Урок-мастерская по литературе в 8 классе «Рассказ А. Чехова "О любви"»
Педагогическая мастерская. «Тема любви в рассказе А.П.Чехова «О любви» 8 класс
Цель:
Выявить философский смысл рассказа «О любви», проследить мысль о том, какую роль могут сыграть сомнения в человеческой жизни;
Планируемые образовательные результаты
Личностные:
· развивать навыки коммуникативного общения, воспитывать у учащихся чувство коллективизма, сплоченности
· воспитание интереса к литературе.
Предметные:
· Способствовать полноценному восприятию художественного произведения;
· Проверить знание рассказа;
· Формировать систему читательских умений, уделив внимание умению видеть авторскую позицию в произведении, выявлять роль деталей в произведении.
Метапредметные:
· развитие речи и творческого мышления обучающихся;
· формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).
Этапы мастерской |
Содержание |
Формирование УУД и технология оценивания |
||||||||||
I. Подготовка к восприятию |
Посмотрите на слайды, что объединяет все эти картины? Дома я попросила вас прочитать рассказ Чехова о любви. Предположите, пожалуйста, рабочую версию темы урока. В конце урока вернёмся к теме и проверим, правильны ли были наши предположения. Запишите тему «Тема любви в рассказе А.П.Чехова «О любви» |
Регулятивные УУД 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. 2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.
|
||||||||||
II. Индуктор (основан на собственном опыте ребёнка)
|
Приём ассоциации На классной доске записано слово ЛЮБОВЬ. · Запишите все ассоциации, которые возникают у вас, когда вы слышите слово любовь. · Выберите из потока ассоциаций ключевые слова, характеризующие исходное понятие.
|
Познавательные УУД 1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную. 2. Пользоваться приёмами изучающего чтения. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). 4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения. 5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. 6. Пользоваться словарями, справочниками. 7. Осуществлять анализ и синтез. 8. Устанавливать причинно-следственные связи. 9. Строить рассуждения.
Коммуникативные УУД 1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. Личностные результаты 1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. 2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.
|
||||||||||
III. Изучение нового материала
(Индивидуальная работа, афиширование или сменные пары, работа в малых группах, социализация).
а)возможность высказаться каждому в)отсутствие оценочных характеристик |
3.1.Первичная социализация. Обсудите ваши определения с членами вашей группы, создайте свой словарь ассоциаций понятия ЛЮБОВЬ и поделитесь словарями с участниками мастерской.
3.2. Социализация Группы зачитывают свои словари и вывешивают их на доску.
|
|||||||||||
IV. Анализ содержания. А) Подбор материалов · Полифония смыслов · Структурированность мысли · Сжатость текстов, компактность
Б) Разрыв
В) Образная интерпретация содержания Выявление глубинных смыслов изучаемого материала, поиск альтернатив, сравнений, аналогий. |
4.1.Творческое задание На основе вашего словаря ассоциаций напишите миниатюру-рассуждение на тему «Моя любовь - что это?» (3-5 предложений) Каждая группа защищает лучшую работу. 4.2.Разрыв Давайте сопоставим наше представление о любви с тем, что включает в это понятие А.П.Чехов. А) Заполнение таблицы
Б)Сопоставление со статьёй толкового словаря Ожегова У вас на столах листочки, в которых даётся определение « любовь », взятое из Толкового словаря С.И.Ожегова. Зачитайте значения этого слова и определите, какое из значений подходит к рассказу Чехова.
В).Анализ названия рассказа Если бы вам предложили продолжить название рассказа «О любви»…какой? Что бы вы добавили в соответствии с содержанием рассказа? Расскажите историю любви Алёхина и Анны Алексеевны. Чем могло бы стать это чувство для чеховских героев? О любви нежной, трагичной, грустной, запретной… · - Как вы думаете, кто виноват, что люди, так любившие друг друга много лет, оказались несчастливы в своей любви и счастья не обрели? · - Почему Анна Алексеевна столько лет молчала и не могла объясниться Павлу Константиновичу в любви? · - Почему она плачет? · - Что её останавливает? · (пересуды, разговор, муж, который любит её, внутренняя совесть; может быть понимание того, что на чужом несчастье своего счастья не построишь) · - Перечитаем слова значения слова «любовь» Скажите, какое из них объясняет чувства героев новеллы Чехова? Вернёмся к тексту произведение. (Прослушаем отрывок записи рассказа А.Чехова «О любви». Читает Дмитрий Журавлёв. Замечательный русский актер, режиссер, педагог, мастер художественного слова ) · (пейзажная зарисовка: дождь перестал, вышло солнце, все любовались и в то же время жалели, что этот человек с добрыми и умными глазами вертится здесь как белка в колесе). · - Почему жалели? (не сложилась личная жизнь у хорошего, доброго и умного человека) Учитель: писатель не дает ответ на вопрос, что такое любовь, он только говорит, «тайна сия велика есть». Всего на нескольких страницах Чехов сумел заглянуть в подсознание человека, в подтексте отношений людей. Показать трагическое противоречие мечты и жизни, любви и долга, несчастья и счастья. Если бы вам предложили продолжить название рассказа «О любви»…какой? Что бы вы добавили в соответствии с содержанием рассказа? Расскажите историю любви Алёхина и Анны Алексеевны. Чем могло бы стать это чувство для чеховских героев? О любви нежной, трагичной, грустной, запретной… Оформите свои размышления в форме синквейна
|
|||||||||||
V.Анализ результата
Б)наличие адекватной самооценки по существующим критериям В)Непредсказуемость результата (определяет уровень креативности) |
Рефлексия · Сформулируйте понятие «любовь Чехова» и запишите с помощью синквейна.
Д\з (на выбор) · Используя материалы урока, напишите письмо Алёхину от Анны Андреевны. · Напишите фанфикшн «Пропущенная сцена» или «Продолжение»
|
Технология оценивания На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.
|
Литература:
- Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс. – М.: ВАКО, 2010.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1984.
- Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1990.
финал рассказа
PPTX / 960.05 Кб
/data/files/w1526998250.pptx (Художники о любви)