Урок биологии в 6 классе «Класс двудольные. Семейство паслёновые. Общие признаки и многообразие растений»
Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни
УУД
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
Формирование ответственного отношения к учению;
3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные:.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Формирование навыка смыслового чтения.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Цели: продолжить формирование представления о многообразии цветковых растений; познакомить с отличительными признаками растений семейства пасленовые; научить составлять морфологическое описание растения, давать его систематическую характеристику; продолжить формирование навыка работы с натуральными объектами, умения распознавать растения с определителем или определительными карточками.
Оборудование и материалы: таблица «Семейство пасленовые», гербарии растений семейства пасленовые, модель цветка картофеля, коллекции и муляжи плодов, засушенные листья картофеля и томата, засушенные побеги декоративного физалиса с плодами, комнатные растения семейства пасленовые (перец, паслен), рассада петунии гибридной.
Ключевые слова и понятия: отдел покрытосеменные, класс двудольные, семейство пасленовые; правильный цветок, формула цветка, диаграмма цветка, способы опыления и распространения семян.
Вставьте пропущенные слова.
Бобовые - одно из самых многочисленных семейств цветковых растений. К этому семейству растений относится около 17 000 ... растений из почти 700 ... .
Цветки растений семейства бобовые .. Это значит, что у них имеется лишь одна ось симметрии. Околоцветник ... . Чашечка состоит из ... сросшихся чашелистиков, а ... из ... неоднородных лепестков.
Верхний лепесток обычно самый большой. Его называют ... , или флагом. По бокам от него расположены два свободных лепестка поменьше. Их называют ... (иногда крыльями). Два нижних лепестка срослись верхушками и имеют вид ... .
... обычно ... , ... из которых срастаются тычиночными нитями, образуя тычиночную ... , а одна остается свободной. Пестик один.
Формула цветка большинства растений семейства бобовые выглядит так: ...Ч...Л...Т...П... .
Плод растений семейства бобовые - ... .
Для всех представителей бобовых характерно наличие на корнях особых ... , в которых селятся азотфиксирующие ... . Они способны усваивать газообразный ... из атмосферы и превращать его в соединения, доступные для растений. Такое «сотрудничество» называется ... .
Рассказ учителя
Сегодня мы познакомимся с семейством пасленовые. Оно не очень многочисленно. К нему относится около 2500 видов из 85 родов. Растения этого семейства распространены в основном
в тропических странах Нового Света, но встречаются и в умеренных областях обоих полушарий.
Жизненные формы пасленовых разнообразны. В умеренных широтах семейство представлено преимущественно травянистыми растениями, изредка попадаются полукустарники, еще реже — кустарники. В тропиках, особенно в Южной Америке, преобладают лазающие кустарники, а также встречаются и деревья.
Цветки у растений этого семейства имеют одинаковое строение и являются, как и у многих других растений, ключевым параметром при определении семейства.
Самостоятельная работа учащихся
Рассмотрите строение цветка картофеля (типичный представитель семейства пасленовые). (Учитель демонстрирует детям модель цветка картофеля, а также таблицы с изображением цветков растений семейства пасленовые).
Попробуйте самостоятельно написать формулу цветка растений семейства пасленовые. (Учащиеся выполняют задание в тетради. После чего один из них пишет формулу на доске.)
Формула цветка пасленовых выглядит так: *Ч(5)Л(5)Т5П1.
Прочитайте формулу цветка. (Правильный цветок с двойным околоцветником. Чашечка состоит из пяти сросшихся между собой чашелистиков, а венчик состоит из пяти сросшихся лепестков. Тычинок 5 (несросшихся), пестик один.)
Рассказ учителя с элементами беседы
У растений семейства пасленовые цветки часто бывают крупные, одиночные (душистый табак, петуния, дурман), но встречаются и более мелкие, собранные в соцветия (паслен, белена). Среди соцветий наиболее распространены кисть (паслен черный), завиток (белена черная), метелка.
Большинство растений этого семейства насекомоопыляемые.
Какие приспособления к опылению насекомыми мы можем выявить у этих растений? (Крупные цветки или более мелкие, но собранные в соцветия. Венчики цветков ярко окрашены.)
Цветки многих растений семейства пасленовых источают сильный аромат. Кроме того, они вырабатывают нектар, который и привлекает насекомых-опылителей. Но пасленовые опыляются не только пчелами, шмелями и т. д., но и, например, ночными бабочками-бражниками (петуния и душистый табак). У душистого табака есть особые приспособления для опыления именно этими насекомыми.
Как вы думаете, на какие хитрости могут пойти растения для привлечения ночных бабочек? (Ответы учащихся.)
Цветки этого растения распускаются обычно вечером и начинают источать сильный сладкий аромат, привлекающий бабочек. Кроме того, цветки душистого табака белого цвета, а значит, хорошо различимы в темноте и сумерках. Обратите внимание на цветок картофеля. Тычинки у этого цветка крупные и плотно прилегают к пестику.
Для чего может служить подобное приспособление, в чем заключается его биологическая роль? (Ответы учащихся.)
Такое расположение тычинок (вплотную к пестику) является приспособлением к самоопылению. Многие пасленовые склонны к самоопылению (картофель, томат). У некоторых растений, например у картофеля, цветки часто раскрываются уже опыленными, т. е. опыление происходит внутри цветка, еще до того, как он расцветет. Ученые-селекционеры при выведении новых сортов картофеля вынуждены удалять тычинки из нераскрывшихся цветков, чтобы избежать самоопыления. Для этого аккуратно раздвигают лепестки нераскрывшегося венчика и удаляют пыльники тычинок, еще до того, как они созреют. В результате, когда цветок раскрывается, в нем нет тычинок, и ученые производят искусственное опыление той пыльцой, которая им нужна.
Но почему же тогда цветки все же раскрываются? (Учащиеся высказывают свои предположения.)
Цветки распускаются в надежде, что произойдет повторное опыление, но уже перекрестное
Плод пасленовых сочный — ягода (паслен, томат, картофель) или сухой — коробочка (петуния, табак душистый). Семена растений данного семейства с эндоспермом. Листья у большинства простые, без прилистников, расположены на стебле очередно. Листовая пластинка может быть как цельной (паслен сладко-горький, дурман, белена), так и рассеченной (картофель, томат). Но цельная листовая пластинка встречается чаще. В основном все части растений покрыты железистыми волосками, иногда способными выделять неприятный запах. У некоторых растений семейства (например, картофеля) имеются видоизмененные побеги — клубни.
Вспомните, какова функция клубней картофеля. (В них запасаются питательные вещества, в основном крахмал.)
Докажите, что клубни картофеля не корни, а видоизмененные побеги. (Примерный ответ. На клубнях находятся почки, которые образуются только на побегах и не могут образовываться на корнях растений. Рядом с почками виден листовой рубец. Листья могут быть исключительно на стебле, а не на корне. Кроме того, имеются общие черты во внутреннем строении клубня картофеля и стеблей растений.)
Среди растений этого семейства много пищевых культур, а также много ядовитых растений и растений, богатых алкалоидами. Наиболее важными родами семейства являются: табак, дурман, белена, паслен и др.
Отдел покрытосеменные. Семейство пасленовых. Признаки семейства
Отдел покрытосеменные. Семейство пасленовых. Многообразие растений семейства пасленовых
Пасленовые
Пасленовые биология 6класс
Ресурсы:
И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы
Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»
В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс
Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к
учебник «Биология», 6-й класс
Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций