Технологическая карта урока по литературному чтению «Русская сказка "Кот и лиса"»

1
0
Материал опубликован 24 November 2015

Технологическая карта урока по литературному чтению

Тип урока: Изучение нового материала


 

Тема урока

Русская сказка «Кот и лиса»

Цель

Формирование первичных исследовательских умений у младших школьников при работе с художественным произведением, наблюдение за словом, за стилистикой языка, образов героев.

Задачи

Образовательная: познакомить учащихся с русской сказкой «Кот и лиса»;

учить анализировать произведение, находить главную мысль, вдумчиво читать, составлять картинный план;

формировать и развивать в детях эмоционально- чувственное отношение к событиям в тексте.

Развивающая: развивать устную речь учащихся, обогащать словарный запас учащихся;

развивать творческое воображение, внимание, память, умение работать в микрогруппах;

Воспитательная: формировать у учащихся умение искать выход из трудных ситуаций, уважать чужое мнение, признавать и исправлять свои ошибки, воспитывать любовь к родному языку, интерес к предмету, чувство дружбы и взаимопомощи.

Планируемые результаты

Предметные:

-воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

-осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

- -выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

-размышлять о характере и поступках героя;

-относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка;

Личностные:

- оценивать поступки героев в произведении, жизненных ситуаций с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие, так и плохие;

-эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

-высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;

Метапредметные:

Регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

-учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные:

-ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), а словаре;

-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

-делать выводы в результате совместной работе класса и учителя;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую;

Коммуникативные:

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

-слушать и понимать речь других;

-выразительно читать и пересказывать текст;

-договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

-учиться работать в группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);

Основные понятия

Сказка народная

Межпредметные связи

Связь с русским языком, окружающим миром.

Оборудование

Презентация, карточки для рефлексии и для работы в микрогруппах, учебник.


 


 


 


 


 

Задачи этапа урока (вида работ)

Деятельность учителя

Задания для учащихся

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Организация класса на работу

Заинтересовать учащихся предстоящей работой на уроке. Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке.

Приветствие

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Будем все внимательны,

Активны и старательны.

-Улыбнитесь друг другу, новому дню. Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока. Желаю всем вам успеха. И вы пожелайте друг другу и себе удачи в работе на уроке.

Рефлексия

-Перед тем как начать работу узнаем ваше настроение. На ваших столах лежат карточки, возьмите их. Напишите свое имя и фамилию. Если у вас хорошее настроение обведите Снегурочку, если у вас и не хорошее и не плохое настроение, нейтральное обведите жар-птицу, а если у вас плохое, грустное, хмурое настроение обведите бабу-ягу.

Показывают готовность

к уроку. Приветствуют

учителя.

Определяют настроение, настраиваются на урок

 

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

-договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

II. Сообщение темы и постановка целей и задач урока.

Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач.

Постановка задач на урок

Ребята, для того, чтобы наш урок прошел плодотворно какие задачи мы можем поставить?

1) Учиться читать правильно;

2) Читать – думая;

3) Читать выразительно;

4) Учиться работать с текстом.

Формулировка темы. Проблемная ситуация.

-Ребята, я предлагаю вам разгадать загадки, при помощи которых вы угадаете название произведения, которое мы будем сегодня изучать.

Отворилась тихо дверь -

И вошел усатый зверь.

Сел у печки, жмурясь сладко,

И умылся мягкой лапкой.

(кот)

За деревьями, кустами,

Промелькнуло будто пламя,

Промелькнуло, пробежало...

Нет ни дыма, ни пожара.

(лиса)

-Кто может догадался, какое название произведения? (“Кот и лиса”)

-Молодцы. А жанр произведения вы узнаете легко. Если вы правильно вставите в пропущенные клеточки глухие согласные, то узнаете этот жанр.

   

а

з

 

а

 

-Молодцы! Тема урока: русская сказка “Кот и лиса”)

-Откройте учебник на с. 195

Слушают учителя, отвечают на его вопросы; размышляют над разгадыванием загадок, высказывают свою точку зрения на проблему.

Выдвигают предположение о теме урока.

С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель, определяют задачи.

Анализируют портрет автора произведения. Ведут беседу с учителем о биографии автора.

 

Регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

-учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные:

-ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), а словаре;

-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

-делать выводы в результате совместной работе класса и учителя;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую;

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

-выразительно читать и пересказывать текст;

-договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

III. Изучение нового материала

1.Подготовка к восприятию нового материала.

Создать условия для яркого, эмоционального восприятия произведения; расширить представление учащихся о явлениях, событиях, изображённых в произведении, сообщить новые сведения, чтобы содействовать сознательному восприятию текста.

-А кто знает, что такое сказка?

М.О Сказка - элемент устного народного творчества.

Сказка - это один из жанров русского фольклора, с вымышленным сюжетом и героями. Это волшебный мир, в который мы часто окунаемся.

Сказка - это чудо!

-А какие типы сказок вы знаете? (бытовые, о животных, волшебные)

-К какому типу мы можем отнести эту сказку? (о животных).

-Как вы понимаете, что значит русская сказка?

-О чем это говорит? (о том, что она относится к определенному народу и была написана русским народом)

-Что такое народ?

-А какие народы вы еще знаете?

