Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме «Почему мы часто слышим слово «экология»?»

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме «Почему мы часто слышим слово «экология»?» (УМК «Школа России», автор – А.А. Плешаков)
Составитель – Бабкина Галина Алексеевна, учитель начальных классов
Методическое обоснование темы
Тема: Почему мы часто слышим слово «экология»? (окружающий мир, 1 класс)
В условиях современного мира экологическое воспитание становится одним из приоритетных направлений в начальной школе. Его цель — формирование личности, способной бережно относиться к природе, жить в гармонии с ней, осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде. На данном уроке детям даются первоначальные представления об экологии и её роли в жизни людей, объясняется смысл понятий "экология", «эколог»; формируются основы экологической грамотности, чувства ответственности и любви к родной природе; продолжается обучение работе в группах.
Цель урока: создание условий для формирования экологического мышления, как составляющей экологической культуры младшего школьника.
Задачи:
- формировать первоначальные представления детей об экологии и профессии эколога;
- показать взаимосвязь между человеком и природой и ответственность человека за состояние природы;
- оформить краткосрочный проект «Экологическая памятка»;
- развивать практические навыки по использованию полученных сведений на уроке в реальных жизненных условиях;
-развивать коммуникативные навыки, умение работы в группах;
- развивать умение анализировать, классифицировать, формулировать вывод;
- формировать основы экологической грамотности, чувства ответственности и любви к природе; позиции по защите и сохранению окружающей среды.
Методические рекомендации по проведению урока
Тип урока: открытие нового знания.
Планируемые результаты:
- обобщить знания о понятиях: «экология», «эколог»;
- усвоить, что экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле;
- оформить «Экологическую памятку», которую в дальнейшей работе включим в лэпбук «Экология»;
- сформировать основы экологической грамотности, чувства ответственности и любви к природе.
Технологии: проблемно-диалогические, информационно-коммуникативные, здоровье-сберегающие, проектная.
Оборудование:
- фотографии животных (Приложение 1);
- фотографии реки, посёлка (Приложение 2);
- компьютер, интерактивная доска;
- письмо;
- цветные карандаши, альбом;
- карточки с 5 вариантами заданий (Приложение 3);
- выставка фотографий и рисунков «Наша планета - Земля»;
Программное обеспечение:
- Фрагмент видеоурока «Почему мы часто слышим слово «экология?» https://youtu.be/sbchGJ2wMG8 (Интернет)
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые универсальные учебные действия |
1. Мотивация к учебной деятельности 1 мин. | Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно! | Эмоциональное вхождение в урок | |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения. Сообщение темы и цели урока 5 мин. Работа с учебником | Составьте слово из первых букв животных и узнаете тему нашего урока (Приложение 1). - Какое слово получилось? - Кто слышал такое слово и знает, что оно обозначает? Интересно, почему мы так часто слышим слово „экология“? - Как вы думаете, что мы сегодня узнаем на уроке? - Как вы думаете, где можно узнать значение слова «экология»? - Прочитаем определение на доске. Экология - греч. oikos - дом, местообитание, убежище, жилище; logos- наука. - А дом нужно всегда прибирать, беречь и защищать. Земля – это наш общий дом. -Посмотрите на страницы учебника (71). Что нарисовала Даша? - А что бы нарисовали еще вы? | Называют животных и прикрепляют карточки с буквами (эму, кошка, осёл, лисица, олень, гепард, индюк, ящерица). - Экология. Ученики высказывают свои предположения. Прогнозируют предстоящую работу. - Узнаем, что такое экология и почему мы так часто слышим это слово. - В учебнике, в толковом словаре, в интернете, спросить у взрослых. Читают определение. Слушают учителя, запоминают. Отвечают на вопрос. Читают текст, дают ответ на вопрос. - Даша нарисовала чудесный мир природы. Дети рассказывают, что можно нарисовать. | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Регулятивные: -определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя. Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме. Познавательные: Развитие умения извлекать информацию из разных источников Регулятивные: Учатся высказывать своё предположение. Коммуникативные: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи, слушать и понимать речь других. Коммуникативные: Строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей. |
3. Построение проекта решения учебных задач урока. 2 мин. | - Ребята, на фотографии мы видим реку. Как она называется? - А как называется посёлок, в котором мы живём? (Приложение 2). Это всё природа, которая нас окружает. Сегодня утром я видела, как прибирают наш посёлок. - А почему нам надо учиться бережному обращению с природой? - Ваши ответы помогли нам убедится, что природа в опасности. | - Вологда. . - Посёлок Майский. - Люди загрязняют окружающую среду. | Познавательные: Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. Коммуникативные: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи, слушать и понимать речь других. |
Физкультминутка 1 мин. | Гимнастика для глаз. | | |
