Конспект урока-закрепления пройденного материала «Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах»
Федорова Людмила Николаевна,
учитель истории МБОУ Калачеевская СОШ №6,
г. Калач, Воронежская область
Конспект урока-повторения
Интеллектуальная игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
по истории России (6 класс)
Тема: «Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах.
(п.8), автор учебника История России А.В. Торкунова.
Цель: развивать интерес к истории своей Родины.
Образовательная задача: повторение материала о наследниках Ярослава Мудрого, Владимире Мономахе.
Воспитательная задача: патриотическая воспитание, воспитание интереса к исторической науке, чувства гордости и уважения к прошлому своей страны.
Развивающая задача: развитие познавательной деятельности учеников при работе с дополнительным материалом, развитие эрудиции и кругозора обучающихся.
Продолжить формировать умения и навыки анализировать и работать в команде, обобщать, делать выводы, работать с документами.
План:
Представление команд.
Правила игры.
Состязание знатоков.
Подведение итогов.
Награждение победителей (медали).
Методические рекомендации к проведению игры:
1. Участвует 3 команды (общее количество учеников в классе, разделенное на 3).
2. Необходимо подготовить презентацию – наглядный материал, черный ящик, волчок, игровое поле, музыкальное оформление.
3. Команды рассаживаются за отдельные столы.
4. В игре предусмотрены различные виды конкурсов: вопросы командам, блиц-опрос (по 3 вопроса каждой команде, вопрос «Черный ящик».
5.На обсуждение каждого вопроса выделяется 1 минута (для блиц-вопросов, состоящих из 3 вопросов, суммарное время обсуждения составляет также 1 минуту).
6. Ответы сдаются в письменном виде.
7. Основной показатель, по которому определяется место команды - количество правильных ответов.
Оборудование:
Чистые карточки для ответов, ручки каждой команде.
На игровом столе волчок со стрелкой, сектор с разделениями, на них разложены конверты с заданиями.
Ход урока:
Учитель: - Здравствуйте ребята, уважаемые гости! Сегодня мы проводим интеллектуальное состязание по истории России. Тема - «Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. Сегодня каждый из вас может показать свой ум, находчивость, логику мышления. За игровыми столами у нас соревнуются три команды, которые были сформированы в случайном порядке.
(звучит музыка к передаче «Что? Где? Когда?»)
– А теперь я познакомлю Вас с правилами нашей игры! Вы видите на столе игровой круг, который разделён на сектора. На каждом секторе находится конверт с вопросом.
– Знатоки должны ответить на вопрос. На обсуждение каждого вопроса дается 1 минута. За каждый правильный ответ команде присуждается 1 очко.
– Вопрос под названием – «БЛИЦ». В этом конверте целых 3 вопроса, на которые должны ответить знатоки. По количеству правильных ответов присуждаются очки, т.е. вы можете заработать +3 дополнительных балла.
- Итак, с правилами познакомились. А теперь немного посовещайтесь и выберете капитана команды. Ему будет предоставлено право крутить волчок.
- Команды, представьте ваших капитанов…
Желаю удачи!
- Итак, счет 0:0. Первый раунд.
- 1 команда, крутите волчок. (играет музыка)
Основные вопросы:
1 минута на размышление каждого вопроса
Сколько было сыновей у Ярослава Мудрого? (5)
Как назывался документ, который содержал Свод законов, предусматривающий наказание на княжескую собственность, жизнь людей, управлявших княжеским хозяйством? («Правда Ярославичей»
Как назывались воинственные племена, которые в 1068 году совершили первый крупный набег на Русь? (половцы)
Кем приходился Ярославу Мудрому черниговский князь Святослав? (вторым сыном)
Как по линии матери, византийской принцессы, называли сына Всеволода Владимира? (Мономах – Единоборец)
В каком году по настоянию Владимира Мономаха внуки и правнуки Ярослава Мудрого собрались на съезд в г. Любече? (1097 г.)
