12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Черепкова Татьяна Михайловна322
Россия, Иркутская обл., с. Икей, Тулунский район

Пояснительная записка


Младшие школьники с нару­шениями интеллекта самостоятельно не воспринимают главную мысль произведения, с трудом устанавливают причинно-следствен­ные связи между событиями, не понимают мотивов участников по­вествования. Они не могут понять мотивы поступков действующих лиц, замысел автора. Значительные трудности вызывает у них пони­мание мимики и выразительных движений героев произведения. Не­редко дети дают искаженные толкования, сложные и тонкие пережи­вания сводят к более простым и элементарным. Сложные эмоции со­циально-нравственного характера, оттенки чувств остаются недо­ступными многим младшим школьникам с нарушениями интеллекта для понимания и обозначения.

Работа над образами литературных персонажей играет важную роль при анализе произведения на уроках чтения как в общеобразо­вательной, так и в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушением интеллектуального развития. Данная работа оказывает развивающее и воспитательное воздействие на личность младшего школьника, способствует формированию всех ее сторон.

Работа над образами литературных персонажей в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушением интеллектуального развития носит элементарный характер и является обязательной.

Данный конспект составлен с учетом тщательного анализа достижений и неудач, зафиксированного на уроках чтения как опытных, так и начинающих учителей-практиков.

С учетом особенностей детей с нарушение интеллекта были поставлены следующие цели и задачи:

Цель: обучение осмысленному чтению, формирование нравственных качеств.

Задачи:

Образовательные: закреплять навык правильного чтения вслух и про себя целыми сло­вами.

Коррекционно-развивающие: развивать правильную связную устную речь, пополнять и обогащать пассивный и активный словарный запас; самоконтроль, переключение внимания, межполушарные связи.

Воспитательная: учить оценивать поступки героев, их чувства, выбирая в тексте слова, выражения, подтверждающие эти оценки; формировать нравственно-этические представления (честность), са­мостоятельность суждений и поступков; учить эмоциональной отзывчивости.

Содержание конспекта соответствует дидактическим принципам:

- урок соответствует возрастным особенностям и индивидуальным возможностям каждого ребенка. Задания имеет коррекционную направленность, что позволило реализовать принцип доступности;

- в соответствии с принципом наглядности, на уроке используются иллюстрации, которые позволяют повысить уровень учебной мотивации учащихся, активизировать их речевую и познавательную деятельность, уточнить имеющиеся знания;

- урок организован в соответствии с принципом природосообразности, который учитывает психолого-физиологические особенности обучающихся. Принцип систематичности и последовательности способствует формированию знаний, умений и навыков через переход от простых заданий к сложным.

Данный урок является вторым по изучаемой теме. Содержание урока имеет коррекционно-развивающую направленность, что соответствует требованиям к обучению детей с нарушением интеллектуального развития.

Урок подразумевает проведение фронтальной и индивидуальной работы, используется смена видов деятельности и форм работы. Урок получается динамичным.

Анализ рассказа на уроке проходит по двум этапам: детально анализируется каждая часть и после завершения анализа по частям, текст анализировался в целом.

Во время организационного момента я предлагаю использовать игру Нейроалфавит, для получения состояния высокой продуктивности.

На этапе актуализация знаний, я предлагаю прием «верно-неверно», который позволит активизировать знания учащихся, поможет освежить в памяти изученный на предыдущем уроке материал.

Перед первичным чтением рассказа учителем, учащимся задается целевой вопрос, для повышения внимательности при слушании.

В коррекционном классе обязательным этапом урока является речевая зарядка. На данном этапе я предлагаю использовать чтение ранее изученной скороговорки для формирования навыка правильного, беглого чтения в облегченных условиях, а также формирования у детей уверенности в своих силах.

Лексическая работа проводится как в начале урока, так и в контексте, т.к. для данной категории детей толкование слова целесообразно давать в тот момент, когда оно встретилось в тексте.

Основным этапом на уроке является чтение по частям и анализ. Здесь основной задачей является формирование навыков осознанного чтения. На данном этапе проходит подготовка к формулировке главной мысли рассказа, ведется работа над образом главного героя. На уроке применяются следующие виды работы: беседа, работа с иллюстрациями, чтение по ролям. В анализе текста участвует весь класс, поэтому я применять нужно дифференцированный подход. Система вопросов построена таким образом, что каждому ребенку достается несколько доступных ему вопросов.

