Конспект урока по литературе 6 класс Тема: "А. П. Чехов. Рассказ «Хамелеон». Юмор, ирония, источники комического".
Конспект урока по литературе 6 класс
Тема: "А. П. Чехов. Рассказ «Хамелеон». Юмор, ирония, источники комического".
Цели урока:
- Познакомить учащихся с содержанием и основными идеями рассказа А. П. Чехова «Хамелеон».
- Изучить использование юмора и иронии в произведении.
- Развить навыки анализа литературных произведений и понимания комического.
Задачи урока:
1. Образовательные:
- Познакомить учащихся с биографией А. П. Чехова и его вкладом в русскую литературу.
- Изучить структуру и содержание рассказа «Хамелеон».
- Анализировать примеры юмора и иронии в тексте.
2. Развивающие:
- Развивать критическое мышление и аналитические способности учащихся.
- Формировать навыки работы с текстом: умение находить и интерпретировать комические элементы.
3. Воспитательные:
- Воспитывать уважение к литературному наследию Чехова.
- Формировать ценности честности и искренности через анализ поведения персонажей.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- Учащиеся осознают ценность литературного наследия и значимость произведений А. П. Чехова.
- Учащиеся развивают уважение к честности и искренности, понимая моральные аспекты поведения персонажей.
- Формирование эмоциональной отзывчивости и сопереживания к человеческим переживаниям.
МетапредмеТные результаты:
- Учащиеся учатся анализировать текст, выделяя ключевые идеи и темы.
- Развитие критического мышления через обсуждение юмора и иронии в произведении.
- Умение применять полученные знания в других контекстах и на других уроках.
Регулятивные результаты:
- Учащиеся научатся планировать свою деятельность на уроке, определяя цели и задачи.
- Умение контролировать и оценивать свои действия в процессе работы с текстом.
- Способность к самооценке и рефлексии по итогам урока.
Коммуникативные результаты:
- Учащиеся развивают навыки ведения диалога и аргументированного обсуждения.
- Способность работать в группе, обмениваться мнениями и слушать других.
- Умение формулировать свои мысли и идеи четко и ясно.
Познавательные результаты:
- Учащиеся знакомятся с биографией А. П. Чехова и его вкладом в русскую литературу.
- Развитие навыков поиска и анализа информации о литературных произведениях.
- Умение использовать различные источники информации для глубокого понимания текста.
Предметные результаты:
- Учащиеся смогут рассказать о содержании и основных идеях рассказа "Хамелеон".
- Учащиеся научатся находить примеры юмора и иронии в произведении и объяснять их значение.
- Умение анализировать характеры персонажей и их поведение в контексте рассказа.
Оборудование для учащихся:
- Учебник по литературе.
- Раздаточные материалы с вопросами для обсуждения.
- Доска и маркеры для записи ключевых идей и мыслей.
Ход урока
1. Организационный момент
- Приветствие учащихся.
- Объявление темы урока.
- Проверка готовности к уроку (учебники, тетради).
Проверка домашнего задания (тестовая работа по рассказу «Толстый и тонкий).
Тестовая работа по рассказу «Толстый и тонкий»
1. Как зовут главных героев рассказа?
- A) Иван и Петр
- Б) Толстый и Тонкий
- В) Сидор и Кузьма
- Г) Андрей и Василий
Ответ: Б) Толстый и Тонкий
2. Где происходит действие рассказа?
- A) В парке
- Б) В ресторане
- В) На улице
- Г) В офисе
Ответ: В) На улице
3. Какова причина конфликта между Толстым и Тонким?
- A) Спор о деньгах
- Б) Разница в весе
- В) Неудовлетворенность работой
- Г) Личное недоразумение
Ответ: Б) Разница в весе
4. Как Толстый реагирует на встречу с Тонким?
- A) С радостью
- Б) С неприязнью
- В) С равнодушием
- Г) С удивлением
Ответ: A) С радостью
5. Как Тонкий ведет себя во время разговора с Толстым?
