12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Разгуляева Надежда Викторовна52

Урок окружающего мира


Класс: 4

УМК: Перспектива

Тема: Границы России

Тип урока: получение новых знаний.


Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока «окружающего мира»


Задачи урока:

Дать обучающимся общие представления о странах, которые имеют с Россией сухопутные границы.

Обсуждать особенности изученных стран мира (название, расположение на карте, столица, главные достопримечательности).

Формировать коммуникативную компетенцию: умение вести диалоги; координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности.

Развивать навыки работать с картой: показывать территорию России, ее сухопутные и морские границы.

Воспитывать чувство патриотизма.


Планируемые результаты:

Предметные: научатся объяснять понятие «сухопутная граница» через анализ текста; находить и показывать страны мира на политической карте; получат возможность научиться давать характеристику странам четко следуя инструкциям.

Метапредметные УУД:

Коммуникативные: участвуют в диалогах в паре и в группе при обсуждении заданий .

Регулитивные:

Рефлексивные умения: самостоятельно работают с учебником, хрестоматией; принимают и сохраняют учебную задачу .

Оценочные умения: проверять правильность выполнения задания по правилу; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Познавательные

Общеучебные действия: работают с картой в учебнике.

Логические действия: умение строить логическую цепь рассуждений.

Личностные: проявляют интерес к изучаемому материалу.


Средства обучения: учебник, тетрадь, карта, презентация, электронное приложение к учебнику, репродукция картины В.Васнецова «Богатыри».


Основные понятия: сухопутная граница, «соседи».


Ход урока.

1. Создание рабочей атмосферы, эмоционального настроя.

Прозвенел для нас звонок,

Начинается урок.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

- Ребята, скажите, а вы знаете свой адрес. (Дети называют улицу, село, район, область.)

- Если мы объединим все города, области вместе, как вы думаете, что получится? (страна, государство)

- Закончите предложения.

Страна, в которой я живу – называется __________.

Столицей России является город ___________________.

Главой государства является _________________________.

Он избирается гражданами России при тайном ______________ .

2. Актуализация знаний. Проверка д/з.

Индивидуально (тесты)

Фронтально (работа со схемой)

- Давайте вспомним, как же устроено наше государство, как работают государственные органы власти.

3. Самоопределение к деятельности.

- Из наших предыдущих бесед становится ясно, что Россия, Российская Федерация — сильная держава, это наш большой дом.

- У разных народов есть поговорки на эту тему. Например: «Мой дом — моя крепость».

- Как понимаете её?

- Ответьте на следующий вопрос: есть ли у вас соседи?

- Что отделяет вас от соседних квартир или домов?

- Скажите, если Россия — это наш дом, то у неё должны быть какие-то стены, которые ограничивают нашу Родину от соседних земель и дают нам возможность чувствовать себя защищёнными, в безопасности на родной земле.

- Что это за стены и какие они — из камня, бетона, дерева или воображаемые, невидимые?

- Ребята, вспомните какой памятник Всемирного наследия и в какой стране рассказывает нам о попытке огородить страну настоящей, рукотворной стеной?

 - Да, это было в давние времена в Китае.

- Попробуйте предположить, о чём мы с вами будем говорить на уроке.

- Кто из вас уже сможет определить тему нашего урока? С.30

4. Оформление тетрадей. Целеполагание.

- Запишем число и тему урока в тетрадь.

- Какие задачи поставим перед собой?

1. Узнать, что такое граница, история появления, её протяжённость, значение.

2. Узнать, какие виды границ бывают и как охраняется граница РФ.

3. Узнать правила пересечения границы.

4. Учиться работать с картой.

5. Работа с таблицей «Да- нет»

Что такое государственная граница?

Что значит слово засека?

Какие бывают границы в зависимости от природных территорий?

Благодаря кому у нас крепкие границы государства?

Кто является соседями России на суше и на море?

- К этой таблице мы вернёмся в конце урока.

6. Работа по теме.

- Граница- порог Отечества. Как вы понимаете этот заголовок? С.30- 1 абзац

(в каждом доме порог- особое, священное место, граница родного пространства. Так и государственная граница России священна.)

А) Работа с толковым словарём. (дети зачитывают)

Б) Работа по учебнику.

- Давайте узнаем, а какое определение даётся в учебнике. С.30- 2 абзац

- Как объясняется значение слова "Государственная граница"? Запишите в тетрадь.

- Что такое суверенитет? (независимость)

- Какова цель гос.границы? Запишите в тетрадь.

В) Работа с репродукцией картины В.Васнецова «Богатыри».

- Сейчас мы узнаем, как обстояли дела с границами нашего Отечества в старину.

- Перед вами репродукция картины известного художника В.Васнецова.

- Кто изображен на ней? Что они делают?

- Зачем вышли в дозор богатыри?

Послушайте отрывок из былины.

Как вы понимаете последнее предложение? (презентация, выступление заранее подготовленного ученика)

- Что узнали нового? Что такое засека? С.32- запишите определение.

Г) Продолжение работы.

- Читаем 3 абзац. С.30

- Как обозначается линия границы на местности, т.е сухопутная граница? (ясно видимыми пограничными знаками- пограничные столбы, колючая проволока)

- А как определяются водные и воздушные границы государства? (особыми правилами по договорённости с граничащими государствами)

- Исходя из прочитанного, мы узнали, что границы бывают разные. Виды границ

Ч.3. (схема виды границ+ протяжённость границ)

- О каких видах границ узнали? (запись в тетрадь)

Ч.4. Работа с картой.

- Кто стоит на страже сухопутных границ? (пограничные войска)

- Россия расположена на материке Евразия. Площадь России 17, 1 млн. км.кв. Россия находится в двух частях света, в Европе и в Азии. Условная граница проходит по Уральским горам, реке Урал, Каспийскому морю.

- На карте сухопутная государственная граница обозначается жирной красной линией вместе с чёрной пунктирной линией.

- Определим госуд.границу РФ на карте + Калининградская область + Крым (2014 г.). (показывает учитель, затем самостоятельно)

- Покажите соседу.

Вывод: Россия самая большая по площади страна на материке Евразии и располагается в двух частях света- Европе и Азии.

Физминутка.

7. Работа с электронным приложением. (ч,5,6)

- Ребята, как в думаете, кто охраняет нас на море и в воздухе?

Ч.5.

- Какими службами производится охрана морской государственной границы?

( ВМФ).(дополняется схема «Виды границ»)

Россия омывается 12 морями

Каспийское море

Дополнительная информация: Каспийское море в некоторых источниках обозначается как Каспийское озеро.

Черное море

Балтийское море

Баренцево море

Карское море

Море Лаптевых

Восточно- Сибирское море

Чукотское море

Берингово море

Охотское море

Японское море

Карское море

Ч.6.

- Кто охраняет воздушные пространства нашего Отечества? (Войска ПВО)

(дополняется схема «Виды границ»)

- Ребята, а кто из вас со взрослыми бывал за границей?

- А где люди и транспорт могут пересекать границу?

- Какие документы нужны чтобы пересечь границу?

- Ответы на эти вопросы можем узнать в следующем объяснении.

Ч.7.

Виза - документ, по которому можно попасть в чужое государство.

Безвизовый режим - некоторые государства не требуют визы для въезда на свою территорию.

Российский гражданин может свободно, имея лишь внутренний паспорт, пересекать границу с Белоруссией, Казахстаном, а также с Абхазией и Южной Осетией.

Таможня - специальная государственная служба, которая контролирует въезд и выезд граждан из страны.

- Ребята, какой из всего сказанного можем сделать вывод?

С. 33 (рубрика "сделаем вывод")

8. Работа с таблицей «Да- нет».

9. Подведение итогов.

- Что главное вы сегодня узнали?

- Что стало понятнее?

- Что осталось непонятным?

10. Д/з. Оценивание.

С.30-31 пересказ, выполнить задания после текста

С.32-33 читать

Резерв

- Благодаря кому у нас крепкие границы государства?

-Подумайте, какими качествами должен обладать человек для работы на границе государства?

Ч.9-10.

-А если не будет государственной границы, что может произойти? Используйте при ответе события в современном мире.



Вопрос



Что такое государственная граница?



Что значит слово засека?



Какие бывают границы в зависимости от природных территорий?



Благодаря кому у нас крепкие границы государства?



Кто является соседями России на суше и на море?














Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.