12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга43
Работаю учителем информатики 17 лет. очень люблю свою работу. Активно участвую с ребятами в различных конкурсах и проектах.
Россия, Красноярский край, Красноярск

Предмет

Информатика и ИКТ

Класс

7 класс

Тема

"Файлы и файловые структуры"

Автор урока

Пажильцева Ольга Петровна, учитель информатики

Образовательное учреждение

МАОУ Гимназия №2

Федеральный округ России

Россия

Республика/край

Красноярский край

Город/поселение

г. Красноярск

Тип урока

«открытие» нового знания

Время реализации урока

45 мин

Краткая информация

Информатика изучается со 2 класса. В 6 классе изучалось понятие файл, имя файла, типы, действия. Учебник Информатика и ИКТ. 7 класс
Семакин И.Г. и др.

Цели урока

Деятельностная цель: создание условий для формирования понятий «полное имя файла», «иерархическая файловая структура», «логический диск», «путь к файлу».

Содержательная цель: формирование понятия «файловая структура» через умение объяснять понятия «файл», «имя файла», «логический диск», «иерархическая файловая структура», «каталог», «дерево», «путь к файлу», «полное имя файла».

Задачи:

Обучающие:

- актуализировать знания о понятии «файл», «имя файла», «тип файла», «действия над файлами»;

- познакомить учащихся с понятиями: «логический диск», «иерархическая файловая структура», «каталог», «дерево», «путь к файлу», «полное имя файла»;

- проверить первичное понимание понятий.

Развивающие:

- развивать коммуникативные умения учащихся, через работу в парах;

- развивать умение анализировать свою деятельность, через представление своей работы.

Воспитывающие:

- развивать информационную культуру посредством инструментальной среды http://wikiwall.ru /;

- воспитывать отношение к компьютеру, как инструменту информационной деятельности человека.

Планируемые результаты

Предметные:

- понимать понятия «логический диск», «иерархическая файловая структура», «каталог», «дерево», «путь к файлу», «полное имя файла»;

- уметь объяснять понятия.

Личностные:

воспитание положительной мотивации к учению, формирование интереса к изучению информатики.

Метапредметные:

умение сравнивать, анализировать полученную информацию, находить необходимую информацию в источниках, формирование навыка монологической и диалогической речи.

УУД

Личностные УУД: 

развитие познавательных интересов и учебных мотивов;

умение находить ответ на вопрос; формирование границ собственного знания и незнания;

формирование адекватной позитивной самооценки личности, самоуважения и самопринятия;

оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностно- моральный выбор.

Регулятивные УУД:

принятие и сохранение учебной задачи;

внесение необходимых корректив;

оценка правильности выполнения действия, внесение необходимых корректив;

контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

осуществление итогового и пошагового контроля по результатам; адекватное восприятие оценки учителя.

 Коммуникативные УУД:

понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

формулирование собственного мнения; использование речи для регуляции своего действия;

владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка;

формулирование собственного мнения.

Познавательные УУД:

построение речевого высказывания;

поиск разнообразных способов решения задач;

анализ объектов с целью выделения признаков,

использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;

осуществление поиска необходимой информации;

выделение информации из текстов;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Этап мотивации к учебной деятельности.

Цель: Создание ситуации включения в учебную деятельность

Создает ситуацию включения в учебную деятельность.

Проводит игру- активатор "4 картинки"i. Обучающимся необходимо отгадать слово (ключевое понятие урока) по картинкам. Всего 4 картинки, выигрывает тот, кто угадает слово за меньшее число картинок.

Загаданное слово «файл».

Это и есть первая часть нашей темы.

Учащиеся отгадывают слово сначала по первой картинке, если не удалось, то показывается вторая и т.д. до четвертой картинке.

Угадывают слово «файл».

Познавательные:

построение речевого высказывания; осуществление синтеза как составления целого из частей.

Коммуникативные:

понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной.

Личностные: развитие познавательных интересов.

2. Актуализация знаний

Цель:

- повторить основные сведения, необходимые для восприятия нового материала;

- зафиксировать затруднение, демонстрирующее недостаточность имеющихся знаний.

Это понятие нам знакомо?

Вспомним, что мы о нем знаем, поиграв в игру.

АМО "Замок и ключик"ii (Приложение 1)

Класс делится на 2 команды: «Замки» и «Ключи». Замки получают вопросы. Ключи получают ответы на эти вопросы. Каждый замок должен найти свой ключ. Когда пары образовались, озвучивается вопрос и ответ. Остальные определяют правильность.

Да.

Разделились на команды. Каждый взял свою карточку и нашёл свою пару. Озвучивают вопрос и ответ.

Познавательные:

осуществление поиска необходимой информации;

самостоятельное создание способов решения поставленной задачи.

Коммуникативные:

умение работать в парах;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: внесение необходимых корректив.

Личностные:

формирование границ собственного знания и незнания.

3. Открытие нового знания

АМО «Потерянное звено»

Следующие задание дается с недостаточной информацией для его выполнения, что побуждает учащихся задать вопросы и определить цель дальнейшей познавательной деятельности.

Задание: Откройте файл «Пропуски» и с помощью учебника заполните недостающую информацию.

Что нужно знать, чтобы найти файл на компьютере?

Это и есть вторая часть нашей темы – «Файловая структура».

Нужный файл лежит на диске Z:, в папке 7 класс, папка выпуск 11.

АМО «Выпуск новостей»

Итак, для выполнения работы класс делится на три группы, выполняем задание, сравнивает его с эталоном и делает информационный выпуск новостей.

Учащиеся начнут задавать вопросы: «А где взять файл?», «В какой папке он лежит?» и т.д.

- Диск и папку, в которой он лежит.

Группа №1: Логические диски

Группа №2: Файловая структура диска

Группа №3: Путь к файлу

Читают, заполняют свою часть задания, самостоятельно проверяют свою работу по эталону и оформляют свою колонку новостей.

Познавательные:

использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;

выделение информации из текс/data/files/r1486445269.docx (Задание Пропуски_Эталон)/data/files/m1486445306.docx (Задание пропуски)тов;

самостоятельное создание способов решения поставленной задачи.

Коммуникативные:

умение работать в группах;

умение с кратко и точно выражать свои мысли.

Регулятивные:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него.

Личностные: умение оценивать свои действия, находить ответ на вопрос.

4. Эмоциональная разрядка

Цель: разрядить обстановку, снять физическое и умственное напряжение. Активизировать внимание для следующего этапа.

Игра «Руки-ноги»

условие игры объяснять очень кратко: «Один хлопок — команда рукам: их надо поднять или опустить; два хлопка — команда ногам: нужно встать или сесть», после чего пре­подаватель тут же подает сигналы. Моментальное включение учени­ков в упражнение заставляет их на ходу уяснять задание, используя сообразительность и находчивость. После нескольких команд все уже хорошо ориентируются в задании и с удовольствием его выполняют, едва успевая за быстрой сменой команд.

Слушают инструктаж и выполняют команды.

Личностные: формирование культуры предметно- преобразующей деятельности человека.

5. Первичное проверка понимания

Презентация полученных новостей. По результату работы оформляется газета знаний:

http://wikiwall.ru/wall/02cfeef74bfd61ae42639f103bd778f6

 

Каждая группа кратко рассказывает свою новость. Так как все новости свежи, то вносятся коррективы, задаются вопросы.

Познавательные:

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Коммуникативные:

контроль, коррекция, оценка действий партнера;

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные:

внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

Личностные: умение оценивать свои действия, находить ответ на вопрос.

6. Домашнее задание, инструктаж

Цель:

- закрепление и применение полученных знаний,

- развитие творческих способностей.

- расширение и углубление изучаемого материала.

Учащимся предлагается задание на выбор.

-Дома сочинить историю из 5 предложений с понятиями: файл, тип файла, полное имя файла, путь к файлу, каталог, дерево и иерархическая структура. А в помощь вам параграф учебника и наша газета.

- Зачем жесткий диск делить на разделы?

Результаты своей домашней работы можно опубликовать в нашем выпуске газеты.

Учащиеся слушают, уточняют детали, фиксируют полученную информацию.

Познавательные:

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные:

построение монологического высказывания.

Регулятивные:

принятие и сохранение учебной задачи.

Личностные:

развитие познавательных интересов и учебных мотивов

7. Подведение итогов

Цель: определение результатов работы, фиксирование успехов и затруднений у учащихся.

АМО «Ресто/data/files/z1486445382.pps (4 картинки)/data/files/e1486445446.pps (АМО Ресторан)ран»

На доске написан список фраз, с которых ученики начинают подведение итога урока.

Я съел бы еще этого…

Больше всего мне понравилось…

Я почти переварил…

Я переел…

Пожалуйста, добавьте…

Дома я попробую повторить…

Учащиеся анализируя свою работу на уроке. Высказываются о результатах начиная с любой предложенной фразы. Слушают своих одноклассников.

Познавательные:

построение логической цепи рассуждения.

Коммуникативные:

формулирование собственного мнения; понимание возможности различных позиций других людей.

Регулятивные: осуществление итогового и пошагового контроля по результатам; адекватное восприятие оценки учителя

Личностные: формирование адекватной позитивной самооценки личности, самоуважения и самопринятия.

Приложение 1

Замки

Ключи

Файл – это …

…информация, названная имением и хранимая на диске.

Как хранятся программы и данные на компьютере?

Программы и данные на ПК хранятся в виде файлов.

Из чего стоит имя файла?

Из имени собственного и расширения, между которыми ставится точка.

Каких знаков не должно содержать имя файла?

\ / : * ? < > |

Какие типы файлов ты знаешь?

Текстовый, графический, звуковой, видеофайл, исполняемый, Web-страницы.

Какие действия над файлами можно совершать?

Создать, сохранить, закрыть, открыть, переименовать, переместить, копировать, удалить.

Какие расширения файлов ты знаешь?

.txt, .rtf, .gif, .jpg, mp3, .avi

 

Используемые источники

Файл1 - http://kolhidazb.bg/wp-content/themes/illusion/images/demo/8.png

Файл2 - http://www.altlinux.org/images/thumb/2/28/Information.svg/256px-Information.svg.png

Файл3 - http://степлермаг.рф/files/project_154/good/0000003585.jpg

Файл 4 - http://static3.depositphotos.com/1005593/197/v/950/depositphotos_1979974-File-Icon-Set.jpg

Файл 5 http://www.sylvainpaillard.com/wordpress/wp-content/uploads/2010/03/auto-tagging.jpg

i Игра - активатор «4 картинки». Как только ученики отгадали слово нужно нажать на вопросительный знак, чтобы появилось слово «файл».

ii АМО «Замок и ключик». Если в группе учащиеся больше, то вопросы и ответы добавляются. Если число учащихся не четное, то включается учитель.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.