Урок информатики в 7 классе на тему «Файлы и файловая структура»
Открытый урок информатики в коуч-формате на тему «Файлы и файловая структура»
Тема: Файлы и файловые структуры
Класс: 7
Технологии: коуч (колесо развития, сильные вопросы, лист ожидания), информационно-коммуникационная
Оборудование:
-для учителя: компьютер c проектором, презентация.
-для учащихся: учебники, рабочие тетради, маршрутный лист, стикеры.
Цели урока:
Определить уровень знаний у учащихся по теме «Файлы и файловые структуры».
Формировать интерес у учащихся к данному модулю.
Сформировать уверенность у обучающихся в собственных силах, а также ответственность за учебную деятельность
Развивающие задачи:
способствовать формированию навыков:
- устанавливать причинно-следственные связи.
способствовать формированию умений:
- осуществлять планирование своих действий, выбирать наиболее рациональное их сочетание и чередование с учетом вида работы;
- формировать и развивать умения анализировать;
- применять ранее полученные знания в новых ситуациях.
Образовательные задачи:
- определить наиболее проблемные области для каждого учащегося для дальнейшей коррекционной работы.
Воспитательные задачи:
- формировать у учащихся опыт равноправного сотрудничества в процессе обучения;
- стимулировать познавательный интерес,
-способствовать организации собственной деятельности.
Планируемые образовательные результаты:
предметные – представления об объектах файловой системы и навыки работы с ними;
метапредметные – умения и навыки организации файловой структуры в информационном пространстве;
личностные – понимание необходимости упорядоченного хранения собственных программ и данных.
Технологическая карта урока
Этапы |
Вопросы (В ТОМ ЧИСЛЕ СИЛЬНЫЕ) |
Деятельность ученика |
Деятельность учителя |
|||||||||||||||||||
Организационный момент |
Здравствуйте, ребята! В начале урока предлагается ученикам подарить улыбку друг другу: сперва дарим мы улыбку соседу по парте, затем своим одноклассникам с соседнего ряда, потом тем, кто сидит на следующей парте. После этого в тетради на полях, рядом с датой проведения урока изображается смайлик, который отражает сегодняшнее настроение ученика. |
Улыбаются соседу по парте, одноклассникам, учителю. Рисуют смайлик на полях. |
Вместе с учениками улыбается, рисует на доске смайлик. |
|||||||||||||||||||
Вдохновение 6 мин |
Ролик: «Что такое библиотека» |
О чем вы думали, когда смотрели ролик? Для чего нужно узнавать что-то новое?
А каким образом расставлены книги в шкафах? Может ли в компьютере содержаться библиотека с такими «книгами»? А для чего? Как можно сформулировать тему урока? |
Отвечают на вопросы: Библиотека – место где хранятся книги, которые помогают человеку постичь мир, познакомиться с интересными людьми, поучаствовать в мастер-классах, узнать что-то новое. Для того, чтобы изучить этот мир, постичь неизведанное. На полках, по алфавиту, по жанрам. Да чтобы не запутаться в названиях и содержании «Файлы и файловая система» |
Организует просмотр ролика и беседу Неизведанное можно постичь из книг, которые стоят на определенных полках. |
||||||||||||||||||
Формирование ожиданий обучающихся 3 мин |
На стикерах, которые лежат у вас на партах, напишите ваши ожидания от сегодняшнего урока |
Запишите на стикерах и в маршрутных листах: Какого результата вы ждете от урока? Приклейте стикеры на ЛИСТ ОЖИДАНИЯ на доске. |
Записывают свои ожидания, приклеивают на доску |
ОЗВУЧИВАЕТ НЕКОТОРЫЕ ОЖИДАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ |
||||||||||||||||||
Целеполага-ние 7 мин |
На ИД колесо развития: 1 – что-то слышал 10: Жесткий диск – знаю определение, видел и пользовался им Каталог (папка) – знаю понятие, пользовался на компьютере Файловая система – знаю определение, имею представление о видах систем. Расширение файла – разбираюсь в различных видах файлов, умею систематизировать файлы. Имя файла – знаю определение, не раз переименовывал правильно. |
Перед вами колесо развития по теме нашего урока. На этом колесе по шкале от 1 до 10 определите, что на данный момент вы знаете о каждом элементе: каталог, файл, файловая система, жесткий диск, расширение файла Может быть, вы уже что-то слышали, знаете? Как вы можете продвинуться по шкале? Что можете сделать, чтобы узнать по данной теме больше? А ещё? Можем ли мы сформулировать цели урока? |
Работают с колесом развития в своих маршрутных листах. Отвечают на вопросы: Да Узнать новое Поработать с учебником, дополнительными материалами - Узнать что такое файловая система. -Узнать правила переименовывания файлов. –Узнать основные понятия: каталог, файл, файловая система, жесткий диск, расширение файла. |
ОРГАНИЗУЕТ БЕСЕДУ Записывает на листе на доске цели урока, сформулированные учащимися
|
||||||||||||||||||
Основная часть (проработка содержания темы) 9 мин |
Задание Просмотр мультимедиаресурса http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1780aaa6-0bd1-465b-a2e4-dda69e458780/? Просмотр презентации «Файл и файловая система» к учебнику Босовой Л.Л. |
Что такое язык файл и файловая система Как можно именовать жесткие диски? А почему начинаем не с букв A и B? Какой можно привести пример имени файла? Кем даётся имя файла? |
С, D, E, F
А: и В: - логические имена для дисководов гибких дисков (дискет) Гитара семиструнная Море2013 Поездка в цирк пользователем |
КОНСУЛЬТИРУЕТ - К каждому компьютеру может быть подключено несколько устройств внешней памяти. Основным устройством внешней памяти компьютера является жёсткий диск. Если жёсткий диск имеет достаточно большую ёмкость, то его делят на несколько логических разделов.
Все программы и данные хранятся во внешней памяти компьютера в виде файлов. Файл – это поименованная область внешней памяти (Файл - это определенное количество информации (программа или данные), имеющее имя и хранящееся в долговременной (внешней) памяти.) - У каждого файла есть своё имя. Имя файла может иметь до 255 символов, состоит из двух частей, разделенных точкой: Расширение – определяет тип файла, задается программой автоматически при создании файла, состоит из трех символов. Запрещено использование символов \ / : * ? “ < > | Существуют международные соглашения, определяющие, какое обозначение типа принять в том или ином случае. Этот позволят легко ориентироваться среди разнообразных файлов. Давайте сейчас заполним таблицу, исходя из вашего жизненного опыта, а потом проверим. |
||||||||||||||||||
5 мин |
Задание 1. Распределите расширения файлов по типу |
РАБОТА В ПАРАХ Распределяют имена файлов по типу |
КОНСУЛЬТИРУЕТ
|
|||||||||||||||||||
Физкультминутка |
Услышав имя текстового файла – наклоните голову влево, графического – вправо: стихотворение.doc, справочник.txt, зима. gif, текст песен.doс, Волга. bmp, Комбат. mp3,НовыйГод. Jpeg, фотография.doc . |
|
Упражнение с шейным отделом позвоночника |
|||||||||||||||||||
5 мин |
КОНСУЛЬТИРУЕТ Файловая система - это совокупность файлов на диске и взаимосвязей между ними.) Файловые структуры бывают простыми и многоуровневыми (иерархическими). Для дисков с небольшим количеством файлов, может использоваться одноуровневая файловая система. Многоуровневая (иерархическая) система представляет собой систему вложенных папок. Папка самого верхнего уровня называется корневым каталогом. Путь к файлу вместе с именем файла называют полным именем файла:
C:\Рефераты\Информатика\Компьютерные вирусы.doc Путь к файлу имя файла Не может быть двух файлов, имеющих одинаковые полные имена. – Записать полные имена всех файлов. (на четыре варианта)
Пользователь может создать свою систему хранения информации, но логичнее будет собирать все файлы, объединённые одной темой в одну папку. Такая структура позволит быстро находить нужный файл.
Пример – на компьютере учителя.
|
|||||||||||||||||||||
Задание 1. Задание 2. В папке My music находятся файлы Определите файл, в котором может быть записана инструкция к игре
Определите файл, в котором может быть записано музыкальное сопровождение к игре
|
Работа парах Ответ: 1,2,4,5,6. (2 - текстовая информация) (1 - программа) (3 - графическая информация) (4-видеоинформация) (5 - звуковая информация) |
КОНСУЛЬТИРУЕТ |
||||||||||||||||||||
Задание Упражнение 110 в рабочей тетради (УМК Босова Л.Л.) |
||||||||||||||||||||||
Закрепление изученного (рефлексия содержания) 5 мин |
Задание: Составить ОБЛАКО СЛОВ по теме. |
Сейчас я вам предлагаю по новой теме составить ОБЛАКО СЛОВ. Для этого я приглашаю вас сесть за компьютеры. Откройте программу для создания онлайн ОБЛАКО СЛОВ. Свои работы скопируйте в презентацию, расположенную на моем компьютере (используя локальную сеть), и мы посмотрим, что у вас получилось. |
ГРУППОВАЯ РАБОТА ЗА КОМПЬЮТЕРАМИ ВИЗУАЛЬНАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ |
КОНСУЛЬТИРУЕТ ИНФОРМИРУЕТ |
||||||||||||||||||
Подведение итогов с определением домашнего задания Рефлексия Ценность 5 мин |
Вернемся к нашему колесу развития Отметьте на шкале для каждого элемента, где вы сейчас находитесь.
Домашнее задание: §2,4, упр. 111 в рт |
Кто из вас продвинулся к наилучшему результату? Какие шаги потребовались для этого? Как вы можете пойти дальше? Оправдались ли ваши ожидания от урока? |
Работают с колесом развития. |
ИНФОРМИРУЕТ В конце урока мы положили правую руку на плече соседа, легонько, похлопали по плечу и все вместе сказали друг другу: «Спасибо, ты сегодня очень хорошо поработал!!!!» |
Список используемой литературы:
ФГОС Босова Л. Л. Босова А.Ю., Информатика, учебник для 7 класса, М.: 2013, - 224 с
2. Информатика. Рабочая тетрадь для 7 класса (ФГОС) . Босова Л.Л.