Конспект урока физики на тему «Что изучает физика» (7 класс)
Тип урока: «Вводный урок – презентация»
Тема: «Что изучает физика»
Цели урока:
1.Образовательная: рассмотреть понятие о содержании физической науки, физические явления и их использование в жизни.
2.Развивающая: развивать коммуникативные способности, интерес к новому предмету, расширить кругозор.
3.Воспитательная: воспитание аккуратности, коллективизма.
Оборудование: маятник, механическая машинка, электрическая лампочка, электрофорная машина «пляшущие человечки» из фольги, магнитные стрелки, постоянный магнит, металлические опилки; проволока, намотанная на гвоздь, источник тока, стакан с водой, ложка, зеркало, линза, электроплитка, свечка.
Дидактические методы, используемые на уроке:
словесный метод
беседа
наглядный метод.
Форма организации учебной работы:
через эксперимент к знаниям
использование АРМ
Принципы обучения:
- принцип наглядности;
- принцип доступности;
- принцип открытости.
План урока:
Организационный момент;
Изучение нового материала
Закрепление нового материала
Домашнее задание
Подведение итогов.
Ход занятия:
I.Организационный момент:
Исаак Ньютон говорил: «Не знаю, чем я могу казаться миру, но самому себе я кажусь мальчиком, играющим у моря, которому удалось найти более красивый мешок, чем другим: но океан неизвестного лежит передо мной».
Так и перед вами лежит большой океан неизвестного и неопознанного. И нам с вами придется окунуться в этот неизвестный мир и больше узнать о нем.
II. Изучение нового материала.
Попробуем больше узнать о новой науке физике (слайд №1) .
Что изучает физика?
Физика происходит от греческого слова «физюс» - природа. Значит, физика – это наука оприроде(слайд№2).
Но в природе происходит очень много разных изменений или явлений. Какие же из них изучает физика?
К физическим явлениям относят (слайд №3):
Механические явления. Попробуйте привести примеры этих явлений, используя кадр.
Ученики приводят примеры. Учитель предлагает опыты:
колебания маятника;
движение механической машины.
Какие механические явления вы наблюдали в жизни?
Электрические явления (слайд №4).
Следующее явление, которое изучает физика, - это электрические явления. Внимательно посмотрите на экран и скажите, какие примеры изображены на нем.
Далее предлагаются опыты:
опыт с электрофорной машиной;
опыт с лампочкой;
опыт с «пляшущими человечками»;
Приведите примеры из жизни электрических явлений.
Магнитные явления (слайд №5).
Со следующими явлениями мы тоже связаны. Вы на природоведении встречались с компасом. На стрелку оказывает воздействие Земля, т.к. она обладает магнитными свойствами. Примеры магнитного воздействия Вы видите на экране.
Учитель предлагает опыты:
опыт с двумя магнитными стрелками;
опыт с постоянным магнитом и опилками.
Какие же магнитные явления Вам знакомы?
4.Рассмотрим следующее явление–оптическое(слайд №6).
Внимательно посмотрите на экран и объясните, что это за явление. Приведите примеры из жизни оптических явлений.
А я Вам предлагаю следующее:
опыт с изломанной ложкой в стакане с водой;
опыт с плоским зеркалом;
опыт с линзой.
5.Физика также рассматривает и тепловые явления (слайд №7).
Само слово говорит за себя. Тепловое от слова «тепло». Приведите примеры, связанные с теплом:
опыт с электроплиткой;
опыт со свечкой.
предлагаю посмотреть следующий слайд (слайд №8).
На экране вы видите атомные явления. Сейчас развивается атомная энергетика, которая основана именно на этом явлении. Все тела состоят из атомов, и наука физика изучает их.
Главной задачей физики является открытие законов, которые связывают между собой различные физические явления, происходящие в природе.
Найти связь и причины явлений (слайд №9).
Но вы скажите, что есть и другие науки, которые изучают природу: география, биология, химия. Но каждая наука имеет свои цели и приемы.
Любую науку создали ученые, и мне хочется познакомить Вас с некоторыми из них (слайд №10). (Рассказ об ученых).
III. Закрепление нового материала:
опыт с гвоздем.
Объясните, какие явления вы наблюдали в данном опыте.
А теперь ответьте на вопрос – что это за явления? (слайд №11).
IV. Домашнее задание: §1. Записать физические явления в тетрадь и привести по два примера из жизни.
V. Подведение итогов.
На уроке мы начали изучать новую науку. Что нового вы узнали о ней?
Какие явления она рассматривает? Почему изучать физику нужно не только ученым – физикам?
Наш урок мне хочется закончить словами персидского и таджикского поэта Фирдауси:
Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой томись.
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет.