Конспект урока по литературному чтению во 2 классе Н. Н. Носов «Живая шляпа»
Вологодская область Шекснинский район п. Шексна
МОУ «Устье – Угольская школа»
УМК «Начальная инновационная школа»
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе.
Преподаватель: Пронина Наталия Ивановна
Тема: Н. Н. Носов «Живая шляпа»
Место урока в теме: 1 урок
Тип урока: урок получения новых знаний
Цель урока: знакомство с произведением и первичный анализ
Задачи урока:
1. Познакомиться с биографией Н. Н. Носова.
2. Прослушать рассказ в аудиозаписи.
3. Проанализировать содержание рассказа.
Оборудование: учебник « Литературное чтение» Г. С. Меркин, Б. Г. Меркин, С. А. Болотова, книга Н. Носова «Живая шляпа» раздаточный материал для самооценки и выполнения задания , MacBook, программа ПервоЛого, презентация.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные:
принимать, понимать и решать учебные задачи урока, осуществлять контроль своих действий.
Познавательные:
прогнозировать содержание текста по его заголовку; воспринимать на слух художественное произведение; понимать содержание прочитанного произведения; находить в тексте информацию, отвечать на вопросы к тексту; работать с MacBook в программе ПервоЛого, уметь производить анализ, синтез и сравнение, соотносить изучаемый материал с собственным опытом.
Коммуникативные:
участвовать в коллективном обсуждении поставленной проблемы; слушать ответы одноклассников; работать в паре; определять авторское отношение и формулировать свое отношение к прочитанному.
Личностные:
Развивать творческие способности, чувство юмора; развивать интерес к творчеству Н.Носова.
Содержание урока
Вводно – мотивационный момент.
Повернитесь к гостям,
Улыбнитесь гостям.
Повернитесь ко мне,
Улыбнитесь мне.
Повернитесь друг к другу,
Улыбнитесь друг другу.
Сейчас у нас с вами урок литературного чтения.
Актуализация знаний.
Шляпа – лучший друг на свете
Знают взрослые и дети.
При ярком солнце выручает
И быть модной помогает.
От дождя и снега спрячет,
Пожелает нам удачи!
Что такое шляпа?
Какие бывают шляпы?
(большие, маленькие, летние, соломенные, мужские, женские, цветные и т. д.)
-Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы?
-Сегодня мы познакомимся с произведением Н. Н. Носова “Живая шляпа”.
3. Целеполагание.
- Какую цель поставим сегодня на уроке?
+ Знакомство с произведением и первичный анализ.
- Чтобы выполнить эту цель мы должны поставить перед собой задачи (слайд)
- Поставьте задачи в правильном порядке (поменять 2 и 3 задачи)
Познакомиться с биографией Н.Н.Носова.
Проанализировать содержание рассказа.
Прослушать рассказ в аудиозаписи.
-Что вам известно об авторе произведения? Слайд с портретом писателя
(рассказ учеников)
1) Родился Николай Николаевич Носов в 1908 году на Украине в семье актёра. Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Родители даже думали, что мальчик тоже хочет стать актёром. В школьные годы он хотел стать музыкантом и долго мечтал, чтобы ему купили скрипку. После покупки скрипки Николай понял, что учиться музыке нелегко, и скрипка была заброшена.
2) Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией, электротехникой и даже радиолюбительством. По окончании школы работал рабочим на заводе. Он поступает в художественный институт, затем переводится в институт кинематографии, после чего работал режиссёром – постановщиком мультипликационных, научных и учебных фильмов. В годы Великой Отечественной войны Носов занимается режиссурой учебных военно-технических фильмов. За эту деятельность он награждён орденом Красной Звезды.
3) Но его сильно влекло искусство. Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно — сначала просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям. «Постепенно я понял, что сочинять для детей — наилучшая работа, она требует очень много знаний, и не только литературных…»
- Николай Носов написал очень много рассказов, попробуйте некоторые из них узнать по его отрывку (зачитывают ребята)
1 «Фантазёры»
«-Я один раз купался в море,- говорит Мишутка,- и на меня напала акула. Я её бац кулаком, а она меня цап за голову и откусила.
- Врёшь!
- Нет, правда!
- Почему же ты не умер?
- А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошёл домой».
2 «Затейники»
« Вдруг меня кто- то как схватит за ногу! Я как закричу! Выскочил из-под стола, а Валя за мной.
-Чего ты? – спрашивает.
- Меня - говорю – кто то схватил за ногу. Может быть серый волк?
Валя испугалась и бегом из комнаты. Я – за ней. Выбежали в коридор и дверь захлопнули.
- Давай - говорю дверь держать, чтобы он не открыл».
3 «На горке»
«Только полез на горку – бух носом!
- Ого! – говорит. – Скользкая!
Поднялся на ноги и снова – бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может.
- Что делать? – думает.
Думал, думал – и придумал:
- Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на неё.
4 «Мишкина каша»
«Растопили плиту. Мишка насыпал в кастрюлю крупы. Я говорю:
- Сыпь побольше. Есть очень хочется!
Он насыпал полную кастрюлю и воды налил доверху».
5 «Телефон»
«Я вскочил неодетый, схватил трубку и кричу:
- Слушаю!
А из трубки в ответ:
- Ты чего хрюкаешь?
- Как это хрюкаю? Я не хрюкаю, - говорю я.
- Брось хрюкать! Говори по-человечески! – кричит Мишка!»
6. «Приключения Незнайки»
В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец. В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов: улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков. А сам город назывался Цветочным городом. Он стоял на берегу ручья. Этот ручей коротышки называли Огурцовой рекой, потому что по берегам ручья росло много огурцов.
Кластер – Произведения Носова (Слайд)
- О ком рассказывает Носов в своих произведениях?
+ О детях
- Какие у него рассказы?
+ Весёлые, радостные, смешные, юмористические, жизнерадостные.
- А что такое юмор? Давайте вспомним.
- Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в
необычайно смешные, поучительные истории, юмористические, комичные.
- Как вы понимаете комичная ситуация?
- Проверим по словарю учебника.
- Выполнили мы с вами 1 задачу?
- Оцените, на каком уровне вы справились с 1 задачей. (+,-,?)
- Приступаем к выполнению 2 задачи.
- Сегодня мы познакомимся с один из его рассказов, где описана комичная ситуация. Рассказ называется «Живая шляпа».
«Прогнозирование»
- Как вы думаете, о ком или о чём будет рассказ?
- Кто читал, пожалуйста, послушайте предположения своих одноклассников.
Первичное целостное восприятие произведения
-Послушайте этот рассказ в исполнении артиста (аудиозапись)
Проверка первичного восприятия текста.
-Понравилась ли вам история? Почему?
- Какое настроение она у вас вызвала?
- В чем комичность ситуации?
- Выполнили мы с вами 2 задачу?
ФИЗМИНУТКА
- Приступаем к выполнению 3 задачи.
Вторичное восприятие произведения и его анализ по частям.
а) Чтение отрывка с.92 самостоятельно (заканчивается предложением «Вовка за ним»)
Игра «Да-нет»
Так или не так всё было в рассказе Н Носова «Живая шляпа».
Утверждение |
ДА |
НЕТ |
1. Шляпа лежала на столе. |
+ |
|
2. Котенка звали Васька. |
+ |
|
3. Котёнок Васька сидел на шкафу. |
+ |
|
4. Вовка и Вадик сидели за столом. |
+ |
|
5. Ребята видели, как Васька попал под шляпу. |
+ |
|
6. Вадик хотел поднять шляпу. |
+ |
|
7. Шляпа подползла к Вадику. |
+ |
|
8. Вадик прыгнул на диван, а Вовка за ним. |
+ |
- Давайте проверим, как вы выполнили это задание.
- Поднимите руку, кто правильно выполнил задание.
б) Чтение 2 части по цепочке (Часть заканчивается предложением «Шляпа как подскочит кверху!»), выборочное чтение, ответы на вопросы, иллюстрации к рассказу и подобрать подписи к ним предложениями из текста (СЛАЙД)
- Ребята всё так же продолжали бояться шляпы?
- Найдите и зачитайте предложения, где передано состояние ребят (Ребята смотрят на неё и трясутся от страха)
- Почему Вовка решил уйти домой? (зачитайте)
- Кто из мальчиков был смелее? Вадик. Докажите предложениями из текста. ( Пойдем вместе. Я возьму клюшку. Если она к нам полезет. Я ее клюшкой тресну.)
- А какое оружие еще ребята выбрали для борьбы со шляпой? ( Клюшка,
лыжная палка, картошка.)
-Почему ребята осмелели?
-Как изменилось их поведение? А интонация и громкость голоса?
- Найдите и зачитайте предложения, где мальчики уверенно говорят и
угрожают шляпе.
-Какие маленькие слова Н. Носов употребил, чтобы предать «боевое»
состояние мальчиков (Ага! Эй ты, шляпа!)
Подписи к слайдам:
1) они взяли клюшку и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.
2) соскочили ребята с дивана и бегом из комнаты.
3) шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась.
4) Набрали из корзины картошки и стали швырять её в шляпу.
5) прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.
ФИЗМИНУТКА
в) Чтение следующего отрывка самостоятельно
- Придумать «тонкие», «толстые» вопросы (на слайде слова - помощники).
Тонкие вопросы:
- Как раскрылась тайна живой шляпы?
- Что сначала высунулось из-под шляпы?
- Обрадовались ли ребята, когда увидели Ваську?
- Кто из мальчиков догадался, как котенок попал под шляпу?
- Что стал делать Вадик, когда увидел Ваську?
- Что делал Васька, когда выбрался из-под шляпы?
Толстые вопросы:
- Как вы думаете, какие чувства испытывал котёнок?
- Останутся котёнок и Вадик друзьями?
- Как мальчики относятся к котёнку?
- Почему нам при чтении рассказа смешно, а мальчикам страшно?
+ Автор, так написал рассказ, что читатели знают, почему шляпа стала «живой», а герои – нет.
Задание в программе Перволого: составить пословицы. Слайд
У страха глаза велики.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Делу время потехе час.
Повторенье мать ученья.
- Какой пословицей мы можем выразить главную мысль рассказа?
- Выполнили мы 3 задачу?
- Оцените, на каком уровне вы справились с 3 задачей? (+,-,?)
- Какую цель мы поставили сегодня на уроке?
- Как вы считаете, наш урок цели достиг?
6. Рефлексия.
-Продолжите предложение:
Мне было интересно…
Мне захотелось …
Я узнал, что ….
У меня получилось …
Мне было трудно ….
7. Домашнее задание: читать текст выразительно, нарисовать рисунок, каким вы представили себе котенка.
Смоленцева Галина Леонидовна