Сценарий урока биологии в 6 классе «Признаки цветковых растений»
Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни
УУД
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
Формирование ответственного отношения к учению;
3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные:.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Формирование навыка смыслового чтения.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С РАСТЕНИЯМИ
Цели: дать представление о высших растениях и их отличиях от низших; познакомить с многообразием и внешним строением цветковых растений; дать представление о вегетативных и генеративных органах растений.
Оборудование и материалы: живые растения, гербарии, таблицы: «Органы цветкового растения», «Голосеменные растения», «Папоротники», «Водоросли», «Мхи».
Ключевые слова и понятия: высшие растения, низшие растения, цветковые растения, орган, вегетативные органы, генеративные органы, корень, побег, стебель, лист, цветок, плод, семя, почка; жизненные формы растений, однолетние, многолетние и двулетние растения; водные и сухопутные растения; влаголюбивые и засухоустойчивые растения; теплолюбивые и морозостойкие растения; светолюбивые, тенелюбивые и теневыносливые растения.
Дайте определения терминов «царство», «микология», «микробиология», «ботаника», «зоология», «доядерные организмы», «ядерные организмы».
Ответьте на вопросы.
Что изучает биология?
Что означает слово «биология»?
Что означает слово «ботаника»?
Кто впервые ввел термин «биология»?
Кто считается основоположником ботаники?
Какие науки выделяют в рамках науки ботаники?
Рассказ учителя с элементами беседы
Растительный мир нашей планеты очень разнообразен.
Когда вы говорите «растения», что вы себе при этом представляете? (Цветы, кусты, деревья, водоросли, мхи и т. д.)
Вот видите, как много входит в понятие «растения»! Одни из них обитают в глубинах океана, другие растут около дома или на пришкольном участке. Одни дают нам пищу, из других мы изготавливаем одежду, третьи используем в медицинских целях и т. д. Одни радуют нас своими яркими красивыми цветами, а другие не цветут никогда. Некоторые из них огромны, другие настолько малы, что их можно разглядеть только в микроскоп. У одних мощная корневая система, приспособленная для добывания воды с большой глубины, а иные не имеют корней вообще. Некоторые живут много сотен лет, а жизнь других длится меньше года. Как же разобраться во всем этом многообразии?
Признаки цветковых растений. Высшие и низшие растения
Цветковые растения. Со строением и жизнью растений мы познакомимся сначала на примере цветковых. Это самая многочисленная группа зеленых растений: их около 250 тыс. видов. Они широко распространены на земном шаре. Вам знакомы яблоня, вишня, дуб, ландыш, мать-и-мачеха и многие другие растения.
Тело цветковых растений состоит из органов, которые имеют определенную внешнюю форму и выполняют определенную работу, или,’ как говорят, функцию. Внутреннее строение каждого органа сложное и соответствует его функции. Какие же это органы?
Органы растения. У цветковых растений есть корни, побеги, цветки и плоды с семенами (рис. 2). Побег состоит из стебля и листьев. Цветки и плоды — органы, которые характерны только для цветковых, их нет у других растений. Например, у хвойных деревьев есть корни, стебли и листья в виде иголочек, но никогда не бывает цветков и плодов: вместо них образуются шишки с семенами. К нецветковым также принадлежат папоротники, мхи и другие растения, которые никогда не цветут.
Высшие и низшие растения. Все растения, цветковые и нецветковые, имеющие корни и побеги, называют высшими растениями. Высшие растения, как правило, обитают на суше, но среди них есть и такие, которые живут в водоемах, например элодея, рдест.Есть растения, у которых нет не только цветков и плодов, но и корней, и стеблей, и листьев. Это — низшие растения. Они живут в пресной и морской воде и их называют водорослями.
Самостоятельная работа
Органы цветкового растения
1.Рассмотрите цветковое растение. Найдите его органы: корень, побег, цветки и плоды.
2. Рассмотрите другое цветковое растение, найдите эти же органы.
3.Сравните органы двух разных цветковых растений (размеры, форму, окраску). Что общего у этих двух растений? Чем они различаются?
4.Рассмотрите рисунок. Подпишите названия органов цветкового растения, обозначенных цифрами.
Заполните таблицу «Органы цветкового растения»
Название органа |
Функции |
Поясни понятия
ЦВЕТКОВЫЕ РАСТЕНИЯ. ОРГАНЫ ЦВЕТКОВОГО РАСТЕНИЯ - КОРНИ, ПОБЕГИ (СТЕБЛИ И ЛИСТЬЯ), ЦВЕТКИ, ПЛОДЫ. СЕМЕНА. ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ. НИЗШИЕ РАСТЕНИЯ. ВОДОРОСЛИ.
Вопросы и задания
1.Какие растения относят к высшим, а какие — к низшим? Каковы основные признаки высших и низших растений?
2.Какие растения называют цветковыми?
3.К какой группе вы отнесете дуб, тополь, ель? Докажите свое мнение. 4. Какие растения, обитающие в воде, нельзя назвать водорослями? Почему?
Цветковые растения
Многообразие цветковых растений
Высшие и низшие растения
Высшие и нисшие растения
Ресурсы:
Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы
Викторов В.П., Никишов А.И. Растения. Бактерии. Грибы и лишайники. Учебник 6класс
В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс
Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к
учебник «Биология», 6-й класс