Конспект урока на тему "Япония: население, культура, обычаи и традиции"
ГБОУ Республики Марий Эл «Косолаповская школа-интернат»
План-конспект открытого урока
в 9 классе по географии на тему:
«Япония: население, культура,
обычаи и традиции»
Составитель - учитель первой категории
дефектолог Чемеева А.М.
с. Косолапово, 2025 г.
Тема: Япония: население, культура, обычаи и традиции.
Цель урока: дать обучающимся представление о населении, культуре, обычаях и традициях Японии.
Задачи:
образовательные: закрепление полученных знаний о географическом положении, рельефе, природе Японии; формирование наглядно-образного представления о населении, культуре, обычаях и традициях Японии.
коррекционно - развивающие: коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в анализе и синтезе; развитие связной устной речи.
воспитательные: Формирование положительного восприятия элементов культуры другого народа (музыки и др.); формирование у учащихся правил коллективной и индивидуальной работы на уроке.
Тип урока: комбинированный
Основные знания: Япония, Токио, монархия, иероглифы, убранство в японском доме, икебана, национальная одежда женщин, традиционная еда, достопримечательности Токио, император.
Понятийные значения на уроке: иероглиф, татами, икебана, кимоно, каллиграфия, сумо, айкидо, карате, дзюдо,
Оборудование: учебник, политическая и физическая карты мира, глобус, предметы обихода, раздаточные материалы, компьютер, проектор, мультимедийная презентация «Япония», запись японской музыки, фрагмент видео-урока «японский журавлик».
Технологии:
*личностно-ориентированная технология,
*ИКТ технология,
*здоровьесберегающая технология;
*проблемно-обучающая технология;
*технология творческого развития.
*технология дифференцированного обучения
Ход урока.
Организационный момент.
Цель: подготовка учащихся к работе на уроке.
Организация внимания: Приветствие детей. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой на урок.
Пусть сегодня для нас всех,
На урок придёт успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей,
Пожелайте нам удачи,
И успешности в придачу!
Каждый человек рожден мечтателем и путешественником. Еще в детстве, мы мысленно устремляемся к неизвестным, но манящим берегам, странам и материкам. Однако в реальной жизни не каждому удается стать участником путешествий и географических открытий. Но я знаю: такая возможность имеется всегда, ведь мы отправляемся все вместе в увлекательное путешествие по нашей замечательной планете. На земле много стран и сегодня на уроке мы продолжим знакомство с одной из них.
Эту страну называют очень странно – «Страна-наоборот». И для этого у нее есть все основания. В этой удивительной стране пальто подает не мужчина, а женщина, руль в машине не с левой, а с правой стороны, кошки здесь бесхвостые, люди едят палочками, спят на полу, а белый цвет является для них траурным.
- Так о какой стране идет речь? Вы догадались? (слушают лирическую японскую музыку, отвечают на вопрос) (Япония)
Да, вы правы. Необыкновенный сосед есть у России на востоке – это Япония, с которым мы начали знакомство на прошлом уроке.
Проверка домашнего задания.
Цель: установить правильность и осознанность выполнения д/з, определить типичные недостатки, устранить их в ходе проверки, обнаружение пробелов в знаниях.
*технология дифференцированного обучения
Разноуровневые задания.
Уплотненный опрос (сочетание индивидуального, устного и письменного).
I-II уровень у доски - по физической карте мира.
По глобусу (с места) - рассказать о рельефе Японии.
- В какой части света расположена Япония? (в Восточной Азии).
- Япония – материковое или островное государство? (островное государство).
- Покажите Японию на физической карте: о-ва Хонсю, Сикоку, Кюсю, Хоккайдо, г. Токио. Какими морями отделена Япония от России, КНДР, Республики Кореи и Китая.
- Отметьте на контурной карте острова Японии. (слайд 1)
- Какая гора в Японии считается священной? (гора Фудзияма 3776м.)
Фронтальный опрос:
Расскажите о растительном мире Японии: (японский кедр, лиственница, ель, пихта, бук, дуб, клен, ясень, липа).
Расскажите о животном мире Японии: (белогрудые медведи, коротконогие волки, пятнистые олени, енотовидные собаки, барсуки, лисицы, соболи, зайцы).
Какие опасные природные явления характерны для Японии? (Землетрясение, тайфун, наводнения).
Какие товары выпускают в Японии? (морские суда, телевизоры, автомобили, алюминий, медь, цемент, шины, велосипеды, электротовары, компьютеры), «Панасоник», «Сони», «Тошиба», «Тойота», «Ниссан», «Хонда»).
Почему в Японии наиболее развито рыболовство, а не земледелие? (занимает третье место в мире по улову рыбы, добыче морепродуктов и их потреблению)
III уровень составить рассказ, вставляя нужные по смыслу слова используя текст учебника на стр.180-181
Карточка №2 (слайд 2)
В Японии хорошо развита промышленность. В ней производят: морские суда, телевизоры, автомобили, электротовары, оптические приборы, компьютеры. Во всём мире известны японские марки: «Панасоник», «Сони», «Тошиба». По дорогам многих стран ездят автомобили известных компаний «Ниссан», «Тойота», «Хонда». На равнинах крестьяне выращивают рис, пшеницу, ячмень, овощи, фрукты¸ табак и чай. Япония занимает 3 место в мире по улову рыбы, добыче морепродуктов и их потреблению.
Проверка выполнения задания. (взаимообмен в парах)
IV уровень - выбрать правильный ответ:
1) Япония – это
а) островное государство;
б) материковое;
2) Символом Японии считают священную гору:
а) Эльбрус;
б) Белуха;
в) Фудзияма.
3)В Японии наиболее развито:
а) овцеводство;
б) рыболовство;
в) коневодство.
4) Столица Японии:
а) Кабул;
б) Токио;
в) Нью-Дели.
Итог выполнения д/з.
Актуализация знаний
Цель: установить уровень усвоения материала /предыдущих знаний, знаний по теме; привлечь внимание и вызвать интерес к теме.
*проблемно-обучающая технология;
Проблемный вопрос о вещах, взятых на урок (палочки, ветка сакуры, веер, шпилька)
- Посмотрите на предметы, лежащие на моем столе. Как вы думаете, зачем они здесь? Какое отношение они имеют к нашему уроку?
- Они действительно имеют отношение к нашей теме, а какое, вы мне надеюсь, ответите в конце урока более точно.
- Какие слова-ассоциации с Японией приходят вам на память? Записать их на доске (учащиеся должны их объяснить - суши, роллы). Добавить словарные слова – татами, икебана, сумо, кимоно, оригами, сакура (слайд 3)
Изучение нового материала.
Цель: дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе, правиле, явлении и т. п.
Ребята, настоящие путешественники всегда ведут дневники исследования. Нам тоже пригодятся эти дневники для записей. Их вы будете заполнять в процессе путешествия. Итак, в путь!
Сообщение темы урока: «Япония: население, культура, обычаи и традиции» (слайд 4)
Цель урока: узнать особенности населения – культуру, традиции, обычаи, быт.
2. Знакомство с планом урока: (слайд 5)
1. Народ, населяющий страну.
2. Традиции и обычаи.
3. Путешествие по отдельным городам Японии.
3.Чередование рассказа и беседы.
С желанием расширить еще большие представления о соседней державе, познакомиться с самыми интересными фактами из жизни японцев, узнать чудесный секрет долголетия японского народа, мы отправляемся туда, где зарождается день, в «Страну восходящего Солнца».
А понять и узнать эту своеобразную страну нам помогут - гиды (представление учащихся-гидов).
- А кто такой гид? (Человек, который сопровождает туристов и знакомит их с местными достопримечательностями, интересными обычаями и традициями) (слайд 6)
Страной Восходящего Солнца
Назвали соседи её.
Встаёт из-за моря здесь Солнце
Садится за горы оно (слайд 7)
Представьте себе… бескрайний великий океан. Со дна океана поднялись горы. Такие высокие, что их вершины выступили над водой и образовали цепь островов. С течением времени на этих островах поселились люди. Никто точно не помнит, как попали сюда их отважные предки. Люди прозвали свою страну «Ямато», что переводится как «путь гор». А сегодня Япония. Японцы называют - Ниппон.
Рассказ учителя о форме государственного правления в Японии.
Япония – монархия (слайд 8) Главой государства является император. Он присутствует на всех официальных торжествах, национальных праздниках, подписывает документы, подготовленные правительством. Император принимает иностранных послов, вручает им награды и почётные звания. Но все важные государственные решения принимает премьер-министр и правительство.
Рассказ о населении Японии, государственном языке, письменности.
В Японии живут японцы. Они говорят на японском языке. В разных районах страны существуют свои диалекты. Пишут японцы иероглифами (слайд 9)
Япония – страна древней культуры. Здесь чтят обычаи и традиции. Жители страны бережно относятся к своему прошлому, к истории государства. Их отличает сильная привязанность к своей родине, семье, учёбе, работе.
Японцы очень трудолюбивы. В отношениях с другими людьми они вежливы, уважительны, верны своему слову и обещанию.
Физкультминутка *здоровьесберегающая технология;
Цель: смена деятельности; снятие напряжения мышц спины.
В связи с тем, что у японцев приняты поклоны и улыбки мы попробуем их сделать (слайд 10)
Наклон с улыбкой под углом 15 градусов (японцы кланяются так друг
другу), под углом 30 градусов (кланяются клиентам и покупателям), под углом 45 градусов (кланяются начальнику). Еще, когда мать по японскому обычаю, носит младенца у себя за спиной, она при каждом поклоне заставляет кланяться и его, давая тем самым первые уроки почитания старших.
Написать головой слова: Япония, Фудзияма, кимоно, сакура.
Сообщения учащихся-гидов.
Архитектура Японии (Данил) (слайды 11-14)
В традиционном японском доме лёгкие раздвижные внутренние стены и очень мало мебели. Поскольку в стране часто бывают землетрясения, японцы не вешают на стены тяжелые предметы выше головы сидящего человека. При входе снимают обувь. Пол устлан толстыми матами из рисовой соломы – татами. По татами ходят только в носках. Сидят японцы на плоских подушках на полу, на ночь стелят постель. Едят они за низким маленьким столом.
Традиционная еда жителей Японии (слайды 15-18) (Женя) Большинство
японцев питаются рисом, лапшой, молодыми побегами бамбука и овощами. Большое внимание уделяется сервировке стола. Выбор посуды зависит не только от блюда, но и от времени года. Едят японцы палочками. Чайная церемония – очень сложный ритуал. Японцы любят пить крепкий настой зелёного чая. Когда приходят гости, хозяева приглашают их к столу. Каждому подают вместо вилки по две палочки, которые используют только один раз, а затем выбрасывают (демонстрация палочек). Посуда на столе не имеет ничего общего с тем, что мы называем сервизом. Приезжие изумляются: что за разнобой! А японцу кажется безвкусицей видеть одну и ту же роспись и на тарелках, и на блюдцах, и на чашках.
Искусство составления цветов.
Японцы очень любят природу, поэтому почти в каждом доме можно увидеть букет цветов или карликовое дерево в горшке.
Программированное задание. Прочитай названия растений, которые растут в Японии, выделенные буквы выпишите (слайд 19)
Лиственница, японский кедр, бук, липа, клен, береза.
- Какое слово получилось?
Так называется японское искусство составления букетов - икебана (словарная работа) – (слайд 20). Это целая наука, ее преподают в Японии в специальных школах, обучают детей этому искусству с 6 лет. Букетом считается 2-3 цветка, красиво поставленные в вазу.
Кимоно. Рассказ о национальной одежде японцев (слайды 21-22) (Женя).
Многие японцы дома или по праздникам часто надевают национальные костюмы – красочные кимоно. Кимоно похоже на халат с широкими рукавами и поясом, завязанным узлом или бантом. Все радостные события: рождение ребенка, свадьба, праздники, все скорбные события заставляют надеть кимоно – парадное или траурное. Кимоно – одежда, которая никогда не выбрасывается. Непременным атрибутом женского туалета является шпилька для украшения волос, а также веер и зонтик. На ноги надевают сандалии на деревянной подошве.
5. Работа с текстом учебника.
Самостоятельно прочесть и найти ответы на вопросы в тексте.
Традиционные японские виды спорта?
Что ещё любят японцы?
Что печатают в воскресных выпусках японских газет?
Почему товары со знаком «сделано в Японии» редко ломаются? (Для любознательных, стр.185)
В стране самая высокая в мире продолжительность жизни. Мужчины живут в среднем 77 лет, а женщины – 86 лет.
Средняя продолжительность жизни в Японии 81 год, а в России – 70 лет (слайд 25)
Задание. Посчитайте разницу в средней продолжительности жизни.
Ответ: 81 – 70 = 11 лет. Япония занимает одно из 1 мест в мире по продолжительности жизни.
- Как вы думаете, почему? (ответы учащихся)
Секрет японского долголетия (слайд 26)
1. Все продукты в магазинах свежие. Нет замороженных.
2. Употребление в пищу морепродуктов.
3. Отношение к жизни: японцы знают и понимают, насколько хрупка жизнь.
4. Ценят, берегут и наслаждаются природой.
5. В отношениях японцев друг к другу царит доброжелательность.
6. Здоровый образ жизни. Жизненное правило для каждого японца: «Десять тысяч шагов в день ради здоровья». Ходьба на четвереньках.
Мы продолжаем свое путешествие.
Сообщение учащегося – гида (Данил) (слайды 27-28)
Большинство японцев живут в городах. Самый крупный город страны – Токио. Это важнейший индустриальный, транспортный, торговый и финансовый центр страны. Название города означает «Восточная столица». В Токио и прилегающих к нему городах проживает почти четверть населения страны. Главные достопримечательности города – Императорский дворец, Токийская башня, похожая на Эйфелеву башню в Париже. В Национальном музее Токио хранятся шедевры национального искусства и археологические находки. В Национальном музее искусства демонстрируются картины современных художников, а в Национальном музее западного искусства – картины европейских и американских художников. В городе много парков.
Другие большие города Японии – Йокогама и Осака. Йокогама – крупнейший порт страны (слайд 29)
Просмотр видео о достопримечательностях Японии.
V. Закрепление полученных знаний.
Цель: закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы уч-ся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации.
1.Задание (слайд 30)
- Ребята, в квадрате спрятались японские слова, с которыми мы познакомились сегодня на уроке (сакура, кимоно, икебана, татами, иероглиф). Найдите и вспомните их значение.
са | е | ми | ра |
та | на | глиф | и |
ба | ро | ку | мо |
но | ки | та | ике |
2. Возвращение к проблемному вопросу о вещах с начала урока (ветка сакуры, шпилька, палочки, веер).
Вывод: это вещи имеют большое значение для каждого японца. Это неотъемлемая часть их культуры, традиций.
Итак, ребята, вы услышали и узнали очень многое об этой удивительной стране, о жизни японцев, их традициях, культуре и увидели другую сторону их жизни.
Наступил последний этап нашей работы – «Блиц - турнир», вопросы для закрепления.
3. Практическая работа.
У вас лежат карточки с заданиями, нужно на них быстро ответить, поменяться карточками и выставить оценку. После выполнения положите свои карточки на стол, а я их проверю.
99% населения в Японии составляют? (Японцы)
Маты из рисовой соломы? (Татами)
Национальная женская одежда в Японии? (Кимоно)
Самая высокая священная гора? (Фудзияма, 3776 м.)
Что такое «сакура»? (Вишня-символ японской весны)
Любимая еда японцев? (Рис)
Как называется японское искусство составления букетов? (Икебана)
Столица Японии? (Токио)
- Что вам известно о «японском журавлике»?
С «японским журавликом» связана еще одна традиция. Когда гости уходят, хозяева дарят им на прощание бумажную птичку – журавлика, который является символом не только счастья и долголетия, но и символом мира и надежды. Поэтому пусть каждый журавлик, который вы держите в руках, напоминает нам о важности мира, о ценности жизни и о том, что мы все можем внести свой вклад в создание лучшего будущего. Давайте будем помнить о тех, кто защищает нас, и стремится к миру и взаимопониманию в нашем обществе.
Подведение итогов.
Комментарии, оценивание работы обучающихся.
Цель: сделать вывод, подвести итог работы класса и отдельных учеников, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке.
Вывод: На этом наша экскурсия подошла к концу. Мы побывали в одном из красивейших уголков нашей планеты, в котором люди наперекор природе, не давшей им в достатке ни полезных ископаемых, ни земли, достигли таких экономических высот. И по традиции японцев мы хотим подарить нашим гостям бумажного журавлика. (Все гости получают по бумажному журавлик, выполненному в технике оригами).
Рефлексия (слайд 31)
Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из экрана на доске:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Я понял, что…
Я научился…
Меня удивило…
Мне захотелось…
- Хотели бы побывать в Японии и почему?
Домашнее задание. Стр. 183 – 185.
Ирина Владимировна Казарцева