Конспект урока по географии 8 класс для обучающихся с ОВЗ (нарушение интеллекта) «Современное изучение Мирового океана».
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЧЕХОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Тема: «Современное изучение
Мирового океана»
Цель:
познакомить учащихся с современными методами изучения Мирового океана;
совершенствовать поисковый навык, умение устанавливать причинно-следственные зависимости;
мотивировать на рассуждения и желание действовать «Чем и как сегодня я должен и могу помочь природе?»
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, фрагменты фильмов Ж.И. Кусто, фотографии батискафа, аквалангиста, водолаза, карточки для вывешивания на доску: «Океанология», «Батискаф», «Акваланг», «Водолаз».
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
Мобилизация на начало урока.
II. Проверка домашнего задания
— Учащиеся 1 уровня: рассказать о географическом положении Индийского океана;
— Учащиеся 2, 3 уровня: рассказать о жизни в Индийском океане.
— Учащиеся 4 уровня: какие полезные ископаемые добываются в Персидском заливе Индийского океана?
III. Сообщение темы и цели урока
— Показывается фрагмент фильма Ж.И. Кусто о жизни обитателей Мирового океана.
Как вы думаете, легко ли было сделать эти съемки?
Какие приспособления использовал создатель фильма?
Что мы будем изучать на этом уроке?
— Тема урока формируется учителем и учащимися и записывается на доске.
IV Изучение нового материала
С незапамятных времен людей манили тайны глубин Мирового океана. Но человек не приспособлен для длительного пребывания под водой, да и глубина, на которую могут опуститься самые опытные ныряльщики, весьма ограничена. Постепенно люди стали придумывать различные приспособления для погружения в подводный мир.
2. Чтение статьи учебника учителем вслух по частям (детям дается целевая установка — ответить на вопрос: Какие приспособления люди используют для изучения Мирового океана?)
3. Словарная работа проводится по ходу появления незнакомых слов в тексте при чтении (океанология, батискафы, акваланг, водолаз), учитель вывешивает на доску карточку со словом и фотографию предмета (где возможно), сообщает лексическое значение слова.
4. Ответ на вопрос: Какие приспособления и устройства люди используют для изучения Мирового океана?
5. Физкультминутка — гимнастика для глаз.
V Закрепление изученного материала
1 Ученикам раздаются карточки с вопросами к тексту, и им предлагается найти на них ответы при выборочном чтении:
— Что такое океанология?
— Что такое батискаф и для чего он используется?
— Для чего используются акваланги?
— В чем отличие водолазного костюма от акваланга?
— Какие еще аппараты используются для сбора данных о Мировом океане?
— Что узнают люди с помощью этих приспособлений и аппаратов?
— Назовите наиболее известных исследователей Мирового океана.
2. Физкультминутка — «Гимнастика маленьких волшебников».
3. Проверка выполнения задания детьми (работа по карточкам).
VI. Итог урока
Разгадывание кроссворда.
1. Легкий водолазный аппарат для проведения исследований на небольшой глубине.
2. Подводный аппарат, который может самостоятельно погружаться и всплывать с больших глубин.
3. Человек, выполняющий работы под водой в специальном костюме.
4. Назовите фамилию известного французского ученого- океанолога.
5. Фамилия главы советских полярников, 9 месяцев работавших на станции «Северный полюс».
6. Наука, которая занимается изучением морей и океанов.
VII. Домашнее задание
— Чтение текста про себя на стр. 21-23 (все учащиеся).
— Вопрос 4 на стр. 23. Составить рассказ «Как человек использует Океан?» (учащиеся 1 уровня).
— Опишите, как проводятся наблюдения за океаном (учащиеся 2, 3 уровня).
— Уметь объяснить, что такое батискаф, акваланг, водолазный костюм (учащиеся 4 уровня).
1. Бороздина Т.А. Уроки географии в 8 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Планирование и конспекты уроков. М.: Владос, 2014 г.
2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. Воронковой В.В. М., 1994.
3. Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб., 2003.
4. Дети с нарушениями развития: Хрестоматия. Сост. В.М. Остапов. М., 1995.
5. Дефектология. Словарь-справочник / Под ред. Пузанова Б.П. М., 1996.
6. Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. Киев, 1985.
7. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.
8. Замский Х.С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с давних времен до середины XX века. М., 2002.
9. Инновации в российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. М., 1999.
10. Канн-Калик В А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
11. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География 8 класс, М., 2008.
12. Лубовский В.И. Психологические проблемы аномального развития детей. М., 1989.
13. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. М., 1996.
14. Медведева ЕА. и др. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М., 2002.
15. Мирский С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. М., 1990.
16. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия. СПб., 1997.
17. Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. М., 1966.
18. Программа специальных (коррекционных) образовательных у VIII вида 5-9 классы, сб. 1 / Под ред. В.В. Воронковой, М., 2011.
19. Пузанов Б.П. Основы коррекционной педагогики. М., 1999.
20. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика). М., 2000.