На этапе заключительная работа по прочитанному, предлагаю использовать такой приём, как работа с деформированным планом. Также на данном этапе проводится работа над впечатлением от текста.

Работа в классе для детей с нарушением интеллектуального развития предусматривает обязательное решение коррекционно-развивающих задач. На реализацию данного требования были направлены следующие виды деятельности:

- коррекция и развитие правильной связной устной речи осуществляется через речевые упражнения, пополнение и обогащение словарного запаса происходит во время чтения анализа текста;

- развитие самоконтроля, межполушарных связей, переключение внимания обеспечивалось во время выполнения упражнения «Нейроалфавит».

В ходе проведенного урока удается реализовать цель и решить поставленные задачи.

В заключении хочу сказать, что такие уроки дают возможность формировать у особенных детей понятие о добре и зле, об элементарных правовых обязанностях, что готовит их к дальнейшей самостоятельной жизни – жизни особенных людей.

Конспект урока

Тема: Н. Носов «Огурцы» (часть 2).

Цели:

1. Закрепить навык правильного чтения вслух и пр себя целыми сло­вами. Тренировать соблюдать паузы между предложениями, выбирать необходимую интонацию.

2.Учить оценивать поступки героев, их чувства, выбирая в тексте слова, выражения, подтверждающие эти оценки.

3. Формировать нравственно-этические представления (честность), са­мостоятельность суждений и поступков;

Оборудование: текст речевой зарядки, фразы для лексической работы: вокруг не было ни души»,«от страха не помнил»; «во весь дух по­мчался», индивидуальные карточки зеленого и красного цвета, инди­видуальные карточки с планом текста, презентация, картинки с изображением огурцов, корзина.

Ход урока

I. Организационный момент

- Добрый день. Давайте настроимся на работу, выполнив упражнение «Алфавит» (нейроалфавит).

II.Проверка домашнего задания

- Проверим домашнее задание.

- Откройте книги по закладке, что было задано на дом? (Нужно было приготовить выразительное чтение по ролям третьей части рас­сказа.)

- Сколько действующих лиц в этой части текста? Назовите их.

- Сколько человек нам понадобится для ролевого чтения?

Чтение по ролям. Оценка детей.

- Расскажите, так или не так всё было в рассказе Н. Носова «Огурцы». Я буду читать выражение, если оно верное, то вы поднимаете зеленую карточку, если нет, то красную.

Один раз Котька взял с собой Павлика на реку ловить раков.

В этот день им повезло: раков наловили много.

По дороге обратно домой мальчики залезли в сад и набрали полные карманы груш.

Котька решил, что дома ему попадёт, и он отдал свои груши Павлику.

Мама Котьки очень обрадовалась тому, что он принёс так много груш, и сварила из них варенье.

III.Речевая зарядка

- Прежде чем мы начнём работу по теме урока, проведем речевую за­рядку. Научимся читать это короткое стихотворение целыми словами, правильно и выразительно. (На доску вывешивается стихо­творение).

Не замерзнешь, воробьишка,
Без сапожек, без пальтишка?
- Не волнуйтесь! Я привык!
Чик-чирик! Чик-чик-чирик!

- Прочитайте стихотворение про себя (жужжащее чтение).

- Послушайте как я прочитаю это стихотворение выразительно.

- О ком это стихотворение?

- Что спрашивает автор у вороьишки? Найдите и прочитайте. Какой знак стоит в конце предложения? Что показывает знак вопроса? (задаем вопрос, вопросительное предложение)Прочитаем с правильной инто­нацией.

- Как отвечает воробьишка автору? Найдите и прочитайте. Какой знак стоит знак в конце предложения? Что показывает восклицательный знак? Как будем читать это предложение? Прочитаем.

- Как поёт воробьишка?

- Теперь вы прочитаете это стихотворение выразительно (хором читаем это стихотворение по указке целыми словами).

- Кто прочитает выразительно? (читает ученик 1 группы, 3 группы, 4 группы, 2 группы).

Оценка детей.

- Сегодня получилось прочитать это стихотворение правильно и це­лыми словами.

IV. Первичное чтение текста учителем

- Как вы думаете, решился ли Котька идти обратно в огород, возвращать огурцы?

