Конспект урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Светская этика"
Методическая разработка
Тема: Дружба
Форма проведения: Открытый урок ОРК и СЭ в 4 классе в рамках РМО
Автор: Пугина Оксана Михайловна,
учитель начальных классов МАОУ гимназия №4 города Тюмени
Разработка открытого урока по ОРКСЭ в 4 класс
2024г.
Учитель: Пугина О.М.
Тема: Дружба
Цель урока: формирование понятия ―дружба, как важнейшей нравственной ценности.
Задачи:
расширить знания о дружбе;
сформулировать правила дружбы;
развивать коммуникативные навыки.
Планируемые результаты:
осознание понятия ―дружба‖;
умение отличать особенности дружеских отношений;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
развитие личной ответственности за свои поступки;
воспитание доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
-участвовать в работе группы пары, договариваться друг с другом, предвидеть последствия коллективных решений;
-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений;
-формировать готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов решения трудностей.
Личностные результаты:
- развивать умения анализировать собственные поступки и действия других людей.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная
Оборудование и материалы к уроку:
Учебник М.Н. Студеникина «Основы светской этики 4 класс», инструкционные карты (работа с пословицами), толковые словари, мультимедийная презентация.
Ход урока1.Организация деятельности учащихся, психологический настрой -Здравствуйте, ребята. Наше занятие будет интересным и поучительным, если вы будете мне помогать. Давайте обсудим, как для этого мы должны работать? (Для этого надо работать дружно, не бояться высказывать своѐ мнение, слушать друг друга, помогать друг другу).
У меня на столе кубики, подойдите ко мне и возьмите по кубику и постройте домик. Он нам понадобится.
2.Актуализация знаний
Сегодня мы обсудим одну очень важную. На мой взгляд, проблему. О чѐм пойдёт речь, вы сможете определить, послушав одну притчу.
- Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей.
Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришёл в овчарню, чтобы выгнать своё стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей.
Вскоре вся округа узнала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошёл ещё один день и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно всё увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он мог разглядеть и людей в облаке пыли. Это были его друзья.
Может они хотели помочь?
Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, а вёл за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь.
С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда он шёл выгонять своё стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи.
- Как вы думаете, зачем пришли друзья?
- Как вы думаете, как изменилась жизнь главного героя с приходом друзей? - (О том как друзья спасли человека, о дружбе.)
- Ребята, о чем эта притча? ( О дружбе)
О чём сегодня пойдёт речь?
Вы правы. Сегодня речь у нас пойдёт о дружбе между людьми, о том, кого можно назвать настоящим другом, о том, как хранить дружбу и соблюдать законы дружбы.
Я вас всех уважаю и хочу тоже с вами дружить. Мне, захотелось подарить вам необыкновенные цветы, но сильным порывом ветра у меня их унесло, остался только один, но я хочу, чтобы частичка моей любви и дружбы достались каждому из вас, поэтому предлагаю оторвать каждому по лепестку. Но цветок оказался не простой, на каждом лепестке вопрос
1.Что такое дружба?
Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Д- Доверие
2.Кто такой друг? Р-Радость
Друг – это человек, который связан с кем – то дружбой. 3.Замени слово друг близким по значению словом Товарищ, приятель. У-Уважение
4.Какую пословицу о дружбе вы знаете?
Друг познаѐтся в беде. Ж- Желание
5.Кого можно назвать другом? Б- Борьба
6.Без чего не может существовать дружба?
Без уважения А- Активность
Уважение – это почтительное, вежливое обращение к человеку.
Умение признавать достоинства другого человека.
Вот у каждого есть часть цветка, вместе они часть целого, как и мы с вами.
- Из первых букв названных слов получилось слово дружба.
Действительно, дружба связанна с доверием, она приносит радость и уважение, у друзей возникают положительные желания и эмоции. Дружбу надо беречь, активно за нее бороться.
. 3.Изучение нового материала
1) Значение слова дружба.
- Для того, чтобы говорить о дружбе, нужно понимать, что такое дружба.
Что такое дружба каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Но, а все же, что обозначает
Это слово? Значит, что оно?
-Давайте поработаем в группах.
. Нужно найти определения понятия «дружба» обратимся к различным источникам:
Толковый словарь С.И. Ожегова
Толковый словарь В. И.Даль
-Википедия. Интернет.
Заслушиваем каждую группу.
Работа с учебником стр.50
Прочитайте определение понятия дружбы в учебнике и сравните с теми, которые вы нашли.
Вывод.В учебнике определение слова «дружба» дано более понятным нам языком
2) Составление пословиц о дружбе
Посмотрим, что же говорит народная мудрость о дружбе. Сейчас я раздам конвертики со словами. Я уверена, вы знаете много пословиц о дружбе и сейчас ваша задача собрать пословицу из отдельных слов и объяснить еѐ.
1.группа: Без друга на душе вьюга (Очень плохо когда нет друга, не с кем поделиться ни радостью не горем)
2 группа: Дерево держится корнями, а человек друзьями. (Дружба крепка в том случае, если друзья преданные и верные)
3.Нет друга так ищи, а нашел, береги. (Если нашёл друга, надо дружбой дорожить.)
3) Работа над понятием ДРУГ
1.Беседа
- Предлагаю послушать следующее стихотворение. А. Барто, «Требуется друг»
Все живут, не тужат,
А со мной не дружат!
Предлагаю Ильиной:
- Ты дружи со мной одной!
