Конспект урока "Окончание как изменяемая часть слова"

5
2
Материал опубликован 11 October

Дата: Класс: 6 Б

Тема урока « Окончание как изменяемая часть слова ».

Тип урока – изучение нового материала.

Цель : формирование у учащихся представлений об окончании как изменяемой части слова и его роли в словообразовании.

Задачи:

Образовательные :

- формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по построению и моделированию понятия «Окончание как часть слова» для правильного использования в письменной речи;

Развивающие:

- создать условия для развития у учащихся умения формулировать проблему и предлагать пути ее решения, способствовать развитию мышления, умению осуществлять контроль и самоконтроль;

Воспитательные:

- воспитывать коммуникативные умения;

- воспитывать ценностное отношение к окружающему миру;

- прививать любовь к родному языку.


Формируемые БУД:

Предметные: изучить понятие окончаниеформировать  умение выделять окончание в слове;  обогащать словарный запас учащихся.

Регулятивные:  принимать и сохранять  цели учебной деятельности, соотносить выполненные задания с образцом, корректировать выполненные задания.

Познавательные:  ориентироваться в учебнике, находить информацию, отвечать на вопросы учителя, самостоятельно работать по установленному алгоритму, наблюдать и делать простые выводы.

Коммуникативные: излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; слушать собеседника.

Личностные: формировать мотивацию к учению, выполнять учебные требования.


Оборудование: учебник «Русский язык, 6 класс» (авторы Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчикова), тетради,  карточки , презентация «Окончание», таблица «Состав слова».




Содержание урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование

1. Организационный момент

Вот звонок нам дал сигнал.

Поработать час настал.

Так что, время не теряем

И работать начинаем.

- Садитесь за парты.

Дети успокаиваются, настраиваются на работу.


2. Актуализация знаний.

-Сегодня на уроке мы поговорим о том, из чего состоят слова. Для этого нам понадобится кое-что вспомнить.

СЛАЙД 1 (На экране написаны слова «лесник, лесной, лесочек, перелесок.)

-Прочитайте слова.

-Как мы можем назвать их одним словом?

-Почему мы можем назвать эти слова однокоренными?


-Назовите корень в этих словах. СЛАЙД 2

- Что вы помните об этой части слова «корень»?









Читают слова

-Однокоренными (родственными).

-У них есть общая часть, и они близки по смыслу.


- Корень лес (обозначают дугой).

- Это главная часть в слове, в которой заключено значение слова. Без корня слова не бывает.


Познавательные логические УУД:

анализ,




обобщение,







синтез.

3. Формулирование темы урока через разгадывание кроссворда.

-Ребята, как вы думаете, слово состоит только из корня, или в нём могут быть и другие какие-то части?



- Сегодня мы познакомимся с новой для вас частью слова.


- Кроме корня в слове есть ещё буквы, значит, наверное, есть ещё какие-то части.


-Да.







Регулятивные УУД:

целеполагание, прогнозирование .

Личностные УУД: смыслообразование (осознание, зачем я это делаю), самоопределение (осознаю себя членом группы).

Регулятивные УУД: самоконтроль и коррекция.

4.Постановка учебной задачи.

- Окончание и есть та новая часть слова, которую мы будем сегодня изучать.

СЛАЙД 3 -Давайте откроем тетради и запишем число, классная работа и тему урока. Как мы учимся писать на уроке русского языка? 


Окончание – это очень важная часть слова. Как вы думаете, что мы обязательно должны о ней знать?

-Верно.

СЛАЙД 4 (На экране вопросы) На эти четыре вопроса мы постараемся найти ответы.

Что такое окончание?

Где стоит окончание в слове?

Зачем нужно окончание?

Как обозначают окончание в словах?








Красиво и правильно.


- Нужно знать, где находится окончание в слове.

- Нужно знать, как обозначают окончание в слове.

- Нужно знать, зачем нужно окончание.

Регулятивные УУД: целеполагание,








планирование

5.Поиск ответов на поставленные вопросы.






Поиск решения проблемной ситуации.

- На какой из вопросов мы можем попытаться ответить уже сейчас?


-Верно. Окончание стоит на конце слова.

