Конспект урока по биологии "Признаки растений"
Тема урока: Общие признаки растений Цель урока: изучить основные признаки растений и особенности строения растений. Задачи урока: Образовательные: - дать представление о ботанике, как науке о растениях; - сформировать знания о признаках и органах растений; - развить представление о многообразии растительного мира, о значении растений в природе и жизни человека. Развивающие: -научится выявлять отличительные признаки растений; -продолжить развитие логического мышления, через решение проблемных вопросов; -продолжить работу над развитием наблюдательности, через работу с наглядным материалом; -развивать личностные качества: умение самостоятельно работать, умение работать быстро и аккуратно. Воспитательная: воспитать внутреннюю мотивацию к учению, через интересный, познавательный подбор содержания учебного материала, через использование нестандартных приёмов Оборудование: таблица «Растительная клетка», «Органы растения». Ключевые слова и понятия: фотосинтез, хлоропласты, хлорофилл, вакуоли, клеточная стенка, гидатоды, фитогормоны, ростовые движения, вегетативное размножение, многолетние, двулетние и однолетние растения. Методы и методические приемы: беседа, рассказ, объяснение с опорой на схемы в учебнике и на доске. Групповая работа и работа в парах. Тип урока: комбинированный урок Ход урока: I.Организационный момент (1 мин.) 1.Орг.момент 2.Актуализация пройденного материала Здравствуйте, мои дорогие! Садитесь. Мне приятно видеть ваши лучезарные улыбки. Я очень рада встрече с вами. И конечно жду той минуты, когда мы снова сможем заглянуть в этот Чудесный учебник. А вы этого желаете? Тогда вперед! II. Мотивация учебной деятельности и актуализация опорных знаний (10 мин.) В этом году мы с вами продолжим увлекательное путешествие в мир природы. Поможет нам в этом учебник «Биология 6 класс». Давайте вспомним, что изучает наука биология? Совершенно верно, биология изучает мир живых организмов, их строение, жизнедеятельность. В переводе с греческого языка биология – это учение о жизни (биос – «жизнь», логос – «учение»), т.е. наука о живых организмах. Этот термин появился в 1802 г., его предложил французский ученый Жан Батист Ламарк. Биология наука сложная. Имеет много разделов. Вы уже изучали разделы биологии в классе. Это цитология, анатомия, морфология, физиология растений и т.д. Про эти науки вы прочитает во введении дома и вспомните. - Что же мы будем изучать в этом году? Послушайте стихотворение Екатерины Серовой и попробуйте назвать объект изучения биологии в 6 классе. На сюрпризы горазд В той стране — благодать, Загляни-ка со мной ( Ответы детей). - Да, действительно, в этом году нам предстоит изучить раздел биологии, который посвящен растениям. Растения – это большая группа живых организмов, которые объединены в группу под называнием Царство. - Какие еще царства вы можете назвать? (Царства Бактерий, Грибы, Растения, Животные). - По каким признакам эти царства отличаются друг от друга? Почему ученые выделили именно эти царства? Что у них общего, а что отличного? - Опираясь на имеющиеся знания, мы с вами можем сразу ответить на эти вопросы? (нет) - А как вы думаете, почему? (мы мало имеем знаний) 1.Новая тема Сообщение названия темы, целеполагание Тема нашего урока «Общие признаки растений», запишите в тетради тему нашего урока. Тема нашего урока – Общие признаки растений. -Подумайте и скажите, какую цель мы можем поставить к нашему уроку? (Изучить характеристику царства растений и их основные признаки) Поэтому цель нашего урока: изучение характеристики царства растений и их основные признаки. Сегодня на уроке дадим общую характеристику царства растений и охарактеризуем основные признаки царства растений. - А почему мы растения относим к живым организмам? Назовите, по каким признакам мы отличаем живое от неживого? - Предлагаю вам провести аналитическую работу, чтобы доказать вашу правоту. Для этого вместе будем сравнивать объект живой и неживой природы, например розу и камень по названными вами признаками. Работа у доски и в тетрадях
