Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» за 4 класс
02.20
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КУЙБЫШЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Рассмотрено» «Утверждаю»
на заседании Директор школы:
педагогического совета Калюжная К.К.______
школы. Приказ №
Протокол №
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
предмета «Основы религиозных культур и светской этики»,
модуль «Основы православной культуры народов России»
4 класс
Составитель рабочей учебной программы:
Радченкова Тамара Ивановна,
учитель начальных классов, ВКК,
МКОУ Куйбышевская ООШ
х. Индычий
2016
Рабочая программа курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль « Основы православной культуры»
Рабочая программа модуля « Основы православной культуры» курса ОРКСЭ в 4 классе представляет собой целостный документ, включающий 8 разделов:
пояснительную записку;
учебно-тематический план изучения предмета;
содержание программы;
описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения предмета;
планируемых результатов освоения предмета;
описание материально – технического обеспечения образовательного процесса;
календарно-тематическое планирование.
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» разработана в соответствии с Положением о рабочей программе МКОУ Куйбышевская ООШ, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2007 года, годовым календарным графиком и учебным планом школы, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики». Кураева А. В. «Просвещение», 2010.
«Основы религиозных культур и светской этики», модуль « Основы православной культуры»
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Цели и задачи курса
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
общая историческая судьба народов России;
единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.
Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей:
«Основы православной культуры»,
«Основы исламской культуры»,
«Основы буддийской культуры»,
«Основы иудейской культуры»,
«Основы мировых религиозных культур»,
«Основы светской этики».
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:
ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель — воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.
Общая характеристика учебного предмета
Цель учебного предмета «Основы православной культуры» состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.
В ходе изучения этого нового предмета учащиеся должны познакомиться с историческими и нравственными основами родной православной культуры. Федеральный
Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.) подчеркивает «особую роль православия в истории России, в становлении её духовности и культуры». Из этого законодательного признания особого значения православия в истории нашего Отечества вытекает необходимость изучения православной культуры в общеобразовательных учреждениях России.
Преподавание основ православной культуры в 4 классе общеобразовательного учреждения не ставит цели дать школьнику «теорию духовности» или «теорию нравственности». Оно направлено на то, чтобы сориентировать школьника в современной жизни общества, обеспечивая при этом интеграцию в культурную традицию общества — в глубь времен. Учащиеся начальной школы прежде всего должны ознакомиться со священными страницами родной истории, чтобы впоследствии им стало понятно, почему человек должен стремиться к добродетельной жизни.
Место комплексного учебного курса в учебном плане.
В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 1ч в неделю (II полугодие) в 4 классе (17 часов) и 1 час в 5 классе (II полугодие)
Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.
Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения ребёнка по содержанию того или иного модуля.
В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме.
Основные задачи комплексного учебного курса:
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29), изучаемые соответственно в 4,5 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.
Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем, получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.
Учебный модуль «Основы православной культуры» курса ОПКСЭ
Пояснительная записка
Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которые решает общество, - это проблема духовно - нравственного воспитания и, в частности, тема введения курса «Основы православной культуры» в общеобразовательных учебных заведениях. Очевидно, что повышенный интерес к этой теме возник не случайно. Значительно возросло внимание к духовной стороне бытия человека и православной культуры в России.
«Основы православной культуры» - это один из шести модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Рабочая программа по «Основам православной культуры» разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования 2004г., Примерной программой начального общего образования /Москва, Министерство образования и науки РФ, 2008г./ и авторской программой А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4-5 классы учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации Москва «Просвещение» 2010 г.
Статус документа
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Приказа Минобр науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», (ред. Приказов Минобр науки России от 26.11.2010 № 124, от 22.09.2011 № 2357).
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (начальная школа) (М. Просвещение, 2011).
Приказа Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 27.07.2012 № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательном учреждениях на 2014-2015 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 №1067 « Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год».
Письма МОиН РФ от 16.08.10г №03-48 «О рекомендации к использованию примерной основной образовательной программы начального общего образования».
Письма МОиН РФ от 10.02.11г №03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе».
Учебного плана МКОУ Куйбышевская ООШ Петропавловского района Воронежской области на 2015-2016 учебный год
Положения о рабочей программе МКОУ Куйбышевская ООШ
Цели и задачи изучения модуля:
знакомство обучающихся с основами православной культуры;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ.
Освоение школьниками учебного модуля «Основы православной культуры» должно обеспечить:
понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений об основах православной культуры;
формирование уважительного отношения к различным духовным и светским традициям;
знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развитие культурных и духовных ценностей.
Обучение детей по программе курса должно быть направленно на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Таким образом, задачей курса является ознакомление детей с основными религиозными понятиями, историей, праздниками и традициями Православной Церкви, раскрытие содержания и смысла православной культуры в нашем современном обществе.
Учебно – методический комплект
А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4-5 классы учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации - М.: «Просвещение», 2012г.
Г.А. Обернихина. Поурочные разработки к учебнику А.В.Кураева «Основы православной культуры» - М.: «Просвещение», 2012г.
Г.А. Обернихина. Методическое пособие для учителя к учебнику А.В.Кураева «Основы православной культуры» - М.: «Просвещение», 2012г.
Г.А. Обернихина. «Основы православной культуры»: Рабочая тетрадь - М.: «Просвещение», 2012г.
Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры» 4-5 классы Москва издательство «Просвещение» 2010 г.
Место в базисном учебном плане:
Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного модуля «Основы православной культуры» в 4 – 5кл., из расчёта 1 учебный час в неделю. Рабочая программа учебного модуля «Основы православной культуры» реализуется с 4 класса (17ч. - 0,5ч в неделю).
Модуль «Основы православной культуры» выбран по заявлению родителей (законных представителей) учащихся.
Основной формой организации учебного процесса в 4 классах является традиционный школьный урок.
Для обобщения и закрепления изучаемого материала проводятся:
беседы;
диспуты;
организуется проектная деятельность,
экскурсии.
Заключительный урок - в нестандартной форме:
урок – концерт;
урок- диспут;
урок- спектакль;
урок – викторина;
защита проектов по итогам полугодий и т.д.
Примерные темы творческих работ:
Темы сочинений
«Милосердные дела и героические поступки христиан».
«Величественные храмы».
«Прекрасные иконы».
«Молитвы христиан» о себе и других.
«Что такое этика»?
«Как я понимаю золотое правило этики?»
«Возможен ли подвиг в мирное время»?
«Как я понимаю православие».
«Православные святыни».
«Православные праздники».
«Экскурсия в православный храм».
«Значение православной культуры в жизни человека и общества»
Примерные темы исследовательских работ для презентаций
Как христианство пришло на Русь?
Христианское отношение к природе.
Святые в отношении к животным.
Русские святые-воины. (на примере одного святого: святых благоверных князей
Александра Невского, Дмитрия Донского или других)
Христианская семья и её ценности.
Учебно – тематический план изучения модуля
Тематический план учебного курса |
Тематическое планирование |
|||
Период обучения |
Количество часов |
№ п/п |
Наименование раздела |
Кол-во часов |
3 четверть |
8 |
1 |
Введение в православную духовную традицию |
8 |
4 четверть |
9 |
2 |
Православие в России |
9 |
Итого: |
17 |
17 |
3.Содержание программы, 4 класс (17 ч)
Раздел I. Введение в православную духовную традицию (17ч)
Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.
Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.
Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.
Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.
Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия.
Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.
Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.
Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.
Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.
Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.
Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.
Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.
Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.
Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.
Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.
Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений.
Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта.
4.Ценностные ориентиры содержания курса ОДНКНР
В основе учебно-воспитательного курса «Основы православной культуры » заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность,
гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
На уроках учащиеся узнают о единстве многонационального российского
народа, о многообразии его духовных традиций. На уроках проводится мысль, что при явном различии наших взглядов на мир, мы – народ России – едины. У нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное – сходные нравственные основы.
Учащиеся должны получить целостное представление о том, что есть культура православия. Школьники знакомятся с основателем православия - Христом.
Основные нравственные понятия: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие и др. Будет показан образ жизни людей, их нравственные семейные и общественные обязанности.
5. Система оценивания учебных достижений обучающихся 4 класса в рамках изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуля «Основы православной культуры»
В результате изучения учебного курса ОРКСЭ обучающиеся должны:
осознавать себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);
развивать чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;
знать важнейшие страницы священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
осознавать необходимость для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
развивать способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
уметь работать с различными источниками информации;
участвовать в диспутах.
Цель системы оценивания учебных достижений:
определение уровня системы знаний обучающихся в рамках изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуля «Основы православной культуры»
Задачи системы оценивания учебных достижений:
получение точной и объективной информации о состоянии преподавания курса ОРКСЭ в 4 классах;
продумывание способа проверки знаний обучающихся.
Принципы оценивания ОРКСЭ:
Критериальность - данный принцип заключается в том, что критерии должны быть однозначными и предельно четкими.
Гибкость, вариативность - предполагает использование различных процедур и методов изучения результативности обучения.
Естественность процесса оценивания знаний обучающихся - контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях.
Контроль и оценка знаний и умений обучающихся.
Содержательный контроль и оценка знаний и умений учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми. В ходе изучения предмета учитель оценивает знания обучающихся только отметками «4» и «5», так как данный курс носит пропедевтический характер к изучению истории в старших классах.
Для отслеживания уровня знаний и умений используются: итоговые и текущие проверочные и тестовые, творческие работы, проектная деятельность.
Тестовая работа включает в себя задания, направленные на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи. При использовании тестовой формы контроля руководствуются следующими критериями оценивания:
«5» - если правильно выполнено 90% или более.
«4» - если 70-89%.
Менее 70-50% оценка не выставляется.
В случае невыполнения теста с обучающимися проводится работа над ошибками, выполняется повторное тестирование.
Результаты данной работы фиксируются в классном журнале.
Одной из форм работы проверки знаний обучающихся являются творческие работа. К ним относятся: мини сочинения, сообщения по теме, составление кроссвордов и т.д.
При проверке творческих работ выводится оценка.
«5» - за правильное и логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильное речевое оформление.
«4» - правильно, достаточно полно раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей, - отдельные речевые неточности.
6. Основные требования к уровню знаний и умений учащихся в 4 классе
В течение учебного года учащиеся должны знать/понимать:
осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства;
развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем - осознание ответственности за сохранение культурно - исторического наследия России;
знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
как результат преданности и уважения к традициям своего народа - уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.
развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;
любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;
умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники
развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;
знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;
умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории;
приобщение к духовно - нравственным ценностям своего народа;
усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;
приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро - зло, правда - ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;
формирование потребности в нравственном совершенствовании.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания. Требования к личностным результатам: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Требования к метапредметным результатам: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; адекватное использование речевых средств и средств информационно- коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать поведение свое и окружающих. Требования к предметным результатам: знание, понимание и принятие учащимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России; знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. |
7.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Характеристика расчета количественных показателей материально-технического обеспечения.
Количество учебного оборудования приводится в требованиях в расчете на один учебный кабинет. Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений:
Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев), в т.ч. используемые для проведения демонстраций учителем или для постоянной экспозиции в кабинете начальных классов.
К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса).
Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся), Данное оборудование используется при проведении фронтальных ученических работ.
П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся.
№ п/п |
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Число |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
||
А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4-5 классы учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации Москва «Просвещение» 2012г. |
К |
|
Технические средства обучения |
||
1. |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок. |
Д |
2. |
Мультимедийный проектор |
Д |
3. |
Экспозиционный экран |
Д |
4. |
Компьютер |
Д |
5. |
Принтер лазерный |
Д |
Экранно-звуковые пособия |
||
1. |
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения |
Д |
2. |
Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураев Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы. М.: Просвещение, 2010 г. |
Д |
1. |
Электронные образовательные ресурсы Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. http://минобрнауки.рф |
|
2. |
Федеральный портал «Российское образование».http://www.edu.ru |
|
3. |
Федеральный центр информационно –образовательных ресурсов. http://fcior.edu.ru |
|
4. |
Единое окно доступа к образовательным ресурсам. http://window.edu.ru/window |
|
5. |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.http://school-collection.edu.ru |
|
6. |
Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях. http://bus.gov.ru/public/agency/agency.html?agency=202421 |
|
7. |
Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа :http://nachalka.info/about/193 |
|
8. |
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.festival.1september.ru |
|
9. |
Образовательный портал «Ucheba.com». – Режим доступа: www.uroki.ru |
|
10. |
Портал учителей начальных классов www.nsportal.su |
|
11. |
||
12. |
||
13. |
||
14. |
Учебно-методический портал. – Режим доступа:http://www.uchmet.ru |
|
15. |
Клуб учителей начальной школы - методические материалы www.4stupeni.ru |
|
16. |
Портал в области образования. – Режим доступа:www.planetashkol.ru |
|
17. |
Информационно- образовательные ресурсы. Библиотека готовых материалов, тематические коллекции, интерактивные материалы и т.д. www.metodkabinet.eu |
|
Оборудование класса |
||
1. |
Ученические столы 2 местные с комплектом стульев |
К |
2. |
Стол учительский с тумбой |
Д |
3. |
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. |
Д |
4. |
Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п. |
Д |
8.календарно - тематическое планирование
№ п/п |
Дата |
Тема |
Тип урока |
Содержание деятельности учащихся |
Планируемые результаты |
|||||||||||||
план |
факт |
предметные |
метапредметные |
личностные |
||||||||||||||
1 |
Россия – наша Родина |
Введение |
Объяснять, что такое духовный мир человека. Рассказать о традициях своей семьи. Рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи. Рассказать о празднике День народного единства (4 ноября). |
Знать основные понятия: Отечество, Родина, духовный мир, культурные традиции.
|
Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: выполнение действий по алгоритму. Коммуникативные: выражение своих мыслей. |
нравственно-эстетическое оценивание понятия Родина |
||||||||||||
2 |
Культура и религия |
Урок-познание. |
Выражать слова благодар ности в разнообразных формах. Понимать взаимо связь русской культуры и православия. Рассказать о традициях русской право славной культуры XVII века |
Знать, что такое культура, и как она создаётся. Что такое религия. Что такое православие. |
Регулятивные : саморегуляция Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: выражение своих мыслей. |
нравственно-эстетическое оценивание. |
||||||||||||
3 |
Человек и Бог в православии |
Урок-рассуждение |
Понимать, как вера влияет на поступки человека, и рассказать об этом. |
Знать, кого православная культура называет Творцом. Какие дары получили от Творца люди |
Регулятивные : саморегуляция\ Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: уметь договариваться, вести дискуссию |
ценить и принимать ценности. |
||||||||||||
4 |
Православная молитва |
Урок-исследова ние |
Рассказывать, что значит «молиться», и чем отличается молитва от магии. Объяснить слово «искушение», и зачем людям посылаются испытания в жизни. Объяснить выражение «Знать, как «Отче наш». |
Знать, что такое молитва, и чем она отличается от магии. Какие бывают виды молитв. Что значит «благодать». Кто такие святые. |
Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера |
ценить и принимать ценности. |
||||||||||||
5 |
Библия и Евангелие |
Урок-познание |
Объяснять, что такое Священное Писание, и из каких частей оно состоит. Объяснить связь слов Христос – христианство – христианин. Объяснять, как переводится слово «Евангелие», и почему оно так называется. Рассказать об апостолах Христовых. |
Знать, кто такой христианин. Кто такие пророки и апостолы. Что такое Библия и Евангелие. Что такое Откровение Божие. |
Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: уметь договариваться, вести дискуссию |
ценить и принимать ценности. |
||||||||||||
6 |
Проповедь Христа |
Урок-познание |
Объяснять, чему учил Христос. Объяснить, что является духовными сокровищами. Рассказать, какое богатство христиане считают истинным и вечным. |
Что такое пропо ведь (Нагорная проповедь). Как христиане отно сятся к мести, и почему. |
Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: уметь договариваться, вести дискуссию |
нравственно-эстетическое оценивание. |
||||||||||||
7 |
Христос и Его крест |
Урок-размыш ление |
Рассказать о Рождестве Христове. Объяснить, что такое Боговоплощение. Объяснить, почему Христос не уклонился от распятия. Объяснить, почему крест стал символом христианства, и какой смысл христиане вкладывают в этот символ. |
Что такое «воплощение» («Боговоплоще- ние»), Голгофа. Кто такой Богочеловек. В чём состояла жертва Иисуса Христа. |
Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: уметь вести дискуссию |
нравственно-эстетическое оценивание. |
||||||||||||
8 |
Пасха |
Урок-познание и рассужде ние. |
Объяснить, почему Иисуса Христа называют Спасителем. Объяснить, как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа. Рассказать, в чём состоит смысл пасхального гимна. Рассказать, в чём состоит смысл христианского поста. |
Что такое Пасха (Воскресение). Как празднуют Пасху. Как звучит пасхальное приветствие. Как звучит пасхальный гимн. Что такое христианский пост |
Регулятивные : саморегуляция Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя |
нравственно-эстетическое оценивание. |
||||||||||||
9 |
Православное учение о человеке |
Урок-лаборатор ное занятие. |
Объяснить выражение «внутренний мир» человека. Составить рассказ на тему «Как Бог подарил человеку душу». Объяснить выражение «болезни души». Объяснить, в чём заключается свобода для христианина. |
Чем человек отличается от животного. Что такое «внутренний мир» человека. В чём заключается свобода для христианина. Как Библия рассказы вает о происхож дении души. христианина. |
Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя |
нравственно-эстетическое оценивание. |
||||||||||||
10 |
Совесть и раскаяние |
Урок-размышле ние |
Рассказать, как совесть подсказывает человеку правильный выбор в поступках.Объяснить выражение «Человек – это животное, умеющее краснеть». Объяснить связь между выражениями «бессовестный человек» и «мёртвая душа». Рассказать, почему покаяние называют «лекарством души». |
Что христиане считают добром, злом, грехом, что такое совесть, раскаяние, покаяние |
Регулятивные : – способность понимать и проявлять свои чувства посредством слов. Познавательные: построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: выражение своих мыслей.
|
нравственно-эстетическое оценивание. |
||||||||||||
11 |
Заповеди. |
Урок-познание и рассужде ние. |
Рассказать, что такое «Десять заповедей» или «Закон Моисея». Рассказать, |
Что такое «заповедь», «скрижали». Какие заповеди были даны людям через пророка Моисея. |
Регулятивные : саморегуляция Познавательные: анализировать жизненные ситуации и выбирать нравственные формы поведения. Коммуникативные: умение согласованно выполнять совместную деятельность |
ценить и принимать ценности. |
||||||||||||
12 |
Милосердие и сострадание |
Урок-рассужд ение |
Объяснить, можно ли за милосердную помощь брать плату, и почему. Рассказать, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным. Рассказать, какие существуют дела милосердия |
Кого христиане называют «ближним». Как христианин должен относиться к людям. Что такое «милосердие», «милостыня» |
Регулятивные : оценка нравственных норм Познавательные: извлечение необходимой информации. Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении проблемы. |
личностное переживание |
||||||||||||
13 |
Золотое правило этики |
Урок-размышле ние |
Объяснить, почему главное правило этики называется «золотое». Сформулировать своё мнение: как уберечься от осуждения других людей. Рассказать по картине В.Поленова «Грешница», как Христос защитил женщину. |
Что такое «этика». Главное правило человеческих отношений. Что такое «неосуждение». |
Регулятивные : саморегуляция Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. |
ценить и принимать ценности. |
||||||||||||
14 |
Храм |
Урок-экскурсия |
Рассказать, как устроен православный храм. Рассказать, что такое иконостас, и какие иконы в нём присутствуют обязательно. Рассказать, может ли православный христианин молиться без иконы. Отличать на иконе изображение Иисуса Христа и Божьей Матери Объяснить значение выражения «Казанская Богоматерь». Рассказать правила поведения в храме, и для чего они нужны. |
Для чего людям нужен храм, что они там делают. Как устроен православный храм. Что такое «алтарь», «Царские врата», «икона», «иконостас», «канун», «поминание», «благословение». Что такое «церковно-славянский язык». |
Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя |
ценить и принимать ценности. |
||||||||||||
15 |
Икона |
Урок-ознакомле ние |
Объяснить, как понятие света связано с пониманием Бога в христианстве. Объяснить, почему христиане считают возможным изображать невидимого Бога. Рассказать, кому молятся христиане, стоя перед иконой. Объяснить слова «нимб» и «лик» |
В чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины, и почему. Зачем христианам нужны иконы, и как на иконах изображается невидимый мир. |
Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: выражение своих мыслей.
|
ценить и принимать ценности. |
||||||||||||
16 |
Творческие работы учащихся |
Урок-презентация |
Искать требующуюся литературу. Работать с книгой, со статьей и другой информацией. Свести всю найденную информацию в последовательный общий текст. Оформить работу в соответствии с требованими. Подготовить устное выступление. |
Уметь готовить творческую работу. Как пользоваться литературой и другими источни ками информации, как правильно отобрать нужную информацию |
Регулятивные : саморегуляция Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера Оформлять свои мысли в устной и письменной речи |
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи |
||||||||||||
17 |
Подведение итогов. |
Урок-обобщение |
Представить свою творческую работу для обсуждения. Отстаивать свою точку зрения. |
Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера
|
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи |