Углубление, обобщение и систематизация знаний по предмету «Информатика и ИКТ».
Развитие познавательного интереса.
Формирование информационной культуры.
Задачи урока:
Образовательные:
Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных учащимися при изучении предмета «Информатика».
Развивающие:
Развитие памяти, внимания, логического мышления.
Воспитательные:
Воспитание чувства коллективизма и толерантности к окружающим людям.
Развитие умения работать в группе, умения прислушиваться к мнению окружающих.
Тип урока: урок обобщения с применением игровых технологий.
Форма проведения урока: урок – игра.
Форма организации учебной деятельности: коллективная.
Технология: игровая.
Оборудование урока: компьютер, ИД, презентация.
Ход урока:
Оргмомент
Сообщение темы и цели урока. Объяснение правил.
Учитель: Мы начинаем интеллектуальную игру, которая будет проходить в 3 раунда. В первых двух раундах команды выбирают вопросы из разных тем, имеющие определенную стоимость. В случае правильного ответа эти баллы идут на счет команды. Если же ответ неверный, команда получает минус на такое же количество баллов. Команда с отрицательным результатом выбывает из игры после 2 раунда. В 3 раунде команды отвечают на один и тот же вопрос, сделав при этом ставку. В случае выигрыша баллы команды увеличиваются на сумму ставки, а в случае проигрыша – уменьшаются.
Игра «Своя игра»
Вопросы 1 раунда
Информация и ее кодирование
100. Считая, что каждый символ кодируется 2 байтами, оцените объем следующего предложения в кодировке Unicode:
Компьютер – универсальное средство обработки информации.
200. Автоматическое устройство осуществило перекодировку информационного сообщения из 16-битной кодировки Unicode в 8-битную кодировку КОИ-8 и потом удалило половину сообщения. После этого информационный объем сообщения стал равен 24 байт. Сколько бит было в первоначальном сообщении?
1) 64; 2) 128; 3) 256; 4) 512
300. Для передачи секретного сообщения используются только десятичные цифры. При этом все цифры (не числа) кодируются одинаковым минимально возможным количеством бит. Определите информационный объем сообщения длиной в 140 символов.
1) 140 бит; 2) 556 бит; 3) 70 байт; 4) 64 байта
Системы счисления
100. Как представлено число 8310 в двоичной системе счисления?
1) 10010112 2) 11001012 3) 10100112 4) 1010012
200. Как записывается число 7548 в шестнадцатеричной системе счисления?
1) 73816 2) 1A416 3) 1EC16 4) A5616
300. Дано: , . Какое из чисел С, записанных в двоичной системе счисления, удовлетворяет неравенству ?
1) 110110102 2) 111111102
3) 110111102 4) 110111112
Логика
X
Y
Z
F
1
1
1
1
1
1
0
1
1
0
1
1
100. Символом F обозначено одно из указанных ниже логических выражений от трех аргументов: X, Y, Z. Дан фрагмент таблицы истинности выражения F (см. таблицу справа). Какое выражение соответствует F?
1) X ¬Y Z2) X Y Z 3) X Y ¬Z 4) ¬X Y ¬Z
200. Для какого числа X истинно высказывание ((X > 3)(X < 3)) →(X < 1)
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
300. Для какого имени истинно высказывание:
¬ (Первая буква имени согласная → Третья буква имени гласная)?
1) ЮЛИЯ 2) ПЕТР 3) АЛЕКСЕЙ 4) КСЕНИЯ
Вопросы 2 раунда
Электронная таблица
100. В электронной таблице значение формулы =СУММ(A1:A3) равно 8. Чему равно значение ячейки A4, если значение формулы =СРЗНАЧ(A1:A4) равно 3?
1) 5; 2) 2; 3) 8; 4) 4
200. При работе с электронной таблицей в ячейку A1 записана формула =2*$B$4 - $C1. Какой вид приобретет формула после того, как ячейку A1 скопируют в ячейку B3?
1) = 4*$B$6 - $C3; 2) = 2*$B$4 - $C3;
3) = 2*$C$4 - $D1; 4) = 2*$C$6 - $D3
300. Дан фрагмент электронной таблицы:
A
B
C
D
1
10
20
30
50
2
40
10
=A1 + C$1- $B1
3
20
30
Чему станет равным значение ячейки D3, если в нее скопировать формулу из ячейки С2?
60; 2) 30; 3) 50; 4) 40
Базы данных
100. Сколько записей в нижеследующем фрагменте турнирной таблицы удовлетворяют условию «Место <= 4 И (Н > 2 ИЛИ О > 6)»?
Место
Участник
В
Н
П
О
1
Силин
5
3
1
6 ½
2
Клеменс
6
0
3
6
3
Холево
5
1
4
5 ½
4
Яшвили
3
5
1
5 ½
5
Бергер
3
3
3
4 ½
6
Численко
3
2
4
4
1) 5 2) 2 3) 3 4) 4
200. Ниже приведены фрагменты таблиц базы данных участников конкурса исполнительского мастерства:
Страна
Участник
Германия
Силин
США
Клеменс
Россия
Холево
Грузия
Яшвили
Германия
Бергер
Украина
Численко
Германия
Феер
Россия
Каладзе
Германия
Альбрехт
Участник
Инструмент
Автор произведения
Альбрехт
флейта
Моцарт
Бергер
скрипка
Паганини
Каладзе
скрипка
Паганини
Клеменс
фортепиано
Бах
Силин
скрипка
Моцарт
Феер
флейта
Бах
Холево
скрипка
Моцарт
Численко
фортепиано
Моцарт
Яшвили
флейта
Моцарт
Представители скольких стран исполняют Моцарта?
1) 5 2) 2 3) 3 4) 4
300. Ниже приведены фрагменты таблиц базы данных победителей городских олимпиад:
Школа
Фамилия
№ 10
Иванов
№ 10
Петров
№ 10
Сидоров
№ 50
Кошкин
№ 150
Ложкин
№ 150
Ножкин
№ 200
Тарелкин
№ 200
Мискин
№ 250
Чашкин
Фамилия
Предмет
Диплом
Иванов
физика
I степени
Мискин
математика
III степени
Сидоров
физика
II степени
Кошкин
история
I степени
Ложкин
физика
II степени
Ножкин
история
I степени
Тарелкин
физика
III степени
Петров
история
I степени
Мискин
физика
I степени
Сколько различных школ имеют победителей олимпиады по физике?
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
Алгоритмизация и основы программирования
100. Вася забыл пароль к Windows XP, но помнил алгоритм его получения из строки подсказки «B265C42GC4»: если все последовательности символов «C4» заменить на «F16», а затем из получившейся строки удалить все трехзначные числа, то полученная последовательность и будет паролем. Определите пароль:
1) BFGF16 2) BF42GF16 3) BFGF4 4) BF16GF
200. Значения двумерного массива задаются с помощью вложенного оператора цикла в представленном фрагменте программы:
for n:=1 to 5 do
for k:=1 to 5 do
B[n,k] := n + k;
Чему будет равно значение B[2,4]?
1) 9 2) 8 3) 7 4) 6
300. У исполнителя Утроитель две команды, которым присвоены номера:
1. вычти 2
2. умножь на три
Первая из них уменьшает число на экране на 2, вторая – утраивает его. Запишите порядок команд в программе получения из 11 числа 13, содержащей не более 5 команд, указывая лишь номера команд.
Ответ: 11121
Вопрос 3 раунда
Требовалось написать программу, при выполнении которой с клавиатуры считывается координата точки на прямой (х – действительное число) и определяется принадлежность этой точки одному из выделенных отрезков В и D (включая границы). Программист торопился и написал программу неправильно.
varx: real;
begin
readln(x) ;
if x>l then
if x>=7 then
if x>13 then
write('непринадлежит')
else
write('принадлежит')
end.
Последовательно выполните следующее.
1. Перерисуйте и заполните таблицу, которая показывает, как работает программа при аргументах, принадлежащих различным областям (А, В, С, D и Е). Границы (точки -5, 1, 7 и 13) принадлежат заштрихованным областям.
Область
Условие 1
(x>1)
Условие 2
(х>=7)
Условие 3
(х>13)
Программа выведет
Область обрабатывается верно
А
В
С
D
Е
В столбцах условий укажите «да», если условие выполнится, «нет», если условие не выполнится, «—» (прочерк), если условие не будет проверяться, «не изв.», если программа ведет себя по-разному для разных значений, принадлежащих данной области. В столбце «Программа выведет» укажите, что программа выведет на экран. Если программа ничего не выводит, напишите «—» (прочерк). Если для разных значений, принадлежащих области, будут выведены разные тексты, напишите «не изв.». В последнем столбце укажите «Да» или «Нет».
Ответ:
Область
Условие 1
(x>1)
Условие 2
(х>=7)
Условие 3
(х>13)
Программа выведет
Область обрабатывается верно
А
нет
–
–
–
нет
В
нет
–
–
–
нет
С
да
нет
–
–
нет
D
да
да
нет
принадлежит
да
Е
да
да
да
не принадлежит
да
if (-5 <= x) and (x <= 1) or
(7 <= x) and (x <= 13) then
write('принадлежит')
elsewrite('не принадлежит');
3. Подведение итогов. Рефлексия
Источники:
Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10, 11 кл. / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008