Конспект урока по черчению на тему «Нанесение размеров. Масштаб» (8 класс)
Открытый урок по черчению на тему:
«Нанесение размеров. Масштаб» 8 класс
Тема урока: Нанесение размеров. Масштаб.
Тип урока: объяснение нового материала
Цели
Образовательные: познакомить с правилами нанесения размеров на чертеже, выполнение размерных стрелок, выносных линий, размерных чисел и знаков, с масштабами увеличения и уменьшения.
Развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимания.
Воспитательные: воспитывать аккуратность, точность в работе, усидчивость.
Метод обучения: наглядный, словесный.
Оборудование урока: дидактический материал.
Ход урока
I Организационный момент
Приветствие
Проверка готовности к уроку
II Повторение изученного материала
-Что было задано на дом? (Чертеж видов линий)
-Посмотрите на доску и назовите, какие линии здесь использованы.
(1- штрихпунктирная тонкая линия, s/3 – s/2. Для обозначения осевых и центровых линий. В данном случае – осевая.
2-сплошная толстая основная, s, используется для изображения видимых контуров предмета.
3-штриховая линия, s/2 – s/3. Для изображения невидимых контуров предмета.
4-штрихпунктирная тонкая линия, s/3 – s/2. Для обозначения осевых и центральных линий. В данном случае – центровая.
5-волнистая линия, s/3 – s/2. Обозначает разрыв детали.)
(демонстрация чертежа с детью)
-Какой еще линии не хватает? (Сплошной тонкой линии s/3 – s/2. Для размерных и выносных линий.)
-Давайте вспомним, какие размеры шрифтов используют для учебных чертежей? (3,5; 5; 7.)
-Что определяет номер шрифта? (Номер шрифта определяет высоту заглавной буквы.)
III Знакомство с новым материалом
1. Вводная беседа
Представьте ситуацию, рабочему на заводе принесли чертеж детали, он ее сделал, но она не подходит. Почему? (Демонстрация чертежа детали без размеров.)
-Для того чтобы по чертежу можно было изготовить деталь, что обязательно должно быть указано на чертеже? (Размеры.)
2. Размеры
Запишите в тетради тему: «Нанесение размеров».
Размеры разделяют на линейные и угловые.
-Как вы думаете, что показывают линейные размеры?
Линейные размеры показывают длину, ширину, толщину, высоту, диаметр или радиус измеряемой части изделия. Их всегда указывают в миллиметрах, но единицу измерения не ставят.
-А что могут показывать угловые размеры? (Размеры углов.)
Угловые размеры показывают размер величины угла – в градусах, минутах и секундах с обозначением единицы измерения.
-Какой толщины должна быть размерная линия? (В 3 или в 2 раза тоньше сплошной основной.)
Запишите по пунктам основные правила нанесения размеров.
1. Размеры указывают размерными числами и размерными линиями.
2. Выносная линия должна продолжаться за концы стрелок примерно на 2 мм.
3. Размерные линии не должна пересекаться.
4. Сначала проводят выносные линии перпендикулярно отрезку, размер которого указывают.
5. Затем на расстоянии не менее 10 мм от контура детали проводят параллельную ему размерную линию.
6. Размерную линию всегда проводят параллельно линии контура той части детали, размер которой она определяет.
7. Размерная линия ограничивается с двух сторон размерными стрелками. Длина острого кончика – 4 -5 мм.
(демонстрация чертежа со стрелкой)
8. Размерные числа наносят над размерной линией как можно ближе к её середине. Между размерным числом и размерной линией оставляют промежуток в 1 мм, нельзя ставить число на линию. Если линия расположена вертикально, то число будет всегда находится слева от нее и писать его следует снизу вверх.
9. Размер шрифта для написания размерных чисел – 3,5 или 5.
Чтобы размерные линии на чертеже не пересекались, ближе к изображению детали наносят меньший размер.
Расстояние между размерными линиями должно быть не менее 7 мм.
-Давайте теперь рассмотрим обозначения размеров окружностей.
Для обозначения диаметра перед размерным числом наносят знак диаметра - - кружок, перечеркнутый наискосок линией. Размер этого кружка должен быть немного меньше, чем размер цифры, а размер косой линии – равным высоты цифры. Запишите в тетрадях обозначение: диаметр 50 мм. ( 50.)
Если размер окружности превышает 40 мм, то размерное число располагают внутри окружности. При меньшем размере окружности размер будет располагаться вне окружности.
Размерную линию для обозначения радиуса проводят из центра дуги и оканчивают стрелкой, с одной стороны. Такое обозначение используется, например, когда на чертеже дана только часть окружности, а не целая окружность. Запишите обозначение: радиус 25. (R25.)
Если в детали присутствуют квадратные элементы, то перед размерным числом, указывающим размер этого элемента, наносят знак , причем высота этого знака равна высоте цифры. Запишите обозначение стороны квадрата 50. ( 50.)
Если на чертеже присутствуют повторяющиеся элементы, например, одинаковые круглые отверстия, то на чертеже наносится размер лишь одного из них с указанием количества.
2. Масштабы.
-Представьте ситуацию: вам нужно начертить деталь крыла самолета длиной 5 метров. Как быть в этом случае? Поместится ли изображение на листе? (Можно начертить в уменьшенном размере.)
-Если деталь изображена в уменьшенном размере, то как рабочий узнает, какого размера она должна быть? (Размеры должны быть указаны такие, какой должна быть готовая деталь, даже если на чертеже она другого размера.)
-Как называется такое уменьшение или увеличение изображения? С этим понятием мы сталкиваемся, когда пользуемся картами или планами местности. (Масштаб.)
Запишите в тетрадях: масштаб – это отношение линейных размеров изображения к действительным.
Стандарт устанавливает следующие масштабы:
Масштаб уменьшения – 1 : 2; 1 : 2,5; 1 : 4; 1 : 5; 1 : 10;
Масштаб увеличения – 2 : 1; 2,5 : 1; 4 : 1; 5 : 1; 0 : 1;
Натуральный масштаб – 1 : 1.
Масштаб записывают прописной (заглавной) буквой М и числом (например, М 1 : 2).
IV Практическая работа
При изображении плоских деталей наносят размер их толщины, при этом на выноске перед числом ставят букву s.м
Сейчас вы в своих тетрадях начертите простую плоскую деталь в форме прямоугольника со сторонами 20 и 60. В детали находятся 2 отверстия диаметром 4 мм, каждый на расстоянии 10 мм от сторон.
(чертеж на доске)
-Габаритные размеры, то есть высота и ширина, наносятся в последнюю очередь. С к4акого размера нужно начать? (С обозначения диаметра отверстий и расстояния между отверстиями.)
-Обозначим диаметр отверстий. Какой вариант обозначения размера здесь подойдет? (Так как диаметр отверстий маленький, то стрелки будут располагаться снаружи, а цифры нужно поставить на полке линии-выноски.)
-Отверстия одинаковые. Нужно ли обозначать размеры каждого из них или достаточно только одного? (Можно обозначить размер одного и указать количество отверстий.)
Продолжаем центровые линии за пределы детали вниз, при этом обратите внимание, что выносные линии выполняются сплошной тонкой линией.
На расстоянии 10 мм от контура проводим размерную линию, наносим на ее концах стрелки.
Следим, чтобы выносные линии продолжались за размерную примерно на 2 мм.
Наносим размерное число.
Теперь обозначаем габаритные размеры и толщину детали. Вначале проводим выносные линии, направленные перпендикулярно к определяемому отрезку, затем размерную линию.
V Подведение итогов урока
-В каких единицах измерения выражают линейные размеры на чертежах? (В миллиметрах.)
Какое расстояние оставляют между контуром изображения и размерными линиями? (Не менее 10 мм.)
-Какие знаки и буквы наносят перед размерным числом при указании величины диаметров и радиусов? (Знак диаметра перечеркнутый кружок и радиуса – латинская прописная буква R.)
-Для чего нужен масштаб? Что это такое? (Чтобы на листе можно было изобразить и большие и маленькие детали.)
-Влияет ли масштаб на величину размерных чисел? (Нет.)
VI Выставление отметок
VII Домашнее задание
Сдайте выполненные дома работы.
К следующему уроку подготовьте вертикальный лист формата А4 с рамкой и основной надписью.