Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» за 4 класс

5
0
Материал опубликован 24 March 2017 в группе

02.20

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КУЙБЫШЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«Рассмотрено» «Утверждаю»

на заседании Директор школы:

педагогического совета Калюжная К.К.______

школы. Приказ №

Протокол №

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 предмета «Основы религиозных культур и светской этики»,

модуль «Основы православной культуры народов России»

4 класс

Составитель рабочей учебной программы:

Радченкова Тамара Ивановна,

учитель начальных классов, ВКК,

МКОУ Куйбышевская ООШ

х. Индычий

2016

Рабочая программа курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль « Основы православной культуры»

Рабочая программа модуля « Основы православной культуры» курса ОРКСЭ в 4 классе представляет собой целостный документ, включающий 8 разделов:

пояснительную записку;

учебно-тематический план изучения предмета;

содержание программы;

описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

систему оценки достижения планируемых результатов освоения предмета;

планируемых результатов освоения предмета;

описание материально – технического обеспечения образовательного процесса;

календарно-тематическое планирование.

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» разработана в соответствии с Положением о рабочей программе МКОУ Куйбышевская ООШ, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2007 года, годовым календарным графиком и учебным планом школы, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики». Кураева А. В. «Просвещение», 2010.

«Основы религиозных культур и светской этики», модуль « Основы православной культуры»

Проблема воспитания толерантности и нравственной иденти­фикации подрастающего поколения сегодня волнует обществен­ность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне оче­видно, что воспитательную составляющую наряду с научными зна­ниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу ин­формации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное зна­чение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозны­ми объединениями, признанием свободы вероисповедания и ми­ровоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

В то же время преподавание основ религиозной и нерели­гиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необ­ходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нрав­ственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Цели и задачи курса

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подрост­ка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основан­ному на знании культурных и религиозных традиций многонацио­нального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и свет­ских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляю­щих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Новый курс призван актуализировать в содержании общего об­разования вопрос совершенствования личности ребёнка на прин­ципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечелове­ческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в вос­питательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общ­ность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отра­жает культурную, социальную, этническую, религиозную слож­ность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

общая историческая судьба народов России;

единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, нала­женный веками диалог культур, а также общность социально-по­литического пространства.

Учебный курс является единой учебно-воспитательной систе­мой. Все его модули согласуются между собой по педагогичес­ким целям, задачам, требованиям к результатам освоения учеб­ного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в преде­лах отведённого учебного времени с учётом образовательных воз­можностей младших подростков.

Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 мо­дулей:

«Основы православной культуры»,

«Основы исламской культуры»,

«Основы буддийской культуры»,

«Основы иудейской культуры»,

«Основы мировых религиозных культур»,

«Основы светской этики».

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопут­ствующей ему системы межпредметных связей формирует у обу­чающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

ориентации содержания всех модулей учебного курса на об­щую педагогическую цель — воспитание нравственного, творчес­кого, ответственного гражданина России;

педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;

системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);

ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших под­ростков;

единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может ис­черпываться содержанием этого курса.

Общая характеристика учебного предмета

Цель учебного предмета «Основы православной культуры» состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.

В ходе изучения этого нового предмета учащиеся должны познакомиться с историческими и нравственными основами родной православной культуры. Федеральный

Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.) подчеркивает «особую роль православия в истории России, в становлении её духовности и культуры». Из этого законодательного признания особого значения православия в истории нашего Отечества вытекает необходимость изучения православной культуры в общеобразовательных учреждениях России.

Преподавание основ православной культуры в 4 классе общеобразовательного учреждения не ставит цели дать школьнику «теорию духовности» или «теорию нравственности». Оно направлено на то, чтобы сориентировать школьника в современной жизни общества, обеспечивая при этом интеграцию в культурную традицию общества — в глубь времен. Учащиеся начальной школы прежде всего должны ознакомиться со священными страницами родной истории, чтобы впоследствии им стало понятно, почему человек должен стремиться к добродетельной жизни.

Место комплексного учебного курса в учебном плане.

В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиоз­ных культур и светской этики» изучается в объёме 1ч в неделю (II полугодие) в 4 классе (17 часов) и 1 час в 5 классе (II полугодие)

Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учеб­ного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учеб­ных модулей.

Образовательное учреждение на основе определения образо­вательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обуче­ния ребёнка по содержанию того или иного модуля.

В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и пре­зентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обоб­щить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме.

Основные задачи комплексного учебного курса:

знакомство обучающихся с основами православной, мусуль­манской, буддийской, иудейской культур, основами мировых ре­лигиозных культур и светской этики;

развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной шко­ле, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренчес­ких основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на сту­пени основной школы;

развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаим­ного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обуча­ющимися российской культуры как целостного, самобытного фе­номена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение школьниками учебного содержания каждого из мо­дулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

понимание значения нравственности, морально ответствен­ного поведения в жизни человека и общества;

формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традицион­ной культуры многонационального народа России;

укрепление средствами образования преемственности поко­лений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логичес­кую завершённость по отношению к установленным целям и ре­зультатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Содержание каждого из шести модулей учебного курса орга­низовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематичес­кого раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29), изучаемые соответственно в 4,5 классах, дифференцируют со­держание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным моду­лем, получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.

Учебный модуль «Основы православной культуры» курса ОПКСЭ

Пояснительная записка

Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которые решает общество, - это проблема духовно - нравственного воспитания и, в частности, тема введения курса «Основы православной культуры» в общеобразовательных учебных заведениях. Очевидно, что повышенный интерес к этой теме возник не случайно. Значительно возросло внимание к духовной стороне бытия человека и православной культуры в России.

«Основы православной культуры» - это один из шести модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Рабочая программа по «Основам православной культуры» разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования 2004г., Примерной программой начального общего образования /Москва, Министерство образования и науки РФ, 2008г./ и авторской программой А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4-5 классы учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации Москва «Просвещение» 2010 г.

Статус документа

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

Приказа Минобр науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», (ред. Приказов Минобр науки России от 26.11.2010 № 124, от 22.09.2011 № 2357).

Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (начальная школа) (М. Просвещение, 2011).

Приказа Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 27.07.2012 № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательном учреждениях на 2014-2015 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 №1067 « Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год».

Письма МОиН РФ от 16.08.10г №03-48 «О рекомендации к использованию примерной основной образовательной программы начального общего образования».

Письма МОиН РФ от 10.02.11г №03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе».

Учебного плана МКОУ Куйбышевская ООШ Петропавловского района Воронежской области на 2015-2016 учебный год

Положения о рабочей программе МКОУ Куйбышевская ООШ

Цели и задачи изучения модуля:

знакомство обучающихся с основами православной культуры;

развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества;

обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ.

Освоение школьниками учебного модуля «Основы православной культуры» должно обеспечить:

понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

формирование первоначальных представлений об основах православной культуры;

формирование уважительного отношения к различным духовным и светским традициям;

знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развитие культурных и духовных ценностей.

Обучение детей по программе курса должно быть направленно на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Таким образом, задачей курса является ознакомление детей с основными религиозными понятиями, историей, праздниками и традициями Православной Церкви, раскрытие содержания и смысла православной культуры в нашем современном обществе.

Учебно – методический комплект

А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4-5 классы учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации - М.: «Просвещение», 2012г.

Г.А. Обернихина. Поурочные разработки к учебнику А.В.Кураева «Основы православной культуры» - М.: «Просвещение», 2012г.

Г.А. Обернихина. Методическое пособие для учителя к учебнику А.В.Кураева «Основы православной культуры» - М.: «Просвещение», 2012г.

Г.А. Обернихина. «Основы православной культуры»: Рабочая тетрадь - М.: «Просвещение», 2012г.

Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры» 4-5 классы Москва издательство «Просвещение» 2010 г.

Место в базисном учебном плане:

Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного модуля «Основы православной культуры» в 4 – 5кл., из расчёта 1 учебный час в неделю. Рабочая программа учебного модуля «Основы православной культуры» реализуется с 4 класса (17ч. - 0,5ч в неделю).

Модуль «Основы православной культуры» выбран по заявлению родителей (законных представителей) учащихся.

Основной формой организации учебного процесса в 4 классах является традиционный школьный урок.

Для обобщения и закрепления изучаемого материала проводятся:

беседы;

диспуты;

организуется проектная деятельность,

экскурсии.

Заключительный урок - в нестандартной форме:

урок – концерт;

урок- диспут;

урок- спектакль;

урок – викторина;

защита проектов по итогам полугодий и т.д.

Примерные темы творческих работ:

Темы сочинений

«Милосердные дела и героические поступки христиан».

«Величественные храмы».

«Прекрасные иконы».

«Молитвы христиан» о себе и других.

«Что такое этика»?

«Как я понимаю золотое правило этики?»

«Возможен ли подвиг в мирное время»?

«Как я понимаю православие».

«Православные святыни».

«Православные праздники».

«Экскурсия в православный храм».

 «Значение православной культуры в жизни человека и общества»

Примерные темы исследовательских работ для презентаций

Как христианство пришло на Русь?

Христианское отношение к природе.

Святые в отношении к животным.

Русские святые-воины. (на примере одного святого: святых благоверных князей

Александра Невского, Дмитрия Донского или других)

Христианская семья и её ценности.

Учебно – тематический план изучения модуля

Тематический план учебного курса

Тематическое планирование

Период обучения

Количество часов

п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

3 четверть

8

1

Введение в православную духовную традицию

8

4 четверть

9

2

Православие в России

9

Итого:

17

   

17

3.Содержание программы, 4 класс  (17 ч)

Раздел I. Введение в православную духовную традицию (17ч)

Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.

Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.

Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.

Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия.

Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.

Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.

Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.

Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.

Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.

Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.

Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.

Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.

Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.

Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.

Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений.

Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта.

4.Ценностные ориентиры содержания курса ОДНКНР

В основе учебно-воспитательного курса «Основы православной культуры » заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность,

гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

На уроках учащиеся узнают о единстве многонационального российского

народа, о многообразии его духовных традиций. На уроках проводится мысль, что при явном различии наших взглядов на мир, мы – народ России – едины. У нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное – сходные нравственные основы.

Учащиеся должны получить целостное представление о том, что есть культура православия. Школьники знакомятся с основателем православия - Христом.

Основные нравственные понятия: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие и др. Будет показан образ жизни людей, их нравственные семейные и общественные обязанности.

5. Система оценивания учебных достижений обучающихся 4 класса в рамках изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуля «Основы православной культуры»

В результате изучения учебного курса ОРКСЭ обучающиеся должны:

осознавать себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);

развивать чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;

знать важнейшие страницы священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;

осознавать необходимость для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;

развивать способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;

уметь работать с различными источниками информации;

участвовать в диспутах.

Цель системы оценивания учебных достижений:

определение уровня системы знаний обучающихся в рамках изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуля «Основы православной культуры»

Задачи системы оценивания учебных достижений:

получение точной и объективной информации о состоянии преподавания курса ОРКСЭ в 4 классах;

продумывание способа проверки знаний обучающихся.

Принципы оценивания ОРКСЭ:

Критериальность - данный принцип заключается в том, что критерии должны быть однозначными и предельно четкими.

Гибкость, вариативность - предполагает использование различных процедур и методов изучения результативности обучения.

Естественность процесса оценивания знаний обучающихся - контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях.

Контроль и оценка знаний и умений обучающихся.

Содержательный контроль и оценка знаний и умений учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми. В ходе изучения предмета учитель оценивает знания обучающихся только отметками «4» и «5», так как данный курс носит пропедевтический характер к изучению истории в старших классах.

Для отслеживания уровня знаний и умений используются: итоговые и текущие проверочные и тестовые, творческие работы, проектная деятельность.

Тестовая работа включает в себя задания, направленные на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи. При использовании тестовой формы контроля руководствуются следующими критериями оценивания:

«5» - если правильно выполнено 90% или более.

«4» - если 70-89%.

Менее 70-50% оценка не выставляется.

В случае невыполнения теста с обучающимися проводится работа над ошибками, выполняется повторное тестирование.

Результаты данной работы фиксируются в классном журнале.

Одной из форм работы проверки знаний обучающихся являются творческие работа. К ним относятся: мини сочинения, сообщения по теме, составление кроссвордов и т.д.

При проверке творческих работ выводится оценка.

«5» - за правильное и логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильное речевое оформление.

«4» - правильно, достаточно полно раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей, - отдельные речевые неточности.

6. Основные требования к уровню знаний и умений учащихся в 4 классе

В течение учебного года учащиеся должны знать/понимать:

осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства;

развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем - осознание ответственности за сохранение культурно - исторического наследия России;

знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;

осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;

умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;

настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;

как результат преданности и уважения к традициям своего народа - уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.

развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;

любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;

умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники

развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;

знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;

умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории;

приобщение к духовно - нравственным ценностям своего народа;

усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;

приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро - зло, правда - ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;

формирование потребности в нравственном совершенствовании.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной

деятельности, а также находить средства её осуществления;

формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок;

понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

адекватное использование речевых средств и средств информационно-

коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,

осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами

коммуникации;

овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность

существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

определение общей цели и путей её достижения, умение

договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

адекватно оценивать поведение свое и окружающих.

Требования к предметным результатам:

знание, понимание и принятие учащимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

         

7.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Характеристика расчета количественных показателей материально-технического обеспечения.

Количество учебного оборудования приводится в требованиях в расчете на один учебный кабинет. Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений:

Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев), в т.ч. используемые для проведения демонстраций учителем или для постоянной экспозиции в кабинете начальных классов.

К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса).

Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся), Данное оборудование используется при проведении фронтальных ученических работ.

П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся.

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Число

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

 

А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4-5 классы учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации Москва «Просвещение» 2012г.

К

Технические средства обучения

1.

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.

Д

2.

Мультимедийный проектор

Д

3.

Экспозиционный экран

Д

4.

Компьютер

Д

5.

Принтер лазерный

Д

Экранно-звуковые пособия

1.

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения

Д

2.

Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураев Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы. М.: Просвещение, 2010 г.

Д

1.

Электронные образовательные ресурсы

Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. http://минобрнауки.рф


 

2.

Федеральный портал «Российское образование».http://www.edu.ru

 

3.

Федеральный центр информационно –образовательных ресурсов. http://fcior.edu.ru

 

4.

Единое окно доступа к образовательным ресурсам. http://window.edu.ru/window

 

5.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.http://school-collection.edu.ru

 

6.

Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях. http://bus.gov.ru/public/agency/agency.html?agency=202421

 

7.

Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа :http://nachalka.info/about/193

 

8.

Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.festival.1september.ru

 

9.

Образовательный портал «Ucheba.com». – Режим доступа: www.uroki.ru

 

10.

Портал учителей начальных классов www.nsportal.su

 

11.

Завуч - педагогический портал www.zavuch.info

 

12.

Сайт проекта "Открытый класс" www.openclass.ru

 

13.

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

www.festival.1september.ru

 

14.

Учебно-методический портал. – Режим доступа:http://www.uchmet.ru

 

15.

Клуб учителей начальной школы - методические материалы www.4stupeni.ru

 

16.

Портал в области образования. – Режим доступа:www.planetashkol.ru

 

17.

Информационно- образовательные ресурсы. Библиотека готовых материалов, тематические коллекции, интерактивные материалы и т.д. www.metodkabinet.eu

 
 

Оборудование класса

1.

Ученические столы 2 местные с комплектом стульев

К

2.

Стол учительский с тумбой

Д

3.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Д

4.