4. Первичное закрепление. 7 мин. | Посмотрите видео о нашей чудесной планете и ответьте на вопрос, почему мы часто слышим слово «экология»? https://youtu.be/sbchGJ2wMG8 (4 мин.) - Что мы можем сделать, чтобы защитить природу? - От какого слова произошло слово «эколог»? - Кто такой «эколог?». -Знаете ли вы, что экологи придумали прекрасный праздник – День Земли? -Экологи оберегают всё, что растёт и всех, кто живёт на нашей земле от исчезновения. Учёные экологи учат нас бережному отношению к миру природы, к воде, к земле и воздуху, к растениям, грибам, к насекомым, рыбам, ко всем животным. | Смотрят видеофрагмент об охране природы. Отвечают на вопросы. -От слова «экология» произошло слово «эколог». - Это человек, который охраняет природу. 22 апреля –Международный день Земли. | Коммуникативные: Строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей Познавательные: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке. |
Физкультминутка 1 мин. | Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле! (Потягивания - руки в стороны.) (Наклоны вперёд.) (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.) Но когда же отдых будет? (Вращение туловищем.) | Выполняют упражнения для формирования правильной осанки, эмоциональный настрой | |
5. Включение в систему знаний и повторение. Работа в группах (составление проекта «Экологическая памятка») 20 мин. | - Ребята, к нам в класс принесли письмо. От кого оно? (от Мудрой Черепахи) -На нашей планете раздаются тревожные сигналы. Что мы можем сделать, чтобы помочь природе? (составить для людей список правил в природе). Сейчас мы попробуем стать маленькими экологами и сделаем проект «Экологическая памятка». Работать будем в группах. Каждая группа получит карточку с описанием ситуации. Вы рисуете знак для нашей «Экологической памятки» (Приложение 3). Обсудите вместе и договоритесь о том, кто будет выступать от вашей группы. Помните: речь выступающего должна быть правильной и красивой, ответы –убедительными. «Вы, ребята, сейчас работали экологами, помогали сберечь нашу планету, наш общий дом». Я надеюсь, что наша планета будет ярче и красочней, если мы будем соблюдать правила. Экологи будут вам очень благодарны. | Дети читают текст: «Помогите! Погибают рыбы, в лесу исчезают птицы и звери, бабочки. В городе трудно дышать!» Дети разбиваются на группы. 1-группа Погибает рыба! Помогите! - Вспомните, почему может погибнуть рыба. Как ее спасти? 2-я группа Кругом мусор! Помогите! - Вспомните, почему появляется мусор. Как с ним бороться? 3-я группа Трудно дышать в городе! Помогите! - Вспомните, почему в городе бывает трудно дышать. Как сохранить чистый воздух? 4-я группа На лугу исчезли бабочки! Помогите! - Вспомните, почему могут исчезнуть бабочки. Как их защитить? 5-я группа В лесу пропали птицы и звери! Помогите! - Вспомните, почему в лесу могут пропасть птицы и звери. Как их сберечь? Выводы в «Экологическую памятку», выступления. | Регулятивные: Осуществлять познавательную и личностную рефлексию; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: формировать умение работать в группах; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); участвовать на уроке в диалоге. Регулятивные: Учиться коллективно решать проблемные вопросы. Коммуникативные: Строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. |
6. Рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. 2 мин. | -Так почему мы часто слышим слово «экология?» -Да, действительно, состояние природы во многом зависит от деятельности человека, а здоровье человека порой зависит от состояния природы. -Обратимся к выставке фотографий пейзажей нашего села и рисунков. -А теперь вам предстоит оценить свою работу. Игра «да, нет». (оценка учебной деятельности) - мне сегодня было очень интересно на уроке. - я узнал, что экология- это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. - есть люди, которые нарушают законы природы. - для любимой мамы можно нарвать на лугу огромный букет цветов и подарить ей. - я буду помогать экологам беречь наш общий дом. | Высказывания детей Читает подготовленный ученик: -Любите родную природу! Озёра, леса и поля. Ведь это же наша с тобою Навеки родная земля. Самооценка учебной деятельности. Поднимают руку, если согласны). | Регулятивные: Осуществлять познавательную и личностную рефлексию; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
7.Домашнее задание (по желанию) 1 мин. | - 1) В рабочей тетради на стр. 52-53 нарисовать чудесный мир природы. Рассказать о своём отношении к природе. 2) Поместить в тетрадь фотографии ваших добрых дел в природе. Спасибо за работу. Урок закончен. | | |
Список используемой литературы
Дмитриева О. И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК «Школа России». 1 класс. М.: «ВАКО», 2019.
Интернет- ресурсы
http://faunazoo.ru/wp-content/uploads/2013/02/Эму.jpg (эму)
https://i.artfile.ru/2880x1800_918734_[www.ArtFile.ru].jpg (кошка)
https://tverigrad.ru/wp-content/uploads/2017/06/лиса-16-мая.jpg (лисица)
http://komotoz.ru/photo/images/photo_geparda/photo_geparda_14.jpg (гепард)
http://s1.fotokto.ru/photo/full/334/3348993.jpg (река Вологда)
https://i3.multilisting.su/system/photos/entity/140/634/182/medium/img.jpg?1564562551 (п. Майский)
Плешаков. А.А. Окружающий мир. Учебник для общеобразовательных организаций. 1 класс. В 2-х частях. Часть 2. – М: Просвещение, 2019.
Плешаков. А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2-х частях. Часть 2. – М: Просвещение, 2019.