12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72113
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи

 

Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

УУД

Личностные:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные:.

Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С РАСТЕНИЯМИ

Цели: дать представление о высших растениях и их отличиях от низших; познакомить с многообразием и внешним строением цветковых растений; дать представление о вегетативных и гене­ративных органах растений.

Оборудование и материалы: живые растения, гербарии, табли­цы: «Органы цветкового растения», «Голосеменные растения», «Папоротники», «Водоросли», «Мхи».

Ключевые слова и понятия: высшие растения, низшие растения, цветковые растения, орган, вегетативные органы, генеративные органы, корень, побег, стебель, лист, цветок, плод, семя, почка; жизненные формы растений, однолетние, многолетние и дву­летние растения; водные и сухопутные растения; влаголюбивые и засухоустойчивые растения; теплолюбивые и морозостойкие ра­стения; светолюбивые, тенелюбивые и теневыносливые растения.

Ход урока

Актуализация знаний

Дайте определения терминов «царство», «микология», «микробиология», «ботаника», «зоология», «доядерные организмы», «ядерные организмы».

Ответьте на вопросы.

Что изучает биология?

Что означает слово «биология»?

Что означает слово «ботаника»?

Кто впервые ввел термин «биология»?

Кто считается основоположником ботаники?

Какие науки выделяют в рамках науки ботаники?

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

Растительный мир нашей планеты очень разнообразен.

Когда вы говорите «растения», что вы себе при этом пред­ставляете? (Цветы, кусты, деревья, водоросли, мхи и т. д.)

Вот видите, как много входит в понятие «растения»! Одни из них обитают в глубинах океана, другие растут около дома или на пришкольном участке. Одни дают нам пищу, из других мы изготавливаем одежду, третьи используем в медицинских це­лях и т. д. Одни радуют нас своими яркими красивыми цветами, а другие не цветут никогда. Некоторые из них огромны, другие настолько малы, что их можно разглядеть только в микроскоп. У одних мощная корневая система, приспособленная для добы­вания воды с большой глубины, а иные не имеют корней вообще. Некоторые живут много сотен лет, а жизнь других длится меньше года. Как же разобраться во всем этом многообразии?

Признаки цветковых растений. Высшие и низшие растения

Цветковые растения. Со строе­нием и жизнью растений мы позна­комимся сначала на примере цвет­ковых. Это самая многочисленная группа зеленых растений: их около 250 тыс. видов. Они широко рас­пространены на земном шаре. Вам знакомы яблоня, вишня, дуб, лан­дыш, мать-и-мачеха и многие дру­гие растения.

Тело цветковых растений со­стоит из органов, которые имеют определенную внешнюю форму и выполняют определенную работу, или,’ как говорят, функцию. Внут­реннее строение каждого органа сложное и соответствует его функ­ции. Какие же это органы?

Органы растения. У цветковых растений есть корни, побеги, цвет­ки и плоды с семенами (рис. 2). Побег состоит из стебля и листьев. Цветки и плоды — органы, которые характерны только для цветковых, их нет у других растений. Например, у хвойных деревьев есть корни, стебли и листья в виде иголочек, но никогда не бывает цветков и плодов: вместо них образуются шишки с семенами. К нецветковым также принадлежат папоротники, мхи и другие растения, которые никогда не цветут.

Высшие и низшие растения. Все растения, цветковые и нецвет­ковые, имеющие корни и побеги, называют высшими растениями. Выс­шие растения, как правило, оби­тают на суше, но среди них есть и такие, которые живут в водое­мах, например элодея, рдест.Есть растения, у которых нет не только цветков и плодов, но и корней, и стеблей, и листьев. Это — низшие растения. Они живут в пресной и морской воде и их называют водорослями.

Самостоятельная работа

Органы цветкового растения

1.Рассмотрите цветковое растение. Най­дите его органы: корень, побег, цветки и плоды.

2. Рассмотрите другое цветковое рас­тение, найдите эти же органы.

3.Сравните органы двух разных цвет­ковых растений (размеры, форму, окраску). Что общего у этих двух растений? Чем они различаются?

4.Рассмотрите рисунок. Подпишите названия органов цветкового растения, обозначенных цифрами.


 

 

Заполните таблицу «Органы цветкового растения»

Название органа

Функции

   
   
   
   
   

Поясни понятия

ЦВЕТКОВЫЕ РАСТЕНИЯ. ОРГАНЫ ЦВЕТКОВОГО РАСТЕНИЯ - КОРНИ, ПОБЕГИ (СТЕБЛИ И ЛИСТЬЯ), ЦВЕТКИ, ПЛОДЫ. СЕМЕНА. ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ. НИЗШИЕ РАСТЕНИЯ. ВОДОРОСЛИ.

Вопросы и задания

1.Какие растения относят к высшим, а какие — к низшим? Каковы основные признаки высших и низших растений?

2.Какие растения называют цветковыми?

3.К какой группе вы отнесете дуб, тополь, ель? Докажите свое мнение. 4. Какие рас­тения, обитающие в воде, нельзя назвать водорослями? Почему?

Цветковые растения

 

 

 

 

Многообразие цветковых растений

 

 

 

 

Высшие и низшие растения

 

 

 

 

Высшие и нисшие растения

 

 

 

 

Ресурсы:

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Викторов В.П., Никишов А.И. Растения. Бактерии. Грибы и лишайники. Учебник 6класс

В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.