Методическая разработка урока информатики на тему: «Файлы. Файловая система» (Информатика и ИКТ, 8 класс)

22
0
Материал опубликован 11 October 2017 в группе

Методическая разработка урока информатики

ФИО педагога: Кряжевских Ольга Владиславовна

Класс: 8

Предмет: Информатика

Тема: «Файлы. Файловая система»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели урока:

Предметные: познакомить с понятием "файл", каталог; способствовать формированию у обучающихся умений и навыков по решению уравнений, развивать умение составлять уравнения по условию задачи.

Метапредметные: 

Личностные: развитие стремления к соблюдению моральных норм, умение настроить себя на рабочий лад; нравственно-этическая ориентация.

Познавательные: формирование основных мыслительных операций в ходе устных вычислений; построение логической цепочки рассуждений.

Регулятивные: планирование своей деятельности, целеполагание; развитие познавательных интересов обучающихся, умение обрабатывать информацию; развитие умения выполнять действие по заданному образцу, правилу; оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения учебной мотивации, формирование умения определять успешность своей работы в диалоге с учителем.

Коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог, строить речевое высказывание; формирование речевых умений высказывать суждения, строить фразы с использованием математических терминов и понятий, отвечать на поставленные вопросы, умения учитывать позицию собеседника.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь составлять уравнения по условию задачи, понимать алгоритм решения задач с помощью уравнений.

Метапредметные:

Личностные: проводить самооценку результата.

Метапредметные: смысловое чтение при решении учебных задач, оценивать правильность выполнения действий.

 

Презентация: 


«Файлы. Файловая система»
PPT / 2.49 Мб

 

План-конспект урока информатики

 

1. Организационный момент

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Здравствуйте ребята.

Давайте проверим вашу готовность к уроку: на ваших столах должны быть: тетрадь, учебник, дневник, письменные принадлежности.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, садятся на места.

2. Актуализация знаний учащихся

Сегодня мы с вами познакомимся с очень нужной и важной темой. Для того чтобы узнать тему урока, нам необходимо выполнить небольшое задание, а именно:

Отгадать ребусы:

1.

2.

3.

Ребята, Вы правильно отгадали все слова, а именно: файл, папка, система.

Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Давайте попытаемся сформулировать цели урока?

Внимательно слушают задание, приступают к его выполнению.

Высказывают свои мнения.

Высказывают свои мнения

Обучающиеся пытаются сформулировать цели урока:

- познакомится с понятиями файл, файловая система,

-...

3. Изучение нового материала

- Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число ________ и тему урока «Файл. Файловая система».

Все программы и данные хранятся в долговременной памяти компьютера в виде файлов.

Ребята, как вы думаете, что такое файл?

Файл – это программа или данные, имеющие имя и хранящиеся в долговременной памяти.

Имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой: собственно имени файла и расширения, определяющего тип файла (программа, данные и т. д).

Пример:

имя файла

Письмо1.doc

собственное имя расширение

Правили записи имен файлов:

Собственное имя файла может содержать от 1 до 255 символов, включая пробелы. Расширение файла может содержать от 1 до 3(как правило) и более символов.

Расширение отделяется от собственного имени точкой.

Собственное имя может записываться русскими или английскими буквами, цифрами; расширение – только маленькими английскими буквами или цифрами.

Имена файлов не могут содержать следующие символы:

\ / : * ? “ < > |

Расширение указывает на содержимое файла (тип информации) или на то, какой программой он был создан.

Ребята, скажите известные вам расширения имён файлов.

- Молодцы!

На данном слайде представлена таблица некоторых форматов (расширений), обратите внимание:

Любой файл характеризуется набором:

* параметров (имя, расширение, размер, дата создания, дата последней модификации (изменения));

* атрибутов (архивный, системный, скрытый, только для чтения и т.п.).

На каждом носителе информации (гибком, жестком или лазерном диске) может храниться большое количество файлов. Порядок хранения файлов на диске определяется установленной файловой системой.

Ребята, как вы думаете, что такое файловая система?

Средствами ОС создается файловая система – определенная структура файлов на внешних носителях.

Файловая система – совокупность файлов на диске и взаимосвязей между ними.

Для дисков с небольшим количеством файлов (до нескольких десятков) удобно применять одноуровневую файловую систему, когда каталог (оглавление диска) представляет собой линейную последовательность имен файлов. Для отыскания файла на диске достаточно указать лишь имя файла.

Если на диске хранятся сотни и тысячи файлов, то для удобства поиска файлы организуются в многоуровневую иерархическую файловую систему, которая имеет «древовидную» структуру (имеет вид перевернутого дерева).

Для того чтобы найти файл в иерархической файловой структуре необходимо указать путь к файлу. В путь к файлу входят записываемые через разделитель "\" логическое имя диска и последовательность имен вложенных друг в друга каталогов, в последнем из которых находится данный нужный файл.

Полное имя файла состоит из пути доступа к файлу и его имени.

В операционной системе Windows вместо каталогов используется понятие «папка».

Что такое папка?

Папка – это объект Windows, предназначенное для объединения файлов и других папок в группы.

Понятие папки шире, чем понятие «каталог». В Windows на вершине иерархии папок находится папка Рабочий стол. (Следующий уровень представлен папками Мой компьютер, Корзина и Сетевое окружение (если компьютер подключен к локальной сети).

С файлами и папками можно выполнять следующие стандартные операции:

Ребята, как вы думает какие операции можно выполнять?

Копирование (копия файла помещается в другую папку);

Перемещение (сам файл перемещается в другую папку);

Удаление (запись о файле удаляется из папки);

Переименование (изменяется имя файла).

Записывают число и тему урока.

Высказывают свое мнение.

4. Физминутка

Ребята, ваша задача с помощью движений повторить следующие слова:

- Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считая до 5).

- Раз – согнулись, разогнулись.

Два – тихонько потянулись,

Три – руки выше подними.

На четыре всем присесть,

А на пять на место сесть.


 

Обучающиеся внимательно слушают учителя и с помощью движений повторяют сказанные слова.

5. Первичное закрепление знаний

Выполнение заданий со слайдов:

1. Запишите полные имена всех файлов (слайд 18, проверка – 19),

2. Построить дерево каталогов (слайд 20, проверка – 1 слайд)

Обучающиеся работают в тетради

6. Рефлексия учебной деятельности

Повторение изученного посредством устного опроса.

 

7. Домашнее задание

Учитель дает домашнее задание.

(прикрепленный файл)

Обучающие записывают домашнее задание в дневник.


 

Приложение 1

Домашнее задание:

Задание 1

На дискете имеется 2 папки: «Животные» и «Цветы». В папке «Животные» находятся 3 папки: кошки, собаки, рептилии. В папке «Цветы» находятся 2 папки: розы, лилии. Нарисуй компьютерное дерево каталогов.

Задание 2

Указаны полные имена файлов, хранящихся на дискете. Изобразите файловую структуру в виде дерева.

A:\SPORT\SKI\russia.txt

A:\SPORT\SKI\canada.txt

A:\SPORT\SKATE\russia.txt

A:\COMP\IBM\INFO\pentium.txt

A:\ COMP\INFO\ibm.txt

A:\SCHOOL\CLASS\9A\girl.txt

A:\ SCHOOL\CLASS\9B\girl.txt

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.