Конспект урока на тему: «Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах»

Конспект урока на тему:
«Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах»
Цель урока: формирование представление у обучающихся о деятельности наследников Ярослава Мудрого и о роли Владимира Мономаха в истории Отечества.
Задачи урока: познакомить с основными событиями правления Ярославичей, выяснить причины и последствия съезда князей в Любече, опираясь на исторические документы, проанализировать «Поучение» Владимира Мономаха.
Планируемые результаты:
предметные: объяснять причины княжеских усобиц; определять исторические процессы, события по времени; соотносить историческое время и пространство; находить и систематизировать информацию из различных источников
метапредметные: ( коммуникативные) владеть устной и письменной речью; организовать учебное сотрудничество между учителем и учащимся, воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения
( регулятивные определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; формулировать новые задачи учебной деятельности, составлять план действий, оценивать правильность решений.
( познавательные) привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач, работать с различными источниками информации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, анализировать материал учебника и дополнительную литературу
личностные: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, развивать творческие способности через активные формы деятельности, оценивать исторические события и роль личности в истории;
Формы: фронтальный опрос, групповая работа, индивидуальная работа
Оборудование: учебник, атлас, раздаточный материал
Организационный момент. Проверка домашнего задания.
МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЙ ЭТАП
Ознакомтесь с файлом № 1 из раздаточного материала.
Файл № 1
Ярослав созвал детей своих и хотел благоразумным наставлением предупредить всякую распрю между ими. «Скоро не будет меня на свете, – говорил он, – вы, дети одного отца и матери, должны не только называться братьями, но и сердечно любить друг друга. Знайте, что междоусобие, бедственное лично для вас, погубит славу и величие Государства, основанного счастливыми трудами наших отцев и дедов. Мир и согласие ваше утвердят его могущество.
Фронтальная беседа: о чем в своем обращениии говорит Ярослав Мудрый? Как вы считаете, заветы Ярослава Мудрого актуальны на сегодняшний день: родные братья и сестры должны любить друг друга? Что произойдет, если в семье никто не будет любить друг друга? Как вы считаете, смогут ли сыновья Ярослава сохранить любовь друг к другу?
Исходя из завета Ярослава Мудрого давайте попробуем сформулировать тему нашего урока?
Тема урока: Русь при наследниках Ярослава Мудрого.
Какой главный вопрос мы должны рассмотреть в данной теме? - смогут ли наследники Ярослава Мудрого сохранить любовь друг к другу.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:
Правление Ярославичей.
Перед смертью Ярослав Мудрый разделил русские земли между пятью своими сыновьями. В Киеве стал править Изяслав. Первое время наследники жили в мире и слушались старшнего брата.
В 1072 году - они создали новый свод законов «Правда Ярославичей» и стал важнейшней частью Русской правды.
Фронтальная беседа:
- вспомните, что такое «Руская Правда»? Кем и когда была создана первая часть Русской Правды?
- Ярослав Мудрый не только создал первую часть Русской правды, но и смог победить кочевников, которые совершали набеги на русь. Вспомните, когда и каких кочевников смог победить Ярослав? Как вы считаете, его потомки будут оборонять свою страну от набегов кочевников?
Печенегов вытеснили половцы.
Работа с картой в атласе: выясните расположение половцев? Какая территория Руси могла подвергнуться нападению с их стороны? Как вы считаете, что должны будут предпринять князья? Чем было опасно нападение кочевников?
Княжеские усобицы.
Работа с учебником. Заполнение таблицы.
Задание: работая с пунктом 2 параграфа 8 заполните таблицу.
Сыновья Ярослава Мудрого | Удел | Годы пребывания на киевском престоле | Основные события |
Изяслав | | | |
Святослав | | | |
Всеволод | | | |
Проверка заполения таблицы:
Вопросы для обсуждения:
Смогли ли потомки Ярослава Мудрого сохрнать мирные отношения?
Как вы думаете, почему им не удалось следовать заветам Ярослава Мудрого?
Какое влияние на государство оказывают междоусобные войны
Задание для работы в группах. Работая в группах, оцените, какое влияние наносят междоусобные войны. Разработайте в группе стратегию, с помощью которой можно прекратить междоусобные войны.
Озвучивание результатов.
Любеческий сьезд.
По настоянию Владимира Мономаха внуки и правнуки Ярослава Мудрого собрались на княжеском совете в Любече. Давайте поработаем с историческим источником и выясним особенности этого съезда.
Работа с историческим источником.
В год 6605 (1097). Пришли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег и собрались на совет в Любече для установления мира, и говорили друг другу: «Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами до сих пор идут войны. Да отныне объединимся чистосердечно и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей: Святополк — Киевом, Изяславовой отчиной, Владимир — Всеволодовой, Давыд и Олег и Ярослав — Святославовой, и те, кому Всеволод роздал города: Давыду — Владимир, Ростиславичам же: Володарю — Перемышль, Васильку — Теребовль». И на том целовали крест: «Если отныне кто на кого пойдет, против того будем мы все и крест честной». Сказали все: «Да будет против того крест честной и вся земля Русская». И попрощавшись, пошли восвояси.
Вопросы к тексту:
В каком году состоялся съезд князей в Любече?
Какие князья в нём участвовали?
В чём причина съезда князей в Любече?
Какие решения приняли на съезде князей?
Правление Владимира Мономаха
В 1113 году в Киеве вспыхнуло восстание.
Работа с учеником, заполнение таблицы. - работая с пунктом 4 параграфа 8, заполните таблицу.
Киевское восстание 1113 | |
Причины | Последствия |
Проверка выполения задания.
После восстания киевским князем стал Владимир Мономах.
Парная работа: используя пункт 5 параграфа 8 и дополнительный материал ( фалй №3) и работая в парах составьте рассказ от имени современника Владимира Мономаха. В расскаже укажите достоинства нового правителя и чем они могли улучшить жизнь обычных людей.
Представление резульатов.
4. ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ.
Составьте схему, отражающую части Русской Правды и ее создателей
Смогли ли наследники сохранить любовь и мир друг другу после смерти Ярослава Мудрого? Почему? Какие последствия это имело?
5.РЕФЛЕКСИЯ
Я успешно справился (лась) со всеми заданиями
Были затруднения в некоторых заданий
Я смог(ла) придумать новые идеи и рссказать своей команде
Мне было тяжело справляться со всеми заданиями
6.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Параграф 8 прочитать, пересказать. Индивидуальное дополнительное задание: выполнить задание 1 из рубрики «думаем,сравнивем, размышляем». устно
Раздаточный материал
Файл № 1
Ярослав созвал детей своих и хотел благоразумным наставлением предупредить всякую распрю между ими. «Скоро не будет меня на свете, – говорил он, – вы, дети одного отца и матери, должны не только называться братьями, но и сердечно любить друг друга. Знайте, что междоусобие, бедственное лично для вас, погубит славу и величие Государства, основанного счастливыми трудами наших отцев и дедов. Мир и согласие ваше утвердят его могущество.
Полная история государства Российского
Файл №2
В год 6605 (1097). Пришли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег и собрались на совет в Любече для установления мира, и говорили друг другу: «Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами до сих пор идут войны. Да отныне объединимся чистосердечно и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей: Святополк — Киевом, Изяславовой отчиной, Владимир — Всеволодовой, Давыд и Олег и Ярослав — Святославовой, и те, кому Всеволод роздал города: Давыду — Владимир, Ростиславичам же: Володарю — Перемышль, Васильку — Теребовль». И на том целовали крест: «Если отныне кто на кого пойдет, против того будем мы все и крест честной». Сказали все: «Да будет против того крест честной и вся земля Русская». И попрощавшись, пошли восвояси.
Повесть временных лет
Файл №3
Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь – как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели. Так поступал отец мой блаженный и все добрые мужи совершенные. На заутрене воздавши Богу хвалу, потом на восходе солнца и увидев солнце, надо с радостью прославить Бога и сказать: «Просвети очи мои, Христе Боже, давший мне свет твой прекрасный». И еще: «Господи, прибавь мне год к году, чтобы впредь, в остальных грехах своих покаявшись, исправил жизнь свою»; так я хвалю Бога и тогда, когда сажусь думать с дружиною, или собираюсь творить суд людям, или ехать на охоту или на сбор дани, или лечь спать: спанье в полдень назначено Богом; по этому установленью почивают ведь и зверь, и птица, и люди.
Поучение Владимира Мономаха