Уроки биологии в 6 классе «Класс двудольные. Семейство сложноцветные. Общие признаки и многообразие растений»

1
0
Материал опубликован 28 February 2018 в группе

 

Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

УУД

Личностные:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные:.

Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: продолжить формирование представления о многооб­разии цветковых растений; познакомить с отличительными при­знаками растений семейства сложноцветные; научить составлять морфологическое описание растения, давать его систематическую характеристику; продолжить формирование навыка работы с на­туральными объектами, умения распознавать растения с опреде­лителем или определительными карточками.

Оборудование и материалы: таблицы «Семейство сложноцвет­ные», гербарии растений семейства сложноцветные, модель цвет­ка, коллекции и муляжи плодов, засушенные язычковые и труб­чатые цветки (например, подсолнечника), живые экземпляры герберы, кустистой хризантемы.

Ключевые слова и понятия: отдел покрытосеменные, класс дву­дольные, семейство сложноцветные; соцветие корзинка, ложесоцветия, обертка, язычковые цветки, ложноязычковые цвет­ки, трубчатые цветки, воронковидные цветки; формула цветка, диаграмма цветка, способы опыления и распространения семян.

Ход уроков

Актуализация знаний

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

Семейство сложноцветные также называют астровые, в честь одного из представителей данного семейства. Это самое крупное (многочисленное) семейство класса двудольные. К нему относит­ся около 25 000 видов, принадлежащих к более чем 1000 родов. На территории России произрастает более 1000 видов растений сложноцветных.

Это одно из самых широко распространенных и высокоор­ганизованных семейств. Сложноцветные встречаются на всех континентах мира, во всех природных зонах. Они распростране­ны от тундры до экваториальных широт, от альпийских снегов до морских побережий, растут как на плодородных почвах, так и на бесплодных песках.

Сложноцветные представлены всеми возможными жизнен­ными формами. Среди них есть деревья (иногда с неветвистым колонновидным стеблем), кустарники, полукустарники, много­летние и однолетние травы, лианы, лазающие формы, иногда сук­куленты. Древесные виды живут в основном в тропиках, главным образом на островах.

А где обитают древесные формы бобовых? (Преимущест­венно в тропиках.)

Многие из островных форм являются эндемиками.

Вспомните, что такое эндемики. (Эндемики — это виды ра­стений или животных, распространенные на ограниченной территории и за ее пределами не встречающиеся.)

Например, на Мадагаскаре произрастает дерево брахилена, достигающее в высоту 40 м. Диаметр его ствола при этом доходит до 1 м. Это дерево было обнаружено и впервые описано Чарльзом Дарвином.

Разнообразие жизненных форм сложноцветных крайне вели­ко. В горах Африки встречаются столбовидные неветвящиеся дере­вья высотой до 7 м с обширной розеточной кроной на верхушке. В горных областях Новой Зеландии растут подушковидные формы сложноцветных диаметром до 2 м и высотой до 60 см. В тропи­ческих лесах есть несколько видов крупных лиан, относящихся к данному семейству. В пустынях и полупустынях Африки встре­чаются различные суккуленты. Среди растений семейства слож­ноцветные попадаются и водные виды. К ним относятся склеро- лепсис американский, нектис водный, южноамериканская котула.

Но большинство сложноцветных это однолетние и многолет­ние травы, от достаточно крупных по размерам до совсем не­больших. Их характерные местообитания: степи, полупустыни, речные долины.

Какой признак являлся ключевым при отнесении растений в то или иное семейство? (Одним из основных признаков яв­лялось строение цветка.)

В отличие от прочих изученных нами семейств для сложно­цветных характерным признаком является не строение цветка, а тип соцветия. Соцветие сложноцветных — корзинка, которая внешне больше напоминает цветок, отсюда и название семей­ства. Иногда корзинки могут быть собраны в соцветие второго порядка — щиток (пижма, тысячелистник) или метелку (полынь).

Обычно соцветие состоит из большого количества мелких цветков (у подсолнечника их может быть более тысячи), сидящих на общем блюдцевидном ложе соцветия. Ложе корзинки обычно плоское, вогнутое или выпуклое. Снаружи корзинка окружена оберткой из зеленых листочков.

Размеры корзинок различные. У большинства видов они не­большие, имитирующие отдельный цветок. Диаметр соцветия от одного до нескольких сантиметров, реже — до 10—15 см. Но у не­которых представителей, как, например, у подсолнечника, диа­метр корзинки может достигать 30 см. У многих видов корзинки совсем крошечные — до 2—4 мм в диаметре.

Цветки очень разнообразные по внешнему строению, окраске, размерам. Выделяют несколько основных типов цветков: труб­чатые, язычковые, ложноязычковые, воронковидные. Части цветка сильно трансформированы. Околоцветник двойной, но чашечка превращена в хохолок, щетинки, пленчатый вырост или может быть редуцирована. У некоторых видов сохранились рудименты лопастной чашечки в виде чешуек. Лепестки цветков срастают­ся и образуют сростнолепестный венчик, форма которого может быть различной.

Нити тычинок обычно свободные, а пыльники слипаются бо­ками и образуют единую трубку, окружающую столбик пестика. Рыльце пестика обычно двойное.

Самостоятельная работа учащихся с учебником

Класс делится на три группы, каждая из которых получает за­дание: пользуясь текстом учебника (учебник И.Н. Пономаревой§ 40; учебник В.В. Пасечника § 51), охарактеризовать и написать формулу одного из типов цветков. (В учебниках характеристика ложноязычковых цветков отсутствует.)

На выполнение задания отводится около 5 мин. Учащиеся по одному от каждой команды выходят к доске и пишут формулу цветка семейства сложноцветные. Другие школьники из группы помогают исправить возможные ошибки. Следующий ученик дает устную характеристику данного цветка. Последующий приводит примеры растений, у которых встречаются такие цветки. Учитель дополняет и корректирует ответы.

Продолжение рассказа учителя с элементами беседы

У трубчатых цветков лепестки в нижней части срастаются в трубку. В верхней части трубка может колокольчато расширять­ся и расщепляться на 5 зубчиков. Цветок правильный. Обычно обоеполый, но встречаются и однополые. Формула цветка: *Ч(5)

или 0Л(5)Т(5)ПГ

Язычковые цветки, скорее всего, произошли от трубчатых. Нижняя часть венчика срастается в виде трубки, но очень корот­кой. Чуть выше трубка с одной стороны расщепляется и образует язычок, на конце которого четко видны 5 зубчиков. Цветок не­правильный, обоеполый. Формула цветка: ЛЧ(5) или 0Л(5)Т(5)П1.

Воронковидный цветок также образован 5 лепестками, сросши­мися в виде трубки, но трубка в верхней части расширяется в виде воронки. Цветок бесполый, не имеет ни тычинок, ни пестиков. Формула цветка: л или *Ч(5), или 0Л(5)Т0П0.

Ложноязычковые цветки образованы лишь тремя лепестками. Околоцветник внешне очень похож на околоцветник язычкового цветка, но образован тремя лепестками. Цветки этого типа часто бывают женскими (пестичного типа). Формула цветка: ЛЧ,5) или

ЛТП 0 (3) 0 1

Корзинка может состоять только из трубчатых цветков (одуван­чик) или только из язычковых (астра). Часто встречаются такие варианты, что в центре соцветия расположены трубчатые цветки, основная функция которых — образование семян. А по краю соцве­тия располагаются ложноязычковые или воронковидные цветки, роль которых заключается в привлечении насекомых (василек си­ний, ромашка, подсолнечник).

Половой состав цветков в пределах одного соцветия также может быть различным. Встречаются корзинки, состоящие только из обоеполых цветков (одуванчик, цикорий), состоящие из обое­полых и однополых или бесполых цветков (ромашка, маргаритка, астра, василек), исключительно из однополых цветков, располо­женных в пределах одной корзинки (мать-и-мачеха), или разных.

В последнем случае встречаются как однодомные растения, так и двудомные (отдельно женские, отдельно мужские цветки собра­ны в разных корзиночках на разных растениях), например коша­чья лапка двудомная.

Обычно раньше распускаются цветки, расположенные ближе к краю соцветия, а затем уже центральные. Особенности строе­ния соцветия, вариации цветков и их распределение по соцветию имеют решающее значение при классификации сложноцветных и определении их родов.

Исходя из описанных признаков семейства, попробуйте предположить, как опыляются растения этого семейства. (Ответы учащихся.)

Значительная часть сложноцветных — насекомоопыляемые растения. У большинства растений нектар выделяется у основания столбика, чаще всего в небольшом количестве. Обычно растения данного семейства опыляют насекомые с длинным хоботком, ба­бочки, реже — птицы.

У сложноцветных множество хитрых приспособлений к пере­крестному опылению. Пыльца осыпается внутрь трубочки цветка до созревания пестика. По мере роста пестика он выталкивает пыльцу наружу, но самоопыления при этом не происходит, так как лопасти рыльца еще не раскрыты. Рыльце распахивается только тогда, когда оказывается выше тычиночной трубки. После этого пестик растворяется двумя лопастями и может опылить­ся пыльцой других цветков. Но если перекрестного опыления не произошло, к концу цветения лопасти рыльца закручиваются вниз, прикасаются к верхушке пыльцевой трубочки и происходит самоопыление. Некоторые сложноцветные опыляются ветром.

Какие признаки характерны для ветроопыляемых растений? (Для них характерны небольшие неяркие цветки, собранные в многочисленные соцветия.)

Ветроопыляемыми являются многие степные растения, на­пример полыни. Общим признаком, характерным для всех расте­ний семейства, является плод семянка.

Вспомните характеристику плода семянка. (Примерный от­вет. Семянка — это односеменной невскрывающийся плод с плотным кожистым нетолстым околоплодником, обычно легко отделяющимся от семени. Часто плоды имеют разно­образные выросты в виде крючочков (лопух, череда) или парашютиков (одуванчик).)

Несмотря на такое единообразие плодов, они очень сильно от­личаются по размерам, характерам выростов и способам распро­странения. Размер семянок сложноцветных варьирует от 0,5 мм(кошачья лапка двудомная) до 5 см. Распространяются плоды слож­ноцветных при помощи ветра, прикрепляясь к шерсти животных.

Приведите примеры таких растений. (Ветром распространя­ются плоды одуванчика, к шерсти животных прикрепляются плоды череды и лопуха.)

Некоторые плоды разносятся насекомыми (муравьями), при­влекая их специальными выростами, содержащими особые масла. Семена некоторых растений переносятся водой. Некоторые виды сами разбрасывают семена.

Семена состоят из двух семядолей (как и все семена класса двудольные), без эндосперма. Запас питательных веществ сосре­доточен в семядолях.

Листорасположение обычно очередное, реже — супротивное или мутовчатое. Иногда побеги могут быть сильно укороченными, розетковидными. Часто в вегетативных органах имеются млеч­ники и смоляные ходы. Для многих растений семейства сложно­цветные, особенно для пустынных форм, характерно опушение стеблей и листьев.

Вспомните, какой тип жилкования характерен для растений класса двудольные. (Для двудольных растений характерно перистое жилкование.)

У растений данного семейства, помимо традиционного пе­ристого жилкования, встречается также дуговое и линейное (ко­зелец). Форма и размер листовых пластинок у двудольных могут быть самыми разнообразными (учитель демонстрирует засушен­ные листья различных растений семейства сложноцветные). К се­мейству сложноцветные относится огромное количество видов растений, используемых человеком в различных областях дея­тельности.

Творческое задание. Найти информацию о разнообразии сортов культурных растений семейства сложноцветные. Из каких диких видов выведены эти культурные сорта?

Задания для учеников, интересующихся биологией.

Попробовать самостоятельно составить карточки для опре­деления однодольных и двудольных растений, а также семейств двудольных растений.

Подготовить доклад об интересных семействах класса дву­дольные.

Отдел покрытосеменные. Семейство сложноцветных. Признаки семейства

 

 

 

 

Двудольные, семейство Астровые

 

 

 

Семейство сложноцветные

 

 

 

 

Ресурсы:

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации