12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Купоносова Лилия Сергеевна344

 Предмет: математика

Класс: 6

Тема: «Масштаб»

Цель: Создать условия для обобщения и систематизации знаний обучающихся по теме «Масштаб», закрепить умение решать задачи на нахождение расстояний на местности и на карте, зная масштаб карты; развивать познавательный интерес учащихся на основе межпредметных связей.

Задачи:

Образовательные: обобщение и систематизация знаний обучающихся по данной теме; совершенствование умений обучающихся решать задачи с помощью составления пропорций, установление межпредметных связей с другими учебными предметами: географии, черчения, биологии, истории, трудового обучения и т.д.

Развивающие: расширение кругозора обучающихся; формирование правильной математической речи, развитие воображения; развитие умений обобщать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные: активизация познавательной деятельности обучающихся; воспитание интереса к предмету; воспитание чувства прекрасного, чувства патриотизма.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Оборудование: учебник Н.Я. Виленкин «Математика 6 кл.», Школьный толковый словарь русского языка Лапатухин М.С.; наглядность (рисунок слона, чертеж детали, чертеж выкройки, детская игрушка - автомобиль, глобус, чертежная линейка 1м., веревка); раздаточный материал (смайлы настроения, сигнальные карточки, тесты, карта Алтайского края).

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг. м

Прозвенел звонок, начинаем мы урок.

Мы сегодня не одни, гости на урок пришли.

Приветствие

Ребята, у вас на столах лежат смайлы настроения. Выберите свое настроение на данный момент и покажите мне его. Уважаемые гости, вы тоже можете оценить свое настроение.

Я рада, что у вас хорошее настроение. У меня тоже, вот мой смайл

Надеюсь, оно сохраниться до конца урока, а главное до конца дня.

Отложите смайлы на край стола, они нам пригодятся в конце урока. Начнем урок!

Запись в тетради: число и кл. работа

2.Актуализация опорных знаний. Устный счет

Устная задача

Слоненок весит 300 килограмм, а слон – 3 тонны.

-Составьте отношение

-Что называется отношением?

-Можно сразу составить отношение?

300 : 3 - Это правильно? В одних ли единицах измерения все величины?

- Что показывает это отношение?

На доске

1 : 4 = 3 : 12

-Что записано на доске?

- Дайте определение пропорции

-Сформулируйте основное свойство пропорции.

- Найдите произведение крайних и средних членов пропорции. Сделайте вывод.

- Поменяйте местами крайние члены. Будет ли полученная пропорция верной? Сделайте вывод

- Поменяйте местами средние члены. Будет ли полученная пропорция верной? Сделайте вывод

Игра молчанка (работа с сигнальными карточками)

Верно ли, что…

В 1 км – 100 м

В 1м -100см

В 1 км -1000 м

В 1 м -10 см

В 1дм 10 см

1 см это одна сотая часть метра

1 мм это одна сотая часть метра

1м -10 дм

Частное двух чисел

3 т= 3 000 кг

300 : 3  000 =

1 : 10 

Слоненок весит в 10  раз меньше слона или слон весит в 10  раз больше слоненка

Пропорция

Равенство двух отношений

В верной пропорции произведение крайних членов пропорции равно произведению средних.

Пропорция верна

12 : 4 = 3 : 1

Формулируют вывод

1 : 3 = 4 : 12

Формулируют вывод

Поднимают сигнальные карточки

- верно

- неверно

3.Сообщение темы урока, постановка целей и задач

Девиз нашего урока

Мыслить масштабно”

-Как вы понимаете эти слова?

- Какой математический термин спрятан в нашем девизе?

-Итак, сегодня у нас урок обобщения знаний по теме «Масштаб»

-Какие бы цели вы перед собой поставили

Рассуждения учащихся, свои мнения

Масштаб

Постановка целей урока, высказывания учащихся (повторить понятие масштаб, решать задачи, проверка знаний)

4.Работа над осн. понятиями

- Что называется масштабом?

-Данное определение дано у нас в учебнике математики.

- Давайте посмотрим, какое определение представлено в Толковом словаре русского языка?

- Что у меня в руках?

-Какое отношение она имеет к масштабу?

- Что это за изображение?

-Какое оно имеет отношения к масштабу?

 

Устные задания (фронтальная работа )

На выкройке длина детали 75 см, а на чертеже 15 см. Каков масштаб?


