12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лещёва Светлана Николаевна29007
Россия, Ярославская обл.
Материал размещён в группе «Программа ''Школа России''»

Пояснительная записка

Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).

Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 (Зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009 г. № 17785).

О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 (Зарегистрирован Минюстом России 04.02.2011 г. № 19707).

О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 г. № 2357 (Зарегистрирован Минюстом России 12.12.2011 г. № 22540).

О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.02.2012 г. № 1060 (Зарегистрирован Минюстом России 11.02.2013 г. № 26993).

Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253

О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548.

Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013 – 2014 учебный год»/ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067 (зарегистрирован Минюстом России 30 января 2013 г., рег. № 26775)

Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).

Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)

Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г. № 15987).

О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.01.2011 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.01.2011 г. № 19739).

О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2012 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).

Примерных программ начального общего образования. Ч.1,2. – М.: Просвещение, 2011.

Рабочие программы: к учебникам А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова «Основы религиозных культур народов России». 4 класс/ авт. - сост. К.А.Кочегаров. – М. : ООО « Русское слово – учебник», 2014.- 16с.

Федеральный государственный стандарт начального общего образования, среди прочего, направлен на обеспечение:

• духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;

• сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества. В соответствии со стандартом на ступени начального общего образования осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихся.

Среди личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования на первом месте находится «формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества».

В связи с необходимостью реализации очерченных стандартом целей, задач и основного содержания начального образования в него включена специальная обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Данная область, среди прочего, должна отражать:

• знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

• понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

• формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

• первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

• воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.

Кроме того, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющаяся методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, определяет систему базовых национальных ценностей, к которым относятся религиозные традиции многонационального народа Российской Федерации. Носителями базовых национальных ценностей, согласно концепции, являются традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские). Концепция отмечает большую роль христианских (и прежде всего православных) ценностей в

формировании и развитии национального воспитательного идеала, который, например, «в средневековой Руси был… представлен для православных христиан, прежде всего в образе Иисуса Христа». При этом современный воспитательный идеал определяется в том числе и исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох. А духовно-нравственное развитие гражданина России должно осуществляться в процессе восприятия и принятия «культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая

традиционной российской религии».

Таким образом, для реализации целей и задач Стандарта начального общего образования в части духовно- нравственного воспитания (базирующегося, в свою очередь, на Концепции духовно-нравственного развития) обучающихся очевидна необходимость изучения основ традиционных религиозных культур России в средних общеобразовательных учреждениях вообще и в начальной школе в частности.

Без знакомства обучающихся с основами традиционных религий России, их ролью в развитии российской государственности и культуры, с основами религиозной морали и нравственности реализация целей программы Духовно-нравственного развития (и соответствующей предметной области стандарта) невозможна. Поэтому курс под обобщенным названием «Основы религиозных культур народов России» может и должен быть включен в вариативную часть Базисного учебного (образовательного) плана образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу начального общего образования.

 

Учебный предмет ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой и включает в себя модули:

1. Основы православной культуры

2. Основы исламской культуры

3. Основы буддийской культуры

4. Основы иудейской культуры

5. Основы мировых религиозных культур

6. Основы светской этики.

Главными целями данного предмета являются опыт ценностных отношений и творческий опыт. Курс призван решать следующие задачи:

нравственное воспитание российских школьников на основе традиционных идеалов и общечеловеческих ценностей, формирование честного и достойного гражданина, готового к межкультурному диалогу и уважительному отношению ко всем гражданам многонационального государства, укрепление взаимопонимания и оздоровлению морально-нравственной атмосферы в обществе.

Все модули носят светский, культурологический характер, направлен на развитие у школьников 10 – 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание из значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность» и нравственность - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса. Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых ценностей: 1)Отечество 2) семья 3) культурные традиции. Каждый из модулей включает четыре тематических раздела. Два первых раздела школьники изучают в последней четверти 4 класса: Россия – наша Родина.

Программа направлена на обеспечение духовно – нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании традиций многонационального народа России. Этот курс носит комплексный характер, так как включает 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Основы религиозных культур и светской этике.

Основные задачи: Знакомство обучающихся с основами религиозных культур светской этики. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно – смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважении и диалога во имя общественного мира и согласия.

Задания на дом в процессе изучения курса должны имеют творческий, поисковый или проблемный характер. Предусмотрена подготовка и презентация итоговых творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме.

Место комплексного учебного курса в учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», из расчета 1-го учебного часа в неделю. Рабочая программа рассчитана на 34 часов. Количество часов – 34; в неделю –1 час.

Согласно учебного плана муниципального общеобразовательного учреждения МОУ Бурмакинской СОШ №2 учебный курс в 4 классе изучается в объеме 1 час в неделю.

Общая характеристика учебного предмета

Курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на формирование у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

В рамках учебного предмета Основы религиозных культур и светской этики с IV класса по выбору обучающихся или по выбору их родителей (законных представителей) изучаются основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.

  Учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики" способствует формированию этического самосознания и улучшению взаимоотношений детей и родителей. 
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Обязательный минимум содержания
       Основы православной культуры

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
       Основы исламской культуры
       Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад - образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.
       Основы буддийской культуры
       Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.
       Основы иудейской культуры
       Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
       
Основы мировых религиозных культур
       Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
       
Основы светской этики
       Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
       Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для

подлинного экологического сознания. Ценность природы, основанная на ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты, гармонии, осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить её богатство. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви. Ценность истины – ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, нормального существования личности и общества. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, представителя народа, страны, государства. Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить отечеству. Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Результаты освоения учебного курса:

Требования к личностным результатам:

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.

Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре народов.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

Воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

Развитие навыков сотрудничество со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным и духовным ценностям:

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления.

Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности.

Адекватное использование речевых средств информационно-коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач.

Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.

Овладение навыком смыслового чтения текстов различных стилей и жанров осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Определение общей цели и путей её достижения; умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.

Знакомство с основами светской морали, понимание её значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.

Формирование первоначальных представлений о светской этике и роли в истории современной России.

Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Формы работы:

Беседа. В основе беседы лежит хорошо продуманная система логически связанных вопросов, которые по содержанию и форме соответствуют уровню развития учащихся и особенностям изучаемой темы. Беседа может быть репродуктивного или эвристического характера. В первом случае предполагается сознательное усвоение и последующее воспроизведений учащимися знаний. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование и мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций.

Взаимные вопросы и задания группам. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии и т.д. учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами.

Взаимообъяснение. Предметом деятельности в этой учебной ситуации может выступать как содержание изучаемого материала, так и собственно организация деятельности. В первом случае учащиеся выступают в роли учителя, рассказывая, демонстрируя или объясняя одноклассникам небольшой фрагмент темы. Во втором случае учащиеся дают одноклассникам рекомендации по организации работы в группе, поиску информации, предлагают свой алгоритм выполнения задания и т.д.

Интервью. Эта форма учебной деятельности может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся в качестве пролонгированного домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, педагогов). Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы.

Интервью.

Цель: научить детей дружно работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать работы (картины, газеты, книги) из собранных вместе материалов.

Конечные результат: мини - проекты: книги, газеты, рисунки, фото – выставки, коллажи.

Система оценивания:

Уроки по курсу ОРКСЭ безотметочным. Процесс усвоения знаний учащимися на занятиях по ОРКСЭ оценивается нравственной и культурологической компетенций обучающихся. Эти компетенции рассматриваются как универсальные способности человека, понимающего значение нравственных норм, моральных правил, веры и религии в жизни человека, его духовно-нравственном развитии.

Формы контроля:

Тестирование - выявление степени соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации обучающихся путём анализа результатов и способов выполнения обучающимися ряда специально разработанных заданий.

Опрос - получение информации, заключённой в словесных сообщениях обучающихся.

Портфолио – достижения учащихся и материал проектов.
Познавательная деятельность должна строиться на основе:

- использования ярких образов, интересных фактов, наглядности - всего, что привлекает внимание, производит впечатление; 

- использования наглядности современного уровня: фотографии, картины, аудио- и видеоматериалы, представленные через компьютер; 

- организацию обучения на деятельностной основе, используя дифференцированные и индивидуальные формы занятий; 

- организацию интеллектуального и эмоционального диалогового взаимодействия на соответствующем возрасту детей уровне. 

Модуль «Основы мировых религиозных культур»


Цель – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. 
Задачи:
1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющаяся методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, определяет систему базовых национальных ценностей, к которым относятся религиозные традиции многонационального народа Российской Федерации. Носителями базовых национальных ценностей, согласно концепции, являются традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские). Концепция отмечает большую роль христианских (и прежде всего православных) ценностей в формировании и развитии национального воспитательного идеала, который, например, «в средневековой Руси был… представлен для православных христиан, прежде всего в образе Иисуса Христа». При этом современный воспитательный идеал определяется в том числе и исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох.

А духовно-нравственное развитие гражданина России должно осуществляться в процессе восприятия и принятия «культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии». Таким образом, для реализации целей и задач Стандарта начального общего образования в части духовно-нравственного воспитания (базирующегося, в свою очередь, на Концепции духовно-нравственного развития) обучающихся очевидна необходимость изучения основ традиционных религиозных культур России в средних общеобразовательных учреждениях вообще и в начальной школе в частности. Без знакомства обучающихся с основами традиционных религий России, их ролью в развитии российской государственности и культуры, с основами религиозной морали и нравственности реализация целей программы Духовно-нравственного развития (и соответствующей предметной области стандарта) невозможна. Поэтому курс под обобщенным названием «Основы религиозных культур народов России» может и должен быть включен в вариативную часть Базисного учебного (образовательного) плана образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу начального общего образования.

К изучению курса можно приступать после того, как обучающиеся уже овладели (либо овладевают параллельно с изучением данного курса) основными разделами программы «Окружающий мир» и обладают основами знаний о природе, человеке и обществе, пространстве и историческом времени.

Для реализации программы используется учебник « Основы религиозных культур народов России» автор А. Н. Сахаров, К. А. Кочегаров «Русское слово» Москва 2014 

Концепция учебника базируется на следующих принципах:

 расположение учебного материала в порядке, соответствующем роли и месту той или иной религии в истории и культуре народов России;

 комплексное освещение исторических, культурологических и нравственных аспектов истории религий;

 общеобразовательный, светский характер курса.

В методическом плане при создании учебника основополагающими были следующие положения:

 раскрытие исторических, культурологических и нравственных аспектов курса через исторические и личностно значимые примеры (так, идеал христианской нравственности представлен на примере житий конкретных святых);

 отказ от изложения и интерпретации сложных богословских и религиоведческих вопросов;

 объяснение сложных понятий и терминов в контексте описательно-повествовательного изложения его сути в тексте учебника, а не путем введения отдельных определений;

 стремление избегать негативных оценок любой религии или обсуждения имевших в прошлом процессов религиозных противостояний и конфликтов.

Основные задачи курса вытекают из Стандарта начального общего образования, Примерной программы общеобразовательного учреждения (в части духовно-нравственного воспитания) и Концепции духовно-нравственного развития.

В связи с этим данный курс предлагается изучать комплексно, без деления класса на группы согласно конфессиональной или/и иной ориентации, так чтобы все ученики получили основные представления обо всех традиционных религиях России.


 

Для составления планирования использованы:

Рабочие программы: к учебникам А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова «Основы религиозных культур народов России», М.Т. Студеникина «Основы светской этики». 4 класс / авт.-сост. К.А. Кочегаров, М.Т. Студеникин. — М.: OOO «Русское слово – учебник», 2011. —32 с.

Место учебного предмета в учебном плане.

В 4 классе на изучение модуля в учебном плане отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.

Класс

Темы (разделы)

Колличество часов по программе

Количество часов по рабочей программе

Основные виды учебной деятельности обучающихся

     

4 класс

Введение

1

1

 Игровая, познавательная, проектная, экскурсии,

круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества.

 

Христианство

6

12

 

Католики

1

1

 

Протестанты

1

 

Ислам

3

6

 

Иудаизм

3

6

 

Буддизм

3

6

 

Итоговое занятие  

0

1

       
 

Итого

17

34

 

 

Специфика отражения национальных, региональных и этнокультурных особенностей

При  организации образовательного процесса в начальной школе  учтены  национальные, региональные и этнокультурные особенности (ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Цель данной работы на уроках ОРКиСЭ:  активизация системы учебных и познавательных мотивов младших школьников посредством приобщения к ближайшему социокультурному окружению, формирование умений принимать и реализовывать учебные задачи на национальном, региональном и этнокультурном материале.

Технология учёта национальных, региональных и этнокультурных особенностей в образовательном учреждении определяется реализуемой образовательным учреждением основной образовательной программой начального общего образования.

Основное содержание предметной области.

Россия – наша Родина.

Культура и религия. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Основное содержание учебного предмета

Введение 1ч.

Возникновение первобытных религий. Представления древних людей о загробном мире. Обожествление сил природы. Понятие души. Язычество. Возникновение монотеистических

религий – выход человека на новый уровень нравственного развития. Отличие монотеизма от язычества.  

Христианство 12ч.

Ветхий Завет – часть Библии. Сотворение Богом мира и человека. Адам и Ева. Грехопадение первых людей и их изгнание из рая. Первородный грех. Понятие греха. Дьявол (сатана). Свобода выбора человека. Всемирный потоп. Вавилонская башня. Пророк Моисей и Десять заповедей.  Новый завет – часть Библии. Евангелие – благая весть. Рождение Иисуса Христа. Проповедь Иисуса. Любовь к Богу и к ближнему – основа христианского учения. Апостолы – ученики Иисуса Христа. Предательство Иисуса Иудой. Тайная вечеря. Арест и распятие Иисуса Христа. Сошествие в ад и воскресение Иисуса. Второе пришествие Христа Гонения на первых христиан в Римской империи. Катакомбы – место, где укрывались первые христиане. Церковь. Появление священников. Распространение и утверждение христианства в Римской империи в качестве государственной религии. Император Константин. Складывание церковной организации: священник, епископ, митрополит, патриарх. Монастыри и монашество. Римские папы. Разделение единой христианской Церкви на Католическую и Православную Русь и Византия. Владимир – креститель Руси. Посольства о вере. Крещение Руси, его значение для русской истории и культуры. Возникновение Русской православной церкви. Появление иконописи. Роль Русской православной церкви в истории России. Сергий Радонежский и победа на Куликовом поле. Ликвидация патриаршества при Петре Великом. Гонения на Церковь при советской власти. Церковь в современной России

Почитание святых в христианстве. Мощи – нетленные останки святых. Первые русские святые Борис и Глеб. Серафим Саровский – один из самых почитаемых святых Русской

православной церкви. Храм, его место в жизни христианина. Первые христианские храмы на Руси. Фреска и мозаика. Название храма. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Устройство храма. Икона Владимирской Божией Матери. Правила поведения в храме.

Церковное богослужение, его распорядок и связь с событиями земной жизни Иисуса Христа. Церковные праздники. Рождество Христово и Рождественский пост. Крещение Господне и Благовещение Пресвятой Богородицы. Пасха – главный христианский праздник. Вербное воскресенье. Подвижные и неподвижные праздники. Христианские таинства.

Католики 1ч

Католичество – самое распространенное христианское учение на Земле. Рим – главный город для католиков всего мира. Ватикан. Римский папа – глава Католической церкви.

Кардиналы. Понятие «чистилище». Франциск Ассизский. Мать Тереза. Уния и униатская церковь.

Протестанты 1ч

Понятия протестантизма и реформации. Мартин Лютер. Основные положения протестантского вероучения. Борьба между католиками и протестантами. Распространение протестантизма в Европе и Америке. Община протестантов. Пастор. Течения протестантизма

Ислам 6ч  

Детство и юность Мухаммада. Первое откровение Аллаха, ниспосланное Мухаммаду. Начало проповеди ислама. Хиджра – уход Мухаммада из Мекки в Медину. Распространение ислама среди арабских племен. Возникновение мусульманского государства. Понятие шариата. Смерть Мухаммада. Аллах – творец и повелитель мира. Ангелы и демоны. Пророки – посланники Аллаха. Коран – священная книга мусульман. Сунна – книга преданий о жизни и деяниях пророка Мухаммада. Судный день. Намаз, закят, хадж. Мусульманский календарь и мусульманское летосчисление. Месяц Рамадан в жизни мусульман. Мусульманские праздники: Рождение пророка Мухаммада, Ночь прощения, Ночь могущества, Праздник разговения, Праздник жертвоприношения (Курбан- байрам). Пятница – самый почитаемый день недели у мусульман. Устройство мечети: михраб и минбар. Минарет.

