Конспект урока информатики «Файловая система. Работа с файловой структурой ОС» (7 класс)

0
0
Материал опубликован 17 October 2017 в группе

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Амвросиевская школа №6» Амвросиевского района

Донецкой Народной Республики

Республиканский конкурс методических разработок

«Методический шедевр»

Конспект урока по информатике и ИКТ - 7 класс

Тема: «Файловая система. Работа с файловой структурой ОС»

 

Подготовила

учитель информатики и ИКТ

Овчаренко М.В.

2017 г.

Тема «Файловая система. Работа с файловой структурой ОС»

Цели урока:

Обучающие:

познакомить с понятиями файл, папка, файловая система, имя файла, тип файла, путь к файлу;

формирование умения составлять дерево файловой системы и отслеживать путь по файловой системе;

Развивающие:

развитие познавательных интересов, самоконтроля, умения работать в паре.

Воспитательные:

воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

Тип урока: комбинированный

Технологии обучения: информационно–коммуникационные, здоровьесберегающие, интерактивные, сотрудничества, проблемное обучение.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная, практикум.

Технические средства обучения: ПК; мультимедийный проектор и экран.

Учебно-методическое обеспечение урока: презентации к уроку в программе Power Point, карточки с заданиями, рабочие тетради.

Основные понятия: правила именования файлов; каталог; корневой каталог; файловая структура; путь к файлу; полное имя файла.

План урока

1. Организационный этап (1 мин)

2. Проверка домашнего задания (1 мин)

3. Мотивация. Постановка цели и задач урока (2 мин)

4. Актуализация опорных знаний (5 мин)

5. Объяснение нового материала(10 мин)

6. Выполнение практической работы (15мин)

7. Физкультминутка (2 мин)

8. Закрепление изученного материала (5 мин)

9. Итог урока. Рефлексия (2 мин)

10. Организация домашней работы учащихся (1 мин)

11. Выставление оценок и заключительное слово учителя (1 мин)

Ход урока

1. Организационный этап (1 мин)

Добрый день, ребята! Рада приветствовать Вас на уроке информатике. (Слайд 1)

На части не делится солнце лучистое

И вечную землю нельзя разделить,

Но искорку счастья луча золотистого

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

Подарите друг дугу свои замечательные улыбки, а я сегодня на уроке подарю Вам хорошее настроение и много интересной информации. Ребята, Вы умные, талантливые, замечательные. Именно эти качества помогут сегодня нам на уроке быть успешными (Слайд 2). Проверьте готовность к уроку, ведь мы начинаем…

2. Проверка домашнего задания (1 мин)

Вам дома было предложено задание расшифровать информационный кроссворд, разгадав, который вы должны были получить ключевое слово. Давайте сверим ваши ответы, выполним взаимопроверку, результат занесём в таблицу самоконтроля (Слайд 3).

Заполнение кроссворда (Слайд 4)

 

 

             

1

                     
         

2

                         
           

3

                     

 

           

4

                       

5

                                   
               

6

                   
   

7

                               
         

8

                         
             

9

                     
           

10

                       
  1. Словно смелый капитан,

     

А на нем горит экран.

Яркой радугой он дышит,

И на нем компьютер пишет.

И рисует без запинки

Всевозможные картинки.

На верху картинки всей

Размещается …

Для чего же этот ящик?

Он в себя бумагу тащит,

И сейчас же буквы, точки,

Запятые – строчка к строчке –

Напечатает картинки

Ловкий мастер –

Струйный …

Этот урок все обожают,

На этом уроке часто играют,

Не может уже без него математика,

Он называется …

А теперь, друзья, загадка:

Что такое: рукоятка,

Кнопки две, курок и хвостик?

Ну, конечно, это …

По клавишам прыг да скок –

Береги ноготок!

Раз-два, и готово –

Отстукали слово!

Вот где пальцам физкультура!

Это вот …

Скромный серый колобок,

Длинный тонкий проводок,

Ну а на коробке –

Две или три кнопки.

В зоопарке есть зайчишка,

У компьютера есть …

В ней записаны программы

И для папы, и для мамы!

В упаковке, как конфета,

Быстро вертится …

Он живет в системном блоке,

Не работает без тока,

Очень умный – как профессор.

Называется …

Около дисплея – главный блок:

Там бежит электроток

К самым важным микросхемам.

Этот блок зовут …

Как ее мы все не любим,

Ею мы компьютер губим.

Крошки, пыль, вода и мазь,

Одним словом, это …

 

 

 

3. Мотивация. Постановка цели и задач урока (2 мин)

Где и в каком виде хранится информация на компьютере? (Слайд 5)

Из предыдущих уроков Вам уже известно, что вся информация компьютера, все программы хранятся на устройствах внешней памяти, таких как Диск С, Диск D в виде файлов. Любому пользователю, работающему на компьютере, приходится иметь дело с файлами. Работа с файлами на компьютере производится с помощью файловой системы, которая является частью операционной системы. На этом уроке мы продолжим рассматривать файловую систему (файлы, папки, действия с ними), познакомимся с типами файлов, научимся записывать полное имя файла, путь к файлу, а также выполним практическую работу «Работа с файловой системой». Запишем в тетради число (4 декабря 1948 года считается Днём рождения российской информатики. И хотя в России этот праздник пока не является официальным, но его отмечают все те, кто имеет отношение к информатике), классная работа, тема урока «Файловая система» (Слайд 6)

4. Актуализация опорных знаний (5 мин) Слайд 7

Так что же такое файловая система? Файловая система - это система хранения файлов и организации каталогов.

Что такое файл? Файл - это определенное количество информации (программа или данные), имеющие имя и хранящиеся в долговременной памяти.

Что такое папка? Папка - это объект Windows, предназначенный для объединения файлов и других папок в группы.

Чем отличаются файлы от папок? Папки могут в себе содержать другие папки, файлы – информацию.

5. Объяснение нового материала (10 мин)

Проблемная ситуация (Слайд 8) Вашему вниманию предлагаю рассмотреть 3 вещи: матрёшка, канцелярская папка с файлами и коробки разных размеров. Что объединяет эти 3 вещи, какое отношение они имеют к нашей теме? Объединяет - структурированная система – содержание вложенных предметов, такие примеры похожи на файловую структурированную систему. Таких примеров много: камера хранения на вокзале, шкаф с ящичками и отделениями.

Слайд 9-17 Файловая система бывает многоуровневая и одноуровневая.

Самая первая, главная папка – корневая (материнская) папка или каталог А:\, С:\, все остальные – вложенные папки (дочерние)

Файл - это определенное количество информации (программа или данные), имеющие имя и хранящиеся в долговременной памяти.

Имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой: собственно имя файла и расширение, определяющего его тип. Собственно имя файлу дает пользователь, а тип файла обычно задается программой автоматически при его создании. (Табличка)

Правила создания имени файла: нельзя использовать следующие символы, которые зарезервированы для специальных функций:? . , ; : = + * / \ " | < > [ ] ПРОБЕЛ. В длинных именах нельзя использовать следующие символы:? : * / \ " > < |

Путь к файлу вместе с именем файла называют полным именем файла.

C:\Рисунки\Природа\Небо.bmp

C:\Мои документы\Доклад.doc

C:\Фильмы\Интересный фильм.avi

Операции над файлами и папками:

Создание, копирование (копия файла помещается в другой каталог), перемещение (сам файл перемещается в другой каталог), удаление (файл удаляется из каталога), переименование (изменяется имя файла).

6. Выполнение практической работы «Работа с файловой структурой ОС» (15 мин). Слайд 18-19

Повторить правила БЖД при работе за компьютером.

Практические задания:

1. В папке Мои документы создать папку Урок.

2. В папке Урок создать папку Рисунки и Тексты.

3. Из папки Заготовки выбрать текстовый файл и переместить любым способом в папку Тексты.

4. Из папки Заготовки выбрать графический файл и переместить любым способом в папку Рисунки.

5. Записать полный путь к файлу.

6. Показать задание учителю.

7. Удалить созданные папки с файлами

8. Занести балы в таблицу самооценивания.

7. Релаксация «Цветок» (3 мин) Слайд 20

Закройте глаза, представьте что Вы - маленький цветок. Ваша жизнь только зарождается. Вам тепло и спокойно. Ваши стебли тянутся вверх, к солнцу (тянут руки вверх, повороты туловища вправо, влево). Лепестки радужно улыбаются и щурятся под солнцем. Вы посмотрели вокруг (повороты головы). Вы не одни. Вас окружают такие же красивые и радужные цветы, улыбнитесь им. Вот летит красивая бабочка, она садится на цветок, вы можете разглядеть ее замечательные крылья (упражнения для глаз). Жизнь прекрасна!

8. Закрепление пройденного материала (5 мин) Слайд 21-22

Работа в парах (карточки)

9. Итог урока (1 мин)

Экспресс – диагностика «Успех» в форме теста (Слайд 23-24)

1. Файл – это:

а) Единица измерения информации

с) Программа в оперативной памяти

в) Текст, распечатанный на принтере

у) Программа или данные на диске, имеющие имя

2. Выбери правильное имя файла:

п) 9 класс А б) 9 класс «А».doc

с) 9 класс.doc г) 9 класс А.docum

3. Расширение в имени файла указывает на:

а) размер файла п) тип файла

у) атрибут файла с) параметр файла

4. Файловая система – это:

а) совокупность всех файлов на диске

б) совокупность всех каталогов на диске

е) совокупность всего программного обеспечения на диске

5. Какие из расширений в списке используются для файлов, содержащих графические изображения:

a) doc; г) txt;

в) zip; х) bmp.

1

2

3

4

5

У

С

П

Е

Х

Рефлексия (1 мин) «Чемодан, мясорубка, корзина» Слайд 26

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу.

Обучающим предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.

Организация домашней работы учащихся (1 мин)

изучить § 2.4, отвечать на вопросы с.88 .

2) Составить и записать свою родословную в виде иерархии папок.

 12. Выставление оценок и заключительное слово учителя (1 мин) Слайд 27

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации