Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Роль хлеба в жизни человека»
Учитель: Юшина Татьяна Васильевна
Образовательное учреждение: МБОУ гимназия №10 г. Воронеж
Предмет: окружающий мир
Класс : 4
Тема: Роль хлеба в жизни человека.
Тип урока: обобщающий (защита проекта)
Цель: на основе подготовленных материалов доказать, что хлеб для русского человека является не только пищей.
Задачи: 1. Подобрать и обобщить материал о роли хлеба в жизни русского человека.
Развивать умение работать в группах и самостоятельно, делать выводы, находить в своем сообщении главные слова, приобрести навыки по оформлению стенгазеты и других отчетных материалов.
Вызвать у детей эмоциональный отклик на услышанную информацию, напомнить о бережном отношении к хлебу.
Приобретаемые навыки детей:
оформление отчётных материалов групп: подборка задач по теме «Единицы массы», фотоотчет об экскурсии на хлебозавод, подборка рисунков хлебобулочных изделий, папка с пословицами, загадками, фразеологизмами о хлебе, схемы «Путь хлеба к нашему столу», «Условия хорошего урожая», стенгазета; поиск информации в различных источниках, работа с тестами, составление опорных схем к выступлению, умение выступать перед аудиторией, сопровождая рассказ презентацией.
Формы организации работы детей: групповая, самостоятельная, фронтальная.
Формы организации работы учителя: консультации, корректировка подготовленных материалов, оформление презентации.
Технологические особенности
Используемое оборудование: репродукции картин русских художников по теме «Уборка урожая», таблички с пословицами и поговорками, указатели с названиями групп, клей, фломастеры, заготовки для творческого задания в виде колосков, тест для групп по теме «Почва», кусочек хлеба массой 125 г, компьютер, проектор.
Используемые ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:
«Хлеб, который мы едим»(N 32002)
«Ломоть от каравая» (N 51745)
«Запах хлеба» (N 46000)
«БОРЛОУГ, НОРМАН ЭРНЕСТ»(N 35666)
«РОЖЬ ПОСЕВНАЯ» (N 34360)
«Есть же мне давай вареную полбу» (N 52406)
«ПШЕНИЦА» (N 35149)
«Аниська» (N 109748)
«На пашне. Весна.» (N 109912)
«Гумно» (N 123306)
Используемые ресурсы из других общедоступных источников
Алмазов Б.А. Наш хлеб: Научно-художественная книга / Рис. и оформл.
Д. Плаксина. – Л.: Дет. лит., 1985. – 207 с., ил.
Анохина Г.М. Личностно развивающие педагогические технологии. – Воронеж: ВОИПКРО, 2005. − 97 с.
Проектно-исследовательская технология: Теория и практика: Учеб.-метод. пособие. Ч. 1. – Воронеж: ВОИПКРО, 2004. – 221 с.
Пояснительная записка
Для реализации проекта дети разбиты на группы по 4 человека по принципу «ведущий – ведомый». Каждая группа получила задание.
Историки – подготовить сообщение о появлении хлеба на Земле и о том, как относились к хлебу во времена тяжелых испытаний, например, во время Великой Отечественной войны.
Математики – совершить экскурсию на хлебозавод №7 и посмотреть, при каких условиях производится хлебопродукция, применить полученные сведения, например, составив задачи.
Физиологи – подобрать материал о хлебе, как ценном пищевом продукте.
Агрономы – подготовить тест по теме «Почва», рассказать о сортах и видах зерновых культур нашего края и сформулировать условия хорошего урожая.
Филологи – толковать слово «хлеб», его многозначность, найти сложные слова с началом «хлеб», подобрать пословицы, поговорки, загадки, оформить папку, рассказать о традициях, связанных с хлебом.
Художники-оформители – подобрать работы художников по теме «Уборка урожая», оформить стенгазету с отчетными материалами.
Ход урока.
I. Оргмомент.
II. Тема урока и цель.
Некоторое время назад вы получили задание: собрать материал по теме «Роль хлеба в жизни человека» и разбились на группы: математики, историки, физиологи, агрономы, филологи, художники-оформители. Сегодня мы подведём итоги вашей работы и попробуем ответить на вопрос о том, какую роль в нашей жизни играет хлеб.
Каждая группа в конце своего выступления делает вывод и главные слова передаёт художникам-оформителям. В результате должна получиться газета, которую потом можно будет показать родителям и другим детям.
III. Выступления групп.
1. Историки
Первый ученик. Это величайшее открытие человек сделал около 15 тыс. лет назад. По мнению ученых именно в те далекие времена на территории Месопотамии человек стал впервые собирать и культивировать хлебные злаки. Около 5 тыс. лет до нашей эры хлебные злаки были завезены в Египет. Именно здесь люди научились выпекать пресный хлеб в виде лепешек из густой зерновой каши – теста. Эти плотные, подгорелые куски зерновой массы мало напоминали наш хлеб, но именно с их появлением началась на земле эпоха хлебопечения.
Второй ученик. Со временем египтяне научились разрыхлять тесто, путем его брожения, используя дрожжи. Детальную картину производства хлебных изделий в Древнем Египте можно увидеть, лишь посетив древние пирамиды. Хлеб, выпеченный по египетской технологии, был дорог, его употребляли только очень богатые люди. В те времена на обед подавали, как правило, два блюда: кусок мяса, жаренный на вертеле и белый пшеничный хлеб. Хлеб недорогих сортов готовили из муки грубого помола, с большим количеством отрубей. Он служил пищей для простых людей.
Третий ученик. В Древней Греции, в Спарте хлеб также считался величайшей роскошью, его ставили на стол только в самых торжественных случаях. В Древнем Риме существовали пекарни с широким ассортиментом хлебных изделий. 2 тыс. лет назад в Риме был сооружен памятник Марку Вергилию Эврисаксу, потомственному пекарю, кормившему хлебом весь Рим. В средние века при каждом замке и монастыре имелись свои пекарни и мельницы. Сегодня хлебопечение в России является одной из ведущих отраслей пищевой промышленности.
Использован ЦОР: «Хлеб, который мы едим» (N 32002)
Комментарий учителя: В истории нашей страны были периоды, когда начинался голод. Что это такое? (Ответы детей). Так было во время Второй Мировой войны.
Четвёртый ученик. Поколение, пережившее Великую Отечественную войну, знает, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, постоянное чувство голода, еще помнит вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, желудей, семян лебеды. На фронт призывали и колхозников. В деревнях остались женщины, старики, дети. За годы войны в стране было заготовлено 4312 миллионов пудов зерна. Фронту нужен был хлеб, и люди самоотверженно трудились, выращивая его. 900 дней жили в условиях блокады ленинградцы. В это время рабочие получали по 250 г хлеба, а жители города 125 г в сутки. Взрослые отдавали свою часть хлеба детям. Люди умирали от голода. (Показ порции хлеба)
ВЫВОД: Хлеб - великое изобретение человечества. 5 тыс. лет до нашей эры в Египте испекли первый хлеб. Он спасает людей в трудное время. (Вывод красиво записали на листочке и передали художникам)
Комментарий учителя:
Что значат для государства запасы хлеба? (Такое государство сильное, богатое.) Значит, ему легче переносить невзгоды войны. Хлеб – это наша история.
2. Физиологи
Первый ученик. Люди едят хлеб каждый день, и он никогда им не надоедает. Оказывается, потому, что в нем много питательных веществ – это белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. Ученые подсчитали, что взрослый человек съедает в день около 400 граммов хлеба, а при тяжелой работе – 800 граммов. Хлеб дает человеку почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности.
Второй ученик. Ржаная мука по своей природе богата витаминами В1, В6, фолиевой кислотой и железом. Поэтому ржаной хлеб более полезен, чем пшеничный. Изделия из пшеничной муки более калорийны. Хлеб хорошо сочетается с основными видами продуктов, длительное время не теряет вкусовых качеств.
Использован ЦОР: «Запах хлеба» (N 46000)
Третий ученик. Пищевая ценность хлеба зависит от сорта муки и рецепта. Хлебный мякиш хорошо усваивается желудочно-кишечным трактом человека. У качественного хлеба мякиш не липкий, при надавливании быстро принимает прежнюю форму. Ассортимент хлебобулочных изделий в России характеризуется большим разнообразием и составляет около тысячи наименований. Основными группами являются: хлеб из пшеничной муки, из ржаной муки и из их смеси; булочные изделия, сдобные изделия, бараночные, сухарные, а также пироги, пирожки, пончики.
Четвёртый ученик. Сегодня появились лечебные виды хлеба:
- бессолевые;
- с пониженной кислотностью;
- с пониженным содержанием углеводов;
- безбелковые изделия и т.д.
А также хлебобулочные изделия с повышенным содержанием пищевых волокон, обогащенные витаминами и минеральными веществами, например с добавлением йода, железа, кальция, бета-каротина. (Выставка рисунков)
Использован ЦОР: «Ломоть от каравая» (N 51745)
ВЫВОД: Хлеб необходим для питания человека, обеспечивает питательными веществами, бывает разных видов.
Комментарий учителя:
Очень хочется, чтобы вы, глядя на кусочек хлеба, думали не только о том, что он богат углеводами и белками, а вспомнили Вергилия Эврисакса или блокадный Ленинград. За хлебом стоят человеческие судьбы.
3. Математики (верят только цифрам и фактам)
Первый ученик. Долгий путь у хлеба к нашему столу. Начинается он в поле, где работают трактористы, комбайнеры, агрономы. Комбайнеры рассказывают, что во время уборки им даже некогда поесть – так они спешат убрать все до дождя.
Весь путь хлеба можно представить схемой (см. Приложение 1).
Комментарий учителя:
Представьте, сколько рук коснулось маленького зёрнышка, пока оно стало хлебом на столе!