- A) Уверенно и смело
- Б) Неловко и скромно
- В) Агрессивно
- Г) Безразлично
Ответ: Б) Неловко и скромно
6. Какой основной мотив рассказа?
- A) Дружба
- Б) Лицемерие
- В) Зависть
- Г) Сострадание
Ответ: Б) Лицемерие
7. Как Тонкий пытается оправдаться перед Толстым?
- A) Извинениями
- Б) Объяснением своих действий
- В) Упоминанием о других знакомых
- Г) Игнорированием ситуации
Ответ: A) Извинениями
8. Какова реакция Толстого на слова Тонкого?
- A) Он прощает его
- Б) Он злится на него
- В) Он не обращает внимания
- Г) Он смеется над ним
Ответ: A) Он прощает его
9. Какой вывод можно сделать о дружбе Толстого и Тонкого?
- A) Дружба крепчает
- Б) Дружба основана на взаимопонимании
- В) Дружба лицемерная
- Г) Дружба не имеет значения
Ответ: В) Дружба лицемерная
10. Какой урок можно извлечь из рассказа?
- A) Важно быть искренним
- Б) Друзья всегда поддерживают друг друга
- В) Внешний вид не имеет значения
- Г) Успех приходит к тем, кто работает усердно
Ответ: A) Важно быть искренним
2. Введение в тему
- Краткая информация о А. П. Чехове:
- Жизнь и творчество писателя (страницы 12-15).
- Значение его произведений в русской литературе (записать в тетрадь основные аспекты).
А. П. Чехов — один из величайших писателей и драматургов России, чьи произведения оказали огромное влияние на развитие русской литературы и театра. Его творчество имеет несколько ключевых аспектов, которые подчеркивают его значимость:
1. Переход к психологическому реализму:
Чехов стал одним из основоположников психологического реализма в литературе. Его произведения глубоко исследуют внутренний мир персонажей, их чувства и переживания. Чехов умело передает сложные эмоции и состояния, что позволяет читателю лучше понять человеческую природу.
2. Новая структура и стиль:
Чехов изменил традиционные формы рассказа и пьесы, отходя от линейного сюжета и вводя элементы недосказанности. Его произведения часто заканчиваются открыто, без четкого разрешения конфликтов, что создает пространство для размышлений и интерпретаций. Этот подход оказал влияние на многих последующих писателей и драматургов.
3. Социальная критика:
В своих произведениях Чехов поднимает важные социальные и моральные вопросы. Он критикует общественные недостатки, такие как лицемерие, эгоизм и социальную несправедливость. Через образы простых людей Чехов показывает, как общественные условия влияют на их жизнь и судьбы.
4. Человек и природа:
Чехов часто исследует взаимоотношения человека и природы. В его произведениях природа выступает не только фоном, но и активным участником событий, отражая внутренние состояния персонажей. Это придает его произведениям глубину и многозначность.
5. Влияние на театр:
Чехов стал основоположником нового театра, который отличался от традиционной драматургии. Его пьесы, такие как «Чайка», «Три сестры» и «Вишневый сад», изменили представление о театре, сделав акцент на психологической глубине персонажей и их внутреннем конфликте. Чеховская драма оказала влияние на многих театральных режиссеров и актеров, формируя новое понимание театрального искусства.
6. Культурное наследие:
Произведения Чехова продолжают изучаться и ставиться на сценах театров по всему миру. Его идеи и образы остаются актуальными, вдохновляя современных писателей, театральных деятелей и художников. Чехов стал символом русской литературы и культуры, его творчество изучается в учебных заведениях, а его произведения переводятся на множество языков.
Вывод: таким образом, значение произведений А. П. Чехова в русской литературе заключается в его способности глубоко исследовать человеческую природу, создавать новые формы и стили, а также поднимать важные социальные и моральные вопросы. Его наследие продолжает жить и оказывать влияние на литературу и театр, делая его одним из самых значительных писателей в истории.
3. Чтение и обсуждение рассказа
- Прочитать рассказ «Хамелеон» (страницы 29-33).
Вопросы к рассказу «Хамелеон»:
1. Как зовут главного героя рассказа?