- В первой колонке записаны свойства живых организмов, которые вы прекрасно знаете. В 2 и 3 колонках по каждому свойству мы должны сделать пометки: отметить знаком «+», если свойство присуще исследуемому объекту, знаком «-» - если объект не обладает данным свойством. - Теперь сделайте вывод по таблице Вывод: Растения – живые организмы. III. Усвоение новых знаний Рассказ учителя с элементами беседы А.Общее знакомство с растениями - Когда вы говорите «растения», что вы себе при этом представляете? (Цветы, кусты, деревья, водоросли, мхи и т. д.) Вот видите, как много входит в понятие «растения»! - Как вы думаете, сколько видов растений существует на Земле? (Учащиеся высказывают свои предположения) Общее число ныне живущих описанных видов растений около 500 тыс. Древнегреческому ученому Теофрасту было известно 600 видов растений. Этого ученого считают основоположникам науки, которая изучает растения. - Друзья мои, а как называется биологическая наука, изучающая царство растений? (Ответы детей). Правильно, БОТАНИКА (от греч. слова ботане – «растение»). Запись в тетрадь: Ботаника – наука о растениях. Древнегреческому ученому Теофрасту собрал и объединил разрозненные знания о растениях в единое целое. Он жил в 370-286 гг. до н.э. и был учеником знаменитого Аристотеля. Теофраст создал первую систему ботанических понятий. Поэтому в истории биологии его называют «отцом ботаники». Растительный мир Земли очень разнообразен. Одни растения живут на суше, а другие обитают в воде (в глубинах океана, морей, рек). Одни дают нам пищу, из других мы изготавливаем одежду, третьи используем в медицинских целях и т. д. Одни радуют нас своими яркими красивыми цветами, а другие не цветут никогда. Некоторые из них огромны, другие настолько малы, что их можно разглядеть только в микроскоп. Они микроскопические, а другие достигают гигантских размеров. Некоторые живут много сотен лет, а жизнь других длится меньше года. Растения можно встретить даже в безводных пустынях, в Арктике и Антарктике. Демонстрация изображений растений-рекордсменов Самым маленьким растением по праву считают ряску вольфию (бескорневую), размер листочков которого достигает всего 2 мм, а самым большим – секвою вечнозеленую, высота которой может достигать 110 м. Быстрее среди всех растений растет бамбук, прирост этого растения достигает около 2 см в час. Т.о., за сутки побег бамбука может вырасти от 40 до 80 см. Растет в Азии, Африке, дождливых лесах. Самый большой цветок в мире – раффлезия, размер цветка которого составляет 45 см при массе в 7 кг. Растет в тропиках. Ответ на вопрос, почему нельзя трогать руками раффлезию, очень прост. Лепестки имеют яркий бордовый цвет, на них хаотично расположены белые пятна. Внешне это сильно напоминает гнилое мясо с характерным соответствующим запахом, и при прикосновении он остается на руках и плохо смывается. Амазонская кувшинка – обладатель самых больших листьев. Диаметр листа может превышать 2 м. Усиленные снизу полыми рёбрами листья растения могут выдержать вес более 30 кг, иногда до 50 кг. Встретить это необычное растение можно только на реке Амазонка в Бразилии и Боливии, а также в реках Гайаны (Южная Америка). Нигде в мире Виктория амазонская больше не растет. Самые длинные корни у дикого фикуса – до 120 м. Остальных рекордсменов среди растений вы можете изучить самостоятельно, пользуясь интернетом или школьной библиотекой. -А сейчас давайте вернемся к нашей таблице и вспомним из чего состоят все живые организмы? (из клеток) Каждое живое существо состоит из мельчайших частиц, которые называют клетками. Причем количество клеток может быть разным: есть простейшие организмы, в состав которых всходит лишь одна клетка, а есть и те, которые состоят из множества различных по строению и функциям клеткам. Группы клеток одинаковые по строению формируются в ткани, а из нескольких тканей состоят органы, совокупность всех органов формирует живой организм. Запись в тетради: Все растения состоят из клеток. Клетки объединятся в ткани, а ткани в органы. Орган - это часть растения с определенным строением и функциями клетки – ткани – органы - организм - Если растения состоит из одной клетки, то как называется такое растение, как вы думаете? (одноклеточное), а если из множества клеток? (многоклеточное) Одноклеточные растения не имеют органов, а многоклеточные состоят из нескольких органов.
