Конспект урока обучения грамоте (чтение) «Твердый согласный звук [ж], буквы Ж,ж»

2
0
Материал опубликован 4 January 2020

министерство образования и молодёжной политики республики коми

Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение

«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»



Технологическая карта

Урока обучения грамоте (чтение)



Студентки 541 группы

школьного отделения

Драчёвой Анастасии Ильиничны

Тема урока: Твердый согласный звук [ж], буквы Ж,ж.

Учебный предмет:

Класс:

Обучение грамоте

1

Цели урока:

Деятельностная: Создать условия для формирования УУД.

Содержательная: Обучение чтению и письму слов, слогов и предложений с буквой ж

Технологии, методы:

ПДО

Тип урока:

Урок ОНЗ

Планируемый результат:

Предметный

выделять звук [ж] в процессе слого - звукового анализа;

определять звук [ж] на слух, находить его местоположение;

находить буквы ж,Ж, в в текстах;

различать при произнесении звонкие и глухие согласные;




Личностный:

владеют навыками сотрудничества, самопроверки, взаимопроверки

проявляют уважение к иному мнению

проявляют интерес к русскому языку


Метапредметный:


Познавательный:

Развивают умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

На основе анализа объектов делают выводы.

Обобщают и классифицируют по признакам.

Регулятивный:

Развивают умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Коммуникативные:

Развивают умение слушать и понимать других.

Строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения.

Организация пространства:

Формы работы по организации деятельности детей:

Фронтальная;

Индивидуальная

Парная


Ресурсы:

Мультимедийная презентация.

Карточки с заданием








Этапы урока

Задачи этапа

Наглядность, оформление доски

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Мотивация к учебной деятельности

Замотивировать учащихся к учебной деятельности. (Л.)


Здравствуйте, ребята, садитесь! Меня зовут Анастасия Ильинична и сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте.

Начинается урок. 
Он пойдёт ребятам впрок. 
Будем грамотно писать, 
На вопросы отвечать.

Надеюсь, первый «в» класс мы с вами хорошо поработаем и узнаем много нового на уроке.

Приветствуют учителя




Актуализация знаний. Закрепление пройдённого материала.



t1578139879aa.png




















































t1578139879ab.jpg








- Откройте Азбуку на стр. 24


-Прочитаем пословицу на данной странице и обсудите с соседом по парте, что она означает.


- Как вы понимаете ее смысл?




- То есть можно сказать, если у человека есть друзья, то никакие неприятности ему не страшны. Например, в спорте побеждает та команда, где играют надёжные друзья, доверяющие друг другу.

-Как вы думаете, зачем мы обсудили эту пословицу?


-Я думаю, что и в вашем классе очень дружные ребята, которые готовы прийти на помощь к своим одноклассникам.


- Давайте поработаем по иллюстрации.


- Кого вы видите на картинке?


- Вспомните сказку, к которой сделана иллюстрация, как она называется, кто ее автор?

-Почему плачет маленькая девочка?

-Кто ей помог?

- Девочку, которая стоит и плачет среди шумного веселья насекомых, зовут Дюймовочка и она героиня одноименной сказки Андерсена.


На этой картинке мы видим второй этап приключений Дюймовочки. Она уже уплыла от жабы и познакомилась с майским жуком, который представил дюймовочку своим родственникам и друзьям.


Вот только прочим насекомым девочка не понравилась и потому она и плачет - Дюймовочке кажется, что она некрасивая и никому не нравится.


Но вскоре она уйдет из леса, встретит мышь и чуть было не станет женой крота. И только ласточка, которую Дюймовочка спасет, поможет ей обрести счастье и встретить прекрасного короля-эльфа и выйдет за него замуж по любви.

-Ребята, а чему нас учит эта сказка?


-Вы правы, а также сказка учит не сдаваться и искать до конца свое счастье, не останавливаясь ни на миг, искать свою любовь и дружбу и верить в нее, тогда обязательно повезет. Сказка показывает нам, что любое добро вернется к тебе.

-Я хочу проверить, насколько вы дружные ребята а заодно посмотреть, как вы занимались на предыдущих уроках обучения грамоте. Для этого предлагаю поработать в небольших группах по 4 человека. Я раздам вам карточку с вопросом, а вам нужно будет ответить на него. У каждой группы будет свой вопрос. Отвечать будем по-очереди.

-Прежде, чем мы приступим к работе нам нужно вспомнить правила работы в группе, кто назовет мне их?


-На выполнение задания вам дается 2 минуты

Вопросы для групп:



скажите: а на какие две большие группы делятся все звуки и буквы русского алфавита?


Как отличить гласные звуки от согласных?



Почему гласные живут и на 1ом и на 2ом этаже?



На какие группы можно разделить все согласные звуки?




Почему согласные живут и на 1ом этаже и на 2ом ? Чем они отличаются?



Что вы знаете интересного о буквах Ш, Ч,




-Ребята, время закончилось, определите того, кто будет отвечать на вопрос. Приступаем к слушанию.









-Молодцы, я вижу, что на предыдущих уроках чтения работали хорошо и вам удалось верно ответить на вопросы. Благодаря нашей работе мы с вами вспомнили то, что вы проходили на предыдущих уроках обучения грамоте. Ну а сейчас пора переходить к новой теме.

Открывают азбуку


-Где дружбой дорожат, там враги дрожат

- Люди, которые ценно относятся к дружбе добиваются хороших результатов.






-Девочку и насекомых


-Это сказка «Дюймовочка» Г.Х. Андерсена

Над ней смеются насекомые

Дюймовочке помогла ласточка













Гласные и согласные








Сказка «Дюймовочка» учит нас добру и пониманию к другим людям.









Нельзя перебивать, работать нужно сообща, спрашивать мнение каждого участника группы.




Гласные поются, а согласные не поются. Когда произносим гласные, то воздух не встречает преграды, а при произношении согласных – встречает преграду.



На первом этаже живут гласные которые придают твердость согласным, на 2ом гласные которые придают мягкость предшествующим согласным.


- Все согласные звуки можно разделить на твердые и мягкие.


На 1ом живут согласные буквы, обозначающие звонкие звуки. А на 2ом буквы обозначающие глухие звуки.



Буква Ш - всегда обозначает твердый звук, буква Ч – мягкий звук


Подводящий диалог. Выход на тему урока.





«Жмурки»

t1578139879ac.jpg
























-Чтобы узнать новую тему урока предлагаю вам отгадать загадку

Тёплым днем, весною, в мае

Каждый про меня узнает.

Я не муха, не паук.

Я жужжу! Я майский …


- Назовите первый звук слова-отгадки


- Произнесите, как жужжит жук.


- А теперь попытайтесь сформулировать тему урока.


Каковы цели нашего урока? Чему вы должны научиться?







- Ребята, а вы любите играть в игры со своими друзьями?


- А знаете ли вы, как называется игра, где водящий, с завязанными глазами, ловит остальных.



- Давайте поработаем со схемой слова жмурки, откройте азбуку на странице 25

-Из скольких слогов состоит слово жмурки?


-Сколько букв в слове жмурки?

-А сколько звуков в слове жмурки?

-Назовите первый слог

-Слог открытый или закрытый?

-Почему слог жмур закрытый?


-Назовите второй слог слова жмурки

-Слог открытый или закрытый?

-Почему открытый?

-Назовите первый звук слова

-Каким цветом он выделен в схеме?

-Что означает синий цвет в схеме?



-Как вы думаете, бывают ли слова, в которых звук ж мягкий?


- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?









Жук


Ж


Жжжжж


Звук ж


-познакомиться со звуком [ж] и буквой Ж

- учиться читать слоги, слова,тексты с новой буквой.

- Да


-Жмурки






Слово жмурки состоит из 2 слогов, жмур-ки

В слове жмурки 6 букв

В слове жмурки 6 звуков

Жмур

Закрытый

Он оканчивается на согласную

Ки

Открытый

Он оканчивается на гласную

Ж

Синим

Означает, что первый звук слова жмурки твердый

Предположения детей; не знаем


- Познакомимся с новой буквой «ж», научимся читать слова со звуком [ж], различать их и находить в словах.

Знакомство с новой буквой.



























-Пришло время познакомится с новым звуком.

- Я вам произнесу несколько слов, а вы внимательно их послушаете и назовете мне одинаковый звук, который есть в этих словах:


УЖИ СТРИЖИ СНЕЖИНКА


ЖУК ЖАБА ЖИРАФ


-Какой звук есть во всех озвученных мною словах:

- Как вы думаете, звук [ж] гласный или согласный?

-Почему звук ж согласный? Как мы определяем согласный или гласный звук?



-Как узнать, какой он, звонкий или глухой?



- Звонкий или глухой звук ж?


-Давайте узнаем, твердый он или мягкий, подставьте к нему звуки а и и. Произнесите.

-Меняется звучание ж?  

-О чем нам это говорит?


-А может ли звук ж быть мягким? Подумайте, подберите слово, в котором ж будет мягким.


-Значит, какой вывод можно сделать? Звук ж всегда какой?

-Да, звук ж всегда твердый, это вам нужно запомнить.

- А сейчас мы с вами поиграем в игру и заодно разомнемся . Вам надо будет встать со своего рабочего места каждый раз, когда вы услышите звук [ж] в словах:


КОШКА НОЖНИЦЫ ЦАПЛЯ ЖУРАВЛЬ


ЧЕМОДАН ЗАМОК ЕЖИК ЛИСА


МЫШИ УЖИ ЩИТ

-Ребята, а важно ли нам правильно произносить звук ж?

-Над этим сейчас и поработаем, я буду говорить, а вы повторяйте за мной приемом эхо.

Жа-жа-жа-жа,

Есть иголки у ежа.

Жи-жи-жи-жи,

Но не шьют, увы, ежи.

Жу-жу-жу-жу,

Нитки не нужны ежу.

Же-же-же-же,

Это песня о еже.

-Молодцы, а сейчас поработаем с текстом из учебника. Откройте учебник на странице 25. Прочитайте его и найдите слова, которые отвечают на вопросы: кто? Что? Что сделали? Даю вам 3 минуты.


-Ребята, время подошло к концу, отложите азбуку. Отвечать будем по поднятой руке. Отвечаем на вопрос полным ответом.

- О ком говорится в тексте?

-В какую игру играли дети?

-Что сделали ребята?



-Что крикнули дети Жене?


-Правильно ли поступили ребята? Нужно ли было предупреждать Женю о луже?




-Ребята, есть ли желающий перессказать текст?


-Молодцы, у нас удалось поработать с текстом, я вижу, что вы очень внимательные ребята.





Слушают учителя





Звук же

Согласный, его нельзя пропеть



-Приложить руку к горлу и послушать работает ли «моторчик»


Звонкий




Нет

Звук ж твердый


Такого слова нет



Всегда твердый





Играют в игру






Да







В тексте говорится детях

Дети играли в жмурки

Ребята завязали Жене глаза и разбежались в разные стороны

Дети крикнули Жене «Осторожно, лужа»

Ребята поступили правильно, Женя мог наступить в лужу и промокнуть


Обобщение


-Урок почти подходит к концу, давайте сделаем общий вывод по изученной теме. Для этого поработаем в парах. Но для начала вспомним правила работы в парах.


-Возьмите карточки, которые лежат у вас на краю стола, вам нужно подчеркнуть правильные ответы.


Карточки с заданием:

Звук ж согласный/гласный

Звук ж всегда твердый/мягкий

Звук ж звонкий/глухой


- Время подошло к концу, давайте сделаем общий вывод по карточке, какой это звук?

- Мы сегодня познакомились с буквой «ж».


- Звук «ж»










- Согласный, звонкий, всегда твердый

Итоги урока


- Мы познакомились с буквой, что нам предстоит сделать дальше?


- Верно, этим мы займемся далее.

- Научится ее писать.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.