Конспект урока окружающего мира «Границы России» (4 класс)
Урок окружающего мира
Класс: 4
УМК: Перспектива
Тема: Границы России
Тип урока: получение новых знаний.
Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока «окружающего мира»
Задачи урока:
Дать обучающимся общие представления о странах, которые имеют с Россией сухопутные границы.
Обсуждать особенности изученных стран мира (название, расположение на карте, столица, главные достопримечательности).
Формировать коммуникативную компетенцию: умение вести диалоги; координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности.
Развивать навыки работать с картой: показывать территорию России, ее сухопутные и морские границы.
Воспитывать чувство патриотизма.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся объяснять понятие «сухопутная граница» через анализ текста; находить и показывать страны мира на политической карте; получат возможность научиться давать характеристику странам четко следуя инструкциям.
Метапредметные УУД:
Коммуникативные: участвуют в диалогах в паре и в группе при обсуждении заданий .
Регулитивные:
Рефлексивные умения: самостоятельно работают с учебником, хрестоматией; принимают и сохраняют учебную задачу .
Оценочные умения: проверять правильность выполнения задания по правилу; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.
Познавательные
Общеучебные действия: работают с картой в учебнике.
Логические действия: умение строить логическую цепь рассуждений.
Личностные: проявляют интерес к изучаемому материалу.
Средства обучения: учебник, тетрадь, карта, презентация, электронное приложение к учебнику, репродукция картины В.Васнецова «Богатыри».
Основные понятия: сухопутная граница, «соседи».
Ход урока.
1. Создание рабочей атмосферы, эмоционального настроя.
Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
- Ребята, скажите, а вы знаете свой адрес. (Дети называют улицу, село, район, область.)
- Если мы объединим все города, области вместе, как вы думаете, что получится? (страна, государство)
- Закончите предложения.
Страна, в которой я живу – называется __________.
Столицей России является город ___________________.
Главой государства является _________________________.
Он избирается гражданами России при тайном ______________ .
2. Актуализация знаний. Проверка д/з.
Индивидуально (тесты)
Фронтально (работа со схемой)
- Давайте вспомним, как же устроено наше государство, как работают государственные органы власти.
3. Самоопределение к деятельности.
- Из наших предыдущих бесед становится ясно, что Россия, Российская Федерация — сильная держава, это наш большой дом.
- У разных народов есть поговорки на эту тему. Например: «Мой дом — моя крепость».
- Как понимаете её?
- Ответьте на следующий вопрос: есть ли у вас соседи?
- Что отделяет вас от соседних квартир или домов?
- Скажите, если Россия — это наш дом, то у неё должны быть какие-то стены, которые ограничивают нашу Родину от соседних земель и дают нам возможность чувствовать себя защищёнными, в безопасности на родной земле.
- Что это за стены и какие они — из камня, бетона, дерева или воображаемые, невидимые?
- Ребята, вспомните какой памятник Всемирного наследия и в какой стране рассказывает нам о попытке огородить страну настоящей, рукотворной стеной?
- Да, это было в давние времена в Китае.
- Попробуйте предположить, о чём мы с вами будем говорить на уроке.
- Кто из вас уже сможет определить тему нашего урока? С.30
4. Оформление тетрадей. Целеполагание.
- Запишем число и тему урока в тетрадь.
- Какие задачи поставим перед собой?
1. Узнать, что такое граница, история появления, её протяжённость, значение.
2. Узнать, какие виды границ бывают и как охраняется граница РФ.
3. Узнать правила пересечения границы.
4. Учиться работать с картой.
5. Работа с таблицей «Да- нет»
Что такое государственная граница?
Что значит слово засека?
Какие бывают границы в зависимости от природных территорий?
Благодаря кому у нас крепкие границы государства?
Кто является соседями России на суше и на море?
- К этой таблице мы вернёмся в конце урока.
6. Работа по теме.
- Граница- порог Отечества. Как вы понимаете этот заголовок? С.30- 1 абзац
(в каждом доме порог- особое, священное место, граница родного пространства. Так и государственная граница России священна.)
А) Работа с толковым словарём. (дети зачитывают)
Б) Работа по учебнику.