В чем заключался установленный принцип князей «Каждый да держит отчину свою» (разделение Русской земли на отдельные княжества)
О чем договорились князья между собой на Любечском съезде? (бороться с половцами сообща, чтобы те не разоряли Русь, каждый будет править самостоятельно на земле, доставшейся от отца)
Назовите имя вдохновителя общерусской борьбы с половцами, который весной 1111 года собрал и нанес сокрушительный удар по половцам? (Владимир Мономах)
Зачем киевская знать отправила гонцов в Переяславль к Владимиру Мономаху? (В апреле 1113 года умер Святополк Изяславич. Опасаясь беспорядков, хотели пригласить на престол «отца и деда».
В каком возрасте князь Владимир Мономах стал киевским князем? (60 лет – 1113-1125 гг.)
Как назывался новый свод законов, который создал после своего вокняжения Владимир Мономах? («Устав Владимира Всеволодовича»)
О чем говорилось в новом своде законов Владимира Мономаха? (закон облегчал положение различного рода должников, запрещал превращать свободных людей в рабов)
В какие города Владимир Мономах отправил своих сыновей? (Новгород, Смоленск, Суздаль, Владимир-Волынский)
Как называется назидание князя Владимира Мономаха, обращенное не только к своим детям, но и ко всем потомкам? («Поучение»).
О чем говорится в назидании Владимира Мономаха? (о своем жизненном пути, изложил свои взгляды на то, что является главным в жизни человека, как он должен вести себя по отношению к другим людям)
Кто после смерти Владимира Мономаха стал править Киевом? (старший его сын Мстислав – 1125-1132)
Что было сделано Ярославом Мудрым для распространения христианства на Руси? (строили новые церкви, при них открывались школы, поощрялся перевод церковных книг с греческого языка на славянский).
ИГРОКИ: совещаются и записывают свой ответ на листочек, потом сдают ведущему.
ВЕДУЩИЙ: – Уважаемые знатоки,...
(Зачитывает ответы и называет правильный)
Написать результаты команд на доске.
Вопрос «Черный ящик»
Самым распространенным видом обуви на Руси всегда были лапти. Естественно, что к качеству этой обуви предъявлялись серьезные требования, особенно по поводу прочности. Поэтому мастер-изготовитель в присутствии заказчика (или покупателя) наливал в сплетенный лапоть жидкость, чтобы продемонстрировать качество товара. Что это за жидкость? Что находится в черном ящике?
(бутылка кислых щей - кваса).
(Лапти на Руси были практически единственной доступной обувью бедных крестьян, а щи простым, повседневным дешевым блюдом. В старину на ярмарке мастер, желая продать свой товар, брал из кучи новых лаптей один и наливал внутрь бутылку кислых щей (кваса). И показывал покупателям – обувка-то добротная, лыко двойного плетения и жидкость не протекает. Отсюда и пошла поговорка «лаптем щи хлебать»).
БЛИЦ-ОПРОС:
Эта женщина, сыгравшая значительную роль в истории Древней Руси, при рождении была наречена одним именем, при крещении другим, а мы ее знаем под третьим. Назовите это имя.
(Речь идет о русской княгине, которую мы знаем под варяжским именем Ольга. До замужества она носила имя Предслава, а после принятия христианства – имя Елена).
Многие великие князья и государи, чеканя монету, ставили, как правило, на ней свое имя. Почему на монетах Ярослава Мудрого часто изображен Георгий Победоносец и высечено имя Георгий?
(имя, данное при крещении)
У славян почитание святого Георгия развилось рано. Имя Георгий (Юрий) получил во святом крещении сын равноапостольного князя Владимира Ярослав Мудрый. В честь своего святого он основал на Новгородчине город Юрьев и Юрьевский монастырь, воздвиг храм Георгия Победоносца в Киеве. Со времен Ярослава изображение Георгия появляется на монетах.
Георгий Победоносец – небесный покровитель российской столицы. Основатель Москвы Юрий Долгорукий в память своего святого также построил несколько храмов, основал город Юрьев-Польской .
Литературный памятник-произведение XII в., в котором содержался призыв к прекращению княжеских усобиц.
(«Слово о полку Игореве»)
Заключительное слово учителя.
(Определение победителя, подведение итогов)
- Вручаются медали лучшим игрокам команд.
Выводы:
- Какие же важные события произошли на Руси в период совместного правления Ярославичей?
- Почему борьба половцев стала важнейшей задачей русских князей?