Рассмотрим подробнее одно звено этой цепи.
Второй ученик. Итак, мы отправились на хлебозавод N7 города Воронежа. Там мы увидели, что процесс изготовления хлеба механизирован и состоит из нескольких операций: подготовки и дозировки сырья, замеса теста, брожения, разделки и расстойки, выпечки, охлаждения, укладки на лотки и отпуска в магазины. (Фотоотчет) В беседе с технологом выяснили, что брожение идет при температуре 27-30 градусов, объем теста увеличивается в 2-3 раза. Выпекают в печах длиной 24 метра, при температуре 180-300 градусов. Готовый подовый хлеб весит 670 граммов. Хлебозавод N7 работает в две смены по 12 часов без остановки. Ему уже 25 лет. Этот завод выпекает в сутки 45 тонн хлеба, имеет 32 собственных наименования. Поставляет свою продукцию на прилавки Воронежа, в Тамбовскую, в Липецкую, в Белгородскую области.
Третий ученик. По материалам экскурсии мы составили задачи, которые можно использовать на уроках математики. (Приводит примеры составленных задач).
Четвёртый ученик. На хлебозаводе мы выяснили, что непрерывность процесса хлебопроизводства обеспечивают люди разных профессий, например пекарь, укладчик, машинист, тестомес, нарезчик, газооператор, инженер-технолог, охранник, водитель и другие.
ВЫВОД: Процесс изготовления хлеба очень трудоемкий; задействованы люди разных профессий.
4. Агрономы
Называют сорта зерновых культур: Мироновская-808, Безостая-1, Харьковская-48 и т.д.
Говорят об условиях хорошего урожая, представленных в схеме: вода, тепло, обработка почвы, хорошие погодные условия, достаточная разреженность посевов, отсутствие вредителей и т. д.
Использованы ЦОР: БОРЛОУГ, НОРМАН ЭРНЕСТ (N 35666)
РОЖЬ ПОСЕВНАЯ (N 34360)
Есть же мне давай вареную полбу" (N 52406)
ПШЕНИЦА (N 35149)
Комментарий учителя (проблемный вопрос):
Почему же не сеют на полях только озимую пшеницу? (предположения детей)
ВЫВОД: Посевы требуют грамотного ухода. Хлеб – это наша работа.
5. Филологи
Первый ученик – толкование слова «хлеб» из словаря, его многозначность, фразеологизмы.
Второй ученик – из словаря выбрать однокоренные слова к слову «хлеб» и сложные слова с началом «хлеб».
Третий ученик – пословицы, поговорки, загадки о хлебе.
Четвёртый ученик: Я расскажу о традициях русского народа, связанных с хлебом. Каждый крестьянин знал, если хлеб не уродится, наступит голод, поэтому в поле выходили с молитвой: «Хлеб наш насущный дай нам днесь…». Перед тем, как откусить кусочек хлеба, крестьянин обязательно перекрестится. Почему? … Дорогих гостей, а также молодоженов встречают на пороге с хлебом-солью.
ВЫВОД: Русские люди в устном народном творчестве, в поэзии, традициях прославляют хлеб, вознося ему хвалу.
Комментарий учителя:
Хлеб – это наша культура. Что можно сказать о человеке, глядя на то, как он относится к хлебу? (Воспитанный человек никогда не бросит на землю кусок хлеба).
6. Художники-оформители
Мы нашли работы художников, скульпторов, посвященные хлебу. (Дети рассказывают, что изображено на картинах Алексея Венецианова «На пашне», «Жнецы», «Крестьянские дети в поле», «Гумно» и др.)
Использованы ЦОР: Аниська (N 109748)
На пашне. Весна. (N 109912)
Гумно (N 123306)
Изображения выводятся на экран в виде презентации.
ВЫВОД: Хлеб трудно даётся, но объединяет людей.
Комментарий учителя: Как чувствуют себя люди после трудового дня? (Устали, но счастливы, радуются, что много хлеба. Значит, все будут сыты.) Хлеб – наше счастье.
IV. Творческое задание.
Подведём итог всем выступлениям. У каждой группы конверт. Достаньте заготовки в виде колосков. Даю вам начало фразы, а вы допишите по одному слову. Хлеб – это…(Появляются варианты: хлеб – наше счастье, наша сила, наша работа, наша культура, наша жизнь). Затем колоски сдайте оформителям. Филологам выбрать пословицу для заголовка газеты, отражающую наши выводы. (В это время художники заканчивают оформлять газету).
Агрономы теперь раздают тесты группам по теме «Почва». (Должно получиться ключевое слово «зерно» (см. Приложение 2)).
V. Итог урока.
Вывешивание газеты.
Вывод: Значит, хлеб не просто еда. Хлеб – это средство объединения людей, символ величия труда. Хлеб – это наше прошлое, настоящее и будущее. Хлеб – это наша жизнь!
Выставление оценок учащимся.
Ильина Оксана Геннадьевна