Конспект урока по литературе для 9 класса "УРР №6. Письменный ответ на проблемный вопрос"
Конспект урока по литературе для 9 класса
"УРР №6. Письменный ответ на проблемный вопрос"
Цель урока:
1. Познакомить учащихся с понятием проблемного вопроса и его значением в литературе.
2. Научить учащихся писать письменные ответы на проблемные вопросы, следуя определенной структуре.
3. Развить навыки анализа текста и аргументации своих мыслей.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- Учащиеся осознают важность литературного анализа и его роли в формировании личной точки зрения.
- Развитие уважения к литературному наследию и понимания значимости произведений.
- Формирование эмоциональной отзывчивости и сопереживания к переживаниям персонажей.
Метапредметные результаты:
- Учащиеся учатся формулировать и решать проблемы, возникающие в процессе анализа текста.
- Развитие критического мышления через обсуждение и анализ проблемных вопросов.
- Умение применять полученные знания в различных контекстах и на других уроках.
Регулятивные результаты:
- Учащиеся научатся планировать свою деятельность на уроке, определяя цели и задачи.
- Умение контролировать и оценивать свои действия в процессе написания ответа на проблемный вопрос.
- Способность к самооценке и рефлексии по итогам урока.
Коммуникативные результаты:
- Учащиеся развивают навыки ведения диалога и аргументированного обсуждения.
- Способность работать в группе, обмениваться мнениями и слушать других.
- Умение формулировать свои мысли и идеи четко и ясно.
Познавательные результаты:
- Учащиеся знакомятся с основными понятиями, связанными с написанием письменных ответов на проблемные вопросы.
- Развитие навыков поиска и анализа информации о литературных произведениях.
- Умение использовать различные источники информации для глубокого понимания текста.
Предметные результаты:
- Учащиеся смогут рассказать о содержании и основных идеях романа «Евгений Онегин».
- Учащиеся научатся находить примеры, подтверждающие их аргументы при ответе на проблемные вопросы.
- Умение анализировать характеры персонажей и их развитие в контексте произведения.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Приветствие учащихся.
2. Введение в тему.
- Объяснение темы урока: подготовка к написанию письменного ответа на проблемный вопрос.
- Запись даты и заголовка в тетради. Конспект будет полезен для выполнения задания.
Объяснение понятия проблемного вопроса
Проблемный вопрос — это вопрос, который поднимает сложные, неоднозначные или противоречивые темы, требующие глубокого анализа и размышлений. Такие вопросы не имеют однозначного ответа и предполагают исследование различных точек зрения, фактов и аргументов.
Основные характеристики проблемного вопроса:
1. Неоднозначность: Проблемные вопросы часто имеют несколько возможных ответов, что позволяет рассматривать их с разных сторон. Например, вопрос "Какова роль судьбы в жизни Евгения Онегина и Татьяны Лариной?" подразумевает анализ различных факторов, влияющих на судьбы персонажей.
2. Анализ и критическое мышление: Ответ на проблемный вопрос требует от учащихся анализа текста, выявления ключевых моментов и аргументации своей точки зрения. Это способствует развитию критического мышления и способности к глубокому пониманию литературных произведений.
3. Связь с текстом: Проблемные вопросы должны быть основаны на содержании произведения. Учащиеся должны использовать текст для подтверждения своих аргументов и выводов, что помогает лучше понять авторский замысел и идеи.
4. Формирование личной позиции: Проблемные вопросы побуждают учащихся формулировать и отстаивать собственное мнение, что способствует развитию личной ответственности и самостоятельности в суждениях.
5. Обсуждение и диалог: Проблемные вопросы часто становятся основой для обсуждений в классе, где учащиеся могут обмениваться мнениями и аргументами, что способствует коллективному обучению и развитию навыков коммуникации.
3. Как писать ответ на проблемный вопрос?
- Проблемные вопросы направляют на осмысление познавательных противоречий и требуют предложить решение в виде сочинения, рецензии или эссе.
- Задание подразумевает развернутый ответ, связанный с анализом содержания и формы произведений.
- Важно четко понимать суть проблемы, избегать общих фраз и размытых суждений.
- Ответ должен основываться на тексте произведения, при этом выбирать версию, соответствующую авторскому замыслу.
3. Структура ответа.
- Ответ — это законченный текст с четким вступлением и заключением.
- Все идеи должны быть подтверждены текстом произведения.
- Важно избегать фактических и речевых ошибок.
4. Требования к написанию:
- Соответствие теме.
- Содержательность и лаконичность.
- Доказательность и аргументированность.
- Логичность и последовательность изложения.
- Оригинальность, стилевое единство и выразительность.
- Убедительность и правильное использование цитат.
- Грамматическая и стилистическая правильность.
5. Подготовка к письменному ответу
- Обдумайте предложенные проблемные вопросы:
1. Какова роль судьбы в жизни Евгения Онегина и Татьяны Лариной?
2. Что символизирует образ Петербурга в романе и как он соотносится с жизнью Онегина?
3. Как тема разочарования и скуки проявляется в характере Евгения Онегина?
4. Какова роль женщин в романе, и как их образы влияют на развитие сюжета?
5. Как Пушкин использует природу в романе для передачи эмоций и состояний героев?
- Выберите вопрос, по которому у вас есть достаточный фактический материал.
- Определите главную мысль и запишите основные идеи.
- Продумайте структуру и логику изложения.
- Вспомните о классических элементах сочинения (вступление, основная часть, заключение).
- Напишите черновик, проверьте логичность и последовательность, отредактируйте текст.
6. Рекомендации
- Дайте связный ответ, раскрывающий ваше видение проблемы.
- Используйте речевые клише для формулирования своей позиции.
- Обосновывайте свои мысли, опираясь на текст и авторскую позицию.
Кластер проблемных вопросов к роману «Евгений Онегин»:
Роль судьбы: Какова роль судьбы в жизни Евгения Онегина и Татьяны Лариной?
Образ Петербурга: Что символизирует образ Петербурга в романе и как он соотносится с жизнью Онегина?
Тема разочарования: Как тема разочарования и скуки проявляется в характере Евгения Онегина?
Роль женщин: Какова роль женщин в романе, и как их образы влияют на развитие сюжета?
Природа: Как Пушкин использует природу в романе для передачи эмоций и состояний героев?
7.Домашнее задание: в тетради написать ответ на один из выбранных проблемных вопросов.
Речевые клише для написания письменного ответа на проблемный вопрос
Речевые клише помогают структурировать текст и сделать его более выразительным. Вот несколько примеров клише, которые можно использовать при написании ответов на проблемные вопросы:
Введение
- Вопрос, который мы рассматриваем, звучит так:
- Суть проблемы заключается в следующем:
- Данная тема является актуальной, так как...
- В произведении А. С. Пушкина «Евгений Онегин» поднимается вопрос о...
Основная часть
- Во-первых, следует отметить, что...
- Одним из ключевых моментов является...
- Это подтверждается следующими примерами из текста:
- На примере... можно увидеть, что...
- Таким образом, автор показывает, что...
- Важно подчеркнуть, что...
- Согласно мнению персонажа/автора,...
- Это приводит к тому, что...
Аргументация
- В подтверждение данной идеи можно привести следующие цитаты:
- Как утверждает персонаж/автор, «...».
- Эти слова подчеркивают, что...
- Следует обратить внимание на то, что...
- Таким образом, мы видим, что...
Заключение
- В заключение можно сказать, что...
- Таким образом, проблема... остается актуальной в наше время.
- Подводя итог, мы можем сделать вывод о том, что...
- Следовательно, в произведении «Евгений Онегин» автор...
- Таким образом, ответ на поставленный вопрос заключается в том, что...