Конспект урока по истории России № 2
Класс: 9
Номер урока (№): 3
Тема: Февральская революция
Цели:
Образовательная:
- способствовать пониманию причин падения монархии в России
- способствовать понимаю термина двоевластия, его сути
- определить причины, движущиеся силы, характер, итоги, значение Февральской революции в России;
- подвести учащихся к пониманию, осознанию исторической закономерности Февральской революции, ее объективных и субъективных предпосылок.
Развивающая:
- способствовать дальнейшему развитию умений, обобщать систематизировать (аналитических умений)
- способствовать дальнейшему развитию речи: обогащение и усложнение словарного запаса;
- Способствовать дальнейшему формированию у учащихся умения устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательная:
- Способствовать воспитанию интереса, уважения к истории, определять свое отношение к историческим событиям нашей страны
- Способствовать воспитанию стремления осознанно воспринимать прошлое на основе анализа мотивов поведения людей
Оборудование: доска, учебник История России, XX – начало XXI века: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. Учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, А. В. Пыжиков – 9-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Просвещение, 2002. – 400 с, контрольная работа (Приложение № 1), Рассказ учителя (Приложение № 2)
Тип урока: комбинированный
Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Активизация познавательной деятельности ученика
|
1. Орг. момент
|
Учитель приветствует учащихся. Проверяет присутствующих и отсутствующих.
|
Приветствуют учителя. Говорят, кто отсутствует и присутствует.
|
2. Опрос домашнего задания
(Фронтальный письменный на карточках опрос)
|
Учитель дает учащимся контрольную работу по вариантам (Приложение № 1)
|
Учащиеся выполняют контрольную работу в течении 20 минут
|
3. Переход к изучению нового материала
|
На доске написаны 2 вопроса. Учитель предлагает учащимся ответить на них.
Предполагаемые ответы:
1.Первая мировая война до предела обострила
социально – экономические и политические противоречия в России. Она привела к мощному стихийному протесту масс. Протестовали не только низы. Буржуазия тяготилась неспособностью самодержавия решить назревшие в обществе проблемы и найти конструктивный диалог с ней. В области экономики и социальном плане это разруха, обнищание масс, нехватка продовольствия, усталость от войны, рост цен, спекуляция, очереди, перебои в поставках продовольствия в Москву и Петроград.
2. Сначала войну воспринимали патриотично. Затем отношения стало меняться. Из-за постоянных неудач падал авторитет Николая II. Его винили во всех неудачах на фронте. Все управление страной перешло в руки императрицы. А в основном Распутина.
Предполагаемый ответ:
К революции.
Предполагаемый ответ:
1.Революция — коренное изменение, которое приводит к смене общественного строя
2. Да, были. Это революция 1905 – 1907 года
Предполагаемый ответ:
- Она не решила крестьянский (аграрный). А в политическом плане не была ограничена власть императора, не были отменены сословия.
Слово учителя: т. е она оставалась незавершенной.
Предполагаемый ответ:
- Могла и привела.
Слово учителя: А теперь давайте с вами откроем учебник на странице 96 и прочитаем название параграфа: Великая российская революция. Так считают современные историки
Раньше историки считали, что в 1917 году было 2 революции: Февральская и Октябрьская революции. Сегодня мыс вами будем изучать Февральскую революцию.
|
Учащиеся читают вопросы и отвечают.
Вопросы к учащимся:
1.Как отразилось на внутренней обстановке участие России в Первой мировой войне?
2. Как изменилось отношение общества к войне и царю?
Слово учителя: А теперь давайте подумаем к чему могло привести все то, о чем мы с вами говорили?
Вопрос к учащимся:
1.А что же такое революция?
2. А были ли они раньше?
Вопрос к учащимся:
- Хорошо. А все ли вопросы решила революция 1905 - 1907
Вопрос к учащимся: Как вы думаете могла ли незавершенности революции 1905 – 1907 гг. и уже известная нам внутриполитическая обстановка привести к новой революции?
Учащиеся открывают параграф и читают название.
|
4. Изучение нового материала
|
Слово учителя: А теперь давайте попробуем сформулировать причины революции и запишем их в тетрадь.
Предполагаемый ответ:
Причины Февральской революции:
1.Социально – экономические
- Ухудшение материального положения народа
- Рост цен на продовольствие, перебои с его поставками.
- Спекуляция
- Обнищание масс
2. Политические (слабая власть)
- Недовольство в армии
- Правительство не могло управлять старыми методами.
- Растет коррупция, быстрая смена чиновников - министерская чехарда.
- Падает авторитет правительства.
Слово учителя: «Хорошо ребята, сейчас мы с вами посмотрим как же она происходила»
Учитель рассказывает ход революции (Приложение № 1), а учащиеся по ходу рассказа записывают основные даты себе в тетрадь.
По ходу рассказа, после слов об отречении Николая II учитель предлагает учащимся прочитать фразу из дневника царя:
«Суть та, что во имя спасения России, удержания армии на фронте и спокойствия нужно сделать этот шаг. Я согласился... В час ночи уехал из Пскова с тяжелым чувством пережитого. Кругом измена, и трусость, и обман»
Предполагаемый ответ:
- Потому что все его окружение умоляло его отречься.
Временное правит-во
Львов
|
Совет раб. и
сол. Депутатов
Чхеидзе
|
После рассказа учителя (Приложение № 1) учитель вместе с учащимися заполняет на доске схему:
Слово учителя: «Временное правительство (либеральное): ввело дем.свободы издавало декреты и воззвания транспортом
отменило сословия печатью
нац. царские земли выпуск денег
Его создали депутаты государственной Думы.
власть без силы
Совет солдатских и рабочих депутатов: контроль за производством, обеспечение порядка
Представители левой интеллигенции, в основном большевики и эсеры.
Его задача – контроль за деятельностью Временного правительства
Сила без власти»
|
Учащиеся вместе с учителем формулируют причины революции и записывают их в свои тетради.
Учащиеся записывают основные даты себе в тетради.
Учащиеся читают учебник на странице 99 2 – 3 абзацы и отвечают на вопрос.
Вопрос к учащимся:
Почему император Николая II сказал «кругом измена трусость и обман»?
Учащиеся вместе с учителем рисуют схему себе в тетрадь
Совет раб. и
сол. Депутатов
Чхеидзе
|
Временное правит-во
Львов
|
|
5. Закрепление
|
Учитель спрашивает у учеников: В РЕЗУЛЬТАТЕ ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 Г. ИМПЕРАТОР РОССИИ НИКОЛАЙ II ОТРЕКСЯ ОТ ПРЕСТОЛА. КАК, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, – ПОЛОЖИТЕЛЬНО ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНО – ЭТО СОБЫТИЕ ПОВЛИЯЛО НА ДАЛЬНЕЙШУЮ СУДЬБУ РОССИИ?
И на доске по ходу ответов получается круговая диаграмма с процентами по учащимся и их мнениям
|
Учащиеся отвечают на вопрос, обосновывая свое мнение.
|
6.Рефлексия (Метод незаконченного предложения)
|
Учитель предлагает учащимся выполнить творческое задание: написать синквейн. Правила, как писать синквейн написаны на доске:
1 строчка – существительное
2 строчка – 2 прилагательных
3 строчка – три глагола
4 строчка – фраза из 4 слов, являющаяся синонимом к существительному в 1 строчке
5 строчка – существительное – синоним 1 слова
|
Учащиеся вместе с учителем составляют синквейн:
1.Февральская революция
2. Социальная буржуазная
3. Свергает, ликвидирует, преобразует
4. Смена одного политического режима другим
5. Переворот
|
7 Домашнее задание
|
Учитель дает домашнее задание: выучить параграф 11. Подготовить сообщение о приезде Ленина из-за границы и его выступлении (апрельские тезисы Ленина)
|
Учащиеся записывают домашнее задание в дневники
|
Приложение № 2. Рассказ учителя.
Ход революции
С января 1917 г. неуклонно нарастало забастовочное движение: за январь – февраль число участников различных форм протеста достигло 700 тыс. человек. 18 февраля началась забастовка на Путиловском заводе. Путиловцев поддержали рабочие других предприятий Петрограда. 23 февраля бастовала треть столичного пролетариата и прошла демонстрация женщин. Лозунг «Хлеба» и «Долой войну», а 25 февраля забастовка стала общей. Экономические лозунги сменились политическими: «Долой царизм», «Долой войну!». Возросло влияние левых партий (эсеров, меньшевиков, анархистов, большевиков, трудовиков).
Правительство пыталось опереться на вооруженную силу – воинские части, полицию, казаков. 25-26 февраля произошли первые кровавые столкновения.
Генерал Хабалов, командующий Петроградским военным округом, не смог предотвратить нарастание революционного движения. 27 февраля (12 марта) солдаты перешли на сторону народа. Отряды рабочих и солдат занимали стратегически важные пункты: вокзалы, мосты, правительственные учреждения. Из тюрем были выпущены политические заключенные, деятельность правительства, государственных учреждений была парализована. В конце дня царские министры были арестованы и отправлены в Петропавловскую крепость. В армии и на флоте созданы комитеты из представителей солдат и матросов, установлено подчинение воинских частей Советам рабочих и солдатских депутатов и своим комитетам. Фронтовые части при соприкосновении с революционными переходили на сторону последних.
Двоевластие. Создание Временного правительства.
В ходе восстания 27 февраля (12 марта) 1917 года был создан, Временный исполнительный комитет Совета рабочих депутатов, обратившийся к рабочим с призывом избрать Петроградский Совет, который был сформирован в этот же день. Совет призвал население города формировать местные комитеты во главе с назначенными им комиссарами.
1 марта Исполком Совета постановил предоставить формирование правительства Временному думскому комитету.
2 марта депутаты В.В.Шульгин и А.И.Гучков фактически вынудили царя Николая II подписать манифест об отречении от престола в пользу брата Михаила. Однако Михаил от престола отказался, объявив, что вопрос о власти должно решить Учредительное собрание.
2 марта сформировано Временное правительство. Его председателем и министром внутренних дел избран князь К.Е.Львов (кадет).
Двоевластие фактически сформировалось к марту 1917 года. Власть оказалась в руках двух центров: либерального, по сути дела буржуазного, Временного правительства и революционного Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов.
Вопрос о характере будущего правления оставался открытым, так как Временное правительство предполагало созвать Учредительное собрание для решения этого вопроса, а Петроградский совет требовал немедленно провозгласить Россию республикой.