1 признак. Способность к фотосинтезу Б.Признаки растений - А теперь давайте подумаем, какими признаками обладают растения? Если мы с вами доказали в начале урока, что они живые организмы, то соответственно, что? (растения должны обладать всеми признаками живых организмов) Итак, мы видим первый признак в таблице. Это питание. Это жизненно важная функция, без которой ни один живой организм не способен жить в этом мире. Как же питаются растения? У животных и человека есть соответствующие органы, рот, желудок, кишечник…А с помощью чего питаются растения? С помощью каких органов? (с помощью корней и листьев) Корень поглощает из почвы воду с растворенными мин.солями. Вода и мин.соли к каким веществам относятся к органическим или неорганическим? Эти вещества, которые возникают из неживой природы (из почвы, воздуха) называются неорганические. Такой тип питания называется почвенное (минеральное). А откуда возникают органические вещества? В результате какого процесса они образуются? (фотосинтеза) Давайте вспомним, что такое фотосинтез? Дайте полное определение. Фотосинтез – процесс образования органического вещества (сахар) из неорганических веществ (углекислый газ и вода), который протекает в листьях на свету. Т.е., органические вещества создаются растениями, накапливаются в плодах и семенах и превращается в питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. -Какие еще живые организмы способны к фотосинтезу? (только растения) Следовательно, первая отличительная особенность растений – это способность к фотосинтезу. Если растения производят органические вещества, каким звеном они служат в пищевой цепи? (первым – продуценты) Запись в тетради: Отличительные особенности растений: Растения являются продуцентами (производителями органического вещества) и способны к фотосинтезу. Фотосинтез – процесс образования органического вещества (сахар) из неорганических веществ (углекислый газ и вода), который протекает в листьях на свету. Какой орган растения принимает участие в фотосинтезе? (лист) Если корень располагается в почве, то и тип питания называется почвенное, а где находится лист? (в наземно-воздушной среде) Соответственно как называется 2 тип питания растений? С помощью фотосинтеза? (воздушное). Вот такая схема питания растений получилась у нас. Запись в тетради: Питание растений Почвенное (минеральное) Воздушное (фотосинтез) (корень) (лист) Вода и минеральные соли образование органических веществ (неорганические вещества) (глюкоза) - Почему процесс фотосинтеза является самым важный процессом на нашей планете? (образует кислород, забирает углекислый газ, образует органическое вещество). Животные и человек не способны образовывать орг.вещества из неорганических. Они употребляют в готовом виде от растений. Поэтому растения являются источником пищи для всех остальных организмов на Земле. В процессе фотосинтеза растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород, необходимый для дыхания других живых организмов. -Как вы думаете, а почему только растения способны к фотосинтезу? Почему они одни являются продуцентами (производителями) в экосистемах? (В клетках растений есть специальных зеленые органоиды – пластиды, которые содержат хлорофилл и называются такие пластиды хлоропласты). Какой цвет у растений самый главный, преобладающий? (зеленый) Благодаря чему они окрашены в такой цвет? Пигмент (вещество имеющее окраску), обуславливающий зеленый цвет большинства растений, называется хлорофилл. Органоиды, содержащие пигменты растений называются пластиды. Зеленые пластиды - хлоропласты. Благодаря этому пигменту листья растений могут улавливать солнечный свет и вырабатывать органическое вещество в процессе фотосинтеза.