-Как вы считаете, существуют ли сказки у других народов?

М.О. Сказки создавались народами и передавались из уст в уста. Главной проблемой в сказках любого народа являлись противоборства добра и зла.

-Подумайте, о чем пойдет речь в сказке? (о взаимоотношениях между котом и лисой)

-Кто будет главным героем? (кот и лиса).

-Как вы думаете, что может произойти между котом и лисицей в сказке?

Прочитаем сказку и проверим наши предположения.

Первичное чтение учителем.

-Ребята, сейчас я прочитаю сказку, а вы внимательно послушайте и подумайте, как можно охарактеризовать образ и характер героев в сказке.

Беседа по содержанию текста.

-Какой вопрос был поставлен перед прочтением сказки?

-Каким вы представляете себе кота?

-Предположите, а какие проделки были у кота? Как вы думаете, за что он мог надоесть мужику?

-Как вы думаете, какой у него характер? (хитрый, смекалистый, вредный, озорной, находчивый)

-Каким вы представляете себе мужика? (безответственным, думает только о себе, о своих потребностях и желаниях).

-Оцените поступок мужика по отношению к коту? Как он поступил?

-Какой вывод мы можем сделать из этого поступка? (мы в ответе за тех, кого приручили).

-Какой вы представляете лису? (хитрая, умная, заботливая, верная жена, хлопотливая хозяйка, находчивая, хитрая, изобретательная).

Ведут беседу по иллюстрации, анализируют.

Отвечают на вопросы учителя; прогнозируют содержание произведения;

Слушают произведение; отвечают на вопросы учителя; анализируют правильность прогноза.

Предметные:

-воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

-осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

-понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

-выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

- составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;

-размышлять о характере и поступках героя;

-относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка;

-относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои- помощники, нейтральные персонажи);

Личностные:

- оценивать поступки героев в произведении, жизненных ситуаций с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие, так и плохие;

-эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

-высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;

Коммуникативные:

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

-слушать и понимать речь других;

-договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

2. Вторичное чтение текста

Формировать навыки правильного, сознательного, беглого и, как результат, выразительного чтения; первичные исследовательские умения при работе с текстом; комплексно осуществлять образовательные и воспитательные задачи в процессе работы над произведением; формируя у школьников универсальные учебные действия как основу умения учиться.

Чтение по цепочке

-Ребята, сейчас вы будете читать сказку по цепочке, и мы сразу во время чтения будем находить непонятные слова в тексте.

Первая часть

-В каком месте происходят основные события в сказке? ( в лесу)

-Как вы понимаете «шкодливый»? (Шкодливый – значит озорной, вредный, шкодил всё время, т.е. безобразничал.

-Предположите, каковы были проделки кота?

-Подумайте, почему мужик понес кота в лес в мешке? (в лесу он не смог бы выжить, в мешке, чтобы не запомнил дорогу).

-А как вы считаете, почему коту было бы трудно выжить в лесу? (так как он домашнее животное).

-Ребята, как кот чувствовал себя в лесу? Какие качества он проявил (не побоялся не знакомого места, проявил смекалку, находчивость).

-Как вы понимаете выражение «горя ему мало»? (что из любой ситуации нужно находить выход, не отчаиваться, искать плюсы в тяжелых ситуациях).

-Как вы понимаете слово «дивится»? (удивляется).

-Как вы думаете, что означает слово «величать»? (уважительно называть по имени).

-Как вы думаете, почему лиса так отнеслась уважительно к коту? (она впервые увидела такое животное).

-А вы знаете, кто такой бурмистр? (устаревшее слово, означает «староста, управляющий, в общем начальник»).

-Как вы понимаете значение слова потчевать? (кормить, угощать).

-А вы знаете, что такое дичинка? (пища, еда, то что лиса добыла на охоте, от слова дикий).

-Как вы думаете, для чего лиса просится замуж за кота?

Что придумала лиса и зачем?

Что можно сказать о лисе, какая она? (Верная жена, хлопотливая хозяйка, находчивая, хитрая, изобретательная.)

Обратите внимание, что вы можете сказать о языке в сказки? (Много устаревших слов, это может говорить о том, что сказке уже много лет)

О характерах кота и лисы мы уже говорили. А какие в сказке волк и медведь? (Уважают власть, доверчивые, трусливые.)

Как вы думаете, почему кот оказался победителем, ведь он испугался волка?

-Как вы думаете, кто в сказке хитрее всех? (Лиса, она всё придумала, хотела, чтобы её мужа уважали и боялись, да заодно и еды на зиму запасла!)

-Как бы вы сформулировали главную мысль сказки? (Побеждают не силой, а умом, находчивостью, хитростью.)

-Подумайте, как еще можно озаглавить сказку?

Физминутка

Учащиеся читают, размышляют, отвечают на вопросы и учителя, и учащихся; наблюдают за «словом», за развитием анализируют, сравнивают, обобщают, формируют собственную точку зрения, отстаивают её с помощью текста;

Работают с новыми для них словами из сказки, узнают их значение.

Предметные:

-воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

-осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

-выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

- составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;

-размышлять о характере и поступках героя;

-относить сказочных героев к одной из групп ( положительные, отрицательные, герои- помощники, нейтральные

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации