Конспект урока обучения грамоте «Звук [У], буквы У, у» (1 класс)
Тема: Звук [у], буквы У, у.
Цель: познакомить обучающихся с гласным звуком [у] и его обозначением на письме с помощью букв У, у.
Задачи:
Образовательные:
формировать умение вычленять и характеризовать [у] (гласный/согласный, ударный/безударный, указывает на мягкость/твердость предшествующего согласного);
формировать умение распознавать буквы У, у в печатном и письменном виде;
актуализировать знания по ранее изученным темам.
Развивающие:
понимать и принимать учебную задачу;
развивать умение участвовать в диалоге, аргументированно высказывать свою точку зрения, слушать и слышать друг друга;
развивать логическое мышление (анализировать, делать выводы, обобщать).
Воспитательные:
воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельности.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Ресурсы: учебная книга «Азбука», тетрадь по литературному чтению, пенал, цветные карандаши, рабочий лист «Звук [у] буква У, у».
Ход урока:
Мотивирование учебной деятельности
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
- Ребята, у нас начинается урок Литературного чтения. Проверьте свою готовность к уроку. На парте должны лежать: учебник «Азбука», тетрадь по литературному чтению, пенал, цветные карандаши.
- У всех все готово? Тогда мы начинаем наш урок.
Актуализация знаний
- Скажите, какой звук и букву мы изучили на прошлом уроке?
- Правильно, это звук [ы], буква ы. Что вы можете сказать об этом звуке? (Гласный, может быть ударным и безударным, обозначает твердость предшествующего согласного)
- Что вы можете сказать об этой букве? (В русских словах она всегда строчная)
- Приведите примеры слов, где [ы] будет ударным; безударным. (Сыр, мышь, машина, сосны, плиты, травы…)
- Напомните мне, что такое предложение. (Предложение – это слово или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль)
- Составим схемы следующих предложений:
1. Потемнело небо.
2. Побежали грозовые тучи.
3. Ударили по листьям крупные капли дождя.
4. На дорожках появились лужи.
5. Скоро выглянуло солнышко.
6. На ветках висят капли дождя.
7. Прошла гроза.
[Несколько учеников у доски, остальные в своих тетрадях.]
- Определим количество слогов и составим звуковые схемы слов: небо, гроза, капли, дождь, ветки.
Постановка учебной задачи, целеполагание
- Ребята, сейчас я произнесу несколько слов. Внимательно послушайте их и скажите, какая общая буква в них присутствует: улов, улыбка, устрица. (Буква у)
- Догадались, какую букву и звук мы будем изучать сегодня на уроке?
- Проверим ваши предположения на странице учебника 37.
- Действительно, сегодня мы будем изучать букву У, у и звук [у].
- Какие задачи мы поставим себе на урок? (Узнать «характер» [у], научиться выделять [у] из слов)
Изучение нового
- Давайте произнесем [у] и определим, какой он: гласный или согласный.
- Мешали ли нам зубы при произнесении звука? губы? язык? (Нет)
- Какой вывод делаем? (Звук [у] – гласный)
- Определите ударный звук в словах: утка, утята. Что еще вы можете сказать о [у]? (Он может быть ударным и безударным)
- А еще [у] не дарит подарочки предшествующему согласному звуку. Что это значит? (Это значит, что он обозначает твердость предшествующего согласного звука)
- Составим звуковые схемы слов утята и куры и дадим характеристику известным нам звукам.
- Что вы можете сказать про буквы У, у? (Буква может быть заглавной и строчной)
- Приведите примеры слов, когда У, у будет заглавной; строчной. (Ульяновск, Ульяна, Умка, в начале предложения; в середине и в конце предложения, если слова не являются именами, фамилиями, кличками, названиями городов, рек, гор и т.п.)
Физкультминутка
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
Закрепление
Работа на страницах 36-39 учебной книги «Азбука».
Работа в рабочих листах (Приложение 1).
Подведение итогов урока
- Ребята, с каким звуком и какой буквой мы познакомились с вами сегодня?
- Что вы можете сказать об этом звуке?
- Что вы можете сказать об этой букве?
Рефлексия
- Сейчас я попрошу подойти к доске тех, кому на уроке было все понятно, и прикрепить к нашему «Дереву Рефлексии» бабочку зеленого цвета; сейчас подходят те, у кого остались какие-то вопросы, вы прикрепляете бабочку желтого цвета; подходят те, кому на уроке было многое непонятно, вы прикрепляете бабочку красного цвета.
[Если у детей остались какие-либо вопросы, то они разбираются еще раз либо в индивидуальном порядке, либо в конце урока фронтально.]