12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Калинина Татьяна Вахтанговна320
Милая, белая и пушистая девушка)))
Россия, Псковская обл., дер.Слопыгино
Материал размещён в группе «Дополнительные материалы к уроку»

Конспект урока по истории России № 2

Класс: 9

Номер урока (№): 3

Тема: Февральская революция

Цели:

Образовательная:

- способствовать пониманию причин падения монархии в России

- способствовать понимаю термина двоевластия, его сути

- определить причины, движущиеся силы, характер, итоги, значение Февральской революции в России;

- подвести учащихся к пониманию, осознанию исторической закономерности Февральской революции, ее объективных и субъективных предпосылок.

Развивающая:

- способствовать дальнейшему развитию умений, обобщать систематизировать (аналитических умений)

- способствовать дальнейшему развитию речи: обогащение и усложнение словарного запаса;

- Способствовать дальнейшему формированию у учащихся умения устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательная:

- Способствовать воспитанию интереса, уважения к истории, определять свое отношение к историческим событиям нашей страны

- Способствовать воспитанию стремления осознанно воспринимать прошлое на основе анализа мотивов поведения людей

Оборудование: доска, учебник История России, XX – начало XXI века: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. Учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, А. В. Пыжиков – 9-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Просвещение, 2002. – 400 с, контрольная работа (Приложение № 1), Рассказ учителя (Приложение № 2)

Тип урока: комбинированный

Этапы урока

Деятельность учителя

Активизация познавательной деятельности ученика

1. Орг. момент

Учитель приветствует учащихся. Проверяет присутствующих и отсутствующих.

Приветствуют учителя. Говорят, кто отсутствует и присутствует.

2. Опрос домашнего задания

(Фронтальный письменный на карточках опрос)

Учитель дает учащимся контрольную работу по вариантам (Приложение № 1)

Учащиеся выполняют контрольную работу в течении 20 минут

3. Переход к изучению нового материала

На доске написаны 2 вопроса. Учитель предлагает учащимся ответить на них.

Предполагаемые ответы:

1.Первая мировая война до предела обострила

социально – экономические и политические противоречия в России. Она привела к мощному стихийному протесту масс. Протестовали не только низы. Буржуазия тяготилась неспособностью самодержавия решить назревшие в обществе проблемы и найти конструктивный диалог с ней. В области экономики и социальном плане это разруха, обнищание масс, нехватка продовольствия, усталость от войны, рост цен, спекуляция, очереди, перебои в поставках продовольствия в Москву и Петроград.

2. Сначала войну воспринимали патриотично. Затем отношения стало меняться. Из-за постоянных неудач падал авторитет Николая II. Его винили во всех неудачах на фронте. Все управление страной перешло в руки императрицы. А в основном Распутина.

Предполагаемый ответ:

К революции.

Предполагаемый ответ:

1.Революция — коренное изменение, которое приводит к смене общественного строя

2. Да, были. Это революция 1905 – 1907 года

Предполагаемый ответ:

- Она не решила крестьянский (аграрный). А в политическом плане не была ограничена власть императора, не были отменены сословия.

Слово учителя: т. е она оставалась незавершенной.

Предполагаемый ответ:

- Могла и привела.

Слово учителя: А теперь давайте с вами откроем учебник на странице 96 и прочитаем название параграфа: Великая российская революция. Так считают современные историки

Раньше историки считали, что в 1917 году было 2 революции: Февральская и Октябрьская революции. Сегодня мыс вами будем изучать Февральскую революцию.

Учащиеся читают вопросы и отвечают.

Вопросы к учащимся:

1.Как отразилось на внутренней обстановке участие России в Первой мировой войне?

2. Как изменилось отношение общества к войне и царю?

Слово учителя: А теперь давайте подумаем к чему могло привести все то, о чем мы с вами говорили?

Вопрос к учащимся:

1.А что же такое революция?

2. А были ли они раньше?

Вопрос к учащимся:

- Хорошо. А все ли вопросы решила революция 1905 - 1907

Вопрос к учащимся: Как вы думаете могла ли незавершенности революции 1905 – 1907 гг. и уже известная нам внутриполитическая обстановка привести к новой революции?

Учащиеся открывают параграф и читают название.

4. Изучение нового материала

Слово учителя: А теперь давайте попробуем сформулировать причины революции и запишем их в тетрадь.

Предполагаемый ответ:

Причины Февральской революции:

1.Социально – экономические

- Ухудшение материального положения народа

- Рост цен на продовольствие, перебои с его поставками.

- Спекуляция

- Обнищание масс

2. Политические (слабая власть)

- Недовольство в армии

- Правительство не могло управлять старыми методами.

- Растет коррупция, быстрая смена чиновников - министерская чехарда.

- Падает авторитет правительства.

Слово учителя: «Хорошо ребята, сейчас мы с вами посмотрим как же она происходила»

Учитель рассказывает ход революции (Приложение № 1), а учащиеся по ходу рассказа записывают основные даты себе в тетрадь.

По ходу рассказа, после слов об отречении Николая II учитель предлагает учащимся прочитать фразу из дневника царя:

«Суть та, что во имя спасения России, удержания армии на фронте и спокойствия нужно сделать этот шаг. Я согласился... В час ночи уехал из Пскова с тяжелым чувством пережитого. Кругом измена, и трусость, и обман»

Предполагаемый ответ:

- Потому что все его окружение умоляло его отречься.