- Давайте узнаем, а какое определение даётся в учебнике. С.30- 2 абзац
- Как объясняется значение слова "Государственная граница"? Запишите в тетрадь.
- Что такое суверенитет? (независимость)
- Какова цель гос.границы? Запишите в тетрадь.
В) Работа с репродукцией картины В.Васнецова «Богатыри».
- Сейчас мы узнаем, как обстояли дела с границами нашего Отечества в старину.
- Перед вами репродукция картины известного художника В.Васнецова.
- Кто изображен на ней? Что они делают?
- Зачем вышли в дозор богатыри?
Послушайте отрывок из былины.
Как вы понимаете последнее предложение? (презентация, выступление заранее подготовленного ученика)
- Что узнали нового? Что такое засека? С.32- запишите определение.
Г) Продолжение работы.
- Читаем 3 абзац. С.30
- Как обозначается линия границы на местности, т.е сухопутная граница? (ясно видимыми пограничными знаками- пограничные столбы, колючая проволока)
- А как определяются водные и воздушные границы государства? (особыми правилами по договорённости с граничащими государствами)
- Исходя из прочитанного, мы узнали, что границы бывают разные. Виды границ
Ч.3. (схема виды границ+ протяжённость границ)
- О каких видах границ узнали? (запись в тетрадь)
Ч.4. Работа с картой.
- Кто стоит на страже сухопутных границ? (пограничные войска)
- Россия расположена на материке Евразия. Площадь России 17, 1 млн. км.кв. Россия находится в двух частях света, в Европе и в Азии. Условная граница проходит по Уральским горам, реке Урал, Каспийскому морю.
- На карте сухопутная государственная граница обозначается жирной красной линией вместе с чёрной пунктирной линией.
- Определим госуд.границу РФ на карте + Калининградская область + Крым (2014 г.). (показывает учитель, затем самостоятельно)
- Покажите соседу.
Вывод: Россия самая большая по площади страна на материке Евразии и располагается в двух частях света- Европе и Азии.
Физминутка.
7. Работа с электронным приложением. (ч,5,6)
- Ребята, как в думаете, кто охраняет нас на море и в воздухе?
Ч.5.
- Какими службами производится охрана морской государственной границы?
( ВМФ).(дополняется схема «Виды границ»)
Россия омывается 12 морями
Каспийское море
Дополнительная информация: Каспийское море в некоторых источниках обозначается как Каспийское озеро.
Черное море
Балтийское море
Баренцево море
Карское море
Море Лаптевых
Восточно- Сибирское море
Чукотское море
Берингово море
Охотское море
Японское море
Карское море
Ч.6.
- Кто охраняет воздушные пространства нашего Отечества? (Войска ПВО)
(дополняется схема «Виды границ»)
- Ребята, а кто из вас со взрослыми бывал за границей?
- А где люди и транспорт могут пересекать границу?
- Какие документы нужны чтобы пересечь границу?
- Ответы на эти вопросы можем узнать в следующем объяснении.
Ч.7.
Виза - документ, по которому можно попасть в чужое государство.
Безвизовый режим - некоторые государства не требуют визы для въезда на свою территорию.
Российский гражданин может свободно, имея лишь внутренний паспорт, пересекать границу с Белоруссией, Казахстаном, а также с Абхазией и Южной Осетией.
Таможня - специальная государственная служба, которая контролирует въезд и выезд граждан из страны.
- Ребята, какой из всего сказанного можем сделать вывод?
С. 33 (рубрика "сделаем вывод")
8. Работа с таблицей «Да- нет».
9. Подведение итогов.
- Что главное вы сегодня узнали?
- Что стало понятнее?
- Что осталось непонятным?
10. Д/з. Оценивание.
С.30-31 пересказ, выполнить задания после текста
С.32-33 читать
Резерв
- Благодаря кому у нас крепкие границы государства?
-Подумайте, какими качествами должен обладать человек для работы на границе государства?
Ч.9-10.
-А если не будет государственной границы, что может произойти? Используйте при ответе события в современном мире.
| Вопрос | |
| Что такое государственная граница? | |
| Что значит слово засека? | |
| Какие бывают границы в зависимости от природных территорий? | |
| Благодаря кому у нас крепкие границы государства? | |
| Кто является соседями России на суше и на море? | |