Конспект урока по литературе: Реальное и фантастическое в произведении Н. В. Гоголя «Заколдованное место» (5 класс)
Технологическая карта урока литературы в 5 «В» классе в соответствии с ФГОС.
Ф.И.О. учителя | Коваленко Анастасия Петровна |
Предмет | Литература |
Класс | 5 «В» |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Тема | Реальное и фантастическое в повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место» |
Цели урока | 1. Образовательная. В дискуссионной форме проанализировать повесть Н.В.Гоголя «Заколдованное место», выявить в ней элементы реального и фантастического; попытаться найти рационалистическое объяснение фантастическим событиям; 2. Развивающая. Развивать умения ориентироваться в прочитанном тексте, внимание и наблюдательность; 3. Воспитательная. Прививать интерес к чтению. На примере повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место» показать губительность желания лёгкой наживы. |
УМК | Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2018., презентация. |
Педагогическая технология: технология продуктивного чтения.
Методы обучения: частично-поисковый; объяснительно-иллюстративный.
Средства обучения:
учебник литературы для 5 класса;
презентация;
портрет Гоголя, иллюстрации к произведению «Заколдованное место»
Метапредметные результаты: развивать умение понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.
Предметные результаты: понимание связи литературного произведения с эпохой его написания,
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |||||
1.Оргмомент. Цель: создать благоприятную обстановку для дальнейшей эффективной работы, привлечь внимание детей к предстоящей деятельности по теме. -2 мин. | - Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу и начнем работать. Присаживайтесь. | Приветствие учителя, сообщение о готовности класса к уроку. | | |||||
2. Актуализация знаний. Стимулирование интереса уч-ся к изучению этой темы, самоопределение в теме и постановка личностно-значимой цели. – 5 мин. | - С каким писателем мы познакомились на прошлом уроке? ( портрет на доске) - Что вы узнали о его жизни и творчестве? ….. -Давайте с вами вспомним, как Николай Васильевич создавал сборник « Вечера ну хуторе близ Диканьки»? - Назовите произведения, которые входят в эту книгу? «Сорочинская ярмарка» «Вечер накануне Ивана Купала» «Майская ночь, или утопленница» «Пропавшая грамота» «Ночь перед рождеством» «Страшная месть» «Иван Федорович шпонька и его тетушка» «Заколдованное место» -Что объединяет все эти произведения? ( во всех произведениях есть волшебство) Действительно, Николай Васильевич Гоголь при создании этих произведений обращался к фольклору. - Внимательно рассмотрите иллюстрации на доске, о каком произведении мы сегодня будем говорить? - Тема урока звучит так: «Реальное и фантастическое в повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место». - Откройте тетради и запишите число, тему урока ( я пишу вместе с детьми на доске) - Давайте подумаем, какие цели мы поставим перед собой? ( Будем искать в произведении реальные и фантастические события, работать с текстом, анализировать) -Проблемный вопрос нашего урока звучит так: «В повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место» больше реального или фантастического?» Написать на доске - Мы можем сразу ответить на этот вопрос? -Чтобы ответить на наш вопрос, нам нужно проанализировать произведение, вот материал для анализа Вешаю на доску
| Отвечают на вопросы, рассматривают рисунки, слушают ответы одноклассников. Решают, можно ли сразу, без дополнительных сведений, ответить на этот вопрос. | Планирование путей достижения целей (Р) Умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы (К) | |||||
3. Сообщение нового материала. Цели: - развитие умения анализировать, делать вывод; - развитие мышления и грамотной речи учащихся. – 25 мин. | Перед анализом произведения давайте разберемся, что можно назвать заколдованным место? Подберите синонимы к слову заколдовать? (Запутать, заиграть, заморочить, заинтриговать, происходят какие-то чудеса) -Молодцы! - Как вы понимаете лексическое значение слов реальное и фантастическое? Слайд Реальность– существующее в действительности. Фантастика – создание вымышленного, нереального, волшебного мира. - Посмотрите на слайд, запишите определения в тетрадь. Предлагаю поработать в парах. Найдите реальные и фантастические события в повести? - Ребята давайте рассмотрим иллюстрацию на стр. 161( дед пляшет) -Опишите ее. -Найдите в тексте и прочитайте, как дед пляшет. Хочу для вас включить народный украинский танец «Гопак», он возник в быту в XVI—XVIII веках[5] и вначале был преимущественно сольным[6]. Гопак позволял казакам продемонстрировать своё мужество, силу, удаль, ловкость. первоначально это был исключительно мужской танец[7]. Танец реальный и фантастический? После такой музыки хочется подвигаться, давайте проведем физминутку.
- Рассмотрим иллюстрацию на стр 167. -Что вы видите? -Давайте прочитаем по ролям этот фрагмент повести. - На что похожи повторы слов деда фантастическими существами? ( На эхо) - Эхо в лесу реальное? (да) - В какое время суток был дед в заколдованном месте? (ночь) -Может ли ночью показаться какая-нибудь деревяшка страшным чудовищем? - Есть ли вероятность, что деду Максиму со страху все показалось? ???? Запишите в тетрадь реальные и фантастические события. | Записывают в тетради факты, необходимые для дальнейшей работы. Словарная работа. Сравнивают. | Владение устной и письменной речью (К)
Умение объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования (П) | |||||
4.Закрепление изученного. Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины осмысления. – 8 мин. | - Можем ли мы теперь ответить на наш проблемный вопрос? Запишут вывод под диктовку. В повести фантастическое переплетается с реальными, бытовыми подробностями жизни. -Как вы думаете, почему именно с дедом Максимом произошли все эти злоключения? - Ребята посмотрите, как много ругается дед в повести. - В народе говорят, кто произносит ругательные слова, с теми и случается всякая чертовщина. - Может быть и об этом Н.В. Гоголь хотел нам сказать в этом произведении. -Какой клад откопал дед? (Котел с мусором) -Какое качество подвело его? (жадность) - - Какой наказ (найдите в тексте) дает дед своим внукам? (читают) Закончите предложения: -Дед не получил богатства, потому что… -Ребята, мы сегодня с вами очень хорошо поработали, было интересно. | Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение, дискутируют, используя материалы, собранные в рабочих листах. | Осуществление актуального контроля на уровне произвольного внимания (Р) Умение строить монологическое контекстное высказывание (К) Умение объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования (П) | |||||
5.Рефлексия. Подведение итогов. Определение того, что особенно заинтересовало детей, какие выводы они сделали.- 2 мин. | Чему вас научил сегодняшний урок? Ответили мы на главный вопрос урока? Учитель подводит итоги урока и оценивает работу уч-ся. | Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. | Умение устанавливать причинно-следственные связи (П) Владение основами коммуникативной рефлексии (К) Уметь использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей (К) | |||||
6 Оценивание 2 мин | | | | |||||
7. Домашнее задание. Организация самостоятельной творческой работы уч-ся.- 1 мин. | 1.Нарисовать иллюстрацию (затем мы составим сборник иллюстраций к этому произведению). 2. Прочитать повесть Н.В. Гоголя «Майская ночь, или утопленница» | Записывают задание в дневник. | Самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале (Р) |
7