Иудаизм 6ч

Иудаизм – вера одного народа (евреев). Легендарное происхождение еврейского народа. Завет, заключенный Авраамом с Богом. Земля Ханаанская. Рождение Исаака. Иосиф и переселение еврейского народа в Египет. Порабощение евреев египетскими фараонами. Пророк Моисей. Десять казней египетских и исход евреев из Египта. Дарование Богом Моисею десяти заповедей на горе Синай. Возвращение еврейского народа в Ханаан  Первый храм в Иерусалиме. Вавилонское пленение евреев. Возвращение евреев в Иерусалим и построение второго храма. Иудейское царство. Покорение еврейского народа римлянами. Расселение евреев по разным странам.  Иегова (Яхве) – единый Бог для иудеев. Десять заповедей в жизни иудея. Заповеди Ноя. Галаха – свод иудейских религиозных норм и заповедей. Вера иудеев в избранничество еврейского народа. Вера в мессию. Священные книги иудеев: Танах и Талмуд Иудейский календарь. Почитание субботы иудеями. Иудейские праздники: Рош-ашана, Песах, Шавуот. Иудейская община. Раввин – наиболее авторитетный иудей, хорошо знающий тексты священных книг. Синагога – место собрания членов иудейской общины.

Буддизм 6ч.

Древняя Индия – родина буддизма. Сиддхартха Гаутама – основатель буддизма. Четыре встречи царевича Сиддхартхи и его уход из дома. Странствия Сиддхартхи. Понятие медитации. Просветление Сиддхартхи. Нирвана. Будда. Распространение буддизма  Четыре благородные истины буддизма. Понятия сансары и кармы. Счастливые и несчастливые перерождения. Правильная речь, правильное поведение и правильное сосредоточение в буддизме. Йога. Три драгоценности буддизма: Будда, Дхарма, Сангха. Сутры – записи бесед и проповедей Будды.  Основные направления буддизма – махаяна, хинаяна и ваджраяна. Бодхисатва и шесть качеств в махаяне. Монастыри и монашество в буддизме. Буддийский календарь. Буддийские праздники: Новый год, Рождение Будды, Уход Будды на небеса и др.

Подведение итогов. Творческий отчет. 1 ч.

Презентация творческих проектов.

Формы и средства контроля

Групповая работа.

Работа в парах.

Творческие работы учащихся. Мини-проекты.

Возможные темы: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю иудаизм», «Как я понимаю буддизм», «Памятники религиозной культуры в родном городе», «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «Моя малая Родина», «Мой друг», «Подари людям счастье», «Как я понимаю счастье», «Наши семейные праздники» и другие.

В процессе изучения курса ОРКСЭ фронтально организуются такие виды занятий, как:
- комментированное чтение (актуальное при знакомстве с новым материалом); 
- различные формы работы с текстом; 
- коллективное составление планов, опорных конспектов к текстам, пересказам; 
- различные формы беседы;
- работа с изобразительным рядом по курсу (на бумажных и электронных носителях).
 

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты:

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Метапредметные результаты:

Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета, высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

Предметные результаты:

Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

Осознание ценности человеческой жизни.

Универсальные учебные действия по темам.

Тема

Универсальные учебные действия

Предметные УУД

Универсальные УУД

Личностные УУД

 

Введение в предмет.

Понимать причины возникновения религиозных верований.

Уметь характеризовать понятие «душа».

Объяснять смысл возникновения

монотеистических религий в связи с выходом человечества на новый уровень

нравственного развития.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

1

Древние предания христиан.

Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с возникновением первых людей, Всемирным потопом, Вавилонской башней, дарованием Моисею.

Десяти заповедей на горе Синай.

Иметь представления о христианских воззрениях на суть борьбы добра и зла в мире. Понимать смысл грехопадения первых людей. Объяснять, в чем заключается свобода выбора человека.

Развитие этических чувств -стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Формирование целостного,

социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

2

Возникновение христиан.

Знать основные события земной жизни Иисуса Христа.

Понимать и принимать нравственную суть христианства, выраженную в заповедях Христа.

Объяснять смысл искупительной жертвы Христа.

Знание основных моральных норм и ориентация на них выполнение, дифференциация моральных

и конвенциональных норм, развитие морального сознания .

Развитие этических

чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

3

Христианская церковь.

Знать основные события, связанные с жизнью и деятельностью первых христиан и распространением христианства.

Иметь представления об устройстве Церкви.

Характеризовать основные различия между православием и католичеством.

Смысловое восприятие художественных

и познавательных текстов, выделение

существенной информации из сообщений разных видов (в первую

очередь текстов).

Формирование целостного, социально ориентированного

взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

4

Христианство на Руси и в России.

Знать основные этапы появления и развития христианства на Руси.

Осознавать важную роль Русской православной церкви в становлении и развитии русской государственности.

Понимать важность христианской веры в повседневной жизни

наших предков на протяжении многих

веков.

Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и

гордости за свою Родину, народ и

историю, осознание ответственности

человека за общее благополучие.

Формирование основ российской

гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину,

российский народ и историю России.

5

Христианские святые.

Знать основные факты, связанные с жизнью и деятельностью преподобного Серафима Саровского, благоверных Бориса и Глеба.

 

Ориентация в нравственном

содержании и смысле как собственных

поступков, так и поступков окружающих людей.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и

сопереживания чувствам других людей.

6

Православный храм.

Иметь понятия о сути святости и святых, об основных элементах

и устройстве православного храма. Осознавать важную роль храма в жизни христианина. Уметь правильно вести себя в православном храме.

Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Формирование целостного,

социально ориентированного

взгляда на мир.

7

Христианские праздники и таинства.