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.

Д


 


 

8.календарно - тематическое планирование


 

п/п

Дата

Тема

Тип урока

Содержание деятельности учащихся

Планируемые результаты

 

план

факт

предметные

метапредметные

 

личностные

1

   

Россия – наша Родина

Введение

Объяснять, что такое духовный мир человека. Рассказать о традициях своей семьи. Рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи. Рассказать о празднике День народного единства (4 ноября).

Знать основные понятия: Отечество, Родина, духовный мир, культурные традиции.

 

Регулятивные :

учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные:

выполнение действий по алгоритму.

Коммуникативные:

выражение своих мыслей.

нравственно-эстетическое оценивание понятия Родина

2

   

Культура и религия

Урок-познание.

Выражать слова благодар

ности в разнообразных формах. Понимать взаимо

связь русской культуры и православия. Рассказать о традициях русской право

славной культуры XVII века

Знать, что такое культура, и как она создаётся. Что такое религия. Что такое православие.

Регулятивные :

саморегуляция

Познавательные:

поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: выражение своих мыслей.

нравственно-эстетическое оценивание.

3

   

Человек и Бог в православии

Урок-рассуждение

Понимать, как вера влияет на поступки человека, и рассказать об этом.

Знать, кого православная культура называет Творцом. Какие дары получили от Творца люди

Регулятивные : саморегуляция\

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: уметь договариваться, вести дискуссию

ценить и принимать ценности.

4

   

Православная молитва

Урок-исследова

ние

Рассказывать, что значит «молиться», и чем отличается молитва от магии. Объяснить слово «искушение», и зачем людям посылаются испытания в жизни. Объяснить выражение «Знать, как «Отче наш».

Знать, что такое молитва, и чем она отличается от магии. Какие бывают виды молитв. Что значит «благодать». Кто такие святые.

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера

ценить и принимать ценности.

5

   

Библия и Евангелие

Урок-познание

Объяснять, что такое Священное Писание, и из каких частей оно состоит. Объяснить связь слов Христос – христианство – христианин. Объяснять, как переводится слово «Евангелие», и почему оно так называется. Рассказать об апостолах Христовых.

Знать, кто такой христианин. Кто такие пророки и апостолы. Что такое Библия и Евангелие.

Что такое Откровение Божие.

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: уметь договариваться, вести дискуссию

ценить и принимать ценности.

6

   

Проповедь Христа

Урок-познание

Объяснять, чему учил Христос. Объяснить, что является духовными сокровищами. Рассказать, какое богатство христиане считают истинным и вечным.

Что такое пропо

ведь (Нагорная проповедь). Как христиане отно

сятся к мести, и почему.

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: уметь договариваться, вести дискуссию

нравственно-эстетическое оценивание.

7

   

Христос и Его крест

Урок-размыш

ление

Рассказать о Рождестве Христове. Объяснить, что такое Боговоплощение. Объяснить, почему Христос не уклонился от распятия. Объяснить, почему крест стал символом христианства, и какой смысл христиане вкладывают в этот символ.

Что такое «воплощение» («Боговоплоще-

ние»), Голгофа. Кто такой Богочеловек.

В чём состояла жертва Иисуса Христа.

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: уметь вести дискуссию

нравственно-эстетическое оценивание.

8

   

Пасха

Урок-познание и рассужде

ние.

Объяснить, почему Иисуса Христа называют Спасителем. Объяснить, как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа. Рассказать, в чём состоит смысл пасхального гимна. Рассказать, в чём состоит смысл христианского поста.

Что такое Пасха (Воскресение).

Как празднуют Пасху.

Как звучит пасхальное приветствие. Как звучит пасхальный гимн. Что такое христианский пост

Регулятивные : саморегуляция

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя

нравственно-эстетическое оценивание.

9

   

Православное учение о человеке

Урок-лаборатор

ное занятие.

Объяснить выражение «внутренний мир» человека. Составить рассказ на тему «Как Бог подарил человеку душу». Объяснить выражение «болезни души». Объяснить, в чём заключается свобода для христианина.

Чем человек отличается от животного. Что такое «внутренний мир» человека. В чём заключается свобода для христианина. Как Библия рассказы

вает о происхож

дении души. христианина.

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя

нравственно-эстетическое оценивание.

10

   

Совесть и раскаяние

Урок-размышле

ние

Рассказать, как совесть подсказывает человеку правильный выбор в поступках.Объяснить выражение «Человек – это животное, умеющее краснеть». Объяснить связь между выражениями «бессовестный человек» и «мёртвая душа». Рассказать, почему покаяние называют «лекарством души».

Что христиане считают добром, злом, грехом, что такое совесть, раскаяние, покаяние

Регулятивные : – способность понимать и проявлять свои чувства посредством слов.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: выражение своих мыслей.

 

нравственно-эстетическое оценивание.

11

   

Заповеди.

Урок-познание и рассужде

ние.

Рассказать, что такое «Десять заповедей» или «Закон Моисея». Рассказать,

Что такое «заповедь», «скрижали». Какие заповеди были даны людям через пророка Моисея.

Регулятивные : саморегуляция

Познавательные:

анализировать жизненные ситуации и выбирать нравственные формы поведения.

Коммуникативные: умение согласованно выполнять совместную деятельность

ценить и принимать ценности.

12

   

Милосердие и сострадание

Урок-рассужд

ение

Объяснить, можно ли за милосердную помощь брать плату, и почему. Рассказать, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным. Рассказать, какие существуют дела милосердия

Кого христиане называют «ближним». Как христианин должен относиться к людям. Что такое «милосердие», «милостыня»

Регулятивные : оценка нравственных норм

Познавательные: извлечение необходимой информации.

Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении проблемы.

личностное переживание

13

   

Золотое правило этики

Урок-размышле

ние

Объяснить, почему главное правило этики называется «золотое». Сформулировать своё мнение: как уберечься от осуждения других людей. Рассказать по картине В.Поленова «Грешница», как Христос защитил женщину.

Что такое «этика». Главное правило человеческих отношений. Что такое «неосуждение».

Регулятивные : саморегуляция

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. 

ценить и принимать ценности.

14

   

Храм

Урок-экскурсия

Рассказать, как устроен православный храм. Рассказать, что такое иконостас, и какие иконы в нём присутствуют обязательно. Рассказать, может ли православный христианин молиться без иконы. Отличать на иконе изображение Иисуса Христа и Божьей Матери Объяснить значение выражения «Казанская Богоматерь».

Рассказать правила поведения в храме, и для чего они нужны.

Для чего людям нужен храм, что они там делают. Как устроен православный храм.

Что такое «алтарь», «Царские врата», «икона», «иконостас», «канун», «поминание», «благословение». Что такое «церковно-славянский язык».

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя

ценить и принимать ценности.

15

   

Икона

Урок-ознакомле

ние

Объяснить, как понятие света связано с пониманием Бога в христианстве. Объяснить, почему христиане считают возможным изображать невидимого Бога. Рассказать, кому молятся христиане, стоя перед иконой. Объяснить слова «нимб» и «лик»

В чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины, и почему. Зачем христианам нужны иконы, и как на иконах изображается невидимый мир.

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: выражение своих мыслей.

 

ценить и принимать ценности.

16

   

Творческие работы учащихся

Урок-презентация

Искать требующуюся литературу. Работать с книгой, со статьей и другой информацией. Свести всю найденную информацию в последовательный общий текст. Оформить работу в соответствии с требованими. Подготовить устное выступление.

Уметь готовить творческую работу. Как пользоваться литературой и другими источни

ками информации, как правильно отобрать нужную информацию

Регулятивные : саморегуляция

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные:  умение слышать, слушать и понимать партнера

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи

17

   

Подведение итогов.

Урок-обобщение

 

Представить свою творческую работу для обсуждения. Отстаивать свою точку зрения.

Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера

 

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации