12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья35
Россия, Ульяновская обл., Ульяновск
0

Конспект урока по литературному чтению по теме "Народные сказки "Лиса и тетерев"2 класс

УМК: «Планета знаний».

Урок: литературное чтение

Дата проведения: 12.04.2019г.



Тема урока: Народные сказки. «Лиса и тетерев»

Тип урока: урок открытия нового знания


Цель: знакомство с русской народной сказкой «Лиса и тетерев"


Задачи:

1. Образовательные: Познакомить с русской народной сказкой, совершенствовать навык выразительного чтения целыми словами

2. Развивающие: Содействовать формированию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: развивать речь, пополнять словарный запас, умения работать с текстом, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы.

3. Воспитывающие: Способствовать нравственному воспитанию учащихся, прививать интерес к устному народному творчеству.


Планируемые результаты:

Предметные: Совершенствовать умения работы с текстом: читать сказку целыми словами, воспитывать интерес к сказкам и произведениям устного народного творчества

Метапредметные:

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль и оценивать правильность выполнения работы по результату; адекватно воспринимать словесную оценку учителя и товарищей.


Познавательные: осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя; строить речевые высказывания в устной форме, оформлять свою мысль по типу рассуждения, проводить сравнения по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи.


Коммуникативные: формулировать собственное мнение; допускать возможность существования различных точек зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, строить понятные для партнера высказывания.


Личностные: осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поведение героев с нравственными нормами, стремление к самоизменению.


Оборудование: учебник Э. Э. Кац «Литературное чтение» 1 класс, карточки, аудиозапись, презентация, телевизор.



Ход урока.

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Ум и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи.

-Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, поделитесь с хорошим настроением с другими. Вот с таким настроением мы начинаем урок литературного чтения.

II. Актуализация знаний.

-Давайте вспомним, что такое сказка? ( Сказка - это один из жанров русского фольклора, с вымышленным сюжетом и героями.).

- Верно, сказка - это волшебный мир, в который автор погружает нас с тем, чтобы показать, что лучше быть добрым, честным. 

-Когда возникли сказки? (Сказки возникли очень давно.)

-А кто же их сочинял?( Сказки создавал народ. Людям они нужны были, чтобы не было скучно, а было интересно.)



-Чему учат сказки?(Всегда в русских сказках добро побеждало зло. Сказка учит нас мудрости, доброте, честности)

-Какие сказки бывают? ( Волшебные - в них происходят чудеса и присутствуют волшебные предметы; сказки о животных - в них животные являются героями и ведут себя так, как люди; бытовые - в них описана жизнь простых людей.)



- А кто были героями сказки, которую мы читали в классе на прошлом уроке?( Лиса и рак)

- Кто в сказке положительный герой? Почему?(Рак был умным, находчивым, ловким)

- В чем мудрость этой сказки?( Сила не всегда побеждает в споре, часто выигрывает тот, кто умнее. И раку понадобилась его смекалка, чтобы провести лису. Но зато этой победой он заставил рыжую с уважением относиться к тем, кто меньше и слабее.)



III. Мотивация учебной деятельности.

1.Побуждающий диалог.

Отгадайте загадки о животных, которые встречаются в русских сказках.

Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. 
(Волк)

Вперевалку зверь идёт
по малину и по мёд.
Любит сладкое он очень,
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны. 
(Медведь)

Рыжая плутовка 
Обманывает ловко.
Её боится мышка
И зайка – шалунишка.
Хоть сама в лесу живёт,
Из деревни кур крадёт. 
(Лиса)

-Какое животное встречается чаще других в сказках? Какой чаще всего она описывается в сказках? ( Хитрой, коварной)

- Есть такая поговорка у русского народа: «Лисица семерых волков проведёт». Как вы понимаете эту пословицу? (Лиса придумывает разные хитрости, чтобы обмануть других.)

-А теперь прочитайте скороговорку. Прочитайте ее быстро. 



Тетерев сидел у Терентия в клетке,

А тетерка с тетеревятками в лесу в клетке.

- О какой птице говорится в скороговорке?

-Ребята, а кто такой тетерев?( Крупная лесная птица отряда куринных. Тетерка – самка тетерева. Летом и осенью тетеревов чаще всего можно увидеть на земле — тут они кормятся. Ночуют на деревьях. Зимой, наоборот: из­-под снега доставать корм невозможно, поэтому птицы отыскивают его на деревьях (березовые сережки и почки, хвоя). А ночевать спокойнее, теплее и безопаснее на земле, точнее, в снегу. В него, как в воду с вышки, ныряют птицы с деревьев, зарываются, проделывают в снегу ход или устраивают что-­то вроде пещеры и спят. Правда, и в снегу ночевать не так уж безопасно, и там птицу может отыскать хищник.)



2. Подведение к формулированию темы.

- Почему мы выделили из загадки и скороговорки этих животных?

-Отгадайте, как называется сказка, которую мы будем читать на уроке? ( Лиса и тетерев)

- Чему будем учиться на уроке? (Познакомимся со сказкой «Лиса и тетерев», определим главных героев сказки, дадим им характеристику, выясним мудрость сказки)



IV. Открытие нового знания.

1.Словарная разминка.

Те-те-рев те-те-ре-вё-нок

Те-те-ре-ви-ный те-те-ре-во-чек

-Прочитайте слова хором орфографически, орфоэпически, шепотом.

- В сказке встретится слово УКАЗ. Найдите значение этого слова в словаре.(Постановление).

2.Знакомство со сказкой.

-В каждой сказке лиса пытается перехитрить, обмануть героев. Удастся ли ей перехитрить нового героя? Послушаем сказку.( Аудиозапись)

Прослушивание 1 части сказки.

Постановка проблемного вопроса:

Сойдет тетерев на землю или нет? Почему?

 Прослушивание окончания сказки.

Как поступил тетерев?

Оказался ли в этой сказке кто-то хитрее лисы?

Беседа после прослушивания.

- Понравилась ли вам сказка? Чем?

- Кто является героями сказки?

- О чем думала лиса, когда заговорила с тетеревом?

- В самом ли деле бежали собаки, о которых сказал лисе тетерев?



3.Словарная работа.

Проведать – навестить.

Нынче – сегодня.

Навострила уши – насторожилась.


4. Работа по учебнику стр. 62.

-Рассмотрите иллюстрацию

- Что необычное, особенное вы заметили в этих животных? (Тетерев и лиса изображены в русских народных костюмах.)

- На самом деле, в жизни ходят животные в одежде?(Нет)

- Особенность р.н.с. о животных в том, животные одеты как люди.

- Почему у лисы на иллюстрации рот открыт? (Животные разговаривают)

5. Чтение сказки учениками.

- Прочитаем сказку по цепочке и охарактеризуем героев сказки, определим главную мысль сказки.

V. Первичное закрепление.

- Что делала лиса, чтобы тетерев спустился на землю?( Притворялась глухой, придумала историю с указом.)

-Найдите в тексте строки, говорящие о содержании указа.( По всей земле мир был)

- Как вы думаете, поверил ли тетерев, что такой указ появился?( Тетерев знал, что лиса хитрая и может обмануть)

- Зачем он сказал о собаках? Прочитайте.

- Почему тетерев непросто сказал лисе о собаках, а добавил: «Если бы все было по-старому, тебе бы уходить надо. А теперь тебе бояться нечего».( Тетерев иронизирует( смеётся) над лисой, выявляет её лживость.)

- О чем думала лиса, когда убегала?

- Прочитайте вопрос 7 стр 64. Как говорит лиса? Как говорит тетерев?

- А какой урок можно получить из этой сказки? В чем мудрость сказки? (Не всегда можно доверять ласковым, льстивым словам. Сказка учит различать, где добро, а где зло, учит мудрости).



VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа в парах.

Соедините стрелочкой: 

- Какой была лиса, каким был тетерев?

Легкомысленная

Хитрая

Беззаботная

Льстивая

Умный

Рассудительный

Смышленый

- А теперь проверьте себя. ( Образец учителя )



2. Работа с пословицей « На языке – медок, а на уме – ледок»

- Как понимаете смысл пословицы? К кому из героев мы отнесем эту пословицу?

- Что волшебного в этой сказке?( Животные совершают поступки как люди, могут обманывать, хитрить.)

- А какой урок можно получить из этой сказки? В чем мудрость сказки? (Не всегда можно доверять ласковым, льстивым словам. Сказка учит различать, где добро, а где зло, учит мудрости. Через сказку мы учимся строить свои отношения по законам правды, а не лжи.)



VII. Рефлексия деятельности.

- Какую сказку мы изучили на уроке?

- -К какому виду относится эта сказка?

-Оцените свою работу. Закончите предложение. 

Мне было…..

Я сегодня узнал….

Я захотел…..

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.