Конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе на тему «Понятие о сложносочинённом предложении»

2
1
Материал опубликован 20 February 2023







Конспект открытого урока по русскому языку

в 9 классе на тему:

«Понятие о сложносочинённом предложении»













Подготовила: Романова Елена Михайловна

учитель русского языка и литературы






г. Воткинск, 2020 год







Тема урока: «Понятие о сложносочинённом предложении»

Дата проведения: 8 октября 2020 г.

Образовательная цель урока:

создание условий для выяснения усвоения программного материала при изучении темы «Понятие о ССП», отработка умения находить ССП в тексте, различать ССП и ПП с однородными членами.

Задачи урока:

повторить теоретический материал по темам «Сложное предложение» и «Однородные члены предложения"

совершенствовать умение различать сложное предложение и простое предложение, осложненное однородными членами;

совершенствовать пунктуационные навыки в предложениях данного типа;

закрепить теоретический материал по теме «Виды односоставных предложений»

Основные виды учебной деятельности: синтаксическое исследование, конструирование, подбор примеров с аналогичным строением, письменные творческие работы, пунктуационный тренинг.

Особенности роли педагога:

-создание проблемной учебной ситуации на основе подобранного материала;

-составление задания: формулировка, организация работы в группах, определение критериев и форм оценки работы (самооценка, оценка коллектива, оценка учителя).

Тип урока: комбинированный

Вид урока: практикум

Методы ведения урока: исследовательский, проблемный

Формы организации познавательной деятельности: аудиторная коллективная работа под руководством учителя, работа в группах, самостоятельная индивидуальная работа

Учащиеся должны знать: сложные предложения разных типов, группы ССП по значению и союзам.

Учащиеся должны уметь: определять смысловые отношения между частями ССП, расставлять знаки препинания в ССП; использовать ССП как способ избежания синтаксической монотонности – речевой ошибки, состоящей в употреблении одинаковых, однотипных синтаксических конструкций.

Приобретаемые навыки детей:

* коммуникативные навыки (ведение учебного диалога и полилога, владение монологической речью, способность к открытому эмоциональному общению);

* информационные умения (бегло, выразительно и осознанно читать объёмную информацию);

* интеллектуальные умения и навыки (анализ, сравнение, доказательство, определение понятий).



ХОД УРОКА

1. Оргмомент.

2. Приветствие, общий настрой учащихся.

Звучит композиция П.И.Чайковского «Времена года» (Октябрь.) На фоне музыки учитель читает стихи.


Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья, пожелтевшие, по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

Кисти ярко – красные вянущих рябин.

(А. Толстой)

- Такие прекрасные строки об осенней сказочной поре были сказаны с Алексеем Толстым. А ведь, на самом деле, сейчас волшебная, удивительная пора, которая заглянула к нам в класс, завораживая своими красками.

- Откройте, пожалуйста, свои тетради и запишите число, классная работа и оставьте строчку для темы урока, которую вы сами сформулируете немного попозже.

3. Грамматическая разминка.

- Я хочу, чтобы осень оставила свой отпечаток у вас в тетради. Запишите текст, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

Закончилось в…сёлое лето, и наступила з…лотая осень. Это в…лшебная и уд…вительная п…ра. Все д…ревья нар…дились в красивые и привл…кательные платья. Каждый листик р…зной, и цв…товая гамма неповторима.

- Правописание какой орфограммы нам нужно вспомнить, записывая данный текст?

- Подчеркните безударную гласную в корне слова.

4. Актуализация знаний.

- Обратите внимание, что общего во всех предложениях? (союз И)

- Одинаковую ли синтаксическую функцию он выполняет в каждом из предложений? Что он связывает?

- Покажите графически, где однородные члены и сложное предложение.

- Как называются предложения с несколькими грамматическими основами, между которыми стоит союз И?

- То есть получается, что ССП – это… (дети заканчивают фразу)….сложное предложение, предикативные части которого связаны сочинительными союзами.

- Тема нашего сегодняшнего урока, вы догадались, какая? (ССП)

Запишите, пожалуйста, её в тетрадь.

Целеполагание: Какие цели перед собой поставим?


5. Углубление понятия о сложносочинённом предложении.

Работа в группах.

- Откройте учебник на стр. 36-37, внимательно читаем и запоминаем правило.


- У вас на парте лежат осенние листья разного цвета с заданиями. Расставить знаки препинания и указать вид предложения. Составить схемы.


После осени наступит зима с ее снегом и холодами, а сейчас торжествует желтая листва.

Мы с папой гуляли по осеннему саду, и навстречу нам выскочил пёс.

Осенним вечером то скрипнет дверь, то тихо откроется калитка.

Уже давно покраснели листья деревьев, а дуб все зелен.

После осени наступит зима, а сейчас торжествует желтая листва.

Осень прекрасная, но немного грустная пора.

Такая цветастая пора осени наступает внезапно и быстро проходит.

Осенью лесные жители запасаются провизией, а деревья сбрасывают листья. 

Наступает осень, и перелетные птицы улетают в теплые края.

Листья на деревьях пожелтели, а трава и цветы завяли.


6. Закрепление материала


НА ДОСКЕ (по цепочке к доске)

А) Образуйте из двух простых предложений сложносочинённое предложение. Сложные предложения запишите, расставляя знаки препинания. Выделите грамматическую основу.


1) На березках вместо листочков висят золотые монетки. От дуновения ветерка они начнут тут же звенеть
2) С каждым приходом осени я влюбляюсь в ее красоту. Сочетания естественных красок не перестают меня удивлять.
3) Наступила осень. Вместе с ней пришли холодные дожди.


В) Анимация «Как составить схемы ССП»

Учитель диктует предложения, ученики составляют только схемы (на доске по цепочке)

1) Осенним вечером то скрипнет дверь, то тихо откроется калитка.

2) Было уже десять часов вечера, и над садом светила полная луна.

3) Перед ненастьем ласточки летают низко, и рыба не клюёт.

8) Презентация. Слайд № 5.

Учащиеся записывают схему в тетради для правил.

Презентация. Слайд № 6.

Учащиеся работают устно. Называют предложение и вид союза.

Работа у доски. Один ученик работает на доске, остальные в тетрадях.

Предложение. Сердито бился дождь в окно, и ветер дул, печально



8. Рефлексия


Закончите предложения:

Я сегодня понял(а), что …

Для меня было легко…

Для меня было трудно…


9. Домашнее задание

Написать сочинение-миниатюру на тему «Осень», используя ССП.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Похожие публикации