Продолжим искать ответы на оставшиеся вопросы.




- На первый вопрос: «Где стоит окончание в слове?»

Раз эта часть слова называется окончание, то и стоит оно, наверное, в конце слова.



Познавательные логические УУД:

доказательство.

-Недавно я побывала в планетарии. Там нам показали письмо от инопланетян. Учёные пытались прочесть его, но не всё в нём поняли. Давайте поможем учёным. Вот это письмо. СЛАЙД 5 (Дети читают текст письма с экрана.)


Люди планеты Земля. Пишут вам жители далёкой планеты. Мы часто пролетаем мимо Земля. Ваша планета очень красивая. Мы хотим прилететь на Земля. Но не знаем, сможем ли мы жить на Земля?

- Ребята, всё ли понятно в этом письме?

-Почему?





- Давайте попробуем связать слова друг с другом. Что нужно для этого сделать?


- Правильно. Нужно поменять окончание у слова «Земля». Давайте исправим текст.


Дети читают текст, исправляя ошибки.

- Что мы меняли: само слово или только его окончания?

- Выпишите слово Земля в его разных формах.

-Выделим общую часть слова – корень.

- Назовите ту часть слова, которая всё время менялась.

Это и есть окончание. Выделяют окончание квадратиком.

Ребята, а зачем мы меняли окончания?



- Какие значения может иметь слово «земля»? Давайте заглянем в толковый словарь. СЛАЙД 6







- Можем ли мы сказать, что слово «земля» многозначное?

- В каком значении употреблено слово «Земля» в письме инопланетян?


Надеюсь, мы помогли учёным в работе с письмом.








- Нет.

- Потому что не все слова связаны друг с другом, а мы знаем, что в предложениях слова должны быть связаны по смыслу. Только тогда всё будет понятно.

- У слова «Земля» надо поменять последние буквы, концовку слова.



- Само слово не менялось. Менялось лишь окончание.

- Дети выписывают:

Земля, мимо Земли, на Землю, на Земле.

- Дети выделяют корень земл.

- Я, и, ю, е.


- Дети выделяют окончания.








- Чтобы предложения стали складными. Для связи слов в предложении.


1. Земля – третья от Солнца планета.

2. Суша.

3. Почва, поверхность.

4. Страна, государство.

5. Территория, находящаяся в чьей-то собственности.


- Да.


- Земля – это планета.


Познавательные УУД: постановка и решение проблемы частично-поисковым методом.




































Познавательные общеучебные УУД: работа с информацией через использование толкового словаря.

6.Формулирование правила.

- Что же мы узнали об окончании? Расскажите по плану, сделав правильный выбор.

Уберите неверный ответ и оставьте верный. СЛАЙД 7

1.Окончание – это изменяемая / неизменяемая часть слова.

СЛАЙД 8

2.Окончание стоит в начале / в середине / в конце слова.

СЛАЙД 9

3.Окончание служит для связи слов в предложении / для образования новых слов.

СЛАЙД 10

4.Окончание в слове обозначают дугой / квадратиком.

- Откройте учебники на странице 40.

(На экране открываются вопросы с вариантами ответов. Дети читают вопросы и выбирают верный. )











Регулятивные УУД: фиксация результата.


Познавательные логические УУД: анализ, синтез, обобщение.









Регулятивные УУД: контроль, сравнение с образцом в учебнике.


8.Первичное закрепление.

- Выполним упражнение № 49 из учебника .

Слово одно – а формы разные. Для чего они нужны?

Давайте прочитаем правило.

- Дети читают.

- Чтобы предложения были складными. Для связи слов в предложении.

Один ребёнок читает,другой повторяет.

Познавательные логические УУД:

анализ, синтез.

9.Закрепление с проговариванием в громкой речи.

СЛАЙД 11

- Выполним задание по карточкам.

Прочитай. Сколько форм слова сад встречается в тексте? Выпиши все формы слова сад. Подчеркни ту часть, которая меняется.

(Осенний сад опустел. Не слышно в саду птиц. Собраны дары сада. Но как красивы осенние сады! Деревья садов в золотом уборе. Садам нужна забота. Тогда в садах будет большой урожай. Давайте охранять наши сады!)

Ключ: СЛАЙД 12

(Один ребёнок работает у доски, объясняет вслух все свои действия и подчёркивает по заданию.)

Выписывает: сад, саду, сада, сады, садов, садам, садах.

Познавательные логические УУД:

анализ, синтез.


Регулятивные УУД: контроль и коррекция.

10. РЕЗЕРВ

СЛАЙД 13


Самостоятельная работа.

- Поработаем самостоятельно. Спишите текст. Дополните предложения недостающими окончаниями, употребив слово лиса в разных формах.

(На экране текст. В нём пропущены окончания.

1.В норе лиса. У лис_ пушистый хвост. Про лис_ есть много сказок. Мы любуемся лис_.)

- Проверим, как вы справились с самостоятельной работой. Зачитайте свой текст и назовите окончания у слова лиса.

- У кого возникли затруднения?

- Дети самостоятельно записывают предложения.








- Один ученик зачитывает. На экране появляются пропущенные окончания. Дети проверяют по своим тетрадям.

Познавательные логические УУД:

анализ, синтез.







Регулятивные УУД: самоконтроль.

11.Домашнее задание.

СЛАЙД 14 Дома вы будете выполнять аналогичное задание. Упражнение № 50. В нём нужно будет выделить окончания у слова кукуруза.






- Я посмотрю на слово. Та часть в слове, которая всё время меняется, и есть окончание.





Регулятивные УУД:

планирование.

12.Рефлексия (подведение итога урока).

Определение перспективы.

Давайте вернёмся к тем вопросам, на которые мы хотели найти ответы на уроке. Нашли ли мы ответы на эти вопросы? (Да.) Давайте ещё раз на них ответим.

(На экране вопросы: СЛАЙД 15 )

Что такое окончание?

Где стоит окончание в слове?

Зачем нужно окончание?

Как обозначают окончание в словах?)



Хотели бы вы познакомиться с другими частями слов?

Об этом мы поговорим на дальнейших уроках.

СЛАЙД 16 : Спасибо за урок!








Дети ещё раз проговаривают ответы на вопросы.






Познавательные логические УУД: обобщение.






Регулятивные УУД:

самооценка.




Определение перспективы.



Приложение



Задание: Группировать слова в два столбика и выделить корень.

Вода, водичка, наводнение, водный, водяной, ; свет, светить, светло, светлый, рассвет.

Берёзу, берёзы, берёзой, о берёзе, берёзами, берёзам – это не разные слова, Это всё формы одного слова «берёза».

Гриба, грибу, грибом, о грибе, грибы, грибами – это формы одного слова «гриб».

Ежа, ежу, ежом, о еже, ежи, ежами, о ежах – это формы одного слова «ёж».

Лесного, лесному, лесным, лесная, лесных, лесные – это не разные слова. Это формы разные формы одного слова «лесной».

- Чтобы предложения были складными. Для связи слов в предложении.




Загадки для кроссворда

1. Весной сажают,

Летом поливают,

Пропалывают, тяпают,

А осенью выкапывают.


2. Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи,

Там меня ищи.


3. Летом – в огороде

Свежий и зелёный.

А зимою – в бочке

Крепкий и солёный.


4.Ранним утром у школьных ворот

Собирается шумный …


5. На Земле он всех умней,

Потому и всех сильней.


6. Круглый, круглый,

Сладкий, сладкий,

С полосатой кожей гладкой.

А разрежешь – посмотри:

Красный, красный

Он внутри.


7.На опушке среди леса

Нежно-голубой ковёр.

Расстилается, цветёт

Удивительный цветок.


8. И не снег, и не лёд,

А серебром деревья уберёт.


9. Ягода чёрная – да не черника,

Куст колючий – да не малина.


Отгадки:

Овощи

Капуста

Огурец

Народ

Человек

Арбуз

Незабудка

Иней

9.Ежевика

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Мария Владимировна, спасибо за публикацию. Только нужно исправить опечатку в названии.

0
Вчера в 07:34

Спасибо большое, Надежда Павловна!!!

0
Вчера в 21:11