- Ответ: Полицейский Овсянников.
2. Что происходит в начале рассказа?
- Ответ: Овсянников встречает прохожих и обсуждает инцидент с собакой, которая укусила человека.
3. Как Овсянников реагирует на разные мнения о собаке?
- Ответ: Он меняет своё мнение в зависимости от того, кто говорит — сначала осуждает собаку, а потом защищает её, когда узнаёт, что она принадлежит важному человеку.
4. Какой основной конфликт описан в рассказе?
- Ответ: Конфликт между мнением о собаке и социальным статусом её хозяина.
5. Какова роль собаки в рассказе?
- Ответ: Собака является поводом для обсуждения и показывает, как поведение людей зависит от их отношения к власти и статусу.
6. Что символизирует поведение Овсянникова в рассказе?
- Ответ: Его поведение символизирует лицемерие и изменчивость человеческой натуры.
7. Какой вывод можно сделать о человеческой природе на основе рассказа?
- Ответ: Рассказ показывает, что человеческие принципы и мнения могут меняться в зависимости от обстоятельств и социального положения, что подчеркивает лицемерие общества.
- Обсуждение сюжета:
- Основные события и персонажи (полицейский Овсянников, прохожие, собака).
- Какова основная идея рассказа?
(Основная идея рассказа А. П. Чехова «Хамелеон» заключается в том, что человеческие ценности и убеждения могут быть изменчивыми и зависеть от обстоятельств. Чехов показывает, как поведение человека может меняться в зависимости от социального статуса и влияния окружающих. Рассказ поднимает важные вопросы о лицемерии, человеческой природе и о том, как общественные нормы могут искажать истинные моральные принципы)
4. Анализ юмора и иронии.
- Объяснение понятий (записать в тетрадь).
- Юмор — это комическое, которое вызывает смех.
- Ирония — это скрытая насмешка, когда сказанное имеет противоположное значение.
Примеры из текста:
- Как Чехов использует юмор для создания комических ситуаций (например, реакция Овсянникова на разные мнения о собачке).
- Ирония в поведении Овсянникова, который меняет своё мнение в зависимости от обстоятельств.
- Обсуждение источников комического:
- Противоречия в поведении персонажей.
- Ситуации, в которых проявляется человеческая слабость.
5. Практическая работа
- Задание: найти примеры юмора и иронии в рассказе и подготовить короткие объяснения.
- Обсуждение найденных примеров в классе.
Примеры юмора и иронии в рассказе:
1. Ситуация с собакой:
- Пример: Когда полицейский Овсянников сначала осуждает собаку за укус, а затем, узнав, что она принадлежит важному человеку, начинает защищать её.
- Объяснение: Это показывает иронию в том, как Овсянников меняет своё мнение в зависимости от социального статуса хозяина собаки. Его поведение высмеивает лицемерие и показное отношение к морали.
2. Реакция Овсянникова на мнения прохожих:
- Пример: Он сначала внимательно слушает мнения людей, а затем, в зависимости от их статуса, меняет свою позицию.
- Объяснение: Это создаёт комическую ситуацию, когда Овсянников выглядит неискренним и лицемерным, что подчеркивает абсурдность его поведения.
3. Фраза о «порядочности»:
- Пример: Овсянников заявляет, что он «порядочный человек», но его действия противоречат этому заявлению.
- Объяснение: Ирония заключается в том, что он считает себя порядочным, хотя его поведение говорит о том, что он готов изменить свои убеждения ради выгоды.
4. Обсуждение статуса собаки:
- Пример: Прохожие обсуждают, чья собака укусила человека, и их мнения меняются в зависимости от статуса собаки.
- Объяснение:Это комично, поскольку показывает, как общество придаёт значение не самим поступкам, а тому, кто их совершает, что подчеркивает абсурдность человеческих оценок.
6. Заключение. Подведение итогов урока.
- Обсуждение, что нового узнали о юморе и иронии в произведениях Чехова.
