12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Федорова Людмила Николаевна99
Россия, Воронежская обл., ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ, КАЛАЧЕЕВСКИЙ РАЙОН, ЗАБРОДЫ
1

Конспект урока-закрепления пройденного материала «Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах»

Федорова Людмила Николаевна,

учитель истории МБОУ Калачеевская СОШ №6,

г. Калач, Воронежская область


                                            Конспект урока-повторения

Интеллектуальная игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

по истории России (6 класс)


 

Тема: «Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах.

(п.8), автор учебника История России А.В. Торкунова.


 

Цель: развивать интерес к истории своей Родины.

Образовательная задача: повторение материала о наследниках Ярослава Мудрого, Владимире Мономахе.

Воспитательная задача: патриотическая воспитание, воспитание интереса к исторической науке, чувства гордости и уважения к прошлому своей страны.

Развивающая задача: развитие познавательной деятельности учеников при работе с дополнительным материалом, развитие эрудиции и кругозора обучающихся.

Продолжить формировать умения и навыки анализировать и работать в команде, обобщать, делать выводы, работать с документами.

План:

Представление команд.

Правила игры.

Состязание знатоков.

Подведение итогов.

Награждение победителей (медали).


 

Методические рекомендации к проведению игры:

1. Участвует 3 команды (общее количество учеников в классе, разделенное на 3).

2. Необходимо подготовить презентацию – наглядный материал, черный ящик, волчок, игровое поле, музыкальное оформление.

3. Команды рассаживаются за отдельные столы.

4. В игре предусмотрены различные виды конкурсов: вопросы командам, блиц-опрос (по 3 вопроса каждой команде, вопрос «Черный ящик».

5.На обсуждение каждого вопроса выделяется 1 минута (для блиц-вопросов, состоящих из 3 вопросов, суммарное время обсуждения составляет также 1 минуту).

6. Ответы сдаются в письменном виде.

7. Основной показатель, по которому определяется место команды - количество правильных ответов.


 

Оборудование:

Чистые карточки для ответов, ручки каждой команде.

На игровом столе волчок со стрелкой, сектор с разделениями, на них разложены конверты с заданиями.

Ход урока:

Учитель: - Здравствуйте ребята, уважаемые гости! Сегодня мы проводим интеллектуальное состязание по истории России. Тема - «Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. Сегодня каждый из вас может показать свой ум, находчивость, логику мышления. За игровыми столами у нас соревнуются три команды, которые были сформированы в случайном порядке.

(звучит музыка к передаче «Что? Где? Когда?»)

– А теперь я познакомлю Вас с правилами нашей игры! Вы видите на столе игровой круг, который разделён на сектора. На каждом секторе находится конверт с вопросом.

– Знатоки должны ответить на вопрос. На обсуждение каждого вопроса дается 1 минута. За каждый правильный ответ команде присуждается 1 очко.

– Вопрос под названием – «БЛИЦ». В этом конверте целых 3 вопроса, на которые должны ответить знатоки. По количеству правильных ответов присуждаются очки, т.е. вы можете заработать +3 дополнительных балла.

- Итак, с правилами познакомились. А теперь немного посовещайтесь и выберете капитана команды. Ему будет предоставлено право крутить волчок.

- Команды, представьте ваших капитанов…

Желаю удачи!

- Итак, счет 0:0. Первый раунд.

- 1 команда, крутите волчок. (играет музыка)

Основные вопросы:

1 минута на размышление каждого вопроса

Сколько было сыновей у Ярослава Мудрого? (5)

Как назывался документ, который содержал Свод законов, предусматривающий наказание на княжескую собственность, жизнь людей, управлявших княжеским хозяйством? («Правда Ярославичей»

Как назывались воинственные племена, которые в 1068 году совершили первый крупный набег на Русь? (половцы)

Кем приходился Ярославу Мудрому черниговский князь Святослав? (вторым сыном)

Как по линии матери, византийской принцессы, называли сына Всеволода Владимира? (Мономах – Единоборец)

В каком году по настоянию Владимира Мономаха внуки и правнуки Ярослава Мудрого собрались на съезд в г. Любече? (1097 г.)

В чем заключался установленный принцип князей «Каждый да держит отчину свою» (разделение Русской земли на отдельные княжества)

О чем договорились князья между собой на Любечском съезде? (бороться с половцами сообща, чтобы те не разоряли Русь, каждый будет править самостоятельно на земле, доставшейся от отца)

Назовите имя вдохновителя общерусской борьбы с половцами, который весной 1111 года собрал и нанес сокрушительный удар по половцам? (Владимир Мономах)

Зачем киевская знать отправила гонцов в Переяславль к Владимиру Мономаху? (В апреле 1113 года умер Святополк Изяславич. Опасаясь беспорядков, хотели пригласить на престол «отца и деда».

В каком возрасте князь Владимир Мономах стал киевским князем? (60 лет – 1113-1125 гг.)

Как назывался новый свод законов, который создал после своего вокняжения Владимир Мономах? («Устав Владимира Всеволодовича»)

О чем говорилось в новом своде законов Владимира Мономаха? (закон облегчал положение различного рода должников, запрещал превращать свободных людей в рабов)

В какие города Владимир Мономах отправил своих сыновей? (Новгород, Смоленск, Суздаль, Владимир-Волынский)

Как называется назидание князя Владимира Мономаха, обращенное не только к своим детям, но и ко всем потомкам? («Поучение»).

О чем говорится в назидании Владимира Мономаха? (о своем жизненном пути, изложил свои взгляды на то, что является главным в жизни человека, как он должен вести себя по отношению к другим людям)

Кто после смерти Владимира Мономаха стал править Киевом? (старший его сын Мстислав – 1125-1132)

Что было сделано Ярославом Мудрым для распространения христианства на Руси? (строили новые церкви, при них открывались школы, поощрялся перевод церковных книг с греческого языка на славянский).

ИГРОКИ: совещаются и записывают свой ответ на листочек, потом сдают ведущему.

ВЕДУЩИЙ: – Уважаемые знатоки,...

(Зачитывает ответы и называет правильный)

Написать результаты команд на доске.

Вопрос «Черный ящик»

Самым распространенным видом обуви на Руси всегда были лапти. Естественно, что к качеству этой обуви предъявлялись серьезные требования, особенно по поводу прочности. Поэтому мастер-изготовитель в присутствии заказчика (или покупателя) наливал в сплетенный лапоть жидкость, чтобы продемонстрировать качество товара. Что это за жидкость? Что находится в черном ящике?

(бутылка кислых щей - кваса).

(Лапти на Руси были практически единственной доступной обувью бедных крестьян, а щи простым, повседневным дешевым блюдом. В старину на ярмарке мастер, желая продать свой товар, брал из кучи новых лаптей один и наливал внутрь бутылку кислых щей (кваса). И показывал покупателям – обувка-то добротная, лыко двойного плетения и жидкость не протекает. Отсюда и пошла поговорка «лаптем щи хлебать»).

БЛИЦ-ОПРОС:

Эта женщина, сыгравшая значительную роль в истории Древней Руси, при рождении была наречена одним именем, при крещении другим, а мы ее знаем под третьим. Назовите это имя.

(Речь идет о русской княгине, которую мы знаем под варяжским именем Ольга. До замужества она носила имя Предслава, а после принятия христианства – имя Елена).


 

Многие великие князья и государи, чеканя монету, ставили, как правило, на ней свое имя. Почему на монетах Ярослава Мудрого часто изображен Георгий Победоносец и высечено имя Георгий?

(имя, данное при крещении)

У славян почитание святого Георгия развилось рано. Имя Георгий (Юрий) получил во святом крещении сын равноапостольного князя Владимира Ярослав Мудрый. В честь своего святого он основал на Новгородчине город Юрьев и Юрьевский монастырь, воздвиг храм Георгия Победоносца в Киеве. Со времен Ярослава изображение Георгия появляется на монетах.

Георгий Победоносец – небесный покровитель российской столицы. Основатель Москвы Юрий Долгорукий в память своего святого также построил несколько храмов, основал город Юрьев-Польской .

Литературный памятник-произведение XII в., в котором содержался призыв к прекращению княжеских усобиц.

(«Слово о полку Игореве»)


 

Заключительное слово учителя.

(Определение победителя, подведение итогов)

- Вручаются медали лучшим игрокам команд.

Выводы:

- Какие же важные события произошли на Руси в период совместного правления Ярославичей?

- Почему борьба половцев стала важнейшей задачей русских князей?

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.