николая II

Ваше мнение по пути выхода из сложившейся ситуации

         


 


 


 


 

 


 


 

Предполагаемый ответ учащихся:

- В начале революции необходимо было не накалять ситуацию начать вести переговоры с восставшими.

Необходимо было в состав правительства вести представителей из среды восставших рабочих и солдат, и начать переговоры с царём об ограничении его власти принятием Конституции.

Не желание царя делать что – либо привело к его отречению, сформировалось Двоевластие. Образовано Временное правительство, принимающее важные своевременные решения, но необходимо было скорее завершить победоносную войну и быстрее созвать Учредительное Собрание


 


 

Учащиеся решают тестовые задания


 


 


 


 


 


 


 


 

Выставляем оценки в дневники и записываем д/з.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение №1: Рабочий лист группы № …. Учащихся…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

1 Задание. Пользуясь текстом параграфа 10 заполнить таблицу, а в 5 графе высказывая ваше мнение о пути выхода из сложившейся ситуации

Дата события

Действия восставших и их требования

Действия правительства, администрации завода, военного руководства

Действия императора Николая II

Ваше мнение о пути выхода из сложившейся ситуации

         
         
         
         
       
       


 

1.Образец заполненной таблицы

Дата события

Действия восставших и их требования

Действия правительства, администрации завода, военного руководства

Пути выхода из ситуации

Действия императора Николая II

18 февраля

Забастовка рабочих на Путиловском заводе. Требования: повышение заработной платы

Реакция на забастовку – администрация предприятия закрыла завод

Мы думаем, что администрации предприятия необходимо было созвать комиссию и на её заседании обсудить вопрос о повышении зарплаты рабочим

Император бездействовал

25 февраля

Экономическая забастовка переросла во Всеобщую политическую стачку с лозунгами: «Долой царизм!», «Долой войну!»

Правительство бездействовало

Мы думаем, что необходимо было правительству начать с восставшими переговоры об урегулировании ситуации в городе

Николай II отправил командующему Петроградским военным округом телеграмму с требованием прекращения в городе беспорядков

26 февраля

Солдаты переходят на сторону восставших, так как не хотят подавлять демонстрации восставших

Реакция Госдумы на распоряжение царя - Председатель Госдумы Родзянко телеграфировал императору о создании Нового правительства

Мы думаем, что в состав правительства необходимо было включить представителей из среды восставших рабочих и солдат

Даёт распоряжение о Роспуске Госдумы

27 февраля

Восставшие захватили арсенал, вокзалы, правительственные учреждения, Зимний дворец, здание Адмиралтейства, арестовало царских министров. Создаётся Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов.

Депутаты Госдумы создали Временный Исполнительный комитет во главе с Родзянко и выходят с предложением о совместном управлении страной с Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов

Мы разделяем точку зрения о том, что Временный Исполнительный комитет должен совместно управлять страной с Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов

Император бездействовал

В ночь с 1 на 2 марта

Временный Исполнительный комитет и Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов договорились об образовании Временного Правительства. Необходимо было решить вопрос о судьбе монарха и монархии

Мы согласны с решением об образовании Временного Правительства и об отречении от престола Николая II

Под влиянием высших армейских чинов Николай II подписал акт об отречении от престола в пользу брата Михаила

3 марта

Была принята Декларация Временного правительства: согласно которой объявлялись амнистия заключённых, свобода вероисповедания, политические свободы. Вопросы принятия Конституции и установления формы правления должно решить Учредительное Собрание

Мы думаем, что необходимо было скорее завершить победоносную войну и быстрее созвать Учредительное Собрание

Михаил заявил, что судьбу монархии должно решить Учредительное Собрание


 

Приложение №2.Тестовое задание на закрепление материала урока.

1 вариант

1.Когда началась забастовка на Путиловском заводе в Петрограде?

 А) в 1917 году;

Б) в 1915 году;

В) в 1916 году.

2.Всеобщая политическая стачка 25 февраля 1917 года прошла с лозунгами

А): «Долой царизм!», «Долой войну!»

Б) «Повысить зарплату!»

В) «Формирование правительства!»

3. Временный Исполнительный комитет и Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов договорились

А)о созыве Новой Госдумы

Б) об образовании Временного Правительства

В).о созыве Учредительного собрания

 4. Кто возглавил Временное правительство в марте 1917 года?

 А) А. Ф. Керенский;

Б) Г. Е. Львов;

В) П. Н. Милюков.

 5. Главными целями Временного правительства были:

А) демократизация страны и решение национального вопроса;

Б) решение аграрного вопроса;

В) демократизация страны и ведение войны до победного конца.

2 вариант

1.Декларация Временного правительства принята

А) 4 марта 1917 г

Б)3 апреля 1917 г

В) 3 марта 1917 г

2. Под влиянием высших армейских чинов Николай II подписал акт об отречении от престола

А) в пользу брата Михаила

Б)императрицы Александры Фёдоровны

В)цесаревича Алексея

3. Когда, произошёл захват Зимнего дворца и арест царских министров?

 А) в октябре 1917 года;

Б) в феврале 1917 года;

В) в ноябре 1917 года.

 

4. .Всеобщая политическая стачка 25 февраля 1917 года прошла с лозунгами

А): «Долой царизм!», «Долой войну!»

Б) «Повысить зарплату!»

В) «Формирование правительства!»

5. Кто возглавил Временное правительство в марте 1917 года?

 А) А. Ф. Керенский;

Б) Г. Е. Львов;

В) П. Н. Милюков.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

В технологической карте не указаны тип урока, задачи урока, применяемые технологии обучения

25 January 2018