Конспект урока по информатике для 10 класса по теме «Форматирование символов»

7
0
Материал опубликован 30 September 2016 в группе

Тема урока: «Форматирование символов»

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока:

  • Изучение понятий «шрифт», «растровые шрифты», «векторные шрифты», «шрифты с засечками», «рубленные шрифты», «моноширинные шрифты», «размер шрифта», «начертание и вид символов», «цвет символов».
  • Научиться устанавливать в документе различные параметры форматирования символов.

Задачи уроков:

Образовательные задачи:

  • вооружить учащихся основными знаниями по теме;
  • сформировать представление о параметрах форматирования символов

Воспитательная задача:

  • сформировать у учащихся готовность к информационной учебной деятельности;

Развивающая задача:

  • развитие у учащихся познавательного интереса и творческой способности.

Средства обучения:

Технические средства обучения:

Программные средства обучения:

Наглядные:

- проектор и экран;

- персональный компьютер с операционной системой Windows;

Microsoft Power Point;

Microsoft Word;

- презентация в Power Point.

План урока:

1. Организационный момент (3 минуты);

2. Актуализация знаний (2 минуты);

3. Проверка домашнего задания (5 – 7 минут);

4. Объяснение нового материала (5 минут);

5. Закрепление знаний, наглядный пример (15 минут);

6. Повторение пройденного ранее материала (7 – 10 минут)

7. Подведение итогов, домашнее задание (2 – 3 минуты);

 

Ход урока:

1. Организационный момент.

Здравствуйте! Садитесь. Тема сегодняшнего урока - Форматирование символов. Мы познакомимся с понятием «шрифт» и классификацией шрифтов, а также научимся настраивать различные параметры символов.

2. Актуализация знаний.

Приобретенные знания помогут вам разобраться в основных способах форматирования символов, вооружив вас мощным инструментом, освоив который, вы сможете красиво оформить текст, что позволит легче в нем ориентироваться и существенно облегчит его читаемость.

3. Проверка домашнего задания.

Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте проверим домашнее задание. Домой был задан параграф 3.4. Сохранение и печать документов. Проверим, как вы усвоили этот материал: я задаю вопрос, называю того, кто на него ответит, и ставлю оценки

Какие текстовые форматы вы знаете?

Чем они отличаются?

В чем достоинства и недостатки формата

Как вы можете преобразовать текстовый файл из одного формата в другой?

В каком формате нужно сохранить файл, чтобы он мог быть прочитан в других приложениях

Какие параметры необходимо установить перед началом печати документа?

Влияет ли на вид напечатанного документа выбор принтера? Почему?

  1. TXT
  2. RTF
  3. DOC
  4. Web-страница
  5. с сохранением форматирования
  6. без сохранения форматирования

4. Объяснение нового материала.

Для представления содержания документа в более понятной и выразительной форме применяется форматирование. Символы являются основными объектами, из которых состоит текстовый документ, поэтому, прежде всего, необходимо правильно установить параметры, определяющие их внешний вид: шрифт, размер, начертание и цвет.

Шрифт. Шрифт – это полный набор символов (букв, цифр, знаков пунктуации, математических знаков, а также специальных символов) определенного рисунка. Каждый шрифт имеет свое название, например Times New Roman, Arial, Courier New и др.

По способу представления различаются растровые и векторные шрифты. Для представления растровых шрифтов используются методы растровой графики, когда символы шрифта представляют собой группы растровые шрифты допускают масштабирование только с определенными коэффициентами (например, MS Sans Serif 8, 10, 12 и т. д.). В векторных шрифтах символы описываются математическими формулами и допускают произвольное масштабирование.

Обычно различные символы шрифта имеют и различную ширину, например, буква «Ш» шире, чем буква «А». однако имеются и моноширинные шрифты, в которых ширина всех символов одинакова. Примером такого шрифта является Courier New.

Существует и еще одно деление шрифтов: шрифты с засечками (например Times New Roman) и рубленные (например, Arial). Считается, что шрифты с засечками легче воспринимаются глазом, и поэтому в большинстве печатных текстов используются именно они. Рубленные шрифты используют обычно для заголовков, выделений в текстах и подписях к рисункам.

Примеры различных шрифтов представлены на экране.

Размер шрифта. Единицей измерения размера шрифта является пункт (1 пт = 0,376 мм). Размеры шрифта можно изменять в больших пределах (обычно от 1 до 1638 пунктов), причем в большинстве редакторов используется шрифт размером 10 пт.

На экране приведены примеры шрифта различных размеров.

Начертание и вид символов. Кроме обычного начертания символов могут применяться полужирное, курсивное и полужирное курсивное начертания.

Можно установить дополнительные параметры форматирования символов: подчеркивание символов различными типами линий, видоизменение вида символов (верхний индекс, нижний индекс, зачеркнутый символ), изменение расстояния между символами (разреженный, уплотненный шрифт) и др.

Цвет символов. Если планируется многоцветная печать документа, то для различных групп символов можно задать различные цвета, выбранные из предлагаемой палитры.

5. Закрепление знаний.

1. Запускаем Word и создаём новый документ.

Программа Word позволяет настраивать различные параметры символов. Давайте рассмотрим кнопки панели инструментов, позволяющие быстро изменять начертание шрифта.

Чтобы отформатировать символы фрагмента текста, выделите его, а затем щелкните на одной из кнопок панели инструментов Форматирование, перечисленных в таблице.

Кнопка или список

Клавиатурная комбинация

Назначение

Полужирный

Ctrl+B

Выделяет полужирным начертанием

Курсив

Ctrl+I

Выделяет курсивом

Подчеркнутый

Ctrl+U

Подчеркивает текст

Размер шрифта

 

Позволяет выбрать или ввести размер шрифта

Шрифт

 

Позволяет выбрать один из шрифтов,

установленных в Windows

Цвет шрифта

 

Щелчок на кнопке выделяет текст ранее выбранным цветом. Щелчок на стрелке справа от кнопки раскрывает палитру цветов, с помощью которой задается цвет текста

Выделение цветом

 

Щелчок на кнопке окрашивает фон текста ранее выбранным цветом. Щелчок на стрелке справа от кнопки раскрывает палитру цветов, с помощью которой задается цвет фона

Верхний индекс

Ctrl+Shift+=

Преобразует выделенный текст в верхний индекс

Нижний индекс

Ctrl+O

Преобразует выделенный текст в нижний индекс

 

 

 

А теперь, открываем тетради и перерисовываем себе эту таблицу, она вам пригодится на следующем уроке на практической работе.

2. Вводим в документ слова и форматируем их по указанным в словах образам (слова на экране)

Если изменить форматирование текста, не выделив предварительно никакого фрагмента, то новый формат будет назначен тексту, вводимому в точке текстового курсора. Однако любое перемещение курсора до ввода первого символа отменит новую настройку формата

3. Командой Формат > Шрифт откройте окно диалога Шрифт. Какие еще доступны режимы оформления символов? Введите в документ названия двух, трех на свой выбор и отформатируйте их согласно их образам.

Команда Формат > Шрифт открывает окно диалога Шрифт. Одноименная вкладка, показанная на экране, позволяет выбрать шрифт, его размер, вариант начертания, режим и цвет подчеркивания.

Здесь же есть несколько флажков, позволяющих включать и отключать режимы оформления. Две другие вкладки окна диалога Шрифт дают возможность настраивать интервалы между буквами, смещение символов и кернинг, а также назначать тексту анимационные эффекты.

6. Повторение пройденного ранее материала.

Вопросы

Как в компьютере представляется информация?

Какие существуют способы создания новых документов?

Какие параметры страниц необходимо задать перед созданием документа?

Какие существуют способы ввода содержания документа?

Какие существуют способы редактирования документов?

Задание с коротким ответом

В текстовом режиме экран монитора компьютера обычно разбивается на 25 строк по 80 символов в строке. Определите объем текстовой информации, занимающей весь экран монитора, в кодировке

Windows

Unicode

ISO

Задание с фиксированным ответом

Попробуйте подсчитать, какое количество компьютеров будет заражено почтовым вирусом после его четвертой саморассылки, если в адресных книгах всех пользователей по 10 адресов электронной почты.

7. Подведение итогов, домашнее задание.

Сегодня вы получили представление о том, как форматировать текст. За работу на уроке оценки сегодня получают (ставлю оценки в соответствии с пометками, проставленными мною в течение урока за проверку домашнего задания, и повторение пройденного материала).

На следующем занятии вы научитесь форматировать абзацы.

А сейчас, откройте дневники и запишите домашнее задание: параграф 3.5.1, выучить новые определения и содержание таблицы.

Комментарии
Комментариев пока нет.