12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бабкина Галина Алексеевна355
Россия, Вологодская обл.
1

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме «Почему мы часто слышим слово «экология»?»

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме «Почему мы часто слышим слово «экология»?» (УМК «Школа России», автор – А.А. Плешаков)

Составитель – Бабкина Галина Алексеевна, учитель начальных классов

Методическое обоснование темы

Тема: Почему мы часто слышим слово «экология»? (окружающий мир, 1 класс)

В условиях современного мира экологическое воспитание становится одним из приоритетных направлений в начальной школе. Его цель — формирование личности, способной бережно относиться к природе, жить в гармонии с ней, осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде. На данном уроке детям даются первоначальные представления об экологии и её роли в жизни людей, объясняется смысл понятий "экология", «эколог»; формируются основы экологической грамотности, чувства ответственности и любви к родной природе; продолжается обучение работе в группах.

Цель урока: создание условий для формирования экологического мышления, как составляющей экологической культуры младшего школьника.

Задачи:

- формировать первоначальные представления детей об экологии и профессии эколога;

- показать взаимосвязь между человеком и природой и ответственность человека за состояние природы;

- оформить краткосрочный проект «Экологическая памятка»;

- развивать практические навыки по использованию полученных сведений на уроке в реальных жизненных условиях;

-развивать коммуникативные навыки, умение работы в группах;

- развивать умение анализировать, классифицировать, формулировать вывод;

- формировать основы экологической грамотности, чувства ответственности и любви к природе; позиции по защите и сохранению окружающей среды.


Методические рекомендации по проведению урока

Тип урока: открытие нового знания.

Планируемые результаты:

- обобщить знания о понятиях: «экология», «эколог»;

- усвоить, что экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле;

- оформить «Экологическую памятку», которую в дальнейшей работе включим в лэпбук «Экология»;

- сформировать основы экологической грамотности, чувства ответственности и любви к природе.

Технологии: проблемно-диалогические, информационно-коммуникативные, здоровье-сберегающие, проектная.

Оборудование:

- фотографии животных (Приложение 1);

- фотографии реки, посёлка (Приложение 2);

-  компьютер, интерактивная доска;

- письмо;

- цветные карандаши, альбом;

- карточки с 5 вариантами заданий (Приложение 3);

- выставка фотографий и рисунков «Наша планета - Земля»;

     Программное обеспечение:

- Фрагмент видеоурока «Почему мы часто слышим слово «экология?» https://youtu.be/sbchGJ2wMG8  (Интернет)

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Формируемые универсальные учебные действия

1. Мотивация к учебной деятельности

1 мин.

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

Эмоциональное вхождение в урок



2. Актуализация знаний и фиксация затруднения.

Сообщение темы и цели урока

5 мин.
























Работа с учебником

Составьте слово из первых букв животных и узнаете тему нашего урока (Приложение 1).





- Какое слово получилось?

- Кто слышал такое слово и знает, что оно обозначает?

Интересно, почему мы так часто слышим слово „экология“?

- Как вы думаете, что мы сегодня узнаем на уроке?

- Как вы думаете, где можно узнать значение слова «экология»?





- Прочитаем определение на доске.

Экология - греч. oikos - дом, местообитание, убежище, жилище; logos- наука.          

- А дом нужно всегда прибирать, беречь и защищать. Земля – это наш общий дом.

-Посмотрите на страницы учебника (71). Что нарисовала Даша?

- А что бы нарисовали еще вы?

Называют животных и прикрепляют карточки с буквами (эму, кошка, осёл, лисица, олень, гепард, индюк, ящерица).

- Экология.

Ученики высказывают свои предположения.

Прогнозируют предстоящую работу.

- Узнаем, что такое экология и почему мы так часто слышим это слово.

- В учебнике, в толковом словаре, в интернете, спросить у взрослых.

Читают определение.

Слушают учителя, запоминают.

Отвечают на вопрос.


Читают текст, дают ответ на вопрос.

- Даша нарисовала чудесный мир природы.

Дети рассказывают, что можно нарисовать.

Познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.


Регулятивные:

-определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные:

оформляют свои мысли в устной форме.

Познавательные:

Развитие умения извлекать информацию из разных источников

Регулятивные:

Учатся высказывать своё предположение.

Коммуникативные:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи, слушать и понимать речь других.

Коммуникативные:

Строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей.

3. Построение проекта решения учебных задач урока.

2 мин.

- Ребята, на фотографии мы видим реку. Как она называется?

- А как называется посёлок, в котором мы живём? (Приложение 2).

Это всё природа, которая нас окружает. Сегодня утром я видела, как прибирают наш посёлок.

- А почему нам надо учиться бережному обращению с природой?

- Ваши ответы помогли нам убедится, что природа в опасности.

- Вологда.


.

- Посёлок Майский.






- Люди загрязняют окружающую среду.




Познавательные:

Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

Коммуникативные:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи, слушать и понимать речь других.

Физкультминутка 1 мин.

Гимнастика для глаз.



4. Первичное закрепление.

7 мин.

Посмотрите видео о нашей чудесной планете и ответьте на вопрос, почему мы часто слышим слово «экология»?

https://youtu.be/sbchGJ2wMG8  (4 мин.)

- Что мы можем сделать, чтобы защитить природу?

- От какого слова произошло слово «эколог»?

- Кто такой «эколог?».

-Знаете ли вы, что экологи придумали прекрасный праздник – День Земли?

-Экологи оберегают всё, что растёт и всех, кто живёт на нашей земле от исчезновения. Учёные экологи учат нас бережному отношению к миру природы, к воде, к земле и воздуху, к растениям, грибам, к насекомым, рыбам, ко всем животным.

Смотрят видеофрагмент об охране природы.

Отвечают на вопросы.





-От слова «экология» произошло слово «эколог».

- Это человек, который охраняет природу.

22 апреля –Международный день Земли.

Коммуникативные:

Строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей Познавательные:

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке.


Физкультминутка

1 мин.

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле!

(Потягивания - руки в стороны.)
Каждое старается, к  небу, к солнцу тянется. 
(Потягивания — руки вверх.)
Вот подул весёлый ветер,  закачались тут же ветки, 
(Дети машут руками.)
Даже толстые стволы  наклонились до земли.
 

(Наклоны вперёд.)
Вправо-влево, взад-вперёд -
Так деревья ветер гнёт.

(Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Он их вертит, он их крутит.  

Но когда же отдых будет?

(Вращение туловищем.)

Выполняют упражнения для формирования правильной осанки, эмоциональный настрой



5. Включение в систему знаний и повторение.


Работа в группах (составление проекта «Экологическая памятка»)

20 мин.

- Ребята, к нам в класс принесли письмо. От кого оно? (от Мудрой Черепахи)

-На нашей планете раздаются тревожные сигналы. Что мы можем сделать, чтобы помочь природе? (составить для людей список правил в природе).

Сейчас мы попробуем стать маленькими экологами и сделаем проект «Экологическая памятка». Работать будем в группах. Каждая группа получит карточку с описанием ситуации.

Вы рисуете знак для нашей «Экологической памятки» (Приложение 3). Обсудите вместе и договоритесь о том, кто будет выступать от вашей группы.

Помните: речь выступающего должна быть правильной и красивой, ответы –убедительными.














«Вы, ребята, сейчас работали экологами, помогали сберечь нашу планету, наш общий дом».

 Я надеюсь, что наша планета будет ярче и красочней, если мы будем соблюдать правила. Экологи будут вам очень благодарны.

Дети читают текст: «Помогите! Погибают рыбы, в лесу исчезают птицы и звери, бабочки. В городе трудно дышать!»

Дети разбиваются на группы.

1-группа

      Погибает рыба! Помогите!

   -  Вспомните, почему может погибнуть рыба. Как ее спасти?

2-я группа

      Кругом мусор! Помогите!

   -  Вспомните, почему появляется мусор. Как с ним бороться?

3-я группа

      Трудно дышать в городе! Помогите!

    - Вспомните, почему в городе бывает трудно дышать. Как сохранить чистый воздух?

 4-я группа

      На лугу исчезли бабочки! Помогите!

     - Вспомните, почему могут исчезнуть бабочки. Как их защитить?

  5-я группа

      В лесу пропали птицы и звери! Помогите!

    - Вспомните, почему в лесу могут пропасть птицы и звери. Как их сберечь?

Выводы в «Экологическую памятку», выступления.

Регулятивные:

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

формировать умение работать в группах;

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

участвовать на уроке в диалоге.


Регулятивные:

Учиться коллективно решать проблемные вопросы.























Коммуникативные:

Строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.


6. Рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.


2 мин.




























-Так почему мы часто слышим слово «экология?»

-Да, действительно, состояние природы во многом зависит от деятельности человека, а здоровье человека порой зависит от состояния природы.

-Обратимся к выставке фотографий пейзажей нашего села и рисунков.

-А теперь вам предстоит оценить свою работу.

Игра «да, нет». (оценка учебной деятельности)

- мне сегодня было очень интересно на уроке.

- я узнал, что экология- это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле.

- есть люди, которые нарушают законы природы.

- для любимой мамы можно нарвать на лугу огромный букет цветов и подарить ей.

- я буду помогать экологам беречь наш общий дом.

Высказывания детей

Читает подготовленный ученик:

-Любите родную природу!

Озёра, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.




Самооценка учебной деятельности.

Поднимают руку, если согласны).


Регулятивные:

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

7.Домашнее задание

(по желанию)

1 мин.

- 1) В рабочей тетради на стр. 52-53 нарисовать чудесный мир природы.

Рассказать о своём отношении к природе.

2) Поместить в тетрадь фотографии ваших добрых дел в природе.

Спасибо за работу. Урок закончен.




Список используемой литературы

Дмитриева О. И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК «Школа России». 1 класс. М.: «ВАКО», 2019.

Интернет- ресурсы

http://faunazoo.ru/wp-content/uploads/2013/02/Эму.jpg (эму)

https://i.artfile.ru/2880x1800_918734_[www.ArtFile.ru].jpg (кошка)

https://get.pxhere.com/photo/farm-animal-horse-mammal-stallion-mane-fauna-donkey-enclosure-vertebrate-mare-colt-ungulate-mule-pack-animal-petting-zoo-stubborn-horse-like-mammal-mustang-horse-1034820.jpg (осёл)

https://tverigrad.ru/wp-content/uploads/2017/06/лиса-16-мая.jpg (лисица)

https://get.pxhere.com/photo/nature-forest-meadow-male-wildlife-deer-mammal-rest-fauna-antler-wild-animal-gazelle-grassland-vertebrate-impala-lying-hirsch-fallow-deer-dama-dama-antler-carrier-white-tailed-deer-700893.jpg (олень)

http://komotoz.ru/photo/images/photo_geparda/photo_geparda_14.jpg (гепард)

https://stroy-podskazka.ru/images/article/orig/2019/04/indyuk-opisanie-vidy-razvedenie-i-soderzhanie.jpg (индюк)

https://images.pexels.com/photos/96952/pexels-photo-96952.jpeg?auto=compress&cs=tinysrgb&fit=crop&h=627&w=1200 (ящерица)

http://s1.fotokto.ru/photo/full/334/3348993.jpg (река Вологда)

https://i3.multilisting.su/system/photos/entity/140/634/182/medium/img.jpg?1564562551 (п. Майский)

Плешаков. А.А. Окружающий мир. Учебник для общеобразовательных организаций. 1 класс. В 2-х частях. Часть 2. – М: Просвещение, 2019.

Плешаков. А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2-х частях. Часть 2. – М: Просвещение, 2019.





Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.