 

 

Временное правит-во

Львов

Совет раб. и

 

сол. Депутатов

Чхеидзе

После рассказа учителя (Приложение № 1) учитель вместе с учащимися заполняет на доске схему:

 

Двоевластие

 

 

Слово учителя: «Временное правительство (либеральное): ввело дем.свободы издавало декреты и воззвания транспортом

отменило сословия печатью

нац. царские земли выпуск денег

Его создали депутаты государственной Думы.

власть без силы

Совет солдатских и рабочих депутатов: контроль за производством, обеспечение порядка

Представители левой интеллигенции, в основном большевики и эсеры.

Его задача – контроль за деятельностью Временного правительства

Сила без власти»

Учащиеся вместе с учителем формулируют причины революции и записывают их в свои тетради.

Учащиеся записывают основные даты себе в тетради.

Учащиеся читают учебник на странице 99 2 – 3 абзацы и отвечают на вопрос.

Вопрос к учащимся:

Почему император Николая II сказал «кругом измена трусость и обман»?

Учащиеся вместе с учителем рисуют схему себе в тетрадь

Двоевластие

 

Совет раб. и

сол. Депутатов

Чхеидзе

 

 

Временное правит-во

Львов

5. Закрепление

Учитель спрашивает у учеников: В РЕЗУЛЬТАТЕ ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 Г. ИМПЕРАТОР РОССИИ НИКОЛАЙ II ОТРЕКСЯ ОТ ПРЕСТОЛА. КАК, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, – ПОЛОЖИТЕЛЬНО ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНО – ЭТО СОБЫТИЕ ПОВЛИЯЛО НА ДАЛЬНЕЙШУЮ СУДЬБУ РОССИИ?

И на доске по ходу ответов получается круговая диаграмма с процентами по учащимся и их мнениям

Учащиеся отвечают на вопрос, обосновывая свое мнение.

6.Рефлексия (Метод незаконченного предложения)

Учитель предлагает учащимся выполнить творческое задание: написать синквейн. Правила, как писать синквейн написаны на доске:

1 строчка – существительное

2 строчка – 2 прилагательных

3 строчка – три глагола

4 строчка – фраза из 4 слов, являющаяся синонимом к существительному в 1 строчке

5 строчка – существительное – синоним 1 слова

Учащиеся вместе с учителем составляют синквейн:

1.Февральская революция

2. Социальная буржуазная
3. Свергает, ликвидирует, преобразует
4. Смена одного политического режима другим
5. Переворот

7 Домашнее задание

Учитель дает домашнее задание: выучить параграф 11. Подготовить сообщение о приезде Ленина из-за границы и его выступлении (апрельские тезисы Ленина)

Учащиеся записывают домашнее задание в дневники

Приложение № 2. Рассказ учителя.

Ход революции

С января 1917 г. неуклонно нарастало забастовочное движение: за январь – февраль число участников различных форм протеста достигло 700 тыс. человек. 18 февраля началась забастовка на Путиловском заводе. Путиловцев поддержали рабочие других предприятий Петрограда. 23  февраля бастовала треть столичного пролетариата и прошла демонстрация женщин. Лозунг «Хлеба» и «Долой войну», а 25 февраля забастовка  стала общей. Экономические лозунги сменились политическими: «Долой царизм», «Долой войну!». Возросло влияние левых партий (эсеров, меньшевиков, анархистов, большевиков, трудовиков).

        Правительство пыталось опереться на вооруженную силу – воинские части, полицию, казаков. 25-26 февраля произошли первые кровавые столкновения.

        Генерал Хабалов, командующий Петроградским военным округом, не смог предотвратить нарастание революционного движения. 27 февраля (12 марта) солдаты перешли на сторону народа. Отряды рабочих и солдат занимали стратегически важные пункты: вокзалы, мосты, правительственные учреждения. Из тюрем были выпущены политические заключенные, деятельность правительства, государственных учреждений была парализована. В конце дня царские министры были арестованы и отправлены в Петропавловскую крепость. В армии и на флоте созданы комитеты из представителей солдат и матросов, установлено подчинение воинских частей Советам рабочих и солдатских депутатов и своим комитетам. Фронтовые части при соприкосновении с революционными переходили на сторону последних.

Двоевластие. Создание Временного правительства.

В ходе восстания 27 февраля (12 марта) 1917 года был создан, Временный исполнительный комитет Совета рабочих депутатов, обратившийся к рабочим с призывом избрать Петроградский Совет, который был сформирован в этот же день. Совет призвал население города формировать местные комитеты во главе с назначенными им комиссарами.

1 марта Исполком Совета постановил предоставить формирование правительства Временному думскому комитету.

2 марта депутаты В.В.Шульгин и А.И.Гучков фактически вынудили царя Николая II подписать манифест об отречении от престола в пользу брата Михаила. Однако Михаил от престола отказался, объявив, что вопрос о власти должно решить Учредительное собрание.

2 марта сформировано Временное правительство. Его председателем и министром внутренних дел избран князь К.Е.Львов (кадет).

Двоевластие фактически сформировалось к марту 1917 года. Власть оказалась в руках двух центров: либерального, по сути дела буржуазного, Временного правительства и революционного Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов.

Вопрос о характере будущего правления оставался открытым, так как Временное правительство предполагало созвать Учредительное собрание для решения этого вопроса, а Петроградский совет требовал немедленно провозгласить Россию республикой.

Опубликовано в группе «Дополнительные материалы к уроку»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.