Конспект урока "Описание природы. Зима."
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа с.Акурай»
Методическая разработка
открытого урока по развитию речи в 6 классе
«Описание природы. Зима».
Чаузова Ольга Юрьевна
учитель русского языка и литературы
2024 год
Предмет: русский язык, развитие речи
Класс: 6
Тема урока: «Зима. Описание зимней природы». Подготовка к сочинению – описанию (урок в технологии ТРКМЧП)
Место урока в теме: обобщение, подготовка к написанию сочинения
Учебники:
- Е.И.Никитина. Русская речь. 6 класс
- Е.И.Никитина. Уроки развития речи. 6 класс
Цели урока.
1. Познавательный аспект: опираясь на художественные тексты, репродукции, личные наблюдения учащихся, подготовиться к написанию сочинения-описания.
2. Развивающий аспект: развивать умение логически последовательно излагать свои мысли, творческое мышление, закрепить употребление в речи имён прилагательных.
3. Воспитательный аспект: привитие эстетического вкуса учащихся, стремления ярко и образно выражать собственные мысли, воспитание любви к родной природе.
Формирование УУД:
Личностные:
- формирование желания выполнять и мотивировать учебные действия;
-применять правила делового сотрудничества, сравнивать разные точки зрения.
Познавательные:
- сравнивать различные виды работ;
- анализировать результаты своей работы;
- изменять, творчески переделывать;
- поиск и выделение нужной информации.
Регулятивные:
- анализировать собственную работу;
- находить ошибки, устанавливать их причину;
- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.
Коммуникативные:
- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;
- сравнивать и анализировать разные виды текста;
- создавать и редактировать собственные тексты;
-уметь объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать поставленный вопрос.
Оборудование урока: раздаточный материал.
Формы организации учебной деятельности: коллективная, фронтальная, индивидуальная.
Технологии, лежащие в основе конкретной разработки:
-технология развивающего обучения;
- личностно-ориентированного обучения.
Тип урока
Интегрированный / урок развития речи/.
Оборудование
На уроке используется презентация. Мультимедийный проектор, раздаточный материал
Ход урока.
Организационный момент
Входят под песню «Три белых коня.», по моему знаку садятся. Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы.
Вызов: выход на тему, мотивация
Чтение стих. Ю. Левитанского уч-ся.
- Что происходит на свете?
- Просто зима.
- Просто зима, полагаете вы?
- Полагаю. Я ведь и сам, как умею, следы пролагаю в ваши уснувшие ранней порою дома.
- Что же за всем этим будет?
- А будет январь.
- Будет январь, вы считаете?
- Да, я считаю. Я ведь давно эту белую книгу читаю.
Этот с картинками вьюги старинный букварь.
Просмотр небольшого видеоматериала. (Слайды № 1- 6)
Определение темы урока
Вы послушали музыку, стихотворение, посмотрели видеоматериал и, наверное, вы догадались, о чём пойдёт речь на нашем уроке? Определите тему нашего урока. (Запись темы) Слайд 7
(Зима. Описание зимней природы (Запись темы в тетради)
Работа над целью урока
Что такое описание?
(Слайд 8)
Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке, каковы цели нашего урока?
(Совместная формулировка целей урока)
(познакомиться с особенностями описания природы, подготовиться к написанию сочинения-миниатюры – описание зимнего пейзажа)
Актуализация знаний
А сейчас мы познакомимся с одной «поучительной « историей», рассказанной в книге В.Солоухина «Владимирские проселки».
Чтение учителем. Беседа.
- Чему же учил Захарку старый учитель?
(Наблюдать. Он Захарке новые «глаза вставил», научил красоту видеть)
Работа по теме урока
Мы стоим в преддверии замечательного времени года -зимы. А что для каждого из вас зима? Давайте составим кластер (на доске)Слайд 9
(Зима-снег, иней, мороз, узоры на стекле, новый год, ёлка).
А кто из вас родился зимой? (для вас это вообще особенное время года). За лучший ответ ученик получает снежинку. В конце урока определим самую творческую личность. Итак… -Давайте подберём прилагательные и существительные к слову «зима». Какая она? (холодная, снежная, сказочная, удивительная, жестокая). Какие слова из этого списка являются эпитетами? (что такое эпитет?)Слайд 10
-А какие сущ.? (волшебница, чародейка, колдунья, фея)…
-На сегодняшнем уроке мы с вами будем учиться описывать это чудесное время года.
(прилагательные)
Ответы учащихся, оформление записи в тетради.
Зима – это…
- Без чего зиму трудно себе представить? (без снега)
- С помощью каких глаголов можно передать чарующую красоту снега? (Ответы учащихся). Оформление записи в тетрадь.
Снег ____________(блестит, переливается, сверкает )
Редактирование текста (слайд № 12). (Устно)
Я шла по дорожке. Снег хрустел под ногами. Снег был уже не такой, как днем, совсем не блестел и не сверкал, снег казался теперь голубовато-серым.
На могучих ветвях я увидела много снега, и казалось, что если вдруг какая-то неведомая сила встряхнет дерево, то снег упадет и закроет меня с головой.
Озвучивание результатов. (Снежинки)
Что еще может стать предметом описания зимней природы?
(Ответы учащихся) – слайд №13.
Небо-
Солнце –
Воздух –
Используя слова для справок, подбираем к каждому слову подходящие определения. (Время выполнения работы ( 3 минуты)
Чем являются эти прилагательные в тексте? (Эпитетами)
-Чтение наизусть стихотворения (Дударев Р.) Слайд 14
Тёмный ельник снегами, как мохом,
Опушили седые морозы.
В блёстках инея, точно в алмазах,
Задремали, склонившись, берёзы.
Неподвижно застыли их ветки,
А меж ними на снежное лоно,
Точно сквозь серебро кружевное,
Полный месяц глядит с небосклона.
-Какое настроение создаёт у вас этот поэтический пейзаж?
-Какие изобразительно-выразительные средства помогли вам представить картину, которую нарисовал поэт?
-Найдите эпитеты( седые морозы, снежное лоно, серебро кружевное)
-Метафоры (опушили морозы, олицетв.-берёзы задремали, месяц глядит)
-Сравнения (Как мохом, точно в алмазах, точно сквозь серебро)
Работа по учебнику
Упр 83
Работа с художественным текстом Пришвина «Первый мороз» - упр. 83 (Алексеева С.)
- Сколько и каких иллюстраций вы нарисовали бы к этой миниатюре? (Словесное рисование)
Как писатель дает нам почувствовать: первый мороз был легким, нестрашным?
( Лужи не замерзали, явилось солнце – и все обдалось сильной росой)
Как писатель выразил свое отношение к рисуемой картине?
- Почему он использует такое сравнение?
(Королева – сосна особенно была хороша; молодой собакой прыгала в груди моей радость)
Возможно, потому что сам был охотником, хорошо знал собак, они были его друзьями; молодая собака выражает свою радость особенно бурно)
ФизминуткаРаз – подняться, потянуться, На четыре – руки шире,
Два – нагнуть, разогнуться, Пять – руками помахать,
Три – в ладоши, три хлопка, Шесть – на место тихо сесть.
Головою три кивка.
Заметили ли вы, как строится композиция описания?
С.70 учебника
Найдите композиционные части в миниатюре М.Пришвина
«Зимнее утро»
- Почему утро названо пушистым?
(Пушистое потому, что все в инее, как в пуху).
- Что значит – утро радостно светлеет?
(светлеет, то есть светает, и все становится красивым, ярким, бодрым, от зари ярко горят окна, это создает ощущение радости).
«Рубиновый глаз»
- Назовите определение к слову лес.
(неодетый)
- Почему оно здесь уместно?
(Именно сквозь неодетый зимний лес виднеется солнце, вспомним пушкинские строки: Прозрачный лес один чернеет).
Какие сравнения помогают нам ярче представить нарисованную здесь картину?
Сравнение леса с человеком, погруженным в свои думы; солнца – с рубиновым глазом)
- Какие синонимы употреблены в описании солнца?
(рубиновый и красный)
Для чего они употреблены?
Красный – это просто один из основных цветов спектра, радуги, а рубиновый – концентрированный, сверкающий, подчеркнуто красный цвет, сильный в своем проявлении.
(Не только для того, чтобы избежать неуместного здесь повторения слова красный, но и для того, чтобы выразить мысль наиболее точно.
Прилагательные и существительные, которые рисуют целостную картину красоты природы передают восхищение красотой зимы.)
Как вы думаете, трудно ли подобрать удачное средство вы разительности для описания? Попробуем сами выступить в роли мастеров художественного слова.
-Вместо пропусков вставьте подходящие по смыслу эпитеты и сравнения;
В _________лесу под ________ ёлками лежит _________ снег. Какая красота!
Все деревья оделись в ________ наряд, а кустарники стали ________, как_______.
_____ ель накинула поверх _______пальто _______ шаль; берёза надела
_______ платье и стоит, словно _______. Все деревья становятся похожи на _______.
На ________ поверхности появились ________ узоры.
(Сравнение с эталоном)Слайд 15
В зимнем лесу под огромными пушистыми ёлками лежит белый снег. Какая красота! Все деревья оделись в новый наряд, а кустарники стали большущими, круглыми, как шары. Старушка- ель накинула поверх зелёного пальто лёгкую шаль; берёза надела подвенечное платье и стоит, словно невеста. Все деревья становятся похожими на причудливую снежную бабу. На гладкой снежной поверхности появились первые узоры.
(Снежинки)
Работа со стихотворением Н.Рыленкова «Всё в тающей дымке...».
Упр. 79
Каждому, кто хочет научиться писать, необходимо быть писателем и
художником одновременно.
Послушаем, к чему же нас призывает Н.Рыленков в своем стихотворении.
Но слушаем не просто, а следим, отмечаем, о каких качествах говорит автор и к чему нас призывает.
- К чему нас призывает автор?
(Быть наблюдательными, уметь видеть в самом обычном необычное)
Это очень непросто видеть в простом предмете что-то удивительное,
неповторимое. Здесь кроме зорких глаз нужна еще и фантазия.
Слайд16, 17
Рефлексия.
На обратной стороне написано: Зима (какая?)
Подберите эпитеты к этому слову и запишите на снежинку.
А теперь подбросьте вверх. Что у вас получилось? (Снегопад)
Помогут ли ваши снежинки в написании сочинения?
Выставление оценок.
-Какое впечатление у вас осталось от нашего урока?
- Вы добились той цели, которую поставили перед собой в начале урока?
-Были ли минуты радости, удовлетворения?
-Что вызвало затруднение?
Поможет ли материал урока в написании сочинения-миниатюры?
Дом. Задание
Дома вам предстоит самим написать зимнюю миниатюру, опираясь на личные наблюдения и воспоминания
Д.З. упр.87