Конспект урока литературного чтения на тему «Нанайская народная сказка "Айога"» (2 класс)
Литературное чтение.
Урок:
«Нанайская сказка «Айога»
( 2 класс )
Выполнила: Дударова Н.В.
учитель начальных классов
Класс:2
Тема урока:
Нанайская сказка «Айога!»
Цели урока:
Обсудить с учащимися поведение и поступки главной героини из нанайской народной сказки «Айога»;
Отрабатывать навыки выразительного чтения;
Обогащать речь учащихся;
Развивать внимание, мышление, память.
Задачи:
Рассмотреть нравственную категорию красоты, как средство воспитания доброты, благородных стремлений.
Воспитывать любовь к матери, к труду.
Планируемые результаты:
Учащиеся научаться определять конкретный смысл понятий: сказка, сказочный персонаж, вымысел, высказываться о своем отношении к народным сказкам, восстанавливать события сказки, рассказывать сказку с использованием опорных слов, определять качества главных героев сказки, называть их.
Формирование УУД:
Личностные: проявлять интерес к культуре и истории братского народа, родной страны; выражать положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества.
Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, удерживать цель деятельности до получения ее результата. Осуществлять итоговый контроль деятельности, оценивать результаты деятельности, выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, выбирать решение из нескольких предложенных, преобразовывать объект: импровизировать, творчески переделывать.
Коммуникативные:учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, умение работать в паре, в группе, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Ход урока
Организационный момент.
Мотивация.
Викторина по изученным сказкам.
- Угадайте какая это сказка :
-Дома ли цапля?
-Дома.
-Выдь за меня замуж!
(русская народная сказка «Журавль и цапля»)
- Вот они живут себе – впятером – поживают. Узнали про это волк да медведь.
(русская народная сказка « Зимовье зверей»)
-Ничего, живем помаленьку,- отвечал Ерш Ершович.
( «Сказка про Воробья Воробееча и Ерша Ершовича» Мамин-Сибиряк)
-Только не я! – закричал один.
- Только не я ! – закричал другой.
( украинская народная сказка «Колосок»)
-Иду счастья искать.
-Можно и мне с тобой?
(английская народная сказка « Как Джек ходил счастье искать»)
-Один мне все лицо копьем исцарапал, другой мне ножом ногу порезал, третий меня по спине дубиной стукнул …
(Братья Гримм «Бременские музыканты»)
-Вот я как дуну, как плюну – сразу снесу твой дом!
(английская народная сказка « Сказка про трех поросят»)
-Какие бывают сказки? ( бытовые, волшебные , о животных)
-В бытовых сказках рассказывается об обыкновенных людях. Они становятся победителями благодаря своему уму, смекалке, смелости и хитрости, душевным качествам. События из сказки могут реально происходить в жизни людей, но конец сказки необычный. Каждый герой получает награду по своим заслугам.
Проверка домашнего задания
С какой сказкой вы познакомились на прошлом уроке?(Айога )
Какая эта сказка? (бытовая)
Ребята, кто сочинил сказку? (нанайский народ)
Актуализация учебного действия
А знаете ли вы, кто такие нанайцы?
На Дальнем Востоке по берегам реки Амур живут нанайцы. Это люди, которые ведут бродячий образ жизни, у них нет постоянного места жительства. Это малочисленная нация, их всего 10 тыс. человек. У этого народа богатый фольклор: множество разных песен, загадок, пословиц, сказок. Многие произведения нанайцев были записаны и теперь у нас есть возможность познакомиться с их творчеством.
Стойбище ? ( место стоянки людей, которые ведут кочевой образ жизни.
Мялкой разомну ? ( мялка – приспособление , чтобы мять кожу).
Постановка темы и цели урока.
Как вы думаете, какая тема нашего урока?( сказка «Айога»)
А цель ? ( выявить основную мысль сказки, чему она учит)
Работа по теме урока.
Пересказ сказки по цепочке. Если ребёнок затрудняется, то пропускает ход.
Жалко вам Айогу ? Почему ?
Почему девочка стала ленивой?
Какого испытания не выдержала Айога ? ( быть красивой)
Какая красота важней в человеке ? ( рассуждения детей)
Хочется закончить сказку словами «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»
Какой урок извлекли вы ?
Физкультминутка
Мы осанку исправляем,
Спинки дружно прогибаем.
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Руки вверх, назад и вниз
Улыбайся и садись.
Чтение по ролям и инсценировка .
Чтение по ролям диалога Айоги с матерью.
Инсценировка окончания сказки.
Самостоятельная работа (работа в парах. )
Подумайте , какая пословица подошла бы к этой сказке. Объясните почему.
Ели ребята затрудняются, можно предложить свои.
Лениться да гулять – добра не видать.
Видом сокол, а голосом ворона.
Кто скорее помог, тот дважды помог.
Не по виду суди, а по делам гляди.
Одна ложка дёгтя портит бочку мёда.
Творческое задание ( работа в группах)
Попробуйте придумать другой конец сказки.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Выберете и продолжите любое предложение.
Сегодня на уроке я узнал(а) ……
На уроке я бы похвалил себя за ……
После урока мне захотелось ……
Подведение итогов урока
Как вы считаете, что делает человека красивым?
Что важнее – внутренние качества человека или внешние?
Чему учит сказка?
Домашнее задание
Подготовить пересказ сказки.
Нарисовать рисунок к сказке.