Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе по теме «Понятие о сложноподчиненном предложении»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ПОНЯТИЕ О СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ»
Вилисова Ирина Дмитриевна,
учитель русского языка и литературы
Луганского высшего училища физической культуры
Тема: Понятие о сложноподчиненном предложении.
Цели:
Ø повторить сведения о сложном предложении и его видах, рассмотреть понятие о сложноподчиненном предложении;
Ø формировать умения определять структуру СПП, видеть средства связи между частями предложения; конструировать СПП, развивать орфографические и пунктуационные навыки, совершенствовать навыки работы со словарями;
Ø воспитывать стремление к высокой культуре речи, патриотизм.
Оборудование: учебник, презентация Power Point, словари (орфографический, толковый, словарь фразеологизмов), книжная выставка, раздаточный материал, видеофрагмент фильма «Лица Луганщины. В.И. Даль».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Добрый день!
Обратите внимание: сегодня мы будем выполнять задания в тетрадях и на рабочих листах.
Также мне сегодня будут помогать консультанты….
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.
Фронтальная беседа:
1. Какие предложения называются сложными?
2. Какие предложения называются сложносочиненными?
3. Какие смысловые отношения могут быть между частями ССП?
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Давайте рассмотрим ситуацию:
Мама спрашивает у сына:
- Почему ты не приедешь на каникулы домой?
Предлагается два варианта ответа:
Сын отвечает:
А - Наша команда будет готовиться к соревнованиям, и я не приеду на
каникулы домой.
Б - Я не приеду на каникулы домой, потому что наша команда будет готовиться к соревнованиям.
Давайте проанализируем предложения-ответы и определим, какое из них даёт более точный ответ на вопрос.
( Вариант А – сложносочиненное предложение с причинно-следственными смысловыми отношениями.
Вариант Б – предложение сложноподчиненное предложение, так как вторая часть зависит от первой и отвечает на вопрос: «Почему?»
Вывод: более точный ответ дает сложноподчиненное предложение.
Зачем нужны сложноподчинённые предложения?
(СПП нужны для того, чтобы в определенных ситуациях более точно выражать мысль.)
Тема нашего урока «Понятие о Сложноподчиненном предложении».
Какие цели на этот урок мы поставим?
ЗНАТЬ: рассмотреть понятие о СПП.
УМЕТЬ: определять структуру СПП , конструировать СПП.
ПРИМЕНЯТЬ: научиться правильно применять СПП в речи.
IV. Изучение нового материала.
Давайте попробуем сформулировать определение СПП.
(СПП – это предложение, которое состоит из двух или более предложений, одно предложение подчиняется другому, они связаны подчинительными союзами.)
Работа с учебником с. 52.
Сравнить определение, данное учащимися с определением в учебнике.
Распределительный диктант: распределить по группам (сочинительные и подчинительные) союзы.
А, и, чтобы, или, где, когда, однако, чтобы, зато, да, потому что, тоже, если, словно.
Работа с учебником с. 53-54.
V. Формирование умений, навыков.
Выполнение заданий у доски (рабочий лист/ задание № 1).
Ø Запишите предложения.
Ø Подчеркните грамматические основы.
Ø Поставьте вопрос от главной части к придаточной.
1. Я не считаю хорошим и пригодным иностранные слова, если только их можно заменить чисто русскими или более обруселыми. (Н. Лесков).
2. Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает "до косточки" свой народ. (К. Паустовский).
Знать до «косточки" - косточка, как правило, не видна и достать ее трудно, "до косточек" – знать все до самой середины (где косточка).
Выполнение задания № 2 (на рабочем листе).
Ø Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.
Ø Определите, к чему относится придаточная часть.
Ø Объясните значение выделенных красным цветом слов и словосочетаний.
1. Блюстители ч..стоты речи принимают г..роические меры, чтобы хоть немного сдержать небывалый напор новых об..ротов и слов, хлынувших с неистовой силой в нашу разг..ворную и литературную речь. (К. Чуковский).
2. Некоторые пр..держиваются мнения, что люди имеют право тр..пать языком наобум, не подч..няясь установле..ым нормам. (К. Чуковский).
3. Умес..но будет напомнить, что язык создается народом. (К. Паустовский).
4. Если бы язык не был поэтичен, не было бы иску..тва – поэзии. (С. Маршак).
5. Чтобы писать, язык надо знать. (М. Горький).
6. Иску..тво быть скучным состоит в том, чтобы г..ворить все. (Вольтер).
7. Если вам удалось заставить публику засм..яться, она нач..нает слушать. (Герберт Гарднер).
Блюститель - 1. Тот, кто охраняет, оберегает что-л.
2. перен. Тот, кто следит за соблюдением чего-л.
Неистовый -
1. Находящийся в состоянии неистовства, исступления; безудержный, необузданный.
2. Выражающий необузданность.
3. Необычайно сильный.
Наобум - 1. Наудачу, наугад, как выйдет, как получится.
2. Не подумав.
Трепать языком. Много разговаривать; говорить вздор.
v Обзор словарей, с которыми работали консультанты.
VI. Закрепление изученного материала.
Лингвистический конструктор: из предложенных частей соберите и запишите поговорки (предложения грамматически и пунктуационно не оформлены). От главного предложения поставьте вопрос к придаточному, заключите в овал средства связи.
Придаточное предложение |
Главное предложение |
Кто говорит, … |
со злом не связано. |
Кто слушает, … |
тот сеет. |
Когда голова думает, … |
не вырубишь топором. |
Каков ум, … |
такова и речь. |
Что написано пером, … |
язык отдыхает. |
Что в лицо сказано, … |
тот собирает. |
ü Интересный факт.
Часть поговорок взята из сборника В.И. Даля «Пословицы и поговорки русского языка».
Что вы знаете о В.И. Дале?
Просмотр видеофрагмента фильма «Лица Луганщины. В.И. Даль».
Беседа по просмотренному фрагменту:
1. Сколько слов включает в себя «Толковый словарь живого великорусского языка»?
2. В. И. Даль считал, что человек принадлежит к той нации, ……
3. Даль для себя открыл, что такое народное …. .
Определите структуру и вид 2-го и 3-го предложения.
VII. Итоги урока. Рефлексия.
Сложноподчиненное предложение – это…
Придаточное предложение может относиться к …
К родному языку мы должны относиться…
Мы должны стремиться к …… культуре речи.
Я (понял, понял в основном, не понял) рассмотренную тему.
Сложным для меня было задание…
На уроке для меня особо интересным было …..
VIII. Домашнее задание.
Выучить §18, выполнить упражнение № 85.