Конспект урока обобщения и закрепления знаний, полученных при изучении курса «Информатики» в форме телевизионной игры «Своя игра»
Пояснительная записка к презентации
Разработка урока обобщения и закрепления знаний, полученных при изучении курса «Информатики» в форме телевизионной игры «Своя игра»
Улюмджиевой Натальи Бадмаевны, учителя информатики МКОУ «Цаганаманская гимназия»
Цели урока:
Углубление, обобщение и систематизация знаний по предмету «Информатика и ИКТ».
Развитие познавательного интереса.
Формирование информационной культуры.
Задачи урока:
Образовательные:
Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных учащимися при изучении предмета «Информатика».
Развивающие:
Развитие памяти, внимания, логического мышления.
Воспитательные:
Воспитание чувства коллективизма и толерантности к окружающим людям.
Развитие умения работать в группе, умения прислушиваться к мнению окружающих.
Тип урока: урок обобщения с применением игровых технологий.
Форма проведения урока: урок – игра.
Форма организации учебной деятельности: коллективная.
Технология: игровая.
Оборудование урока: компьютер, ИД, презентация.
Ход урока:
Оргмомент
Сообщение темы и цели урока. Объяснение правил.
Учитель: Мы начинаем интеллектуальную игру, которая будет проходить в 3 раунда. В первых двух раундах команды выбирают вопросы из разных тем, имеющие определенную стоимость. В случае правильного ответа эти баллы идут на счет команды. Если же ответ неверный, команда получает минус на такое же количество баллов. Команда с отрицательным результатом выбывает из игры после 2 раунда. В 3 раунде команды отвечают на один и тот же вопрос, сделав при этом ставку. В случае выигрыша баллы команды увеличиваются на сумму ставки, а в случае проигрыша – уменьшаются.
Игра «Своя игра»
Вопросы 1 раунда
Информация и ее кодирование
100. Считая, что каждый символ кодируется 2 байтами, оцените объем следующего предложения в кодировке Unicode:
Компьютер – универсальное средство обработки информации.
110 символов; 2) 124 байта; 3) 896 бит; 4) 1024 бита.
200. Автоматическое устройство осуществило перекодировку информационного сообщения из 16-битной кодировки Unicode в 8-битную кодировку КОИ-8 и потом удалило половину сообщения. После этого информационный объем сообщения стал равен 24 байт. Сколько бит было в первоначальном сообщении?
1) 64; 2) 128; 3) 256; 4) 512
300. Для передачи секретного сообщения используются только десятичные цифры. При этом все цифры (не числа) кодируются одинаковым минимально возможным количеством бит. Определите информационный объем сообщения длиной в 140 символов.
1) 140 бит; 2) 556 бит; 3) 70 байт; 4) 64 байта
Системы счисления
100. Как представлено число 8310 в двоичной системе счисления?
1) 10010112 2) 11001012 3) 10100112 4) 1010012
200. Как записывается число 7548 в шестнадцатеричной системе счисления?
1) 73816 2) 1A416 3) 1EC16 4) A5616
300. Дано: , . Какое из чисел С, записанных в двоичной системе счисления, удовлетворяет неравенству ?
1) 110110102 2) 111111102
3) 110111102 4) 110111112
Логика
X |
Y |
Z |
F |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1) X ¬Y Z 2) X Y Z 3) X Y ¬Z 4) ¬X Y ¬Z
200. Для какого числа X истинно высказывание ((X > 3)(X < 3)) →(X < 1)
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
300. Для какого имени истинно высказывание:
¬ (Первая буква имени согласная → Третья буква имени гласная)?
1) ЮЛИЯ 2) ПЕТР 3) АЛЕКСЕЙ 4) КСЕНИЯ
Вопросы 2 раунда
Электронная таблица
100. В электронной таблице значение формулы =СУММ(A1:A3) равно 8. Чему равно значение ячейки A4, если значение формулы =СРЗНАЧ(A1:A4) равно 3?
1) 5; 2) 2; 3) 8; 4) 4
200. При работе с электронной таблицей в ячейку A1 записана формула =2*$B$4 - $C1. Какой вид приобретет формула после того, как ячейку A1 скопируют в ячейку B3?
1) = 4*$B$6 - $C3; 2) = 2*$B$4 - $C3;
3) = 2*$C$4 - $D1; 4) = 2*$C$6 - $D3
300. Дан фрагмент электронной таблицы:
A |
B |
C |
D |
|
1 |
10 |
20 |
30 |
50 |
2 |
40 |
10 |
=A1 + C$1- $B1 |
|
3 |
20 |
30 |
Чему станет равным значение ячейки D3, если в нее скопировать формулу из ячейки С2?
60; 2) 30; 3) 50; 4) 40
Базы данных
100. Сколько записей в нижеследующем фрагменте турнирной таблицы удовлетворяют условию «Место <= 4 И (Н > 2 ИЛИ О > 6)»?
Место |
Участник |
В |
Н |
П |
О |
1 |
Силин |
5 |
3 |
1 |
6 ½ |
2 |
Клеменс |
6 |
0 |
3 |
6 |
3 |
Холево |
5 |
1 |
4 |
5 ½ |
4 |
Яшвили |
3 |
5 |
1 |
5 ½ |
5 |
Бергер |
3 |
3 |
3 |
4 ½ |
6 |
Численко |
3 |
2 |
4 |
4 |
1) 5 2) 2 3) 3 4) 4
200. Ниже приведены фрагменты таблиц базы данных участников конкурса исполнительского мастерства:
Страна |
Участник |
Германия |
Силин |
США |
Клеменс |
Россия |
Холево |
Грузия |
Яшвили |
Германия |
Бергер |
Украина |
Численко |
Германия |
Феер |
Россия |
Каладзе |
Германия |
Альбрехт |
Участник |
Инструмент |
Автор произведения |
||
Альбрехт |
флейта |
Моцарт |
||
Бергер |
скрипка |
Паганини |
||
Каладзе |
скрипка |
Паганини |
||
Клеменс |
фортепиано |
Бах |
||
Силин |
скрипка |
Моцарт |
||
Феер |
флейта |
Бах |
||
Холево |
скрипка |
Моцарт |
||
Численко |
фортепиано |
Моцарт |
||
Яшвили |
флейта |
Моцарт |
1) 5 2) 2 3) 3 4) 4
300. Ниже приведены фрагменты таблиц базы данных победителей городских олимпиад:
Школа |
Фамилия |
№ 10 |
Иванов |
№ 10 |
Петров |
№ 10 |
Сидоров |
№ 50 |
Кошкин |
№ 150 |
Ложкин |
№ 150 |
Ножкин |
№ 200 |
Тарелкин |
№ 200 |
Мискин |
№ 250 |
Чашкин |
Фамилия |
Предмет |
Диплом |
||
Иванов |
физика |
I степени |
||
Мискин |
математика |
III степени |
||
Сидоров |
физика |
II степени |
||
Кошкин |
история |
I степени |
||
Ложкин |
физика |
II степени |
||
Ножкин |
история |
I степени |
||
Тарелкин |
физика |
III степени |
||
Петров |
история |
I степени |
||
Мискин |
физика |
I степени |
Сколько различных школ имеют победителей олимпиады по физике?
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
Алгоритмизация и основы программирования
100. Вася забыл пароль к Windows XP, но помнил алгоритм его получения из строки подсказки «B265C42GC4»: если все последовательности символов «C4» заменить на «F16», а затем из получившейся строки удалить все трехзначные числа, то полученная последовательность и будет паролем. Определите пароль:
1) BFGF16 2) BF42GF16 3) BFGF4 4) BF16GF
200. Значения двумерного массива задаются с помощью вложенного оператора цикла в представленном фрагменте программы:
for n:=1 to 5 do
for k:=1 to 5 do
B[n,k] := n + k;
Чему будет равно значение B[2,4]?
1) 9 2) 8 3) 7 4) 6
300. У исполнителя Утроитель две команды, которым присвоены номера:
1. вычти 2
2. умножь на три
Первая из них уменьшает число на экране на 2, вторая – утраивает его. Запишите порядок команд в программе получения из 11 числа 13, содержащей не более 5 команд, указывая лишь номера команд.
Ответ: 11121
Вопрос 3 раунда
Требовалось написать программу, при выполнении которой с клавиатуры считывается координата точки на прямой (х – действительное число) и определяется принадлежность этой точки одному из выделенных отрезков В и D (включая границы). Программист торопился и написал программу неправильно.
var x: real;
begin
readln(x) ;
if x>l then
if x>=7 then
if x>13 then
write('не принадлежит')
else
write('принадлежит')
end.
Последовательно выполните следующее.
1. Перерисуйте и заполните таблицу, которая показывает, как работает программа при аргументах, принадлежащих различным областям (А, В, С, D и Е). Границы (точки -5, 1, 7 и 13) принадлежат заштрихованным областям.
Область |
Условие 1 (x>1) |
Условие 2 (х>=7) |
Условие 3 (х>13) |
Программа выведет |
Область обрабатывается верно |
А |
|||||
В |
|||||
С |
|||||
D |
|||||
Е |
В столбцах условий укажите «да», если условие выполнится, «нет», если условие не выполнится, «—» (прочерк), если условие не будет проверяться, «не изв.», если программа ведет себя по-разному для разных значений, принадлежащих данной области. В столбце «Программа выведет» укажите, что программа выведет на экран. Если программа ничего не выводит, напишите «—» (прочерк). Если для разных значений, принадлежащих области, будут выведены разные тексты, напишите «не изв.». В последнем столбце укажите «Да» или «Нет».
Ответ:
Область |
Условие 1 (x>1) |
Условие 2 (х>=7) |
Условие 3 (х>13) |
Программа выведет |
Область |
А |
нет |
– |
– |
– |
нет |
В |
нет |
– |
– |
– |
нет |
С |
да |
нет |
– |
– |
нет |
D |
да |
да |
нет |
принадлежит |
да |
Е |
да |
да |
да |
не принадлежит |
да |
if (-5 <= x) and (x <= 1) or
(7 <= x) and (x <= 13) then
write('принадлежит')
else write('не принадлежит');
3. Подведение итогов. Рефлексия
Источники:
-
Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10, 11 кл. / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008
Информатика и ИКТ. 10-11 классы. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ. / под. ред. Ф.Ф. Лысенко, Л.Н. Евич. – Ростов-на-Дону: Легион, 2012
ЕГЭ 2013. Информатика : сборник заданий / Е. М. Зорина, М. В. Зорин. — М. : Эксмо, 2012.
http://kpolyakov.narod.ru/index.htm