12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Коваленко Анастасия Петровна20
4

Конспект урока по литературе "Реальное и фантастическое в произведении Н. В. Гоголя "Заколдованное место"

Технологическая карта урока литературы в 5 «В» классе в соответствии с ФГОС.

Ф.И.О. учителя

Коваленко Анастасия Петровна

Предмет

Литература

Класс

5 «В»

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Тема

Реальное и фантастическое в повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место»

Цели урока


1. Образовательная. В дискуссионной форме проанализировать повесть Н.В.Гоголя «Заколдованное место», выявить в ней элементы реального и фантастического; попытаться найти рационалистическое объяснение фантастическим событиям;


2. Развивающая.  Развивать умения ориентироваться в прочитанном тексте, внимание и наблюдательность;


3. Воспитательная. Прививать интерес к чтению. На примере повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место» показать губительность желания лёгкой наживы.


УМК

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2018., презентация.


Педагогическая технология: технология продуктивного чтения.

Методы обучения: частично-поисковый; объяснительно-иллюстративный.


Средства обучения:

учебник литературы для 5 класса;

презентация;

портрет Гоголя, иллюстрации к произведению «Заколдованное место»


Метапредметные результаты: развивать умение понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

Предметные результаты: понимание связи литературного произведения с эпохой его написания,


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Оргмомент. Цель: создать благоприятную обстановку для дальнейшей эффективной работы, привлечь внимание детей к предстоящей деятельности по теме. -2 мин.

- Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу и начнем работать. Присаживайтесь.


Приветствие учителя, сообщение о готовности класса к уроку.


2. Актуализация знаний. Стимулирование интереса уч-ся к изучению этой темы, самоопределение в теме и постановка личностно-значимой цели. – 5 мин.

- С каким писателем мы познакомились на прошлом уроке? ( портрет на доске)


- Что вы узнали о его жизни и творчестве? …..


-Давайте с вами вспомним, как Николай Васильевич создавал сборник « Вечера ну хуторе близ Диканьки»?


- Назовите произведения, которые входят в эту книгу?

«Сорочинская ярмарка»

«Вечер накануне Ивана Купала»

«Майская ночь, или утопленница»

«Пропавшая грамота»

«Ночь перед рождеством»

«Страшная месть»

«Иван Федорович шпонька и его тетушка»

«Заколдованное место»


-Что объединяет все эти произведения? ( во всех произведениях есть волшебство)


Действительно, Николай Васильевич Гоголь при создании этих произведений обращался к фольклору.


- Внимательно рассмотрите иллюстрации на доске, о каком произведении мы сегодня будем говорить?



- Тема урока звучит так: «Реальное и фантастическое в повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место».

- Откройте тетради и запишите число, тему урока ( я пишу вместе с детьми на доске)

- Давайте подумаем, какие цели мы поставим перед собой?

( Будем искать в произведении реальные и фантастические события, работать с текстом, анализировать)

-Проблемный вопрос нашего урока звучит так:

«В повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место» больше реального или фантастического?»

Написать на доске

- Мы можем сразу ответить на этот вопрос?

-Чтобы ответить на наш вопрос, нам нужно проанализировать произведение, вот материал для анализа

Вешаю на доску

Место действия

Время

Герои

Внешность

Быт и жизнь людей




Отвечают на вопросы, рассматривают рисунки, слушают ответы одноклассников.

































Решают, можно ли сразу, без дополнительных сведений, ответить на этот вопрос.

Планирование путей достижения целей (Р)



































Умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы (К)

3. Сообщение нового материала. Цели: - развитие умения анализировать, делать вывод; - развитие мышления и грамотной речи учащихся. – 25 мин.

Перед анализом произведения давайте разберемся, что можно назвать заколдованным место?


Подберите синонимы к слову заколдовать? (Запутать, заиграть, заморочить, заинтриговать, происходят какие-то чудеса)

-Молодцы!


- Как вы понимаете лексическое значение слов реальное и фантастическое?

Слайд

Реальность– существующее в действительности.

Фантастика – создание вымышленного, нереального, волшебного мира.

- Посмотрите на слайд, запишите определения в тетрадь.



Предлагаю поработать в парах. Найдите реальные и фантастические события в повести?


- Ребята давайте рассмотрим иллюстрацию на стр. 161( дед пляшет)

-Опишите ее.

-Найдите в тексте и прочитайте, как дед пляшет.

Хочу для вас включить народный украинский танец «Гопак», он возник в быту в XVI—XVIII веках[5] и вначале был преимущественно сольным[6]. Гопак позволял казакам продемонстрировать своё мужество, силу, удаль, ловкость. первоначально это был исключительно мужской танец[7].

Танец реальный и фантастический?

После такой музыки хочется подвигаться, давайте проведем физминутку.



- Рассмотрим иллюстрацию на стр 167.

-Что вы видите?

-Давайте прочитаем по ролям этот фрагмент повести.

- На что похожи повторы слов деда фантастическими существами? ( На эхо)

- Эхо в лесу реальное? (да)

- В какое время суток был дед в заколдованном месте? (ночь)

-Может ли ночью показаться какая-нибудь деревяшка страшным чудовищем?

- Есть ли вероятность, что деду Максиму со страху все показалось?




???? Запишите в тетрадь реальные и фантастические события.




Записывают в тетради факты, необходимые для дальнейшей работы. Словарная работа. Сравнивают.

Владение устной и письменной речью (К)





















Умение объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования (П)

4.Закрепление изученного. Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины осмысления. – 8 мин.

- Можем ли мы теперь ответить на наш проблемный вопрос?

Запишут вывод под диктовку.

В повести фантастическое переплетается с реальными, бытовыми подробностями жизни.




-Как вы думаете, почему именно с дедом Максимом произошли все эти злоключения?

- Ребята посмотрите, как много ругается дед в повести.

- В народе говорят, кто произносит ругательные слова, с теми и случается всякая чертовщина.

- Может быть и об этом Н.В. Гоголь хотел нам сказать в этом произведении.

-Какой клад откопал дед? (Котел с мусором)

-Какое качество подвело его? (жадность)

-

- Какой наказ (найдите в тексте) дает дед своим внукам? (читают)

Закончите предложения:

-Дед не получил богатства, потому что…



-Ребята, мы сегодня с вами очень хорошо поработали, было интересно.




Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение, дискутируют, используя материалы, собранные в рабочих листах.

Осуществление актуального контроля на уровне произвольного внимания (Р)

Умение строить монологическое контекстное высказывание (К)

Умение объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования (П)

5.Рефлексия. Подведение итогов. Определение того, что особенно заинтересовало детей, какие выводы они сделали.- 2 мин.

Чему вас научил сегодняшний урок?

Ответили мы на главный вопрос урока?

Учитель подводит итоги урока и оценивает работу уч-ся.

Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

Умение устанавливать причинно-следственные связи (П)

Владение основами коммуникативной рефлексии (К)

Уметь использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей (К)

6 Оценивание

2 мин




7. Домашнее задание. Организация самостоятельной творческой работы уч-ся.- 1 мин.

1.Нарисовать иллюстрацию (затем мы составим сборник иллюстраций к этому произведению).

2. Прочитать повесть Н.В. Гоголя «Майская ночь, или утопленница»


Записывают задание в дневник.

Самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале (Р)






7


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.