Конспект урока русского языка в 7 классе «Самостоятельные и служебные части речи. Предлог как часть речи»
Русский язык, 7 класс
Тема: «Самостоятельные и служебные части речи. Предлог как часть речи»
*Составьте предложения из слов левого столбика, употребляя глаголы прошедшего времени, а существительные и прилагательные в нужном падеже. Прочитайте получившийся текст.(оценка)
*Попробуйте составить предложения из слов правого столбика. Удалось ли вам это? Почему?
* Что связывает и отличает слова в левом и правом столбце? Сформулируйте вывод и назовите тему сегодняшнего урока.(оценка)
Арина Родионовна, няня, быть, Пушкин. | в, и, не, от, про, |
Она, петь, он, русские, песня, сказки, народный, рассказывать. | с, а, к, но, по, за |
Быть, он, верная, утешительница.«Подруга дней суровых», назвать, она, опальный, поэт, находясь, ссылка, Михайловское. | у, из, о, как |
Арина Родионовна была няней Пушкина. Она пела ему русские народные песни и рассказывала сказки. Была его верной утешительницей. «Подругой дней суровых» назвал её опальный поэт, находясь в ссылке в Михайловском.
(Слова левого столбца являются самостоятельными. Употребляя их в нужной грамматической форме, можно построить предложения, понять смысл. Эти предложения связаны общей мыслью и темой, и поэтому являются связным текстом. Слова из правого столбца самостоятельными не являются. Из них нельзя составить фраз, предложений, текста. Они употребляются только вместе с самостоятельными, но при этом не называют ни признаков, ни действий, ни количества и не бывают членами предложения. Такие слова называются служебными.
Тема урока – Самостоятельные и служебные части речи.)
*Обратитесь к учебнику ( стр. 133 п.47), прочтите теоретический материал, что можно добавить к тому, что мы уже сказали?
*Запишем то, что у нас получилось. Докажите, что это текст. Озаглавьте. (Один ученик у доски)
*Определите синтаксическую роль слов, употреблённых в предложениях.(оценка)
*Назовите осложнённые предложения. Чем они осложнены?(оценка)
Дайте краткую синтаксическую характеристику второму предложению. (односоставное – с главным членом сказуемым; сказуемое составное именное; распространённое)(оценка)
*Назовите служебные слова, которые употреблены в этом тексте.
( И – сочинительный союз; в – предлог)
*Какие ещё служебные части речи вы знаете? (частицы)
Прочтите данный ряд слов. Из какого стихотворения А.С.Пушкина они взяты?
Голубыми, небесами, великолепными, коврами, блестя, солнце, снег, лежит, прозрачный, лес, один, чернеет, и, ель, сквозь, иней, зеленеет, и, речка, льдом, блестит. (кто прочтёт наизусть всё стихотворение, получит пять)
С помощью каких слов можно восстановить четверостишие, выразить подчинённые отношения существительных к другим словам? Как называются эти слова?
Сформулируйте, что такое предлог. Воспользуйтесь информацией из учебника.
(Предлог – это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании или предложении. Может быть простым и составным; производным и непроизводным, и выражать различные отношения: временнЫе (под вечер; с утра; ), причинные (из-за болезни; от неизбежности), пространственные (в город, под стол), целевые (для переговоров; на пересдачу). - оценка
Вставьте на месте пропуска слова. Определите их грамматическое и смысловое значение:
… поле чистом серебрится
Снег волнистый и рябой,
Светит месяц, тройка мчится
… дороге столбовой.
Пой: … часы дорожной скуки,
… дороге, … тьме ночной
Сладки мне родные звуки
Звонкой песни удалой.
Пой, ямщик! Я молча, жадно
Буду слушать голос твой.
Месяц ясный светит хладно,
Грустен ветра дальний вой.
Пой: «Лучинушка, лучина,
Что же не светло горишь?»
( Предлог «в» поле – образ. форму П.п сущ., выражает пространственное отношение
«по» дороге – образ. форму Д.п. сущ., выраж. пространственное отношение
«в» часы – образ. форму В.п. сущ., выраж. временное отношение
«на» дороге – образ. форму П.п. сущ., выраж. пространственное отношение
«в» тьме – образ. форму П.п сущ., выраж. пространственное отношение)
Кто автор этих строк? (А.С. Пушкин)
10 февраля в России считается пушкинским днём. Именно 10 февраля (29 января по ст. ст) 1837 года поэта не стало: в возрасте 37 лет он скончался от ранения, полученного во время дуэли с Дантесом двумя днями ранее. В этот день все, кто считает себя образованными людьми, патриотами, чтущими традиции своего народа, собираются у памятников Пушкину, читают его стихи, в библиотеках проводят мероприятия, приуроченные к этой дате. В больших и малых городах России проходят Пушкинские чтения. Пройдут Пушкинские чтения и у нас.
Задания на 10 февраля:
Выучите любое стихотворение А.С. Пушкина.
Выпустите плакат, посвящённый Пушкину, иллюстрации к его произведениям с цитатами из произведений.
Будьте готовыми к викторине по биографии Пушкина.
Задание к следующему уроку– по тексту «В поле чистом серебрится…»:
- объясните значения слов и словосочетаний: столбовая дорога, тройка, удалой, ямщик, лучина.
- выпишите все эпитеты и расскажите об их выразительных возможностях в этом стихотворении.
- о чём это стихотворение? Поделитесь своими впечатлениями и открытиями (письменно, не менее 10 предложений).
Рефлексия:
О чём мы сегодня говорили на уроке?
Что о служебных частях речи вы можете сказать? (чем они отличаются от
самостоятельных?)
Что такое предлог? Какими бывают предлоги?
Терминологический словарь( какие лингвистические термины мы сегодня вспоминали): предложение, самостоятельные части речи, служебные части речи, текст, тема, основная мысль, синтаксическая роль самостоятельных частей речи, осложнённое предложение, однородные члены, деепричастный оборот, односоставное предложение, составное именное сказуемое, предлог.