Конспект урока на тему «Жестокость и Доброта: кому править миром?»
Включить доску. 1слайд
Здравствуйте, ребята! Приветствую вас на уроке литературы. Каждый урок, как и день, не похож на другой. Что вы пожелаете друг другу сегодня?
Учитель называет любую букву: У, Т, Р, О. Учащиеся говорят.
Я желаю, чтобы вопросы, которые возникнут на уроке, вы смогли бы решить также просто! Похлопает друг другу! (Хлопают)
Сегодня наш урок мы проведем в форме диалога. Давайте вспомним, что такое диалог? (Разговор двух или нескольких лиц).
Чем важен и полезен диалог для тех, кто общается?
(Люди сообщают информацию, передают свои чувства, отношение к чему – либо, могут и поспорить, в споре рождается истина и т. д.)
(Учитель подходит к доске, ОТКРЫВАЕТ карточку, берет мел, записывает)
Продолжите логическую цепочку: диалог – общение – обсуждение – решение – вывод
(учитель записывает на доске, буквы – начало слов, в помощь: Ход мысли: при диалоге возникает общение, в ходе общения люди обсуждают, выносят решение, делают вывод)
То есть, сегодня мы будем (показывает) общаться, обсуждать, принимать решения и делать выводы.
(включаются слайды) Обратите внимание сначала на первые 4 слайда, затем – на остальные.
Демонстрируются слайды 2 – 9, сначала четыре, пауза, еще четыре.
Что вы видите на них? Каким одним словом можно назвать эти фото? (первые четыре - жестокость, вторые четыре -доброта)
Учитель открывает карточки на доске.
Что означают эти слова? (выдаю листочки)
Задание для групп. (У каждой группы лист бумаги, на которых написаны слова «Жестокость» и «Доброта». Необходимо подобрать и написать три слова или выражения – синонима, наиболее подходящих к слову «Жестокость» и три синонима, наиболее подходящих к слову «Доброта».
Учащиеся записывают, по группам, дается время.
(Представитель каждой группы по очереди зачитывает слова).
Например: Жестокость: убийство, зло, равнодушие, бессердечие, варварство
Доброта: сострадание, милосердие, человечность, человеколюбие, отзывчивость, сердечность, участливость
Обратите внимание, много сходных по смыслу понятий. Какой сделаем вывод: ваши представления о жестокости и доброте совпадают.
Скажите, а почему вы выбрали именно эти слова и выражения, чтобы объяснить понятия ЖЕСТОКОСТЬ и ДОБРОТА? Учащиеся отвечают.
А теперь давайте обратимся к литературе. Очень много художественных произведений, где писатели очень остро описывают именно эти черты людского характера). Вспомним произведение Валентина Распутина «Уроки французского». Проявлял ли кто – то из героев чувство жестокости по отношению к другому человеку?
Учащиеся отвечают: (Да, хозяйка, которая воровала картошку; Вадим, который вместе с друзьями бил главного героя за то, что то хорошо играл в чику)
Злой поступок – жестокий поступок, разница
А кто из героев проявил искреннее чувство доброты по отношению к герою? Каким образом?
Учащиеся отвечают: Молодая учительница Лидии Михайловне, которая помогала своему ученику, узнав о его бедственном положении. Она старалась избавить его от одиночества, поддержать. Благодаря учительнице герой узнал, что на свете есть доброта).
Значит, в этом произведении имело место проявление как доброты, так и жестокости, верно?
Спасибо! А сейчас я вам кратко перескажу содержание одного рассказа. Его вы будете изучать в 7 классе. Автор Андрей Платонов. Рассказ называется «Юшка». В небольшом городке у кузнеца долгие годы работает за небольшую плату помощником Ефим, которого все кличут Юшкой. Свое скудное жалованье он экономит, как может. Годами ходит в старой одежде и пьет кипяток. Жители города постоянно насмехаются над Юшкой, даже дети кидают в него камни и обзываются. Все это Юшка безропотно сносит, он искренне верит, что на самом деле люди не желают ему плохого, просто так проявляют свою любовь. Однажды Юшка “осмеливается” на вопрос подвыпившего горожанина ответить, что, если он рожден на свет, значит, нужен на земле для чего-то. Это выводит прохожего из себя, он толкает Юшку, тот падает и умирает. Спустя время в городе появляется девушка, разыскивающая Ефима Дмитриевича. Жители с трудом вспоминают Юшку. Оказывается, Ефим Дмитриевич, был не просто добрым и безответным человеком, но и помогал человеку. Отказывая себе во всем, он оплачивал девочке-сироте проживание и учебу. Девушка выучилась на врача и приехала, чтобы вылечить своего благодетеля от чахотки. В память об Ефиме она осталась работать в городе, в котором так жестоко относились к человеку.
Какую мысль хотел донести до читателя автор произведения?
(Показать, что слабые, болезненные и беспомощные люди оказываются намного добрее и человечнее, нежели сильные и здоровые люди. Добрые дела должны быть «тихими», о них не нужно кричать.)
А еще: Юшка сделал добро девушке – девушка не забыла этого, вернулась в город, чтобы егго отблагодарить, но не успела – осталась в городе лечить людей. (цепочка)
Девушка вернулась в тот город, чьи жители обижали Юшку, стала лечить их. Как вы думаете, почему автор для профессии девушки выбрал именно ДОКТОРА (доктор лечит). История заканчивается, но хочется верить, что жители действительно «вылечатся» от жестокости.
Вывод: В обоих произведениях присутствует жестокость и доброта. Но это было достаточно давно.
А как вы думаете, сейчас есть необходимость говорить о жестокости и доброте? Актуальная ли эта тема сейчас? Учащиеся отвечают: (Эта тема сегодня очень актуальна, потому что люди в последнее время безжалостны и равнодушны ко всему, да ещё очень злы.
А с чем вам чаще всего приходится сталкиваться в жизни: добром или жестокостью? Приведите примеры. Учащиеся отвечают.
А как вы думаете, каким человеком лучше быть: жестоким людям или добрым? Давайте немного поспорим, ведь в споре рождается истина
Прием «За и против»
(Учащиеся делятся на три группы. Первая отстаивает мнение, что важно быть жестоким, что за жестокостью будущее. Вторая группа – важно быть добрым. Доброта будет править миром. Задача третьей группы: внимательно выслушать высказывания каждой группы и оценить, чье выступления было более убедительно.)
Учащиеся выполняют. Итак, заслушаем мнение третьей стороны.
Учащиеся выступают.
То есть, мы можем сделать вывод: жестоким проще, лучше; добрым проще, лучше.
Значит, это понятия противоположными по своей сути? Как вы думаете, эти два понятия могут жить в мире и согласии? Учащиеся отвечают: Нет.
Если жестоких людей и их поступков станет больше, это может как – то изменить мир?
Учащиеся отвечают. Как? Может это стать проблемой человеческой?
Как решить эту проблему? Что мы должны доказать?
Учащиеся отвечают: (Что для человека важнее доброта.
Хорошо, я поняла, что важнее всего доброта! Стану писать о доброте заметки в газеты, ходить на митинги, призывать быть добрыми, рисовать плакаты «Нет жестокости» и т д. Этого будет достаточно?
Учащиеся отвечают. Почему? Любое дело начинается с идеи, с первого шага.
Послушайте, пожалуйста, стихотворение.
В сторонке бабушка стояла,
Рецепт, потертый кошелек…
А по щеке слеза бежала…
Жестокости немой упрек.
Тихонько отошла и плачет,
Ведь на лекарства денег нет.
Другие люди, спрятав сдачу
Спешили, суета — сует…
У каждого свои проблемы…
У каждого судьба своя…
А у нее кружились стены,
От слез болела голова…
Последние считает крохи,
До этого пришлось дожить…
На том листке, всего лишь строки,
От этих строк зависит жизнь…
И женщина, приняв своею,
Ту боль, что в тех глазах прочла,
К окошку повела, жалея,
И мимо боли не прошла…
Держалась за руку старушка,
Боясь надежду потерять…
К окошку шла она послушно,
Чтобы рецепт опять подать…
Та женщина все оплатила,
Вложила деньги ей в ладошку…
У бабушки слеза застыла…
Не верила, так быть не может…
Могло бы такое случиться в жизни?
Что сделала женщина? (Помогла)
А что, прежде всего? (Сделала первый шаг)
Блиц – опрос «Убеди меня!».
Я зачитываю ситуацию, которая может произойти с кем угодно. Докажите, что можно ее изменить в лучшую сторону.
Мальчик забыл в парке ранец с учебниками...
Вы нашли у своего дома маленького котёнка....
У старушки в общественном транспорте выпал кошелёк...
Ты знаешь, что соседская девочка-инвалид часто смотрит в окно, но боится выйти во двор, ее засмеют...
У старушки на соседней улице побило градом прекрасную клумбу цветов, которой все любовались...
В чем вы меня хотите убедить? Учащиеся отвечают? (Можно всегда прийти на помощь, важно сделать первый шаг).
Скажите, а можно считать проблему человеческой жестокости серьезной проблемой для будущего поколения? Ведь, я могу рассуждать и так:
- сильнейший всегда должен побеждать (в драке или еще где);
- зачем беречь животных. Их и так много расплодилось!
- убивать! На земле и так много населения. Мусора будет меньше.
Вы согласны с моими доводами? Учащиеся отвечают.
Почему? Учащиеся отвечают.
Кто же должен править миром? Жестокость или доброта? Учащиеся отвечают.
А как это сделать? Хорошо, давайте подумаем. Человек – существо разумное. Если он хочет сделать что – то на века, он придумывает сначала или модель, или макет задуманного. Или алгоритм (пишу слово на доске): порядок выполнения определенных действий.
Наша проблема: за кем будущее: за жестокостью или добротой.
Вывод. Значит, мы должны составить алгоритм, который позволяет жестокого человека превратить в доброго.
Зачем нам это нужно? Может это пригодиться в жизни? Учащиеся отвечают. (Если на свете будет больше добрых людей, то и мир станет добрее)
Ну что ж, изменим жизнь к лучшему? Построение алгоритма. Слайд.
(Каждой паре выдается карточка с действиями. Нужно составить алгоритм, порядок действий, можно ли жестокость превратить в доброту?
Проверка. Правильное расположение. Слайд.
Жестокость остановиться подумать стать на место другого почувствовать осознать принять решение измениться доброта
Применим на практике созданный вами алгоритм. Человек ударил другого человека. Учащиеся отвечают.
Сегодня вы сами делали выводы. Каждый новый вывод – это открытие.
(На доске учитель изображает символы)
Наше первое открытие: Человек может сам изменить себя в лучшую сторону.
Наше второе открытие: Перестать быть жестоким не трудно. (убрать карточку со словом «жестокий»
Наше третье открытие: Важно сделать первый шаг.
4 Открытие: Ответим на наш главный вопрос, который мы задали в начале урока:
Кому править миром: жестокости или доброте?
Рефлексия: подхожу к доске, где логическая цепочка? Диалог: что мы сегодня делали на уроке?
А сейчас я приглашаю желающих к доске.
Учащиеся (по желанию) выходят к боковой доске и по очереди рисуют то, что у них ассоциируется со словом «доброта»: солнце, цветы, улыбка, сердце, ладошки, птицы…
Почему вы выбрали именно эти образы? (Солнце дарит тепло, свет, цветы радуют глаз, от улыбки становится светлей)
Спасибо! И в завершении. У меня в коробочке лежит обычный кусок хлеба и немного земли. Я могу распорядиться ими по – всякому: хлебом накормить птиц, голодную собаку, а могу просто выбросить на пол, как (к сожалению, делают некоторые учащиеся). Землю я могу специально рассыпать на пол, навредничать, чтобы техничка убирала, могу кинуть обидчику в глаза. А могу насыпать в цветочный горшок и посадить отводок, чтобы вырос красивый цветок. Все зависит от того, какое решение я приму и по какому алгоритму буду действовать.
Известный поэт Андрей Дементьев сказал:
Мир держится на добрых людях,
Не на агрессии и зле.
И если доброты не будет,
Но ничего не будет на земле.
Спасибо за урок!