Понимать суть церковного богослужения.

Знать основные праздники и особенности церковного календаря.

Понимать смысл основных христианских таинств и

осознавать их важность в жизни христианина.

Смысловое восприятие художественных

и познавательных текстов, вычленение

существенной информации из сообщений разных видов

(в первую очередь текстов).

Формирование целостного,

социально ориентированного

взгляда на мир в его органичном

единстве и разнообразии

природы, народов, культур и религий.

8

Католики.

Иметь представление

об устройстве Католической церкви и ее распространении в мире, унии и униатской церкви. Знать обрядовые и

другие отличия католичества от православия.

Характеризовать суть понятия «чистилище».

Сравнение и классификация по заданным критериям.

Формирование целостного, социально

ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и

разнообразии природы, народов, культур и религий.

9

Протестанты.

Понимать причины начала Реформации и осознавать суть недовольства протестантов Католической церковью. Характеризовать основные особенности протестантского вероучения.

Знать имена крупнейших протестантских лидеров.

Сравнение и классификация по заданным критериям.

Формирование целостного, социально

ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и

разнообразии природы, народов, культур и религий.

10

Пророк Мухаммад и возникновение ислама.

Знать основные события жизнедеятельности пророка

Мухамада.

Осознавать значение Хиджры и важную роль этого события в истории ислама. Понимать смысл

понятия «шариат».

Ориентация в нравственном

содержании и смысле как собственных

поступков, так и поступков окружающих людей.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину российский народ и историю России,

осознание своей этнической и

национальной принадлежности;

формирование ценностей

многонационального российского

общества.

11

Во что верят мусульмане.

Знать содержание

основных норм шариата.

Иметь представления о воззрениях мусульман на устройство мира, на суть борьбы добра и зла в мире.

Понимать значение свободы выбора в исламе, которая дается Аллахом человеку Понимать значение

Корана и Сунны в жизни мусульман.

Знание основных моральных

норм и ориентация на их выполнение,

дифференциация моральных и

конвенциональных норм, развитие морального сознания.

Развитие этических чувств,

доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и

сопереживания чувствам других людей.

12

Мусульманские обряды и обычаи.

Характеризовать основные особенности мусульманского

календаря.

Знать основные мусульманские праздники.

Иметь представление об устройстве мечети.

Смысловое восприятие художественных

и познавательных текстов, выделение

существенной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).

Формирование целостного,

социально ориентированного взгляда на мир в его органичном

единстве и разнообразии

природы, народов, культур и религий.

13

Иудаизм – древняя религия евреев.

Знать основные сюжеты ветхозаветных преданий иудаизма. Понимать значение дарования десяти заповедей пророку Моисею и их роль в истории иудаизма. Осознавать значение десяти заповедей как нравственной основы иудейской религии. Характеризовать особенности положения еврейского народа в мире. Знать основную при-

чину появления еврейского населения в России.

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение,

дифференциация моральных и конвен-

циональных норм, развитие морального

сознания.

Формирование основ российской

гражданской идентичности, чувства

гордости за свою Родину, российский

народ и историю России, осознание

своей этнической и национальной

принадлежности; формирование ценностей многонационального

российского общества.

14

Во что верят иудеи.

Иметь представление об основных взглядах иудеев на мир. Понимать суть и нравственное значении основных норм

иудейского вероучения.

Объяснять смысл представлений о богоизбранности еврейского народа.

Ориентация в нравственном

содержании и смысле как собственных

поступков, так и поступков окружающих людей.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

15

Обычаи и обряды иудеев.

Знать основные иудейские праздники.

Характеризовать особенности иудейского календаря.

Иметь представление об иудейской общине и роли в ней раввина, о синагоге.

Смысловое восприятие художественных

и познавательных текстов, выделение

существенной информации из сообщений разных видов (в первую оче-

редь текстов).

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

16

Кто такой Будда.

Знать основные этапы деятельности

Будды.

Иметь представление о медитации.

Понимать значение просветления Будды в истории буддизма.

Ориентация в нравственно содержании

и смысле как собственных

поступков, так и поступков окружающих людей.

Формирование основ российской

гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину,

российский народ и историю России,

осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества.

17

Во что верят буддисты.

Объяснять суть четырех благородных истин буддизма.

Характеризовать счастливые и несчастливые перерождения.

Понимать суть и нравственное значение основных норм буддийского вероучения.

Иметь представление о способах достижения нирваны, трех драгоценностях буддизма.

Знание основных моральных норм и ориентация на ах выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

18

Направления и обряды буддизма.

Знать основные праздники и обряды буддизма.

Характеризовать основные направления буддизма и их

особенности. Понимать роль бодхисатв и обладание буддистами шестью качествами в махаяне.

Иметь представление о роли монашества и монастырей в буддизме.

Смысловое восприятие художественных

и познавательных текстов, выделение

существенной информации из

сообщений разных видов (в первую оче-

редь текстов).

Формирование целостного, социально

ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и

разнообразии природы, народов, культур и религий.

Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу

В результате изучения «Основ религиозных культур и светской этики» ученик должен:
       
Знать/понимать:
       - основные понятия религиозных культур;
       - историю возникновения религиозных культур;
       - историю развития различных религиозных культур в истории России;
       - особенности и традиции религий;
       - описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.

       Уметь:
       - описывать различные явления религиозных традиций и культур;
       - устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
       - излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
       - соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
       - строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
       - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

- участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;
      -  готовить сообщения по выбранным темам.

К концу изучения курса

Выпускник научится:

– раскрывать содержание основных составляющих мировых религиозных культур (религиозная вера и мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозные праздники и календари, нормы отношений людей друг к другу, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);

– ориентироваться в истории возникновения религиозных традиций православия, ислама, буддизма, иудаизма, истории их формирования в России;

– понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;

– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;

– соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной морали;

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Выпускник получит возможность научиться:

– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;

– устанавливать взаимосвязь между содержанием религиозной культуры и поведением людей, общественными явлениями;

– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

– акцентировать внимание на религиозных духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

Список литературы для ученика

1.Учебник «Основы религиозных культур народов России», А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров ,М-.-«Русское слово» 2014г.

Список литературы для учителя

1.Учебник «Основы религиозных культур народов России»,А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров ,М-.-«Русское слово» 2014г.

2.Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.

3.Токарев С.А. Религии в истории народов мира. М., 2005.

Дополнительная литература для учителя (интернет- сайты)

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru ;

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school- collection.edu.ru .

Электронная гуманитарная библиотека - www.gumfak.ru :

Государственный музей истории религии - www.gmir.ru .

Тематическое планирование.

Тема урока

Содержание

Тип урока

Планируемые результаты освоения материала

Виды контроля, измерители

Дата проведения

План

Факт

1

Введение 1ч.

1 Введение

в предмет. Возникновение первобытных религий. Язычество.

Возникновение первобытных религий. Представления древних людей о загробном мире. Обожествление сил природы. Понятие души. Язычество. Возникновение монотеистических религий – выход человека на новый уровень нравственного развития.

Вводный

Знать, понимать и принимать ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России. Понимать причины возникновения

религиозных верований.

Уметь характеризовать понятие «душа». Объяснять смысл возникновения

монотеистических религий в связи с выходом человечества на новый уровень нравственного развития.

Текущий

   

2

Христианство 12ч.

1 Древние

предания

христиан. Ветхий Завет. Библия. Сотворение

Богом мира и человека.

Ветхий Завет – часть Библии. Сотворение Богом мира и человека. Адам и Ева. Грехопадение первых людей и их изгнание из рая. Первородный грех. Понятие греха. Свобода выбора человека. Всемирный потоп. Вавилонская башня.

Пророк Моисей и Десять заповедей.

Комбинированный

Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с возникновением первых людей, Всемирным потопом, Вавилонской башней, дарованием Моисею Десяти заповедей на горе Синай.

Иметь представления о христианских воззрениях на суть борьбы до-

бра и зла в мире.

Понимать смысл грехопадения первых людей. Объяснять, в чем заключается свобода выбора человека

Текущий

   

3

2 Древние

предания

христиан. Пророк Моисей и Десять заповедей.

Комбинированный

Текущий

   

4

3 Возникновение

Христианства.

Новый Завет. Евангелие. Рождение Иисуса Христа.

Новый Завет – часть Библии. Евангелие – благая весть. Рождение Иисуса Христа. Проповедь Иисуса. Любовь к Богу и к ближнему – основа христианского учения. Апостолы – ученики Иисуса Христа.

Предательство Иисуса Иудой. Тайная вечеря. Арест и распятие Иисуса Христа. Сошествие в ад и воскресение Иисуса. Второе пришествие Христа.

Комбинированный

Знать основные события земной жизни Иисуса Христа.

Понимать и принимать нравственную суть христианства, выраженную в заповедях Христа.

Объяснять смысл искупительной жертвы Христа.

Текущий, фронтальный опрос

   

5

4 Возникновение

Христианства.

Предательство Иисуса Иудой. Второе пришествие Христа.

Комбинированный

Текущий, фронтальный опрос

   

6

5 Христианская

Церковь. Появление священников.

Гонения на первых христиан в Римской империи. Катакомбы – место, где укрывались первые христиане. Церковь. Появление священников. Распространение и утверждение христианства в Римской империи в качестве государственной религии. Император Константин.

Складывание церковной организации. Монастыри и монашество. Римские папы. Разделение единой христианской Церкви на Католическую и Православную.

Комбинированный

Знать основные события, связанные с жизнью и деятельностью первых христиан и распространением

христианства.

Иметь представления об устройстве

Церкви. Характеризовать основные различия между православием и католичеством.

Текущий, индивидуальный опрос

   

7

6 Христианская

Церковь.

Церковная иерархия. Католическая церковь и Православная церковь.

Комбинированный

Текущий, индивидуальный опрос

   

8

7 Христианство

на Руси.

Русь и Византия. Крещение Руси.

Русь и Византия. Владимир – креститель Руси. Посольства о вере. Крещение Руси, его значение для русской истории и культуры. Возникновение Русской православной церкви. Появление иконописи.

Роль Русской православной церкви в истории России. Сергий Радонежский и победа на Куликовском поле. Ликвидация патриаршества при Петре Великом. Гонения на Церковь при советской власти.

Комбинированный

Знать основные этапы появления и развития христианства на Руси.

Осознавать важную роль Русской православной церкви в становлении и развитии русской государственности.

Понимать важность христианской веры в повседневной жизни наших предков на протяжении многих веков.

Текущий

   

9

8 Христианство

в России. Русская православная церковь. Сергий Радонежский.

Тест №1

Проверка знаний

Текущий,

тест

   

10

9 Христианские святые. Беседа с настоятелем Храма Воскресения Христова в селе Бурмакино 

Протоиереем Андреем.

Почитание святых в христианстве. Мощи – нетленные останки святых. Первые русские святые Борис и Глеб. Серафим Саровский – один из самых почитаемых святых Русской православной церкви.

Храм, его место в жизни христианства. Первые христианские храмы на Руси. Фреска и мозаика. Название храма. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Устройство храма. Икона Владимирской Божией Матери. Правила поведения в храме.