Есть разряд у Ильиной,
И спортивный свитер,
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной,
Стану знаменита!
Все пятёрки до одной у
У Светловой Нади.
Я прошу: - А ты со мной
Подружись хоть на день!
Будешь ты меня спасать –
Дашь контрольную списать.
А девчонки на дыбы!
Говорят: - Молчала бы!
Не вставать же на колени,
Уговаривать подруг…
Напишу я объявленье:
Срочно требуется друг.
- Почему же с девочкой никто не хочет дружить?
-Что свойственно дружеским отношениям? Какими качествами должен обладать человек, умеющий дружить? (-Доброта, честность, отзывчивость….
Подтвердим наши предположения текстом из учебника стр.52.
Так кто же такой друг? ( Чтение текста учебника стр.52)
-Для чего нужны друзья?
-Каждый ли человек умеет дружить?
— Поднимите руку те, у кого есть друзья. У кого в классе есть друзья? Это очень здорово!
— Улыбнитесь друг другу.
- А может ли дружба распасться? По каким причинам? ( Чтение текста стр.53-54)
4. Динамическая пауза.
А я знаю, как весело сгладить ссору. Для этого мы познакомимся с упражнением «Вместо ссоры помирились».
Разбейтесь на пары, повернитесь друг к другу спиной. Представьте себе, что вы поссорились. Вот – вот подерётесь. Пальцы сильно сожмите в кулаки, глубоко вдохните, сожмите челюсти, затаив дыхание, надуйте щёки. Надуйте как можно сильнее. Затем развернитесь к тому, кто с вами в паре и пальцами «сдуйте его надутые щёки». Смешно, весело и ругаться неохота.
-Какие чувства вы испытали стоя спиной, а потом, когда сдули щёки?
5 .Закрепление изученного материала. Контроль за усвоением знаний.
-Для того, чтобы лучше понять и уяснить что такое дружба и какими качествами должен обладать каждый человек, предлагаю разобрать ситуации и ответить на вопросы.
Работаем в группах – вместе обсуждаем.
Ситуация № 1 (для первой группы.)
Аня была лидером в классе. Ее любили все, потому что она была веселой и очень общительной. А Вера была тихой и застенчивой. Заговорить в присутствии многих ребят ей было очень трудно. Если она заболеет, ребята и не заметят, что ее нет. Но у нее было много других достоинств: она могла быстро и без суеты решать задачи, много читала, коллекционировала редкие и красивые марки. Удивительным было то, что эти девочки дружили, были, что называется «не разлей вода».
- Вопросы для обсуждения:
Почему непохожие люди становятся неразлучными друзьями?
- Знаете ли вы такие примеры?
- Какие качества вы цените в друге?
Ситуация № 2 (для второй группы.)
Их везде можно было увидеть вместе: в библиотеке, в школьной столовой, на улице. Олег и Миша были друзьями уже три года. Вместе они посещали научное общество учащихся и были отличниками. Однажды, когда проходила городская олимпиада по математике, участниками которой были оба мальчика, Олег занял первое место. В этот день многие восхищались им и поздравляли его. И только Миша молчал и был спокоен, как будто ничего не произошло. А дня через два Миша пересел от Олега на другую парту, ссылаясь на то, что ему не очень хорошо видно классную доску. Олег не понял, что произошло с другом.
Вопросы для обсуждения:
-Что случилось с Мишей?
-Почему он повел себя так?
-А как бы вы повели себя в такой ситуации?
-Были ли в вашей жизни подобные ситуации?
-Можно ли назвать отношения этих ребят дружбой?
Ситуация № 3 (для третьей группы.)
Несколько мальчиков играли в мяч. Один из ребят ударил по мячу и он случайно попал идущих неподалеку молодых ребят.
Они обступили мальчика, стали его ругать, обижать. Мальчик испугался, заплакал, стал извиняться.
Его друзья в это время тоже испугались взрослых ребят, и убежали.
Правильно ли они поступили и почему?
2) Законы дружбы .
Мы многое узнали, хорошо потрудились. Но самое главное, что дружбы между людьми не будет, если они не будут знать и выполнять определённые правила .
- Ребята, значит, для дружбы нужны правила?
- Попробуйте сформулировать правила дружбы в своей команде.
- Прочитайте правила дружбы на с 54.
(Дети зачитывают свои правила)
6. Домашнее задание. На выбор:
Придумайте и нарисуйте символ дружбы.
Напишите мини-сочинение «Мой друг», используя слова — качества настоящего друга. Приведите пример из жизни, когда какое-либо качество вашего друга проявилось наиболее ярко. Объем сочинения — от 30 до 50 слов.
Нарисуйте иллюстрации к сказкам о дружбе
7. Рефлексия. Подведение итогов урока.
Вот и подходит к концу наш урок. Пора подвести итоги.
В начале урока вы построили домик. Одного человека я прошу выйти и вытащить один кубик. Дом разрушен.
- Почему же дом рухнул?
- Так и наша дружба: очень хрупкая и легко может сломаться. Выстраивать отношения очень долго, а разрушить можно за одно мгновение. Поэтому берегите дружбу и своих друзей.
- Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке?
- Я приглашаю вас выйти к доске, встать в круг, положить руки на плечи друг друга и произнести знаменитые слова кота Леопольда. (Ребята, давайте жить дружно!»
- Спасибо за урок. Похвалите себя за работу. (Аплодируют себе)
Спасибо за урок.
презентация к урокуPPTX / 9.43 Мб