12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Палецкая Алла Юрьевна258
Россия, Карелия респ., Сортавала
Материал размещён в группе «Информатика - это интересно!»

Тема урока, класс «Файловая система. Файлы и папки» 7 класс

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Цели урока. Задание на целеполагание:

Выявление личного опыта учеников: (3 минуты)«Ты вернулся из путешествия и хочешь разместить в социальной сети фотографии. Где находятся эти фотографии, как разместить их на компьютере, чтобы быстро найти и не перепутать с другими документами.» «Ты создал презентацию. Где ты ее сохранишь на компьютере, как принесешь презентацию в школу для демонстрации на уроке»

Возможные ответы учеников: находятся на карте памяти фотоаппарата, перенести эти файлы на компьютер. Создать для них отдельную папку, назвать «Отдых в Италии». Презентация – это файл, сохранить на компьютере, скопировать на флешку и принести в школу.

Попросить учеников сформулировать вопросы к уроку:

Варианты ответов: Что же такое файл? Какие бывают файлы? Как их можно называть? Для чего нужны папки, как правильно хранить информацию на компьютере?

Попросить учеников сформулировать цели урока: Узнать, что такое файл. Какие бывают файлы. Где их хранить. Как правильно организовать файлы в операционной системе. Зафиксировать личные цели в тетради.

Оборудование и материалы к уроку. Компьютеры 14 шт, установленная на них операционная система Windows, программа Microsoft Word.

Фундаментальные образовательные объекты, в направлении которых планируется деятельность учеников: Файл, папка(каталог), файловая система,система, прежде всего, дерево(модель изображения), путь, маршрут, уровень, совокупность.

Главная проблема урока (записывается одна или две-три проблемы). Что такое файл и как с ним работать.

Этапы и виды деятельности учеников с примерной разбивкой времени по минутам (к каким УУД они относятся).

Задание 1. (5 минут) Рассмотрите понятие файл с точки зрения: фотографа, писателя, дизайнера, программиста». Запишите или нарисуйте эти понятия. Примеры возможных ответов: фотография, программа графического редактора, стихотворение, программа Microsoft Word, значок файла (кто-то нарисовал значки, рисунок), набор нулей и единиц, файл с программой, Рабочий стол, где файлы в виде цветных квадратов и прямоугольников разного размера, размер фигуры зависит от размера файла. (Познавательные УУД)

Задание 2. (2 минуты) Попробуй дать свое определение файлу. Примеры ответов: в виде файлов на компьютере хранятся документы, фотографии, музыка, программы. Это значок на Рабочем столе. Это набор нулей и единиц (так хранятся данные на компьютере), у этого набора обязательно должно быть имя, чтобы мы могли его легко найти. Это данные на компьютере, которые имеют имя. (Познавательные УУД)

Показать определение файла из учебника. Попросить учеников сравнить свое определение с определением из учебника. (Познавательные УУД)

Задание 3. (10минут) Образовательная напряженность. Подвести учеников к тому, чтобы они сами предложили открытое задание, например, «Придумать компьютер, в котором нет файловой организации информации». Как в нем найти нужный документ или игру? Как отправить этот документ, например, реферат учителю? (Формирование познавательных УУД) Возможные ответы: Рабочий стол выглядел бы как окно браузера Google. В окне поиска вводишь название документа или фотографии и компьютер ищет этот документ у себя в памяти, показывает ссылки. Если нужно отправить реферат учителю – отправляешь ему ссылку на документ и пароль для доступа. Документ можно посмотреть в браузере. (Познавательные УУД)

Учитель: Привычная нам файловая система очень удобна. Возможно, когда-нибудь появится операционная система именно с такой организацией информации, нефайловой, но пока мы работаем с файлами.

Учитель: Например, вы нарисовали рисунок, и хотите сохранить в свою папку. Дайте название файлу. А можно ли назвать рисунок так: «Рисунок, который я нарисовал в четверг вечером в хорошем расположении духа». Можно, длина собственного имени файла в операционной системе Windows может быть до 255 символов. Можно использовать буквы русского и латинского алфавита, цифры, пробелы, некоторые знаки. А какие знаки нельзя использовать? Давайте попробуем найти ответ на этот вопрос. Вы создадите текстовый файл (пр. кнопкой мыши – создать - текстовый документ) и введете первое название. Используя знаки из предупреждения операционной системы, найдите ошибки в таблице.

Задание 4. (7 минут) По результатам выполнения задания найдите и исправьте ошибки в таблице.

Имя файла

Можно или нельзя так назвать файл, какие знаки нельзя использовать:

Иванов 7 «а»

нельзя

Что делать?

можно

Отель 5*

нельзя

Фото, 02.01.2016

нельзя

Ростки >5 см Ростки <5 см

нельзя

Фото/Карелия

можно

Учитель на экране показывает таблицу с верными вариантами решений, ребята проверяют свою работу. (Задание формирует регулятивные УУД)

Правильный ответ:

Имя файла

Можно или нельзя так назвать файл, какие знаки нельзя использовать:

Иванов 7 «а»

Нельзя «»

Что делать?

Нельзя ?

Отель 5*

Нельзя *

Фото, 02.01.2016

можно

Ростки >5 см Ростки <5 см

Нельзя < >

Фото/Карелия

Нельзя /

Вы обратили внимание, что за собственным именем файла через точку находится вторая часть имени: расширение. Раньше оно называлось «дополнительное имя». Как вы думайте, для чего нужно расширение? Возможные варианты ответа: «Для того, чтобы понять в какой программе открыть и обрабатывать файл». «Чтобы мы знали с каким файлом работаем.»

Задание 5. (5 минут). Определение типов файлов. Классификация файлов. (Познавательные УУД, Коммуникативные УУД)

У вас в папке находятся файлы разных типов. Попробуйте по значку файла определить его тип и записать его расширение

  1. Текстовые файлы:
  2. Графические файлы:
  3. Музыкальные файлы:
  4. Исполняемые файлы: У учащихся возникнет вопрос, какие файлы называются исполняемыми (которые запускают игры, программы)

Проверьте правильность выполнения задания, поменявшись тетрадями с соседом справа.

Учитель: Разобравшись с тем, что такое файлы, мы наткнулись на ряд других вопросов: Как физически разместить наши файлы на носителе (жесткий диск, флешка), у нас могут быть файлы с одинаковыми именами, как их различить? Кроме того, очень неудобно хранить все файлы в одном месте, мы получили бы большую «свалку». Поэтому во всех современных операционных системах реализуется принцип организации файлов в файловую систему. Файловая система позволяет объединять файлы в каталоги(папки).

Как вы думайте, для чего в операционной системе нужны папки? Вариант ответа: Чтобы удобно было хранить файлы. Чтобы был порядок в документах, рисунках.

Показать на слайде графическое изображение иерархической файловой структуры - дерево.

Определить понятие «Путь к файлу»

Задание 6. « Файловые системы сказок» (10 минут)(Познавательные УУД, Когнитивные УУД)

А можем ли мы создать графическое изобьражение файловой системы для сказки? Выскажите свое мнение. Возможно ребята сами вспомнят сказку:

«Посреди океана остров, на нем дуб, на дубе на цепи ларец, в ларце – заяц, в зайце – утка, в утке – яйцо, а в яйце – игла, смерть Кащеева...»

Напишите путь к файлу «Игла.ехе»

Ответ к заданию: \остров\ларец\заяц\утка\яйцо

Вспомните сказки и нарисуйте деревья – графические изображения файловых систем для этих сказок. Напишите пути к некоторым файлам.

Примеры выполнения задания:

Сказка «Заячья избушка»


 


 


 

Задание 7(дополнительное). (10минут).Получение собственного образовательного продукта. Формирование познавательных УУД, регулятивных, коммуникативных,. Используем метод организации учения (метод нормотворчества).

Вы уже работали с текстовыми документами. Когда вы создаете текстовые документы, вам нужно их сохранить и бывает, что найти потом нужный документ вы не можете. Создайте памятку: «Сохранение текстового документа».

  1. Задайте вопросы мне и другим ученикам по теме, сформулируйте цель задания.( Создаем памятку)
  2. Придумайте алгоритм.
  3. Опишите его в текстовом документе.
  4. Проверьте правильность работы алгоритма, сохранив свою памятку. Все ли вы учли?
  5. Доработайте алгоритм.
  6. Предложите своему товарищу протестировать вашу памятку.
  7. Сравните свою памятку с образцом, который вы найдете справке по Word, нажав F1 и введя в строке поиска: «Сохранение файла».
  8. Оцените свою работу. (отличается ли ваша памятка от образца, понятнее ли она вам и вашим одноклассникам, удобнее ли с ней работать)

 Задание ученикам по рефлексии их деятельности.

Ответить на вопросы: Вопросы учителя: Что каждый из нас делал сегодня на занятиях? Что было главным? Каковы основные результаты? Чего удалось достигнуть? Что каждый понял, чему научился?

Заполнить таблицу:

Понял +, остались вопросы ?, не понял -

1. Что такое файл

2. Какие имена могут быть у файлов

3. Для чего нужны расширения файлов

4. Для чего нужны папки

5. Как организованы файлы в операционной системе

 Формы контроля и оценки результатов урока.

Критерии оценки:

Задание 1. Многовариантность подходов, оригинальность представления

Задание 2. Многовариантность подходов, оригинальность представления

Задание 3. Оригинальность идеи, полнота описания. Глубина описания объекта

Задание 4. Количество найденных ошибок.

Задание 5. Количество правильно классифицированных файлов, соответствие условию задания

Задание 6. Многовариантность подходов, оригинальное представление образовательного продукта, оформление (возможно с помощью схем, объектов SmartArt)

Задание 7. Оригинальное представление образовательного продукта, правильность алгоритма, удобство работы с памяткой.

Задания на дом (3 минуты) Создать у себя на компьютере личное информационное пространство. Классифицировать файлы и распределить их по папкам. До классификации построить модель файловой системы, провести классификацию и вновь построить файловое дерево, сравнить и сделать выводы.

/data/files/x1473583259.docx (Форма анализа урока)

Рекомендуемые ученикам материалы (учебники, пособия, CD-Rom, адреса в сети Интернет и т.п.).

1. Информатика 7 класс А.В. Горячев

2. Информатика. Задачник-практикум том 2, Л. Залогова, М. Плаксин и др

Список литературы и других источников, использованных учителем для подготовки к уроку.

1. Информатика 7 класс А.В. Горячев

2. Информатика. Задачник-практикум том 2, Л. Залогова, М. Плаксин и др

Опубликовано в группе «Информатика - это интересно!»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.