Конспект урока окружающего мира" Что такое деньги?"
Пояснительная записка к презентации
Конспект урока «Что такое деньги?»
Цель урока: формирование у учащихся основ экономических знаний о деньгах, истории их появления.
Задачи урока:
– познакомить с новыми понятиями “бартер”, “купля-продажа”, “обмен”, “деньги”, “цена” и некоторыми денежными единицами;
– развивать речь учащихся, умения выделять главное, сравнивать, обобщать;
– расширять кругозор детей;
– воспитывать культуру поведения в условиях рыночных отношений.
Планируемые результаты
Предметниые
–узнать об особенностях товарно-денежных отношений;
– познакомиться с видами денег, их характерных особенностях, путях появления у людей;
– представления о денежных единицах разных стран;
– получить представление о функциях денег в жизни человека.
Метапредметные :
– получить понятие о товарно-денежных отношениях , объяснить зависимость между ценой, стоимостью и количеством товара;
– научиться устанавливать причинно-следственные связи между возникновением и развитием денежного обращения;
– сравнивать анализируемые понятия: “обмен”, “купля-продажа”;
Коммуникативные :
– развивать навыки работы в группе, паре, фронтально и индивидуально;
– развивать умение обобщать информацию, выделять главное, делать выводы, наблюдать, логично выражать свои мысли, приводить примеры, аргументировать свою точку зрения и высказывая отношения к мнению других, устанавливать взаимосвязи, сотрудничать;
Личностные:
–развивать такие качества характера , как уважение к мнению, точке зрения одноклассников, бережливое отношение к деньгам, уважительное отношение к тем, кто зарабатывает деньги, рациональное использование получаемых от взрослых денежных средств.
Ход урока .
Мотивация.
Всё знать на свете невозможно,
Хоть сотни книг прочти-
Найдётся то, что будет сложно,
То, что совсем не знаешь ты.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья , за дело!
Повторение пройденного .
Что мы всегда делаем в начале урока окружающего мира? ( Повторяем то, что уже изучили, проверяем домашнее задание)
Сначала давайте повторим термины, которые мы изучали. За каждый правильный ответ вы получаете одну фишку . ( Слайд 2 . Называются слова : Экономика, отрасли экономики, отрасли сельского хозяйства, отрасли промышленности. , товары, услуги. ) Вы должны объяснить, что эти термины обозначают или перечислить необходимые понятия.
Викторина по слайдам 3-12 . За правильный ответ тоже получаете фишку.
Определение темы, целей.
На слайде картинки, иллюстрирующие фразеологизмы куры не клюют и кот наплакал.
- Отгадайте, какие фразеологизмы проиллюстрированы? Про что говорят кот наплакал и куры не клюют? Отгадайте загадку:
Это – средство обращения
Это – средство накопления.
Средство стоимости также
Также – средство платежа.
В кошелек мы их кладем
С ними в магазин идем. ( Деньги)
Назовите тему урока ( «Что такое деньги?» ) Это для вас новая тема? (Нет, мы изучали это на уроках фин.грамотности) Значит, мы с вами будем ….. ( слова повторять, систематизировать и применять , напечатанные на листах, вкладываются в «кошелек», прикрепленный на доску)
Включение в систему знаний на повторение.
1. Как появились деньги.
Ярмарка : (Несколько учеников получают различный товар .
1-й уч : горшочек меда.
2-й уч : кувшин,
3-й уч : деревянные ложки
4-й уч : шкурка.
Необходимо произвести обмен и вернуться домой с нужной вещью. Ученик, у которого ложки, должен получить шкурку. Тот, у кого шкурка, не отдает ее за ложки, мотивируя это тем, что еу пришлось сначала поохотиться, потом обработать шкурку и т.д. Аналогично и те, у кого кувшин и мед. 2 ложки обмениваются на кувшин, 2 ложки на мед и одна ложка остается. Затем мед, кувшин и одна ложка обмениваются на шкуру.
Вы приобрели товар? Как вы его получили? (Обменялись.)
Т.е. один товар обменяли на другой товар, который вам необходим.
( На доске появляется схема)
Товар - Товар
- Почему нельзя ложку обменять на шкурку сразу? ( Потому что для изготовления шкуры или кувшина нужно больше труда вложить, чем в изготовление ложки) Значит, что влияет на ценность товара? ( сколько в него вложили труда)
Вывод: обмен должен быть равноценным.
- Удобно ли было бы все время производить обмен? Чем же тогда пользоваться ? ( Тем, что ценно для всех) Что же такое деньги? (Товар, одинаково ценный для всех)
Ученики с товарами получают ценники : шкурка – 3 фишки, мед- 2 фишки, кувшин - 2 фишки, ложка – 1 фишку.
Ребята, у кого есть фишки, представим себе, что это наши деньги. Что вы можете на них эз этих предметов купить? ( дети называют) В этом случае на что вы обменивали товар ? (На деньги)
Товар – Деньги
2. Понятия бартер и купля –продажа.
Что общего в обоих случаях ? (произошел обмен) Чем различаются эти случаи?
Обмен товара на товар называется бартер ( выставляется на доску слово), а обмен на деньги – купля – продажа.
Поиграем в игру. Я показываю отрывок из фильма, а вы говорите, это бартер или купля- продажа.
1 отрывок - как старик корову продавал
2 отрывок - полтора землекопа покупают воду за знания
3 отрывок – Волшебное кольцо
4 отрывок – Вася Куролесов покупает поросят
5 отрывок -Буратино в кассе .
Ребята, а что такое «Сольдо» ? ( Это деньги в другой стране)
3. Денежные единицы.
Посмотрите на слайд (Слайд 5) Что вы видите? (доллары, евро , рупии, рубли0 Как это все назвать? Это денежные единицы. В каждой стране есть свои денежные единицы.
-Могу ли я приобрести товар в другой стране на наши деньги? Почему? Что для этого надо сделать?
А чем деньги на слайде 6 отличаются? (Это монеты, а на слайде 5 купюры)
То есть , денежные единицы представлены или банкнотами или монетами разного достоинства. Что такое достоинство?
- Где печатают деньги и отливают монеты? ( Слайд Монетный Двор.)
В учебнике на с.68 выполним практическую работу.
Что такое аверс? Реверс? Как по- другому сказать? ( С этими понятиями учащиеся знакомились на уроках финн. грамотности)
4. Что такое сбережения.
Рассмотрите рисунки на слайдах . Что объединяет героев этих мультфильмов? ( У них есть много денег) Откуда они у них ? ( Нашли, собирали, скопили) А зачем их нужно собирать? Как называются деньги, которые люди откладывают на что- то ? ( сбережения).
А откуда в семье появляются деньги (Их зарабатывают, получают зарплату) Это называется доходы. А на что мы их тратим? Это – расходы. Бывают запланированные расходы и незапланированные. Можете объяснить, что это такое ?(Дети объясняют)
Практическое задание .
Группы получают задание посчитать , сколько каждая семья может отложить или потратить на незапланированные расходы.
Доходы | Сумма | Расходы | Сумма |
Зарплата мамы | 20000 | Коммунальные платежи | 5000 |
Зарплата папы | 30000 | Питание | 20000 |
Пенсия бабушки | 2000 | Проезд | 2000 |
Социальные пособия | 12000 | Покупка одежды, обуви | 10000 |
Лекарства и лечение | 7000 | ||
Детский сад и кружки | 4000 | ||
Всего |
Доходы | Сумма | Расходы | Сумма |
В семье двое детей | |||
Зарплата мамы | 39000 | Коммунальные платежи | 4800 |
Зарплата папы | 27000 | Питание | 18 000 |
Социальные пособия | 3000 | Бензин для автомобиля | 7000 |
Покупка одежды, обуви | 8000 | ||
Лекарства и лечение | 3000 | ||
Детский сад и кружки | 3500 | ||
Всего |
Доходы | Сумма | Расходы | Сумма |
В семье один ребенок | |||
Зарплата мамы | 17 000 | Коммунальные платежи | 3500 |
Зарплата бабушки | 25000 | Питание | 15000 |
Покупка одежды, обуви | 10000 | ||
Музыкальная школа | 3000 | ||
Канцтовары, школьные принадлежности | 2000 | ||
Всего |
Как вы посчитали? ( Сначала нужно было сложить все доходы, затем все расходы и вычесть)
Какую сумму семья может потратить на незапланированные расходы?
От чего зависит, сколько денег семья может потратить или сберечь? (От заработка) А что нужно, чтобы хорошо зарабатывать? Посмотрите небольшую притчу. ( «Стоимость удара молотком» ) Значит, чтобы хорошо зарабатывать нужны знания.
Рефлексия.
Давайте вспомним, какую цель ставили на урок. (Повторить, систематизировать, применять знания) Кто считает , что мы достигли цели?
С какими новыми словами познакомились?
А где применяли полученные знания?
Слайд 31. Кто на этом кадре изображен? Сделали ли деньги раджу счастливее?
Деньги мы зарабатываем, сберегаем, но главное в нашей жизни все же это семья, дружба, здоровье. Помните об этом, ребята!