Технологическая карта урока информатики в 7 классе «Файлы и файловые структуры»
Предмет |
Информатика и ИКТ |
Класс |
7 класс |
Тема |
"Файлы и файловые структуры" |
Автор урока |
Пажильцева Ольга Петровна, учитель информатики |
Образовательное учреждение |
МАОУ Гимназия №2 |
Федеральный округ России |
Россия |
Республика/край |
Красноярский край |
Город/поселение |
г. Красноярск |
Тип урока |
«открытие» нового знания |
Время реализации урока |
45 мин |
Краткая информация |
Информатика изучается со 2 класса. В 6 классе изучалось понятие файл, имя файла, типы, действия. Учебник Информатика и ИКТ. 7 класс |
Цели урока
Деятельностная цель: создание условий для формирования понятий «полное имя файла», «иерархическая файловая структура», «логический диск», «путь к файлу».
Содержательная цель: формирование понятия «файловая структура» через умение объяснять понятия «файл», «имя файла», «логический диск», «иерархическая файловая структура», «каталог», «дерево», «путь к файлу», «полное имя файла».
Задачи:
Обучающие:
- актуализировать знания о понятии «файл», «имя файла», «тип файла», «действия над файлами»;
- познакомить учащихся с понятиями: «логический диск», «иерархическая файловая структура», «каталог», «дерево», «путь к файлу», «полное имя файла»;
- проверить первичное понимание понятий.
Развивающие:
- развивать коммуникативные умения учащихся, через работу в парах;
- развивать умение анализировать свою деятельность, через представление своей работы.
Воспитывающие:
- развивать информационную культуру посредством инструментальной среды http://wikiwall.ru/;
- воспитывать отношение к компьютеру, как инструменту информационной деятельности человека.
Планируемые результаты
Предметные:
- понимать понятия «логический диск», «иерархическая файловая структура», «каталог», «дерево», «путь к файлу», «полное имя файла»;
- уметь объяснять понятия.
Личностные:
воспитание положительной мотивации к учению, формирование интереса к изучению информатики.
Метапредметные:
умение сравнивать, анализировать полученную информацию, находить необходимую информацию в источниках, формирование навыка монологической и диалогической речи.
УУД
Личностные УУД:
развитие познавательных интересов и учебных мотивов;
умение находить ответ на вопрос; формирование границ собственного знания и незнания;
формирование адекватной позитивной самооценки личности, самоуважения и самопринятия;
оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностно- моральный выбор.
Регулятивные УУД:
принятие и сохранение учебной задачи;
внесение необходимых корректив;
оценка правильности выполнения действия, внесение необходимых корректив;
контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
осуществление итогового и пошагового контроля по результатам; адекватное восприятие оценки учителя.
Коммуникативные УУД:
понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
формулирование собственного мнения; использование речи для регуляции своего действия;
владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка;
формулирование собственного мнения.
Познавательные УУД:
построение речевого высказывания;
поиск разнообразных способов решения задач;
анализ объектов с целью выделения признаков,
использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;
осуществление поиска необходимой информации;
выделение информации из текстов;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Структура урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
1. Этап мотивации к учебной деятельности. Цель: Создание ситуации включения в учебную деятельность |
Создает ситуацию включения в учебную деятельность. Проводит игру- активатор "4 картинки"i. Обучающимся необходимо отгадать слово (ключевое понятие урока) по картинкам. Всего 4 картинки, выигрывает тот, кто угадает слово за меньшее число картинок. Загаданное слово «файл». Это и есть первая часть нашей темы. |
Учащиеся отгадывают слово сначала по первой картинке, если не удалось, то показывается вторая и т.д. до четвертой картинке. Угадывают слово «файл». |
Познавательные: построение речевого высказывания; осуществление синтеза как составления целого из частей. Коммуникативные: понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной. Личностные: развитие познавательных интересов. |
2. Актуализация знаний Цель: - повторить основные сведения, необходимые для восприятия нового материала; - зафиксировать затруднение, демонстрирующее недостаточность имеющихся знаний. |
Это понятие нам знакомо? Вспомним, что мы о нем знаем, поиграв в игру. АМО "Замок и ключик"ii (Приложение 1) Класс делится на 2 команды: «Замки» и «Ключи». Замки получают вопросы. Ключи получают ответы на эти вопросы. Каждый замок должен найти свой ключ. Когда пары образовались, озвучивается вопрос и ответ. Остальные определяют правильность. |
Да. Разделились на команды. Каждый взял свою карточку и нашёл свою пару. Озвучивают вопрос и ответ. |
Познавательные: осуществление поиска необходимой информации; самостоятельное создание способов решения поставленной задачи. Коммуникативные: умение работать в парах; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: внесение необходимых корректив. Личностные: формирование границ собственного знания и незнания. |
3. Открытие нового знания |
АМО «Потерянное звено» Следующие задание дается с недостаточной информацией для его выполнения, что побуждает учащихся задать вопросы и определить цель дальнейшей познавательной деятельности. Задание: Откройте файл «Пропуски» и с помощью учебника заполните недостающую информацию. Что нужно знать, чтобы найти файл на компьютере? Это и есть вторая часть нашей темы – «Файловая структура». Нужный файл лежит на диске Z:, в папке 7 класс, папка выпуск 11. АМО «Выпуск новостей» Итак, для выполнения работы класс делится на три группы, выполняем задание, сравнивает его с эталоном и делает информационный выпуск новостей. |
Учащиеся начнут задавать вопросы: «А где взять файл?», «В какой папке он лежит?» и т.д. - Диск и папку, в которой он лежит. Группа №1: Логические диски Группа №2: Файловая структура диска Группа №3: Путь к файлу Читают, заполняют свою часть задания, самостоятельно проверяют свою работу по эталону и оформляют свою колонку новостей. |
Познавательные: использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; выделение информации из текс/data/files/r1486445269.docx (Задание Пропуски_Эталон)/data/files/m1486445306.docx (Задание пропуски)тов; самостоятельное создание способов решения поставленной задачи. Коммуникативные: умение работать в группах; умение с кратко и точно выражать свои мысли. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него. Личностные: умение оценивать свои действия, находить ответ на вопрос. |
4. Эмоциональная разрядка Цель: разрядить обстановку, снять физическое и умственное напряжение. Активизировать внимание для следующего этапа. |
Игра «Руки-ноги» условие игры объяснять очень кратко: «Один хлопок — команда рукам: их надо поднять или опустить; два хлопка — команда ногам: нужно встать или сесть», после чего преподаватель тут же подает сигналы. Моментальное включение учеников в упражнение заставляет их на ходу уяснять задание, используя сообразительность и находчивость. После нескольких команд все уже хорошо ориентируются в задании и с удовольствием его выполняют, едва успевая за быстрой сменой команд. |
Слушают инструктаж и выполняют команды. |
Личностные: формирование культуры предметно- преобразующей деятельности человека. |
5. Первичное проверка понимания |
Презентация полученных новостей. По результату работы оформляется газета знаний: http://wikiwall.ru/wall/02cfeef74bfd61ae42639f103bd778f6
|
Каждая группа кратко рассказывает свою новость. Так как все новости свежи, то вносятся коррективы, задаются вопросы. |
Познавательные: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действий партнера; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; Личностные: умение оценивать свои действия, находить ответ на вопрос. |
6. Домашнее задание, инструктаж Цель: - закрепление и применение полученных знаний, - развитие творческих способностей. - расширение и углубление изучаемого материала. |
Учащимся предлагается задание на выбор. -Дома сочинить историю из 5 предложений с понятиями: файл, тип файла, полное имя файла, путь к файлу, каталог, дерево и иерархическая структура. А в помощь вам параграф учебника и наша газета. - Зачем жесткий диск делить на разделы? Результаты своей домашней работы можно опубликовать в нашем выпуске газеты. |
Учащиеся слушают, уточняют детали, фиксируют полученную информацию. |
Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: построение монологического высказывания. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи. Личностные: развитие познавательных интересов и учебных мотивов |
7. Подведение итогов Цель: определение результатов работы, фиксирование успехов и затруднений у учащихся. |
АМО «Ресто/data/files/z1486445382.pps (4 картинки)/data/files/e1486445446.pps (АМО Ресторан)ран» На доске написан список фраз, с которых ученики начинают подведение итога урока. Я съел бы еще этого… Больше всего мне понравилось… Я почти переварил… Я переел… Пожалуйста, добавьте… Дома я попробую повторить… |
Учащиеся анализируя свою работу на уроке. Высказываются о результатах начиная с любой предложенной фразы. Слушают своих одноклассников. |
Познавательные: построение логической цепи рассуждения. Коммуникативные: формулирование собственного мнения; понимание возможности различных позиций других людей. Регулятивные: осуществление итогового и пошагового контроля по результатам; адекватное восприятие оценки учителя Личностные: формирование адекватной позитивной самооценки личности, самоуважения и самопринятия. |
Приложение 1
Замки |
Ключи |
Файл – это … |
…информация, названная имением и хранимая на диске. |
Как хранятся программы и данные на компьютере? |
Программы и данные на ПК хранятся в виде файлов. |
Из чего стоит имя файла? |
Из имени собственного и расширения, между которыми ставится точка. |
Каких знаков не должно содержать имя файла? |
\ / : * ? “ < > | |
Какие типы файлов ты знаешь? |
Текстовый, графический, звуковой, видеофайл, исполняемый, Web-страницы. |
Какие действия над файлами можно совершать? |
Создать, сохранить, закрыть, открыть, переименовать, переместить, копировать, удалить. |
Какие расширения файлов ты знаешь? |
.txt, .rtf, .gif, .jpg, mp3, .avi |
Используемые источники
Файл1 - http://kolhidazb.bg/wp-content/themes/illusion/images/demo/8.png
Файл2 - http://www.altlinux.org/images/thumb/2/28/Information.svg/256px-Information.svg.png
Файл3 - http://степлермаг.рф/files/project_154/good/0000003585.jpg
Файл 4 - http://static3.depositphotos.com/1005593/197/v/950/depositphotos_1979974-File-Icon-Set.jpg
Файл 5 http://www.sylvainpaillard.com/wordpress/wp-content/uploads/2010/03/auto-tagging.jpg
i Игра - активатор «4 картинки». Как только ученики отгадали слово нужно нажать на вопросительный знак, чтобы появилось слово «файл».
ii АМО «Замок и ключик». Если в группе учащиеся больше, то вопросы и ответы добавляются. Если число учащихся не четное, то включается учитель.