 

Длина детали 3 мм. Какова длина детали на чертеже в масштабе 10: 1

Формулируют определение (отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности называют масштабом карты)

Работа со словарем (Отношение размеров на чертеже, карте и т.п. к действительным размерам на местности, предмете)

Модель автомобиля в уменьшенном масштабе

Выкройка, чертеж детали изделия

Решение

1 : 5

30 мм = 3 см

5.Рабата над задачами

- Глобус, какое он имеет отношение к масштабу?

- Назовите мне невидимую линию, которая делит Земной шар на северное и южное полушария?

- Давайте найдем длину экватора

-Какие данные мы можем найти на глобусе (длину на карте и масштаб)

Как измерить экватор на карте? А большой линейкой получится? Может веревкой?

Задача 1 Экватор

С помощью глобуса найти длину экватора

 

 

-Мы живем в Алтайском крае. Назовите столицу Алтайского края. Вы знаете расстояние от нашего города Рубцовска до столицы. А хотите узнать

Задача 2 Расстояние по карте Барнаул Рубцовск

Итак, расстояние между нашим городом и столицей Алтайского края приблизительно 262 км. Но расстояние, проезжаемое нами по шоссе, составляет приблизительно 292 км.

Почему возникла разница в расстоянии?

 

 

 

Задача 3. Давайте узнаем длину одной из улиц нашего города Рубцовска. А какую улицу, вы узнаете чуть позже.

Задача: Отрезок на карте 3,7 см, масштаб

1 : 200 000. Найдите длину улицы на местности.

Нет такого города в нашей стране, такого поселка, где бы ни было улицы имени В.И. Ленина. И в Рубцовске самый красивый и широкий проспект носит это имя. Протяженность проспекта – 5 740 метров. Проложен он был  в 1967 году (сейчас протяженность 7,4 км). Первоначально проспект Ленина был улицей Извозчичьей, главной торговой улицей. Она начиналась от арки, где ныне переулок Садовый, до южной окраины поселка, где сейчас переулок Мельничный.

Уменьшенная модель Земного шара.

Экватор

Измеряют совместно с учителем длину экватора на глобусе (веревка 1 м, масштаб на глобусе

1 : 40 000 000)

Решение

На карте 1 м 1

На мест. Х 40 00 000

Х= 40 000 000 м =

40 000 км

Ответы учащихся

Учащиеся измеряют расстояние на карте (10,5 см, масштаб карты

1 : 2 500 000).

Решение

На карте 10,5 см 1

На мест. Х 2 500 000

Х= 26 250 000 см 262 500 м = 262,5 км

Измеряли по прямой, а шоссе длиннее из-за неровной дороги.

Решение

На карте 3,7 см 1

На мест. Х 200 000

Х= 740 000 см = 7,4 км

Переименования (сообщение учащегося): 

ул. Азовская,

ул. XXII партсъезда,

ул. Барнаульская,

ул. им. Кирова 

1967 г. – проспект им. Ленина

7. Физ. мин

Встали из-за парт.

Повернулись на восток (солнце светит в глаза, зажмурились, поморгали).

Повернулись на запад (солнце заходит, темно, закрыли глаза, потерли ладони и приложили к глазам, расслабились, досчитав до 5).

Повернулись на север (холодно, чтобы не замерзнуть растерли руки, щеки, ушки и т.д.)

Повернулись на юг (тепло, попрыгали, отдохнули ).

Сели за парту и продолжаем работу

Активно выполняют упражнения по инструкции

8.Практическая работа

Самостоятельная работа учащихся с целью самопроверки и самоконтроля

Тест

9.Итог урока и Д/З. Рефлексия

Продолжите слова

Я знаю по теме урока…

Я умею…

Я могу…

Запишите домашнее задание

Выберите снова смайл с настроением и прикрепите его на доску

№ 881, с 144-146 для любознательных

Используемые источники:

1. Дидактические материалы по математике А.С. Чесноков, К. И. Нешков Академкнига/ Учебник,2011

2. http://120.biblrub.ru/по-улицам-города/item/196-ленина-–-проспект.html Проспект Ленина

Приложение

1. Карта Алтайского края

2. Тест

1 Чему равно отношение числа 20 к числу 5?

А) 25 б) 16 в) 4

2 Продолжите: Пропорция - это....

А) равенство

Б) два отношения

Г) равенство двух отношений

3 Найдите неизвестный член пропорции 20 : х =10 : 5

А) 10 б) 2 в) 8

№4 Масштаб карты 1:1000000. Отрезком какой длины обозначается на карте расстояние в 130 км?

А) 13 см б) 13 мм в) 1,3 мм

№5 Чему равен масштаб карты, если расстояние на карте в 1см соответствует расстоянию на местности 100 км?

А) 1:100000

Б) 1:1000000

Г) 1:10000000

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.