-Домашнее задание: ответить письменно на вопрос: «Как юмор и ирония помогают лучше понять персонажей?», вопросы на стр.34 из рубрики «Размышляем о прочитанном» (ответить устно).
Тестовая работа по рассказу «Толстый и тонкий»
1. Как зовут главных героев рассказа?
A) Иван и Петр
Б) Толстый и Тонкий
В) Сидор и Кузьма
Г) Андрей и Василий
2. Где происходит действие рассказа?
A) В парке
Б) В ресторане
В) На улице
Г) В офисе
3. Какова причина конфликта между Толстым и Тонким?
A) Спор о деньгах
Б) Разница в весе
В) Неудовлетворенность работой
Г) Личное недоразумение
4. Как Толстый реагирует на встречу с Тонким?
A) С радостью
Б) С неприязнью
В) С равнодушием
Г) С удивлением
5. Как Тонкий ведет себя во время разговора с Толстым?
A) Уверенно и смело
Б) Неловко и скромно
В) Агрессивно
Г) Безразлично
6. Какой основной мотив рассказа?
A) Дружба
Б) Лицемерие
В) Зависть
Г) Сострадание
7. Как Тонкий пытается оправдаться перед Толстым?
A) Извинениями
Б) Объяснением своих действий
В) Упоминанием о других знакомых
Г) Игнорированием ситуации
8. Какова реакция Толстого на слова Тонкого?
A) Он прощает его
Б) Он злится на него
В) Он не обращает внимания
Г) Он смеется над ним
9. Какой вывод можно сделать о дружбе Толстого и Тонкого?
A) Дружба крепчает
Б) Дружба основана на взаимопонимании
В) Дружба лицемерная
Г) Дружба не имеет значения
10. Какой урок можно извлечь из рассказа?
A) Важно быть искренним
Б) Друзья всегда поддерживают друг друга
В) Внешний вид не имеет значения
Г) Успех приходит к тем, кто работает усердно
Ключи
Вопрос | Ответ |
1. | Б |
2. | В |
3. | Б |
4. | А |
5. | Б |
6. | Б |
7. | А |
8. | А |
9. | В |
10. | А |
Раздаточный материал для обсуждения по рассказу «Хамелеон» А. П. Чехова
Инструкция для работы с раздаточным материалом:
1. Прочитайте вопросы внимательно и выберите те, которые вам наиболее интересны.
2. Обсудите выбранные вопросы в группе или паре, делясь своими мыслями и мнениями.
3. Подготовьте краткие ответы на вопросы для дальнейшего обсуждения в классе.
4. Будьте готовы представить свои мысли и идеи остальным учащимся.
Вопросы для обсуждения
1. Основные события:
- Каковы основные события рассказа «Хамелеон»? Опишите их кратко.
2. Персонажи:
- Кто такие Толстый и Тонкий в рассказе? Каковы их характеристики и отношения друг к другу?
- Как вы оцениваете поведение полицейского Овсянникова? Какие черты его характера проявляются в рассказе?
3. Юмор и ирония:
- Найдите примеры юмора в рассказе. Как они помогают создать комическую атмосферу?
- Как Чехов использует иронию для характеристики Овсянникова? Приведите конкретные примеры.
4. Темы и идеи:
- Какова основная идея рассказа «Хамелеон»? Какие социальные вопросы поднимает Чехов?
- Что вы думаете о лицемерии, изображенном в рассказе? Как оно отражает человеческую природу?
5. Литературные приемы:
- Какие литературные приемы использует Чехов для создания комического эффекта? Приведите примеры.
- Как вы думаете, почему Чехов выбрал именно такую концовку для рассказа?
6. Личное восприятие:
- Как вы относитесь к персонажам рассказа? Есть ли среди них те, с кем вы могли бы себя ассоциировать?
- Как рассказ «Хамелеон» может быть актуален в современном обществе? Есть ли параллели с сегодняшним днем?
7. Заключительные мысли:
- Какое впечатление на вас произвел рассказ? Что вам особенно запомнилось?
- Какие уроки можно извлечь из поведения персонажей в рассказе?