Конспект урока на тему "Япония: население, культура, обычаи и традиции"

4
1
Материал опубликован 29 August

ГБОУ Республики Марий Эл «Косолаповская школа-интернат»











План-конспект открытого урока

в 9 классе по географии на тему:

«Япония: население, культура,

обычаи и традиции»






Составитель - учитель первой категории

дефектолог Чемеева А.М.












с. Косолапово, 2025 г.

Тема: Япония: население, культура, обычаи и традиции.

Цель урока: дать обучающимся представление о населении, культуре, обычаях и традициях Японии.

Задачи:

образовательные: закрепление полученных знаний о географическом положении, рельефе, природе Японии; формирование наглядно-образного представления о населении, культуре, обычаях и традициях Японии.

коррекционно - развивающие: коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в анализе и синтезе; развитие связной устной речи.

воспитательные: Формирование положительного восприятия элементов культуры другого народа (музыки и др.); формирование у учащихся правил коллективной и индивидуальной работы на уроке.

Тип урока: комбинированный

Основные знания: Япония, Токио, монархия, иероглифы, убранство в японском доме, икебана, национальная одежда женщин, традиционная еда, достопримечательности Токио, император.

Понятийные значения на уроке: иероглиф, татами, икебана, кимоно, каллиграфия, сумо, айкидо, карате, дзюдо,

Оборудование: учебник, политическая и физическая карты мира, глобус, предметы обихода, раздаточные материалы, компьютер, проектор, мультимедийная презентация «Япония», запись японской музыки, фрагмент видео-урока «японский журавлик».

Технологии:

*личностно-ориентированная технология,

*ИКТ технология,

*здоровьесберегающая технология;

*проблемно-обучающая технология;

*технология творческого развития.

*технология дифференцированного обучения







Ход урока.

Организационный момент.

Цель: подготовка учащихся к ра­боте на уроке.

Организация внимания: Приветствие детей. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой на урок.

Пусть сегодня для нас всех, 
На урок придёт успех! 
Поприветствуем гостей, 
С ними нам вдвойне теплей, 
Пожелайте нам удачи, 
И успешности в придачу!

Каждый человек рожден мечтателем и путешественником. Еще в детстве, мы мысленно устремляемся к неизвестным, но манящим берегам, странам и материкам. Однако в реальной жизни не каждому удается стать участником путешествий и географических открытий. Но я знаю: такая возможность имеется всегда, ведь мы отправляемся все вместе в увлекательное путешествие по нашей замечательной планете. На земле много стран и сегодня на уроке мы продолжим знакомство с одной из них.

Эту страну называют очень странно – «Страна-наоборот». И для этого у нее есть все основания. В этой удивительной стране пальто подает не мужчина, а женщина, руль в машине не с левой, а с правой стороны, кошки здесь бесхвостые, люди едят палочками, спят на полу, а белый цвет является для них траурным.

- Так о какой стране идет речь? Вы догадались? (слушают лирическую японскую музыку, отвечают на вопрос) (Япония)

Да, вы правы. Необыкновенный сосед есть у России на востоке – это Япония, с которым мы начали знакомство на прошлом уроке.


Проверка домашнего зада­ния.

Цель: установить правильность и осознанность выполнения д/з, определить типичные недостатки, устранить их в ходе проверки, обнаружение пробелов в знаниях.

*технология дифференцированного обучения

Разноуровневые задания.

Уплотненный опрос (сочетание индивидуального, устного и письменного).

I-II уровень у доски - по физической карте мира.

По глобусу (с места) - рассказать о рельефе Японии.

- В какой части света расположена Япония? (в Восточной Азии).

- Япония – материковое или островное государство? (островное государство).

- Покажите Японию на физической карте: о-ва Хонсю, Сикоку, Кюсю, Хоккайдо, г. Токио. Какими морями отделена Япония от России, КНДР, Республики Кореи и Китая.

- Отметьте на контурной карте острова Японии. (слайд 1)

- Какая гора в Японии считается священной? (гора Фудзияма 3776м.)

Фронтальный опрос:

Расскажите о растительном мире Японии: (японский кедр, лиственница, ель, пихта, бук, дуб, клен, ясень, липа).

Расскажите о животном мире Японии: (белогрудые медведи, коротконогие волки, пятнистые олени, енотовидные собаки, барсуки, лисицы, соболи, зайцы).

Какие опасные природные явления характерны для Японии? (Землетрясение, тайфун, наводнения).

Какие товары выпускают в Японии? (морские суда, телевизоры, автомобили, алюминий, медь, цемент, шины, велосипеды, электротовары, компьютеры), «Панасоник», «Сони», «Тошиба», «Тойота», «Ниссан», «Хонда»).

Почему в Японии наиболее развито рыболовство, а не земледелие? (занимает третье место в мире по улову рыбы, добыче морепродуктов и их потреблению)


III уровень составить рассказ, вставляя нужные по смыслу слова используя текст учебника на стр.180-181

Карточка №2 (слайд 2)

В Японии хорошо развита промышленность. В ней производят: морские суда, телевизоры, автомобили, электротовары, оптические приборы, компьютеры. Во всём мире известны японские марки: «Панасоник», «Сони», «Тошиба». По дорогам многих стран ездят автомобили известных компаний «Ниссан», «Тойота», «Хонда». На равнинах крестьяне выращивают рис, пшеницу, ячмень, овощи, фрукты¸ табак и чай. Япония занимает 3 место в мире по улову рыбы, добыче морепродуктов и их потреблению.


Проверка выполнения задания. (взаимообмен в парах)


IV уровень - выбрать правильный ответ:

1) Япония – это

а) островное государство;

б) материковое;

2) Символом Японии считают священную гору:

а) Эльбрус;

б) Белуха;

в) Фудзияма.

3)В Японии наиболее развито:

а) овцеводство;

б) рыболовство;

в) коневодство.

4) Столица Японии:

а) Кабул;

б) Токио;

в) Нью-Дели.

Итог выполнения д/з.


Актуализация знаний

Цель: установить уровень усвоения материала /предыдущих знаний, знаний по теме; привлечь внимание и вызвать интерес к теме.

*проблемно-обучающая технология;

Проблемный вопрос о вещах, взятых на урок (палочки, ветка сакуры, веер, шпилька)

- Посмотрите на предметы, лежащие на моем столе. Как вы думаете, зачем они здесь? Какое отношение они имеют к нашему уроку?

- Они действительно имеют отношение к нашей теме, а какое, вы мне надеюсь, ответите в конце урока более точно.

- Какие слова-ассоциации с Японией приходят вам на память? Записать их на доске (учащиеся должны их объяснить - суши, роллы). Добавить словарные слова – татами, икебана, сумо, кимоно, оригами, сакура (слайд 3)


Изучение нового материала.

Цель: дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе, правиле, явлении и т. п.

Ребята, настоящие путешественники всегда ведут дневники исследования. Нам тоже пригодятся эти дневники для записей. Их вы будете заполнять в процессе путешествия. Итак, в путь!

Сообщение темы урока: «Япония: население, культура, обычаи и традиции» (слайд 4)

Цель урока: узнать особенности населения – культуру, традиции, обычаи, быт.


2. Знакомство с планом урока: (слайд 5)

1. Народ, населяющий страну.

2. Традиции и обычаи.

3. Путешествие по отдельным городам Японии.


3.Чередование рассказа и беседы.

С желанием расширить еще большие представления о соседней державе, познакомиться с самыми интересными фактами из жизни японцев, узнать чудесный секрет долголетия японского народа, мы отправляемся туда, где зарождается день, в «Страну восходящего Солнца».

А понять и узнать эту своеобразную страну нам помогут - гиды (представление учащихся-гидов).

- А кто такой гид? (Человек, который сопровождает туристов и знакомит их с местными достопримечательностями, интересными обычаями и традициями) (слайд 6)

Страной Восходящего Солнца

Назвали соседи её.

Встаёт из-за моря здесь Солнце

Садится за горы оно (слайд 7)

Представьте себе… бескрайний великий океан. Со дна океана поднялись горы. Такие высокие, что их вершины выступили над водой и образовали цепь островов. С течением времени на этих островах поселились люди. Никто точно не помнит, как попали сюда их отважные предки. Люди прозвали свою страну «Ямато», что переводится как «путь гор». А сегодня Япония. Японцы называют - Ниппон.


Рассказ учителя о форме государственного правления в Японии.

Япония – монархия (слайд 8) Главой государства является император. Он присутствует на всех официальных торжествах, национальных праздниках, подписывает документы, подготовленные правительством. Император принимает иностранных послов, вручает им награды и почётные звания. Но все важные государственные решения принимает премьер-министр и правительство.


Рассказ о населении Японии, государственном языке, письменности.

В Японии живут японцы. Они говорят на японском языке. В разных районах страны существуют свои диалекты. Пишут японцы иероглифами (слайд 9)

Япония – страна древней культуры. Здесь чтят обычаи и традиции. Жители страны бережно относятся к своему прошлому, к истории государства. Их отличает сильная привязанность к своей родине, семье, учёбе, работе.

Японцы очень трудолюбивы. В отношениях с другими людьми они вежливы, уважительны, верны своему слову и обещанию.


Физкультминутка *здоровьесберегающая технология;

Цель: смена деятельности; снятие напряжения мышц спины.

В связи с тем, что у японцев приняты поклоны и улыбки мы попробуем их сделать (слайд 10)

Наклон с улыбкой под углом 15 градусов (японцы кланяются так друг

другу), под углом 30 градусов (кланяются клиентам и покупателям), под углом 45 градусов (кланяются начальнику). Еще, когда мать по японскому обычаю, носит младенца у себя за спиной, она при каждом поклоне заставляет кланяться и его, давая тем самым первые уроки почитания старших.

Написать головой слова: Япония, Фудзияма, кимоно, сакура.


Сообщения учащихся-гидов.

Архитектура Японии (Данил) (слайды 11-14)

В традиционном японском доме лёгкие раздвижные внутренние стены и очень мало мебели. Поскольку в стране часто бывают землетрясения, японцы не вешают на стены тяжелые предметы выше головы сидящего человека. При входе снимают обувь. Пол устлан толстыми матами из рисовой соломы – татами. По татами ходят только в носках. Сидят японцы на плоских подушках на полу, на ночь стелят постель. Едят они за низким маленьким столом.


Традиционная еда жителей Японии (слайды 15-18) (Женя) Большинство

японцев питаются рисом, лапшой, молодыми побегами бамбука и овощами. Большое внимание уделяется сервировке стола. Выбор посуды зависит не только от блюда, но и от времени года. Едят японцы палочками. Чайная церемония – очень сложный ритуал. Японцы любят пить крепкий настой зелёного чая. Когда приходят гости, хозяева приглашают их к столу. Каждому подают вместо вилки по две палочки, которые используют только один раз, а затем выбрасывают (демонстрация палочек). Посуда на столе не имеет ничего общего с тем, что мы называем сервизом. Приезжие изумляются: что за разнобой! А японцу кажется безвкусицей видеть одну и ту же роспись и на тарелках, и на блюдцах, и на чашках.


Искусство составления цветов.

Японцы очень любят природу, поэтому почти в каждом доме можно увидеть букет цветов или карликовое дерево в горшке.

Программированное задание. Прочитай названия растений, которые растут в Японии, выделенные буквы выпишите (слайд 19)

Лиственница, японский кедр, бук, липа, клен, береза.

- Какое слово получилось?

Так называется японское искусство составления букетов - икебана (словарная работа)(слайд 20). Это целая наука, ее преподают в Японии в специальных школах, обучают детей этому искусству с 6 лет. Букетом считается 2-3 цветка, красиво поставленные в вазу.


Кимоно. Рассказ о национальной одежде японцев (слайды 21-22) (Женя).

Многие японцы дома или по праздникам часто надевают национальные костюмы – красочные кимоно. Кимоно похоже на халат с широкими рукавами и поясом, завязанным узлом или бантом. Все радостные события: рождение ребенка, свадьба, праздники, все скорбные события заставляют надеть кимоно – парадное или траурное. Кимоно – одежда, которая никогда не выбрасывается. Непременным атрибутом женского туалета является шпилька для украшения волос, а также веер и зонтик. На ноги надевают сандалии на деревянной подошве.


5. Работа с текстом учебника.

Самостоятельно прочесть и найти ответы на вопросы в тексте.

Традиционные японские виды спорта?

Что ещё любят японцы?

Что печатают в воскресных выпусках японских газет?

Почему товары со знаком «сделано в Японии» редко ломаются? (Для любознательных, стр.185)


В стране самая высокая в мире продолжительность жизни. Мужчины живут в среднем 77 лет, а женщины – 86 лет.
Средняя продолжительность жизни в Японии 81 год, а в России – 70 лет (слайд 25)

Задание. Посчитайте разницу в средней продолжительности жизни.

Ответ: 81 – 70 = 11 лет. Япония занимает одно из 1 мест в мире по продолжительности жизни.

-  Как вы думаете, почему? (ответы учащихся)

Секрет японского долголетия (слайд 26)

1. Все продукты в магазинах свежие. Нет замороженных.

2. Употребление в пищу морепродуктов.

3. Отношение к жизни: японцы знают и понимают, насколько хрупка жизнь.

4. Ценят, берегут и наслаждаются природой.

5. В отношениях японцев друг к другу царит доброжелательность.

6. Здоровый образ жизни. Жизненное правило для каждого японца: «Десять тысяч шагов в день ради здоровья». Ходьба на четвереньках.

Мы продолжаем свое путешествие.

Сообщение учащегося – гида (Данил) (слайды 27-28)

Большинство японцев живут в городах. Самый крупный город страны – Токио. Это важнейший индустриальный, транспортный, торговый и финансовый центр страны. Название города означает «Восточная столица». В Токио и прилегающих к нему городах проживает почти четверть населения страны. Главные достопримечательности города – Императорский дворец, Токийская башня, похожая на Эйфелеву башню в Париже. В Национальном музее Токио хранятся шедевры национального искусства и археологические находки. В Национальном музее искусства демонстрируются картины современных художников, а в Национальном музее западного искусства – картины европейских и американских художников. В городе много парков.

Другие большие города Японии – Йокогама и Осака. Йокогама – крупнейший порт страны (слайд 29)


Просмотр видео о достопримечательностях Японии.


V. Закрепление полученных знаний.

Цель: закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы уч-ся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации.

1.Задание (слайд 30)

- Ребята, в квадрате спрятались японские слова, с которыми мы познакомились сегодня на уроке (сакура, кимоно, икебана, татами, иероглиф).  Найдите и вспомните их значение.

са

е

ми

ра

та

на

глиф

и

ба

ро

ку

мо

но

ки

та

ике


2. Возвращение к проблемному вопросу о вещах с начала урока (ветка сакуры, шпилька, палочки, веер).

Вывод: это вещи имеют большое значение для каждого японца. Это неотъемлемая часть их культуры, традиций.

Итак, ребята, вы услышали и узнали очень многое об этой удивительной стране, о жизни японцев, их традициях, культуре и увидели другую сторону их жизни.

Наступил последний этап нашей работы – «Блиц - турнир», вопросы для закрепления.


3. Практическая работа.

У вас лежат карточки с заданиями, нужно на них быстро ответить, поменяться карточками и выставить оценку. После выполнения положите свои карточки на стол, а я их проверю.

99% населения в Японии составляют? (Японцы)

Маты из рисовой соломы? (Татами)

Национальная женская одежда в Японии? (Кимоно)

Самая высокая священная гора? (Фудзияма, 3776 м.)

Что такое «сакура»? (Вишня-символ японской весны)

Любимая еда японцев? (Рис)

Как называется японское искусство составления букетов? (Икебана)

Столица Японии? (Токио)

- Что вам известно о «японском журавлике»?


С «японским журавликом» связана еще одна традиция. Когда гости уходят, хозяева дарят им на прощание бумажную птичку – журавлика, который является символом не только счастья и долголетия, но и символом мира и надежды. Поэтому пусть каждый журавлик, который вы держите в руках, напоминает нам о важности мира, о ценности жизни и о том, что мы все можем внести свой вклад в создание лучшего будущего. Давайте будем помнить о тех, кто защищает нас, и стремится к миру и взаимопониманию в нашем обществе.


Подведение итогов.

Комментарии, оценивание работы обучающихся.

Цель: сделать вывод, подвести итог работы класса и отдельных учеников, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке.

Вывод: На этом наша экскурсия подошла к концу. Мы побывали в одном из красивейших уголков нашей планеты, в котором люди наперекор природе, не давшей им в достатке ни полезных ископаемых, ни земли, достигли таких экономических высот. И по традиции японцев мы хотим подарить нашим гостям бумажного журавлика. (Все гости получают по бумажному журавлик, выполненному в технике оригами).

Рефлексия (слайд 31)

Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из экрана на доске:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я понял, что…

Я научился…

Меня удивило…

Мне захотелось…

- Хотели бы побывать в Японии и почему?


Домашнее задание. Стр. 183 – 185.








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Жалко, что нет презентации, хотя она заявлена

0
5 September