Материал на проверке

Конспект урока по литературе для 9 класса "УРР №6. Письменный ответ на проблемный вопрос"

0
0
Материал опубликован Вчера в 21:45 в группе

Конспект урока по литературе для 9 класса

"УРР №6. Письменный ответ на проблемный вопрос"

Цель урока:

1. Познакомить учащихся с понятием проблемного вопроса и его значением в литературе.

2. Научить учащихся писать письменные ответы на проблемные вопросы, следуя определенной структуре.

3. Развить навыки анализа текста и аргументации своих мыслей.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

- Учащиеся осознают важность литературного анализа и его роли в формировании личной точки зрения.

- Развитие уважения к литературному наследию и понимания значимости произведений.

- Формирование эмоциональной отзывчивости и сопереживания к переживаниям персонажей.

Метапредметные результаты:

- Учащиеся учатся формулировать и решать проблемы, возникающие в процессе анализа текста.

- Развитие критического мышления через обсуждение и анализ проблемных вопросов.

- Умение применять полученные знания в различных контекстах и на других уроках.

Регулятивные результаты:

- Учащиеся научатся планировать свою деятельность на уроке, определяя цели и задачи.

- Умение контролировать и оценивать свои действия в процессе написания ответа на проблемный вопрос.

- Способность к самооценке и рефлексии по итогам урока.

Коммуникативные результаты:

- Учащиеся развивают навыки ведения диалога и аргументированного обсуждения.

- Способность работать в группе, обмениваться мнениями и слушать других.

- Умение формулировать свои мысли и идеи четко и ясно.

Познавательные результаты:

- Учащиеся знакомятся с основными понятиями, связанными с написанием письменных ответов на проблемные вопросы.

- Развитие навыков поиска и анализа информации о литературных произведениях.

- Умение использовать различные источники информации для глубокого понимания текста.

Предметные результаты:

- Учащиеся смогут рассказать о содержании и основных идеях романа «Евгений Онегин».

- Учащиеся научатся находить примеры, подтверждающие их аргументы при ответе на проблемные вопросы.

- Умение анализировать характеры персонажей и их развитие в контексте произведения.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Приветствие учащихся.

2. Введение в тему.

- Объяснение темы урока: подготовка к написанию письменного ответа на проблемный вопрос.

- Запись даты и заголовка в тетради. Конспект будет полезен для выполнения задания.

Объяснение понятия проблемного вопроса

Проблемный вопрос — это вопрос, который поднимает сложные, неоднозначные или противоречивые темы, требующие глубокого анализа и размышлений. Такие вопросы не имеют однозначного ответа и предполагают исследование различных точек зрения, фактов и аргументов.

Основные характеристики проблемного вопроса:

1. Неоднозначность: Проблемные вопросы часто имеют несколько возможных ответов, что позволяет рассматривать их с разных сторон. Например, вопрос "Какова роль судьбы в жизни Евгения Онегина и Татьяны Лариной?" подразумевает анализ различных факторов, влияющих на судьбы персонажей.

2. Анализ и критическое мышление: Ответ на проблемный вопрос требует от учащихся анализа текста, выявления ключевых моментов и аргументации своей точки зрения. Это способствует развитию критического мышления и способности к глубокому пониманию литературных произведений.

3. Связь с текстом: Проблемные вопросы должны быть основаны на содержании произведения. Учащиеся должны использовать текст для подтверждения своих аргументов и выводов, что помогает лучше понять авторский замысел и идеи.

4. Формирование личной позиции: Проблемные вопросы побуждают учащихся формулировать и отстаивать собственное мнение, что способствует развитию личной ответственности и самостоятельности в суждениях.

5. Обсуждение и диалог: Проблемные вопросы часто становятся основой для обсуждений в классе, где учащиеся могут обмениваться мнениями и аргументами, что способствует коллективному обучению и развитию навыков коммуникации.

3. Как писать ответ на проблемный вопрос?

- Проблемные вопросы направляют на осмысление познавательных противоречий и требуют предложить решение в виде сочинения, рецензии или эссе.

- Задание подразумевает развернутый ответ, связанный с анализом содержания и формы произведений.

- Важно четко понимать суть проблемы, избегать общих фраз и размытых суждений.

- Ответ должен основываться на тексте произведения, при этом выбирать версию, соответствующую авторскому замыслу.

3. Структура ответа.

- Ответ — это законченный текст с четким вступлением и заключением.

- Все идеи должны быть подтверждены текстом произведения.

- Важно избегать фактических и речевых ошибок.

4. Требования к написанию:

- Соответствие теме.

- Содержательность и лаконичность.

- Доказательность и аргументированность.

- Логичность и последовательность изложения.

- Оригинальность, стилевое единство и выразительность.

- Убедительность и правильное использование цитат.

- Грамматическая и стилистическая правильность.

5. Подготовка к письменному ответу

- Обдумайте предложенные проблемные вопросы:

1. Какова роль судьбы в жизни Евгения Онегина и Татьяны Лариной?

2. Что символизирует образ Петербурга в романе и как он соотносится с жизнью Онегина?

3. Как тема разочарования и скуки проявляется в характере Евгения Онегина?

4. Какова роль женщин в романе, и как их образы влияют на развитие сюжета?

5. Как Пушкин использует природу в романе для передачи эмоций и состояний героев?


- Выберите вопрос, по которому у вас есть достаточный фактический материал.

- Определите главную мысль и запишите основные идеи.

- Продумайте структуру и логику изложения.

- Вспомните о классических элементах сочинения (вступление, основная часть, заключение).

- Напишите черновик, проверьте логичность и последовательность, отредактируйте текст.

6. Рекомендации

- Дайте связный ответ, раскрывающий ваше видение проблемы.

- Используйте речевые клише для формулирования своей позиции.

- Обосновывайте свои мысли, опираясь на текст и авторскую позицию.


Кластер проблемных вопросов к роману «Евгений Онегин»:

Роль судьбы: Какова роль судьбы в жизни Евгения Онегина и Татьяны Лариной?

Образ Петербурга: Что символизирует образ Петербурга в романе и как он соотносится с жизнью Онегина?

Тема разочарования: Как тема разочарования и скуки проявляется в характере Евгения Онегина?

Роль женщин: Какова роль женщин в романе, и как их образы влияют на развитие сюжета?

Природа: Как Пушкин использует природу в романе для передачи эмоций и состояний героев?

7.Домашнее задание: в тетради написать ответ на один из выбранных проблемных вопросов. ​​​​​​​


Речевые клише для написания письменного ответа на проблемный вопрос


Речевые клише помогают структурировать текст и сделать его более выразительным. Вот несколько примеров клише, которые можно использовать при написании ответов на проблемные вопросы:


Введение

- Вопрос, который мы рассматриваем, звучит так:

- Суть проблемы заключается в следующем:

- Данная тема является актуальной, так как...

- В произведении А. С. Пушкина «Евгений Онегин» поднимается вопрос о...


Основная часть

- Во-первых, следует отметить, что...

- Одним из ключевых моментов является...

- Это подтверждается следующими примерами из текста:

- На примере... можно увидеть, что...

- Таким образом, автор показывает, что...

- Важно подчеркнуть, что...

- Согласно мнению персонажа/автора,...

- Это приводит к тому, что...


Аргументация

- В подтверждение данной идеи можно привести следующие цитаты:

- Как утверждает персонаж/автор, «...».

- Эти слова подчеркивают, что...

- Следует обратить внимание на то, что...

- Таким образом, мы видим, что...


Заключение

- В заключение можно сказать, что...

- Таким образом, проблема... остается актуальной в наше время.

- Подводя итог, мы можем сделать вывод о том, что...

- Следовательно, в произведении «Евгений Онегин» автор...

- Таким образом, ответ на поставленный вопрос заключается в том, что...

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.