12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ряполова Оксана Станиславовна17

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3
 

Конспект урока по русскому языку
в 7б классе по теме:


 

«Обобщение по теме: «Союз как часть речи»


 

Г. Красный Сулин


 

2015г


 

Тема: «Обощение по теме: «Союз как часть речи»

Класс: 

Учебно-методическое обеспечение: учебник русского языка для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.М. Разумовская

Цель урока: повторить и обобщить изученный материал по теме «Союз»: общее значение союза, его морфологические признаки, роль в предложении и речи.

Задачи урока:

образовательные: дать определение союзу как части речи, пополнить практический опыт употребления союзов в речи;

развивающие:  совершенствовать орфографические, пунктуационные и коммуникативные навыки, умения определять морфологические признаки союза, роль союза в предложении, развивать память (зрительную, слуховую), внимание образное мышление учащихся.

воспитательные: способствовать воспитанию у детей нравственных  качеств, коммуникативных навыков и умений, обеспечивающих успешность их  в будущем,  воспитывать любовь к родному языку и культуре, уважение к окружающим.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Оборудование: мультимедийное сопровождение (презентация в формате Power Point по теме урока), карточки с заданиями, сигнальные карточки.

Ход урока

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

Слово учителя:                      

Успокойтесь детвора,
Начинать урок пора.
Здравствуйте, ребята! Садитесь!

Наш урок я хотела бы начать с загадки об одной части речи

Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час,
Порою я совсем не повторяюсь, 
Порою повторяюсь много раз

А что же это за служебная часть речи, о которой мы уже много знаем? Конечно, союз!

Скажите, как вы думаете, почему союз так о себе говорит? Молодцы! Итак, мы уже многое знаем об этой служебной части речи.

Совместная формулировка цели урока.

Как вы считаете, как мы можем сформулировать цель нашего урока? Повторить и обощить теоретические сведения о союзе

Ребята, запишите число и тему нашего урока: «Обощение по теме: «Союз как часть речи» (СЛАЙД 1)

Подготовка к обобщению понятий, правил. Актуализация знаний

Повторить и обощить теоретические сведения о союзе нам поможет моя любимая игра»Верю- не верю» Если верите, то не хлопаете в ладоши, а если не верите, то подаем знак хлопком в ладоши.

Верите ли вы: (СЛАЙД 2)

Союз – самостоятельная часть речи.

Союз - не отвечает на вопросы.

Союз является членом предложения.

Союзы соединяют однородные члены предложения.

Союзы соединяют простые предложения в сложные.

Союзы по строению делятся на простые (и, а, но) и составные (так что, потому что) и разные

Союзы делятся на производные (что) и непроизводные (но).

Союзы по значению делятся на две группы сочинительные и подчинительные

Молодцы, вы хорошо ориентируетесь в теории о союзе. Итак, сделаем вывод, что это за часть речи- Союз? (СЛАЙД3)

Проверка домашнего задания. (Творческие индивидуальные задания - работа по группам)

Ребята, вы выполняли домашнее задание по группам:

1 группа создавала портрет союза, 2 группа заполняла карту о союзе, а Алена и Даша искали интересную информацию об этой удивительной части речи.

Какой же портрет получился у творческой первой группы?

Историческая справка

( поисковая работа) Что новое узнали Алёна и Даша о союзе?

Название “союз” появилось в XVII веке. В русском языке около 250 союзов.

В XIX веке в “Толковом словаре живого великорусского языка” Владимир Иванович Даль так определил значение слова “союз”: “Взаимные узы, связь, скре,па, соединение, смык, сцепление; часть речи, частичка, связующая слова”.

Чумакова А

Для меня показался интересным такой факт:

Ученые исследовали союз “И”, его значения, частоту употребления и обнаружили, что:

И” – один из самых древних союзов русского языка;

Союз “И” за тысячелетия не изменил своего значения, он соединяет слова и части сложного предложения;

Слово “И” за столь долгий срок не изменило своего звучания;

Союз “И” является исключительно частотным словом.

Итак, союз “И” – самый употребляющийся союз, особенно в устной речи. Существует даже загадка о нем: “А и Б сидели на трубе. А упало, Б пропало, кто остался на трубе?” (союз И).

В XX веке “Толковый словарь русского языка” Ожегова и Шведовой слово “союз” было определено так: “В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения”.

А М.В. Ломоносов так высказался о союзе:«Союзы не что иное…как средство,
которыми идеи соединяются;…подобны они гвоздям или клею…» Синяк Д

А теперь вторая творческая группа расскажет о карте, которую они совместно выполняли о разрядах союзов.

Самостоятельная работа.

А теперь я предлагаю вам поработать с предложениями на карточках по рядам, вы можете советоваться с одноклассниками по ряду в выполнении задания, а затем я приглашаю одного представителя вашего ряда, вы сами его выбираете. Взаимопроверка

Карточка 1

Задание: найти союз и охарактеризовать его, поставить, где нужно, запятую. А теперь пусть проверит вашу работу ваш сосед по парте. Ушли ветра а вслед за ними на землю пал спокойный иней.

Когда мы поднялись на вершину холма утренняя мгла рассеялась.

Карточка 2.

Задание: найти союз и охарактеризовать его, поставить, где нужно, запятую.

Небо по-прежнему голубеет и по нему плывут лёгкие белые облака.

Светлое озеро казалось теперь больше потому что не стало прибрежной зелени.

Карточка 3

Задание: найти союз и охарактеризовать его, поставить, где нужно, запятую.

На светофоре зажёгся зелёный свет поэтому дорогу можно переходить.

Над рекой висели два месяца и каждый из них был по-своему красив.

Спасибо за работу! Оценки!!!

А сейчас я предлагаю вам поработать с сигнальными карточками и вспомнить правописание союзов

Практическое закрепление (Работа с сигнальными карточками)

Задание: На слайде преставлены предложения, в которых вам нужно определить союзы и выяснить слитно или раздельно пишутся союзы. Работаем с сигнальными карточками (зелёный цвет -слитное написание), другая часть речи – красный цвет (раздельное написание). (СЛАЙД4)

Вдоль болота шла тропинка. Но по ней тоже идти было опасно.

Всё вокруг казалось так неожиданно странно и в то же время так давно и так сладко знакомо.

На ветках желтенькие цветочки. Они маленькие, зато запах их слышен издали.

Душа моя улыбается так же, как освежённая повеселевшая природа.

Что бы мы ни делали на свете, мы за всё с тобой в ответе.

Каждый ходит и мечтает, чтобы счастье вдруг пришло, отыскать себе желает золотое ремесло.

В это трепетное утро осинки стояли неподвижно. В берёзовой роще также было тихо.

Итак, как же союз отличить от другой части речи? (СЛАЙД 5)

Вывод: 1. Союз можно заменить синонимичным союзом. 2. Частицы же, бы при местоимении (как и же при наречии) можно переставить на другое место или отбросить. (местоимение можно даже опустить: От тогочеловека (от человека) веяло силой).

Употребление союзов. Работа с текстом.

А сейчас поработаем с текстом.

1. Прочитайте текст, спишите только те предложения, в которых есть союзы, заключите их в овал, устно охарактеризуйте их.

Утро было солнечное, безветренное, но не жаркое. Море после шторма все еще дышало холодом и не давало солнцу накалить воздух. На солнце наплывало дымком толстое облачко, простор угрюмел, как перед долгой непогодой, а холодный ток с моря разом усиливался.

Хотя тропинка петляла вначале среди невысоких холмов, она прямо и сильно тянула вверх. Ее прорезал неглубокий желоб, русло одного из тех бурных ручьев, что низвергаются с гор после дождя.

Синквейн.

Итак, ребята, мы знаем многое о союзе, предлагаю наши знания заключить в ёмкую форму- синквейн. Напомню это стихотворение из пяти строк.

Правила написания:

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным или местоимением);

Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными);

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголами);

Четвертая строчка – это фраза, показывающая отношение к теме;

Последняя строка, состоящая из одного слова, которое повторяет суть темы.

Пример:

Он 
Сочинительный и подчинительный.
Соединяет и объединяет.
Необходим он в речи нашей.
Союз.

Это задание будет для вас домашним заданием, либо попробуйте написать лингвистическую сказку.

Подведение итогов.

Какая была тема урока? Какую цель мы поставили в начале урока, она достигнута, как вы считаете? Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Итак, наш урок подходит к концу, я предлагаю с помощью смайликов выразить своё отношение к происходящему на уроке.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.