2 признак. Строение клетки Мы выяснили, что пигмент хлорофилл содержится в зеленых пластидах хлоропластах. Хлоропласты находятся в клетке. Если пигменты характерны только для растений, то и хлоропласты будут встречаться только в растительных клетках. Чем же еще растительные клетки отличаются от животных? Обратимся к нашему учебнику. Рисунок строение клетки. Найдите хлоропласты. Это небольшие овальные органоиды зеленого цвета. Какие органоиды мы видим еще в клетке? Крупный пузырек, заполненный клеточным соком называется вакуоль. Она характерна только для растительных клеток. Клеточный сок – жидкость с питательными веществами (сахара, кислоты). Накапливает питательные вещества и ненужные продукты жизнедеятельности. Вакуоли наполняются клеточным соком в процессе всей жизни клетки. С увеличением размеров вакуоли увеличивается и размер клетки, она растет. Молодых клетках клеточного сока мало и вакуоли мелкие, а в зрелых клетках – одна большая центральная вакуоль. Большое количество клеточного сока делает клетку упругой. Как вы думаете почему растение вянет, если их не поливать? Уменьшается количество клеточного сока в вакуолях. И клетка как бы сморщивается. При поступлении достаточного количества воды, вакуоли становятся большими и начинают оказывать давление на клеточную стенку (тургор). Посмотрите на рисунок и найдите этот органоид –толстая зеленая клеточная стенка. Она очень плотная и жесткая, состоит из органического вещества, которое называется целлюлоза. Это вещество, из которого построены стенки клеток древесины. Давайте подумаем, зачем растению такая жесткая и плотная оболочка? (защита клетки от механических повреждений) Из всего вышесказанного, глядя на рисунок учебника, какой можно сделать вывод? (клетки растений отличаются от клеток других живых организмов) Особенности строения растительных клеток (наличие клеточной стенки, хлоропластов, вакуоли и пигментов) – второй отличительный признак растений. Запись в тетради: Клетки растений окружены толстой клеточной стенкой из целлюлозы. В них содержаться хлоропласты с зеленым пигментом хлорофиллом, а также крупные вакуоли с клеточным соком. 3 признак. Выделение воды и вредных веществ Скажите, а только лишь зеленый цвет встречается у растений. А как же синие лепестки василька, красные плоды шиповника, желтые лилии… А какие многообразные краски дарит нам осень! Мы сказали, что пигмент хлорофилл обеспечивает зеленую окраску растений. А все остальные краски откуда возникают, как вы думаете? (другие пигменты) Все многообразие красок у растений обусловлено наличием в их органах и тканях пигментов. Например, красную, желтую и оранжевую краски осенних листьев обеспечивают такие пигменты как каратиноиды. Откуда появляются они? С наступлением осени, солнечного света становится мало, в листьях разрушается хлорофилл и образуются другие пигменты, которые изменяют цвет листьев. А что же происходит потом? (опадают) Почему же они опадают? Каждый год мы наблюдаем такое осеннее явление, как листопад. Какое значение имеет листопад для растений? Листья становятся не нужны растению, они накопили много вредные веществ. Вы наверное замечали, что листья могут стать темными, бурыми. Отрываются и падают. Растение использует лист в качестве контейнера для удаления ненужных веществ. Ребята, а каким еще образом, растения могут удалять ненужные вещества? Например, излишки воды. Вы наверно замечали, что в жаркую погоду, летом, по утрам на листьях образуется капельки жидкости. Как мы их называем? (роса) Почему так происходит? Откуда берется роса? По краям листа некоторых растений и на верхушке деревьев располагаются специальные, похожие на устьица группы клеток – водяные устьица, или гидатоды. Именно через эти гидатоды удаляется избыток воды и солей в виде маленьких капелек. Процесс выведения из организма ненужных веществ, которые образовались в процессе жизнедеятельности называется выделение. Следующий отличительный признак растений – особенности выделения. Запись в тетради: Удаление вредных и ненужных веществ у растений происходит через опавшие листья и специальные водяные устьица – гидатоды, расположенные по краю листа. 4 признак. Движение Давайте посмотрим на нашу таблицу на доске и подумаем чем еще отличаются растения и животные? По какому признаку видно существенное отличие? (движение) Животные активно передвигаются на большие расстояния. Рыбы умеют плавать, птицы умеют летать, звери бегать, т.е. они перемешаются в пространстве А как передвигаются растения, если мы отметили движение как признак живых организмов? Растения ведут в основном прикрепленный образ жизни и не способны активно передвигаться. Для всех живых существ характерно движение. И растения, не исключения. А как вы объясните то, что цветки тюльпана закрываются на ночь? (они открываются и закрываются в ответ на изменение температуры окружающей среды) или например, солнечным днем поляна, на которой растут одуванчики ярко-желтого цвета, а вечером и в ненастную погоду – темно-зеленого цвета? (при уменьшении освещённости происходит закрытие соцветий одуванчика). Растения тоже совершают движения, оно совершается гораздо медленней, по сравнению с животными. Если животные передвигаются целиком, а растения только по частям, у них движутся отдельные органы: листья, стебли, корни, цветы. Движутся они путем изгиба или скручивания. У вьющихся растений, например хмеля, вьюна или декоративной фасоли, растущие верхушки стеблей в поисках опоры совершают круговые движения. Это ростовые движения. Следующий отличительный признак растений – особенности движения. Запись в тетради: 4) Растения ведут прикрепленный образ жизни и не способны активно передвигаться. Совершают только ростовые движения (движение листьев к свету, раскрытие цветка) Т. об. Мы можем сделать вывод, что единственной возможностью для перемещения растений является рост. 5.Рост и развитие Слово “растение” происходит от глагола “расти” и отражает самую важную отличительную черту этой группы организмов – увеличение размеров и массы организма за счет увеличения количества и массы клеток. Но ведь животные тоже растут? Маленькие слепые котята в будущем становятся взрослыми большими животными. Таких примеров вы сами можете привести множество. Но давайте подумаем: чем же рост растения отличается от роста животных и человека? Котята выросли стали взрослыми и продолжают жить дальше, спать, питаться, размножаются. Продолжают ли они расти? (нет, у животных ограниченный рост, то есть рост до определенного возраста) А что происходит у растений? Как растут они? Рост — это увеличение размеров тела. Для растений характерен неограниченный рост. Яркий тому пример самое высокое дерево на Земле — Секвойя вечнозелёная (Sequoia sempervirens) с высотой 115 метров. В отличие от всех других живых существ растения растут на протяжении всей своей жизни. Только вот направление в движении органов растения будет разным. Корень, т.к. он участвует в минеральном питании, он куда будет стремиться расти? Вниз или вверх? А стебель, который выносит листья к солнечному свету? Корни растения растут вниз, так как они собирают все питательные вещества и воду для растения. Стебли растут вверх, в направлении солнечного света, для осуществления процесса фотосинтеза в листьях. Самое высокое дерево - секвойя вечнозеленая является самым долгоживущим в мире. Растения, как и другие живые организмы, имеют возраст. Как вы думаете, как называются растения, которые живут много лет, например как секвойя? (многолетние растения). Какие растения мы можем отнести к многолетним? В основном это деревья и кустарники (они не отмирают на зиму). Они цветут и дают семена каждый год. Каждый год на них появляется новая листва, ствол становятся шире, они растут, становятся всё выше и выше. Давайте вспомним растения с наших огородов. Горох, огурцы, подсолнечник, перец, помидоры и другие. Как они развиваются, что человек делает весной и осенью? (сажает и убирает урожай) Растение, которое весной развивается из семени, а осенью отмирает называется однолетним (растения, живущее не более 1 года) А как происходит развитие у моркови, капусты, свёклы, петрушки? Цветут они, дают семена в первый год посадки? (нет) Как думаете почему? (это двулетние растения). Двулетние растения на первом году жизни прорастают из семян, но не цветут. Цветы и плоды с семенами появляются у них на второй год. Дав семена, двулетние растения отмирают. Посмотрите в учебнике на рис.6 Назовите стадии развития растений. Т.о. развитие растений происходит от семени, затем формируется проросток и взрослое растение, которое сначала цветет, а потом появляются плоды с семенами. Которые прорастают и так цикл идет заново. Такой цикл называют жизненным циклом. Следующий отличительный признак растений – рост и развитие растений. Запись в тетради: Для растений характерен неограниченный рост (в течение всей жизни). Корень растет вниз, стебель – вверх. Растения бывают: многолетние (деревья и кустарники), двулетние (свекла, морковь, капуста), однолетние растения (перец, огурцы, помироды, горох). 6. Саморегуляция Скажите, а как растения понимают, когда им нужно зацвести, когда сформировать плод и семена? Кто им дает советующие сигналы? Особые вещества, которые вырабатываются растениями в малых количествах и влияют на рост и развитие. Называются они фитогормоны. Они регулируют рост (ускоряют или замедляют рост побегов), деление клеток, развитие почек, цветение, образование плодов и семян. Благодаря фитогормонам организм функционирует как единая и слаженная система. Следующий отличительный признак растений – процессы жизнедеятельности регулируются особыми веществами — фитогормонами (саморегуляция) Запись в тетради: Растения сами себя регулируют (саморегуляция), вырабатывают особые вещества фитогормоны, которые ускоряют или замедляют рост, контролируют цветение, образование плодов и семян. 7. Размножение Если мы обратиться опять к рисунку 6 и посмотрим, где находится будущий побег и могучий корень? (в семени). Правильно в семенах. А почему про семя говорится, что это будущая жизнь? (Так как из семян появляется новое растение). Как называется процесс появления новых организмов? Или воспроизведение себе подобных? (размножение) Какой можем сделать вывод? При помощи чего размножаются растения? (при помощи семян) Все ли растения размножаются при помощи семян? Как вы думаете? Например, такие растения как папоротники, хвощи и плауны они не имеют семян и размножаются с помощью специальных мелких клеток – спор. Какой еще вид размножения вы знаете? Вспомните комнатные растения? Как многие из них размножают люди? Достаточно оторвать листочек фиалки или часть стебля традесканции, поставить в воду или посадить в землю, растения пускает корень и начинает функционировать самостоятельно. Такой вид размножения, с помощью частей растения (побегов, корней и листьев) называется вегетативным размножением. Последний отличительный признак растений – особенности размножения растений. Запись в тетради: Растения размножаются при помощи семян (семенные растения), и спор (споровые растения), а также способны к вегетативному размножению (частями тела - побегами, корнями и листьями). В.Классификация царства растений Растений на Земле существуют великое множество. Как же разобраться во всем этом многообразии? К низшим относят растения, тело которых не расчленено на части (например, зеленые водоросли), а к высшим виды, тело которых разделено на специализированные органы (например, корень и стебель). Растения, образующие семена, называют семенными, а растения, не имеющие семян и размножающиеся с помощью специальных мелких клеток – спор, споровыми растениями Запись в тетради:
IV. Первичное проверка понимания Почему растения выделили в отдельное царство? Чем оно отличается от животных? Какие отличия вы можете назвать? V. Первичное закрепление А. Тестовая работа. Выбери верное утверждение. Поставьте знак “+” или “-”. Живой организм состоит из клеток. (+) Хлоропласты – есть только у растительных клеток. (+) Растения способны к фотосинтезу из-за наличия пигмента хлорофилла красного цвета. (-) Для растений характерно вегетативное размножение, т.е. частями тела. (+) Рост растений ограничен определенным возрастом.(-) Деревья и кустарники это многолетние растения.(+) Растения активно движутся.(-) Выделение вредных веществ у растений происходит через опадание листьев. (+) Растения способны к саморегуляции с помощью фитогормонов (+) Крупная вакуоль характерна только для клеток животных.(-) Оцените, пожалуйста, сами свои работы по ключу. Поднимите руку, у кого нет ни одной ошибки. Ключ: без ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки –«3», более 4 ошибок – «2». Домашнее задание: Выучить параграф 1; записи в тетради, прочитать введение. VI. Итоги урока. Рефлексия Подведение итогов, выставление оценок. Учитель обращает внимание учащихся на задачи урока: Чему вы научились сегодня на уроке? Каковы были наши задачи перед занятием и насколько удалось их реализовать? Назовите трудности, с которыми вы столкнулись на уроке. Каким образом вы преодолевали эти трудности? Что вам удалось больше всего при изучении темы? Что не получилось и почему? |