Урок окружающего мира в 1 классе на тему «Части растений»
Автор: Кожина Эржена Намсараевна
Образовательное учреждение: МОУ «Сужинская средняя общеобразовательная школа» Иволгинского района Республики Бурятия
Предмет: окружающий мир
Класс: 1
Тема: «Части растений»
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: беседа
Задачи занятия:
Образовательная: углубить знания учащихся о растениях, об их различиях по определённым признакам; учить различать деревья, травы, цветы, кустарники;
Воспитательная: воспитывать у детей бережное отношение к природе.
Развивающая: развивать логику, умение анализировать.
Валеологическая: развитие правильной осанки.
Учебно-методическое обеспечение: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир
Время реализации занятия: 35 минут
Авторский медиапродукт:
1. Microsoft Power Point
2. вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала
3. структура медиапродукта
№ п/п | СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ | Временная реализация | №слайда |
1 | Организационно-мотивационный этап | 2 | №1 |
2 | Этап актуализации знаний | 12 | №2 |
3 | Этап изучения нового материала | 19 | №3 - №7 |
4 | Этап рефлексии | 2 | №8 |
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях (в учебниках нет определенных иллюстраций, схем, текстов и т.д.)
повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов
развитие понятийного мышления за счет возможности и необходимости самостоятельно обобщать материал, выделять смысловые группы, выстраивать логические связи, определять алгоритм работы, систематизировать весь предлагаемый материал и др.)
План занятия
№ | Структурные элементы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
1 | Этап организационно-мотивационный Цель: овладеть вниманием учащихся, проверка готовности | Я хочу чтобы вы сегодня на уроке были: внимательными, трудолюбивыми, активными, радостными. И светили как это солнышко! Слайд №1 | 2 мин. | |
2 | Этап актуализации знаний | Начинаем урок окружающего мира. - А что такое окружающий мир? Когда Вы шли в школу, какая была на улице погода? А это о чем говорит? Что происходит осенью с природой? Что здесь изображено? Слайд №2 | Окружающий мир – это все, что нас окружает. Похолодало, наступила осень. Птицы улетели в теплые края. Деревья готовятся к зиме, опали листья. Камни, дерево, цыпленок, вода, белка, снег, цветок | 12 мин. |
3 | Этап изучения нового материала. Цель: углубить знания учащихся о растениях, дать понятия о частях растений. | - На какие группы Вы бы их разделили? Слайд №3 - отгадайте загадки: 1) что красно с наружи, бело внутри, с зеленым хохолком? 2) что летом и зимой в рубашки одной? 3) растут на грядке, зеленые ветки, а на них – красные детки? 4) не огонь, а жжется, в руки не дается, выросла под Ивой, звать ее..? 5) не заботясь о погоде в сарафане белом ходит, а в один из теплых дней май сережки дарит ей? Слайд №4 - как назвать все эти предметы одним словом? Слайд №5 | Природа – живая и не живая. Редис Ель Помидоры Крапива Береза Растения | 18 мин |
Сейчас немного отдохнем . Динамическая минутка Сегодня на уроке мы с Вами узнаем еще больше о растениях, о его частях, научимся отличать деревья, кустарники и травы. Работа с гербарием. - Внимательно рассмотрите внешний вид, выделите общие части всех растений. Работа по учебнику с.22 - Найдите на рисунке части растения: В рамочках поставьте номера соответствующие частям растения. Слайд №6 - Проверьте! Природа связана с неживой природой. - Давайте прочитаем народные приметы на стр. 22. Как же показана зависимость растений от неживой природы. - сейчас поиграем в игру: «Угадай растение». - У него зеленые листья. Что это может быть? - У него есть листья и корень что это может быть? - у него есть листья, корень и большой ствол, покрытый корой. Что это? - Какой же из признаков существенный т.е. подходит только к понятию «дерево»? Слайд №7 Самостоятельная работа учащихся. Проверьте так ли вы сделали? (показываю стрелки) Вывод: растения делятся на 3 группы. - Поиграем в игру «Как бы ты поступил?» Мальчик сделал острый меч и давай кустарник сечь. Да кричать: «Я здесь храбрец» - Что он вправду молодец? - Что будет с кустарником, который он порубил? - какую пользу приносит кустарник вдоль двора и тротуаров? Посмотрите на Захарку, он нарвал цветов охапку. А подумайте вот только: ну зачем цветов рвать столько? - Где дольше и лучше сохраняются цветы? На корню или дома? Почему? Деревья садят дети, а две подружки эти, глядят со стороны. Стоят не помогают. И деток убеждают: «Деревья не нужны». - Нужны ли деревья людям? - Сейчас я Вам прочитаю стихотворение Бориса Заходера. «Не спеша растут деревья, Целый век стоят на месте, Уходя корнями в землю, Простирая руки к солнцу. Ничего они не ищут, Ни о чем они не просят – Им ведь нужно так немного – Свет, Земля, вода и ветер – То, что всем дается даром. А еще деревьям нужно, Чтоб земля была прекрасна, И живут они, деревья, Украшаю нашу землю: Красотою тонких веток, Красотой стволов могучих, Несказанной красотою Доброты своей извечной». | Дети изображают качающиеся деревья Стебель, листья, цветки. Самостоятельная работа. Стебель, лист, плод и семена. Дети соединяют понятия с изображением. Мнения учащихся Рассуждения детей. Нужны, очищают воздух. | 1 мин | ||
3 | Этап рефлексии. Цель: анализ и синтез успешности достижения цели, определение последующей работы. | Слайд №8 Итог урока: - Что мы узнали? - какие части растения Вы теперь знаете? - Чем отличается дерево от кустарника? - на этом наш урок заканчивается. | Ответы детей | 2 мин. |
Необходимое оборудование и материалы для занятия: компьютер, медиапроектор
Карта занятия
Комментарий хода урока | Время (мин) | № слайдов | Развитие личностных качеств и психических процессов | |
Репродуктивные формы деятельности | Продуктивные формы деятельности | |||