Конспект урока на тему: " Собственные и нарицательные имена существительные"

Предмет: русский язык.
Тема урока: Имена существительные собственные и нарицательные.
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Цель урока: учить различать имена существительные собственные и нарицательные, классифицировать слова, решать проблемные задачи.
Задачи:
Образовательные:
-вспомнить ранее изученный материал
-познакомить с правильных написанием названий художественных произведений, авторов, городов и т.д.
Развивающие:
-развивать орфографическую зоркость, внимание, память
Воспитательные:
-воспитывать интерес и любовь к художественным произведениям.
Формирование УУД:
Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
Познавательные действия: (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение высказывания в устной и письменной форме)
Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
Методы обучения: системно-деятельностный подход
Информационный материал:
• русский язык: учебник для 3 класса: в 2 ч. Ч. 2.
• раздаточный материал – карточки.
Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка, смена видов деятельности на уроке.
Ход урока
Организационный момент
Наш урок я хочу начать с замечательных слов Г.Р. Державина. (слайд.1)
Как вы понимаете эти слова?
Нам предстоит сегодня открыть новые знания. Я желаю вам сегодня плодотворной работы и удачного дня.
Минутка чистописания
На календаре 30 января. Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число. Не забывайте о посадке и осанке при письме.
Наш урок мы начнем с минутки чистописания. Пропишем букву Сс.
Я неслучайно выбрала букву Сс. Сегодня мы снова изучаем такую часть речи, как? (ответы детей) Имя существительное.
Верно. Мы будем работать с этой частью речи.
Словарно-орфографическая работа.
Словарный диктант.
Каждый ученик записывает слова в своей тетради.
Словарь: посуда, Россия, чувство, снегирь, Москва, собака, спасибо.
Не забывайте выделять ударение и орфограммы.
Посмотрите на словарные слова, проверьте. ( слайд. 2) (оценку поставьте на полях)
Актуализация знаний
Что вы можете сказать о данных словарных словах? (ответы детей).
Например, перед нами имена существительные… и т. д.
Хорошо. Давайте с вами попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.
Имена существительные собственные и нарицательные (слайд 3)
Создание проблемной ситуации
Ребята, а как называются слова, которые пишутся с заглавной буквы?
Как называются слова, которые пишутся со строчной буквы?
«Открытие» новых знаний
Перед нами стоит задача узнать, чем отличаются имена собственные от нарицательных. ( ответы детей).
Откройте свои учебники на странице 15 и попробуем проверить, верно ли мы понимаем какие имена существительные собственные, а какие нарицательные. ( Дети читают правило).
Давайте устно проверим, как мы понимаем правило перед вами упражнение 22. Читаем по цепочке и называем собственные и нарицательные имена существительные.
Запишите в свои тетради два любых примера, поставьте ударение и подчеркните изученные орфограммы.
Постановка темы урока
У каждого из вас в тетради появились имена существительные, как они называются?
Попробуют назвать тему урока (Тема урока «Имена существительные собственные и нарицательные.
Физкультминутка.
Игра-цепочка.
Раздаю листочки. Объясняю правила.
Кто первым выполняет, выбирает следующее задание.
Задание 2
Ребята напомните мне тему. На доске карточки с заданием.
Карточка 1
Имена, фамилии, отчества людей.
Карточка 2
Города, страны, улицы, моря.
Карточка 3
Художественные произведения.
Тот ряд, который сделал позже остальных, берет третью карточку.
Ряд, которому досталась карточка №1, выписывает в свою тетрадь словосочетания с именами собственными через запятую.
Ряд, которому досталась карточка №2, выписывает словосочетания с именами собственными. ( образец в упражнении выполненном ранее).
Ряд, которому досталась карточка №3, найдет и выпишет в свою тетрадь предложение с именем собственным.
Кто всё выполнит, поднимает руку. (слайд. 4) проверка.
Один ребенок выходит к доске и записывает предложение.
А какие ещё произведения написал Н.Н. Носов? (ответы)
Обратите внимание ребята, что названия художественных произведений пишутся не только с заглавной буквы, но и заключаются в кавычки. Первые буквы имени и отчества называются инициалами.
Давайте проверим, какие имена собственные и нарицательные у нас получились. (слайд. 5)
Первичное закрепление новой темы.
Попробуйте придумать устно предложение с любым словосочетанием. (ответы детей).
Давайте запишем его на доске и выполним задание под цифрой 2 и 4.
Итог урока. Рефлексия.
Утром на своём столе я нашла письмо и не стала его открывать, почему?
( нет имени собственного)
Рядом была фотография, на ней изображены ученики нашей школы. Но снова нет чего?
Ребенок выходит к доске открывает письмо и находит внутри имена людей изображенных на фотографии.
Вместе оформляют общее фото.
Ребята пора поделиться друг с другом новыми знаниями.
Что сегодня удалось узнать, и какие задачи показались сложными?
Важно ли отличать имена собственные от нарицательных? Для чего нужны имена собственные?
Ребята все слова в русском языке играют огромную роль в жизни человека, они ключи, как говорил Г.Р. Державин.
Нарицательные слова это всё, что нас окружает учителя, люди, названия городов, школ. Знать имена собственные при общении с людьми, считается знаком вежливости и воспитанности.
Наш урок подошел к концу и закончу я его словами Ф.И. Тютчева. (слайд. 6)
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся,-
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать…
Пусть ваши слова будут добрыми ребята, а мысли светлыми и милосердными.
Спасибо за урок.
Ирина Владимировна Казарцева
Грязнева Людмила Исаевна