- Мы продолжим чтение рассказа и узнаем, как разворачивались события дальше. Сейчас я прочитаю вам вторую часть. Слу­шайте внимательно, в конце вам нужно будет сказать, вернул или нет Котька огурцы в огород?

Проверяется, у всех ли закрыты книги.

- Так вернул Котька огурцы в огород?

V. Чтение трудных слов

- Сейчас мы будем учиться читать вторую часть рассказа и разбирать ее. Нам встретятся трудные слова и фразы, научимся читать их пра­вильно. На слайде появляются фразы: вокруг не было ни души; от страха не помнил.

- Прочитайте эти фразы про себя.

- Прочитаем первую фразу вместе: вок-руг не бы-ло ни ду-ши, вокруг не было ни души. Прочитайте эту фразу по слогам. Кто знает, когда гово­рят «вокруг не было ни души»? Значит, не было ни кого. Прочитаем еще раз целыми словами.

- Прочитаем вторую фразу вместе: от стра-ха не пом-нил,от страха не помнил. Прочитайте эту фразу по слогам. Кто знает, когда говорят «от страха не помнил»? Значит, было так страшно, что и не заметил, как дошёл. Прочитаем еще раз целыми словами.

- Прочитаем эти слова ещё раз (2-3 ребёнка)

VI. Чтение текста детьми про себя

- Сейчас прочитайте вторую часть рассказа про себя, потренируйтесь как следует, чтобы вслух читать красиво и целыми словами.

VII. Повторное чтение текста по частям и анализ содержания

- Сейчас будем читать вслух и разбирать его. Читает тот, кого я назы­ваю. Остальные следят.

Пятая часть

Котька повернулся и медленно-медленно пошел по улице.

Уже было совсем темно.

"Брошу их тут, в канаву, а скажу, что отнес, - решил Котька и стал огляды­ваться вокруг. - Нет, отнесу: еще кто-нибудь увидит и дедушке из-за меня по­па­дет".

Он шел по улице и плакал. Ему было страшно.

"Павлику хорошо! - думал Котька. - Он мне свои огурцы отдал, а сам дома си­дит. Ему небось не страшно".

Вышел Котька из деревни и пошел полем. Вокруг не было ни души. От страха он не помнил, как добрался до огорода. Остановился возле шалаша, стоит и пла­чет все громче и громче.

-Куда отправился Котька?

- Страшно было идти обратно с огурцами? Почему?

- Что хотел сделать сначала Котька с огурцами?

- Почему он их не выбросил? Докажите словами из текста.

- Что чувствовал он, когда шел по улице?Докажите словами из текста.

- Что Котька думал о Павлике?

- Правильно ли поступил Павлик, отдав свои огурцы Котьке?

- Можно ли Павлика назвать настоящим другом? Почему?

- Переходим к чтению следующей части.

Шестая часть

Сторож услышал и подошел к нему.

- Ты чего плачешь? - спрашивает.

- Дедушка, я принес огурцы обратно.

- Какие огурцы?

- А которые мы с Павликом нарвали. Мама сказала, чтоб я отнес обратно.

- Вот оно какое дело! - удивился сторож. - Это, значит, я вам свистел, а вы все-таки огурцы-то стащили. Нехорошо!

- Павлик брал, и я взял. Он мне и свои огурцы отдал.

- А ты на Павлика не смотри, сам понимать должен. Ну, больше не делай так. Да­вай огурцы и иди домой.

- Посмотрите на слайд. Рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, иллюстрация, под каким номером подходит к этой части рассказа?

- Почему вы так решили?

- Почему сторож подошёл к мальчику?

- Что сказал ему Котька?

- Как вы думаете, что он чувствовал, когда разговаривал со сторожем? (ему было стыдно)

- А что испытывали бы вы, если бы оказались на месте мальчика?

- Удалось ли художнику передать чувство стыда? Как вы это поняли?

- Почему сторож удивился?

- Как Котька объяснил сторожу почему он взял огурцы?

- Найдите и прочитайте, что на это сказал ему сторож.

- Как вы думаете, с какой интонацией говорил дедушка?

- Сколько действующих лиц в этой части рассказа?

-Прочитайте этот отрывок про себя. Осторожно, очень тоненько, не давя на карандаш, отметьте слова автора, Котьки и сторожа.

- Как вы думаете, сторож сердился на мальчика? (нет)

- С какой интонацией он разговаривал с Котькой? (спокойно, но строго)

- Подготовьтесь к чтению этого отрывка и не забудьте передавать те чувства, которые испытывают герои рассказа.

- Давайте немножко отдохнем (видео «Если нравится тебе, то сделай так»).

- Переходим к чтению следующей части.

Седьмая часть

Котька вытащил огурцы и положил их на грядку.

- Ну, все, что ли? - спросил старик.

- Нет... одного не хватает, - ответил Котька и снова заплакал.

- Почему не хватает, где же он?

- Дедушка, я один огурец съел. Что теперь будет?

- Ну что ж будет? Ничего не будет. Съел, ну и съел. На здоровье.

- А вам, дедушка, ничего не будет за то, что огурец пропал?

- Ишь ты какое дело! - усмехнулся дедушка. - Нет, за один огурец ничего не бу­дет. Вот если б ты не принес остальных, тогда да, а так нет.

- Почему Котька снова стал плакать?

- Почему одного огурца не хватало?

- Что сказал ему дедушка? Найдите и прочитайте.

- Что чувствовал Котька в этот момент? (ему было страшно)

- Чего он боялся? (что дедушку накажут)

- Найдите и прочитайте что ответил ему сторож?

Восьмая часть

Котька побежал домой. Потом вдруг остановился и закричал издали:

- Дедушка, дедушка!

- Ну что еще?

- А этот вот огурец, что я съел, как будет считаться - украл я его или нет?

- Гм! - сказал дед. - Вот еще какая задача! Ну чего там, пусть не украл.

- А как же?

- Ну, считай, что я тебе подарил его.

- Спасибо, дедушка! Я пойду.

- Иди, иди, сынок.

Котька во весь дух помчался по полю, через овраг, по мостику через ручей и, уже не спеша, пошел по деревне домой. На душе у него было радостно.

- Почему Котька остановился по дороге домой?

- Что он спросил у дедушки?

- Что он ему ответил?

- Почему съеденный огурец можно считать не украденным?

- В этой части нам встретилась фраза «во весь дух помчался». Кто знает, что это означает? Значит бежал очень быстро.

- Какое чувство испытывал Котька, возвращаясь обратно домой?

- Что можно сказать о Котьке, какой поступок он совершил, вернув огурцы?

VIIIЦелостное чтение текста

- Итак, мы разобрали вторую часть текста, хорошо ее поняли, научи­лись чи­тать. Сейчас прочитаем этот рассказ полностью. Читаем громко, правильно, це­лыми словами. Один читает, остальные за ним следят.

Оценка детей по окончании чтения текста.

IX. Заключительная работа по прочитанному

- Ребята, скажите, вам понравился рассказ?

- Сейчас я предлагаю вам выполнить задание. У вас на столах лежат конверты. Достаньте содержимое. Это план рассказа, но части плана перепутались между собой. Вам нужно восстановить все события по порядку. Приступаем.

- Давайте проверим (ребята сверяют свои ответы с планом на слайде).

- В чём же главная мысль рассказа? Попробуем вместе её определить.

- Давайте коротко опишем поступок Котьки по плану (доску вывешива­ется план):

1.Какой был мальчик Котька? (доверчивый, глупый)

2.Что сделал? (украл)

3.Что почувствовал? (стало стыдно)

4. Вывод об этом событии. (нельзя брать чужого, нужно быть чест­ным, всегда обдумывать свои поступки)

- Итак, давайте ещё раз скажем, чему учит нас рассказ Н. Носова «Огурцы»?

- Чему учит история с Котькой? (честности, чувство товарищества, отзывчивости) (Огурцы были испытанием для Котьки.  Из всего случившегося он вышел достойно.)

XДомашнее задание

- Дома ещё раз прочитайте рассказ целыми словами, выразительно.

- Ребята первой группы подготовят пересказ по плану (даются карточки с планом).

- Ребята второй и третей группы ответят на 1,2 вопросы после текста.

XI. Итог урока

- Итак, как называется рассказ, с которым мы познакомились?

- Кто автор?

- Понравился ли вам Котька? Почему?

- Чему вас научил этот рассказ?

- У вас на столах лежат картинки с изображением огурца. Напишите на огурце качество, которым должен обладать хороший человек и положите его в карзину.

Общая оценка деятельности детей на уроке.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.