Комбинированный

Знать основные факты, связанные с жизнью и деятельностью преподобного Серафима Саровского, благо-

верных Бориса и Глеба.

Иметь понятия о сути святости и святых, об основных элементах и

устройстве православного храма.

Осознавать важную роль храма в жизни христианина.

Уметь правильно вести себя в православном храме.

Текущий

   

11

10

Православный храм. Устройство храма.

Посещение Храма Воскресения Христова в селе Бурмакино. 

Комбинированный

Текущий

экскурсия

   

12

11 Христианские

праздники.

Пасха – главный христианский праздник.

Церковное богослужение, его распорядок и связь с событиями земной жизни Иисуса Христа. Церковные праздники. Рождество Христово и Рождественский пост. Крещение Господне и Благовещение Пресвятой Богородицы. Пасха – главный христианский праздник. Вербное воскресенье. Подвижные и неподвижные праздники.

Христианские таинства.

Комбинированный

Понимать суть церковного богослужения.

Знать основные праздники и особенности церковного календаря.

Понимать смысл основных христианских таинств и осознавать их

важность в жизни христианина

Текущий

   

13

12 Христианские

таинства.

Работа над проектом по теме «Христианство».

Самостоятельная работа №1

Проверка и оценка знаний

Самостоятельная работа

Проект

   

14

Католичество 1ч.

1 Католичество. Католическая церковь. Римский папа.

Католичество – самое распространенное христианское учение на Земле. Рим – главный город для католиков всего мира. Ватикан. Римский папа – глава Католической церкви. Кардиналы. Понятие «чистилище». Франциск Ассизский. Мать Тереза. Уния и униатская церковь.

Комбинированный

Иметь представление об устройстве Католической церкви и ее распространении в мире, унии и униатской церкви.

Знать обрядовые и другие отличия католичества от православия. Характеризовать суть понятия «чистилище».

Текущий, фронтальный опрос

   

15

Протестантизм 1ч.

1Протестанты. Мартин Лютер. Течения протестантизма. Тест №2

Понятия протестантизма и реформации. Мартин Лютер. Основные положения протестантского вероучения. Борьба между католиками и протестантами. Распространение протестантизма в Европе и Америке. Община протестантов. Пастор. Течения протестантизма.

Комбинированный

Понимать причины начала Реформации и осознавать суть недовольства протестантов Католической церковью. Характеризовать основные особенности протестантского вероучения. Знать имена крупнейших протестантских лидеров.

Текущий

Тест

   

16

Ислам 6ч.

1 Пророк

Мухаммад.

Проповеди Мухаммада.

Детство и юность Мухаммада. Первое откровение Аллаха, ниспосланное Мухаммаду.

Начало проповеди ислама. Хиджира – уход Мухаммада из Мекки в Медину. Распространение ислама среди арабских племен. Возникновение мусульманского государства. Понятие шариата. Смерть Мухаммада.

Комбинированный

Знать основные события жизни и деятельности пророка Мухаммада.

Осознавать значение Хиджры и важную роль этого события в истории ислама..

Понимать смысл понятия «шариат»

Текущий

   

17

2

Возникновение ислама. Возникновение мусульманского государства. Шариат.

Комбинированный

Текущий

   

18

3 Во что верят

мусульмане. Аллах – творец и повелитель мира. Пророки.

Аллах – творец и повелитель мира. Ангелы и демоны. Пророки – посланники Аллаха.

Коран – священная книга мусульман. Сунна – книга преданий о жизни и деяниях пророка Мухаммада. Судный день. Намаз, закят, хадж.

Комбинированный

Знать содержание основных норм шариата.

Иметь представление о воззрениях мусульман на устройство мира, на

суть борьбы добра и зла в мире.

Понимать значение свободы выбора в исламе, которая дается Аллахом человеку.

Понимать значение Корана и Сунны в жизни мусульман.

Текущий, индивидуальный опрос

   

19

4 Коран – священная книга мусульман. Судный день.

Комбинированный

Текущий, индивидуальный опрос

   

20

5 Мусульманские обряды. Мусульманский календарь и мусульманское летосчисление.

Мусульманский календарь и мусульманское летосчисление. Месяц Рамадан в жизни мусульман. Мусульманские праздники: Рождение пророка Мухаммада, Ночь прощения, Ночь могущества, праздник разговения, Праздник жертвоприношения (Курбан-байрам).

Пятница – самый почитаемый день недели у мусульман. Устройство мечети: михраб и минбар. Минарет.

Комбинированный

Характеризовать основные особенности мусульманского календаря.

Знать основные мусульманские

праздники.

Иметь представление об устройстве мечети

Текущий

   

21

6 Мусульманские обычаи. Устройство мечети. Минарет. Работа над проектом по теме «Ислам». Тест №3

Комбинированный

Текущий, тест

Проект

   

22

Иудаизм 6ч.

1 Иудаизм –древняя религия евреев.

Святая земля. Порабощение евреев.

Иудаизм – вера одного народа (евреев). Легендарное происхождение еврейского народа. Завет, заключенный Авраамом с Богом. Земля Ханаанская. Рождение Исаака. Иосиф и переселение еврейского народа в Египет. Порабощение евреев египетскими фараонами.

Пророк Моисей. Десять казней египетских и исход евреев из Египта. Дарование Богом Моисею десяти заповедей на горе Синай. Возвращение еврейского народа в Ханаан. Первый храм в Иерусалиме. Вавилонское пленение евреев. Возвращение евреев в Иерусалим и построение второго храма. Иудейское царство. Покорение еврейского народа римлянами. Расселение евреев по разным странам.

Комбинированный

Знать основные сюжеты ветхозаветных преданий иудаизма.

Понимать значение дарования десяти заповедей пророку Моисею и их роль в истории иудаизма.

Осознавать значение десяти заповедей как нравственной основы иудейской религии.

Характеризовать особенности положения еврейского народа в мире.

Знать основную причину появления еврейского населения в России.

Текущий

   

23

2 Иудаизм –древняя религия евреев. Распространение религии. Пророк Моисей. Иудейское царство.

Комбинированный

Текущий

   

24

3 Во что верят иудеи.

Иегово – единый Бог для иудеев. Заповеди Ноя.

Иегово (Яхве) – единый Бог для иудеев. Десять заповедей в жизни иудея. Заповеди Ноя. Галаха – свод иудейских религиозных норм и заповедей. Вера иудеев в избранничество еврейского народа. Вера в мессию.

Священные книги иудеев: Танах и Талмуд.

Комбинированный

Иметь представление об основных взглядах иудеев на мир.

Понимать суть и нравственное значение основных норм иудейского

вероучения.

Объяснять смысл представлений о

богоизбранности еврейского народа.

Текущий

   

25

4 Священные книги иудеев: Танах и Талмуд.

Комбинированный

Текущий, групповой опрос

   

26

5 Обычаи иудеев. Иудейский календарь.

Иудейский календарь. Почитание субботы иудеями. Иудейские праздники: Рош-ашана, Песах, Шавуот. Иудейская община. Раввин – наиболее авторитетный иудей, хорошо знающий тексты священных книг.

Синагога – место собрания членов иудейской общины.

Комбинированный

Знать основные иудейские праздники.

Характеризовать особенности

иудейского календаря.

Иметь представление об иудейской общине и роли в ней раввина, о синагоге.

Текущий

   

27

6 Обряды иудеев. Синагога. Работа над проектом по теме «Иудаизм». Тест №4

Комбинированный

Текущий, групповой опрос

Проект

   

28

Буддизм 6ч.

1 Буддизм – одна из древнейших мировых религий.

Древняя Индия – родина буддизма. Сиддхартха Гаутама – основатель буддизма. Четыре встречи царевича Сиддхартха и его уход из дома. Странствия Сиддхартхи. Понятие медитации. Просветление Сиддхартха. Нирвана.

Будда. Распространение Буддизма.

Комбинированный

Знать основные этапы деятельности Будды.

Иметь представление о медитации.

Понимать значение просветления Будды в истории буддизма.

Текущий

   

29

2 Кто такой Будда. Распространение Буддизма.

Комбинированный

Текущий

   

30

3 Во что верят

Буддисты. Четыре благородные истины буддизма.

Четыре благородные истины буддизма. Понятия сансары и кармы. Счастливые и несчастливые перерождения. Правильная речь, правильное поведение и правильное сосредоточение в буддизме. Йога.

Три драгоценности буддизма: Будда, Дхарма, сангха. Сутры – записи бесед и проповедей Будды.

Комбинированный

Объяснять суть четырех благородных истин буддизма.

Характеризовать счастливые и несчастливые перерождения. Понимать суть и нравственное значение основных норм буддийского вероучения.

Иметь представление о способах

достижения нирваны, трех драгоценностях буддизма.

Текущий, индивидуальный опрос

   

31

4 Три

драгоценности буддизма: Будда, Дхарма, сангха.

Комбинированный

Текущий, индивидуальный опрос

   

32

5

Основные направления буддизма – махаяна, хинаяна и ваджраяна.

Основные направления буддизма – махаяна, хинаяна и ваджраяна. Бодхисатва и шесть качеств в махаяне.

Монастыри и монашество в буддизме. Буддийский календарь. Буддийские праздники: Новый год, Рождение Будды, Уход Будды на небеса и др.

Комбинированный

Знать основные праздники и обряды буддизма.

Характеризовать основные направления буддизма и их особенности. Понимать роль бодхисатв и обладание буддистами шестью качествами в махаяне.

Иметь представление о роли монашества и монастырей в буддизме.

Текущий

   

33

6 Обряды буддизма. Буддийский календарь. Буддийские праздники. Работа над проектом по теме «Буддизм». Самостоятельная работа №2

Проверка и оценка знаний

Самостоятельная работа

Проект

   

34

Итоговое занятие 1ч.

1 Подведение итогов.

Творческий отчет. Презентация творческих проектов.

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Комбинированный

Уметь слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную.

Презентация творческих проектов.

   

Материально-техническое обеспечение.

й

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Число

Примечание

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.

Учебно-методические комплекты (программы, учебники, рабочие тетради, хрестоматии и т.п.).

Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения).

Стандарт начального образования и документы по его реализации

Методические пособия для учителя

К

П

П

В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованные или допущенные Министерством образования и науки

Рекомендации к организации учебного процесса по

Печатные пособия

2

Географические и исторические настенные карты

Атлас географических и исторических карт

Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)

Д

К

Ф

Например, репродукции картин

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

3.

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету

Ф

 

Технические средства обучения (ТСО)

4.

Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц

Экспозиционный экран

Аудио-проигрыватель

Ноутбук

Диапроектор (эпидиаскоп)

Интерактивная доска

Вебдокумент

Принтер

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Размер экрана не менее 150 х 150 см

Экранно-звуковые пособия

5

Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме)

Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме)

Д

Д

Могут, например, быть использованы фрагменты музыкальных произведений, записи голосов птиц и др.

Игры и игрушки

6.

Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования

К

 

Оборудование класса

7.

Ученические столы 1-2 местные с комплектом стульев

Стол учительский с тумбой

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

Подставки для книг, держатели для карт и т.п.

Ф

Д

Д

Д

Д

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами

Опубликовано в группе «Программа ''Школа России''»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.