Технологическая карта урока по литературному чтению «Русская сказка "Кот и лиса"»
Технологическая карта урока по литературному чтению
Тип урока: Изучение нового материала
Тема урока | Русская сказка «Кот и лиса» |
Цель | Формирование первичных исследовательских умений у младших школьников при работе с художественным произведением, наблюдение за словом, за стилистикой языка, образов героев. |
Задачи | Образовательная: познакомить учащихся с русской сказкой «Кот и лиса»; учить анализировать произведение, находить главную мысль, вдумчиво читать, составлять картинный план; формировать и развивать в детях эмоционально- чувственное отношение к событиям в тексте. Развивающая: развивать устную речь учащихся, обогащать словарный запас учащихся; развивать творческое воображение, внимание, память, умение работать в микрогруппах; Воспитательная: формировать у учащихся умение искать выход из трудных ситуаций, уважать чужое мнение, признавать и исправлять свои ошибки, воспитывать любовь к родному языку, интерес к предмету, чувство дружбы и взаимопомощи. |
Планируемые результаты | Предметные: -воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; -осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами; - -выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; -размышлять о характере и поступках героя; -относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка; Личностные: - оценивать поступки героев в произведении, жизненных ситуаций с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие, так и плохие; -эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; -высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам; Метапредметные: Регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; -учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; -учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: -ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), а словаре; -находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; -делать выводы в результате совместной работе класса и учителя; -преобразовывать информацию из одной формы в другую; Коммуникативные: -оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); -слушать и понимать речь других; -выразительно читать и пересказывать текст; -договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; -учиться работать в группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя); |
Основные понятия | Сказка народная |
Межпредметные связи | Связь с русским языком, окружающим миром. |
Оборудование | Презентация, карточки для рефлексии и для работы в микрогруппах, учебник. |
Задачи этапа урока (вида работ) | Деятельность учителя Задания для учащихся | Деятельность учеников | Планируемые результаты | |||||||
Предметные | УУД | |||||||||
I. Организация класса на работу | ||||||||||
Заинтересовать учащихся предстоящей работой на уроке. Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке. | Приветствие Прозвенел уже звонок, Начинается урок. Будем все внимательны, Активны и старательны. -Улыбнитесь друг другу, новому дню. Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока. Желаю всем вам успеха. И вы пожелайте друг другу и себе удачи в работе на уроке. Рефлексия -Перед тем как начать работу узнаем ваше настроение. На ваших столах лежат карточки, возьмите их. Напишите свое имя и фамилию. Если у вас хорошее настроение обведите Снегурочку, если у вас и не хорошее и не плохое настроение, нейтральное обведите жар-птицу, а если у вас плохое, грустное, хмурое настроение обведите бабу-ягу. | Показывают готовность к уроку. Приветствуют учителя. Определяют настроение, настраиваются на урок | Коммуникативные: -слушать и понимать речь других; -договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; | |||||||
II. Сообщение темы и постановка целей и задач урока. | ||||||||||
Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач. | Постановка задач на урок Ребята, для того, чтобы наш урок прошел плодотворно какие задачи мы можем поставить? 1) Учиться читать правильно; 2) Читать – думая; 3) Читать выразительно; 4) Учиться работать с текстом. Формулировка темы. Проблемная ситуация. -Ребята, я предлагаю вам разгадать загадки, при помощи которых вы угадаете название произведения, которое мы будем сегодня изучать. Отворилась тихо дверь - И вошел усатый зверь. Сел у печки, жмурясь сладко, И умылся мягкой лапкой. (кот) За деревьями, кустами, Промелькнуло будто пламя, Промелькнуло, пробежало... Нет ни дыма, ни пожара. (лиса) -Кто может догадался, какое название произведения? (“Кот и лиса”) -Молодцы. А жанр произведения вы узнаете легко. Если вы правильно вставите в пропущенные клеточки глухие согласные, то узнаете этот жанр.
-Молодцы! Тема урока: русская сказка “Кот и лиса”) -Откройте учебник на с. 195 | Слушают учителя, отвечают на его вопросы; размышляют над разгадыванием загадок, высказывают свою точку зрения на проблему. Выдвигают предположение о теме урока. С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель, определяют задачи. Анализируют портрет автора произведения. Ведут беседу с учителем о биографии автора. | Регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; -учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; -учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: -ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), а словаре; -находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; -делать выводы в результате совместной работе класса и учителя; -преобразовывать информацию из одной формы в другую; Коммуникативные: -слушать и понимать речь других; -выразительно читать и пересказывать текст; -договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; | |||||||
III. Изучение нового материала 1.Подготовка к восприятию нового материала. | ||||||||||
Создать условия для яркого, эмоционального восприятия произведения; расширить представление учащихся о явлениях, событиях, изображённых в произведении, сообщить новые сведения, чтобы содействовать сознательному восприятию текста. | -А кто знает, что такое сказка? М.О Сказка - элемент устного народного творчества. Сказка - это один из жанров русского фольклора, с вымышленным сюжетом и героями. Это волшебный мир, в который мы часто окунаемся. Сказка - это чудо! -А какие типы сказок вы знаете? (бытовые, о животных, волшебные) -К какому типу мы можем отнести эту сказку? (о животных). -Как вы понимаете, что значит русская сказка? -О чем это говорит? (о том, что она относится к определенному народу и была написана русским народом) -Что такое народ? -А какие народы вы еще знаете? -Как вы считаете, существуют ли сказки у других народов? М.О. Сказки создавались народами и передавались из уст в уста. Главной проблемой в сказках любого народа являлись противоборства добра и зла. -Подумайте, о чем пойдет речь в сказке? (о взаимоотношениях между котом и лисой) -Кто будет главным героем? (кот и лиса). -Как вы думаете, что может произойти между котом и лисицей в сказке? – Прочитаем сказку и проверим наши предположения. Первичное чтение учителем. -Ребята, сейчас я прочитаю сказку, а вы внимательно послушайте и подумайте, как можно охарактеризовать образ и характер героев в сказке. Беседа по содержанию текста. -Какой вопрос был поставлен перед прочтением сказки? -Каким вы представляете себе кота? -Предположите, а какие проделки были у кота? Как вы думаете, за что он мог надоесть мужику? -Как вы думаете, какой у него характер? (хитрый, смекалистый, вредный, озорной, находчивый) -Каким вы представляете себе мужика? (безответственным, думает только о себе, о своих потребностях и желаниях). -Оцените поступок мужика по отношению к коту? Как он поступил? -Какой вывод мы можем сделать из этого поступка? (мы в ответе за тех, кого приручили). -Какой вы представляете лису? (хитрая, умная, заботливая, верная жена, хлопотливая хозяйка, находчивая, хитрая, изобретательная). | Ведут беседу по иллюстрации, анализируют. Отвечают на вопросы учителя; прогнозируют содержание произведения; Слушают произведение; отвечают на вопросы учителя; анализируют правильность прогноза. | Предметные: -воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; -осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами; -понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст; -выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; - составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану; -размышлять о характере и поступках героя; -относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; -относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои- помощники, нейтральные персонажи); | Личностные: - оценивать поступки героев в произведении, жизненных ситуаций с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие, так и плохие; -эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; -высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам; Коммуникативные: -оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); -слушать и понимать речь других; -договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; | ||||||
2. Вторичное чтение текста | ||||||||||
Формировать навыки правильного, сознательного, беглого и, как результат, выразительного чтения; первичные исследовательские умения при работе с текстом; комплексно осуществлять образовательные и воспитательные задачи в процессе работы над произведением; формируя у школьников универсальные учебные действия как основу умения учиться. | Чтение по цепочке -Ребята, сейчас вы будете читать сказку по цепочке, и мы сразу во время чтения будем находить непонятные слова в тексте. Первая часть -В каком месте происходят основные события в сказке? ( в лесу) -Как вы понимаете «шкодливый»? (Шкодливый – значит озорной, вредный, шкодил всё время, т.е. безобразничал. -Предположите, каковы были проделки кота? -Подумайте, почему мужик понес кота в лес в мешке? (в лесу он не смог бы выжить, в мешке, чтобы не запомнил дорогу). -А как вы считаете, почему коту было бы трудно выжить в лесу? (так как он домашнее животное). -Ребята, как кот чувствовал себя в лесу? Какие качества он проявил (не побоялся не знакомого места, проявил смекалку, находчивость). -Как вы понимаете выражение «горя ему мало»? (что из любой ситуации нужно находить выход, не отчаиваться, искать плюсы в тяжелых ситуациях). -Как вы понимаете слово «дивится»? (удивляется). -Как вы думаете, что означает слово «величать»? (уважительно называть по имени). -Как вы думаете, почему лиса так отнеслась уважительно к коту? (она впервые увидела такое животное). -А вы знаете, кто такой бурмистр? (устаревшее слово, означает «староста, управляющий, в общем начальник»). -Как вы понимаете значение слова потчевать? (кормить, угощать). -А вы знаете, что такое дичинка? (пища, еда, то что лиса добыла на охоте, от слова дикий). -Как вы думаете, для чего лиса просится замуж за кота? – Что придумала лиса и зачем? – Что можно сказать о лисе, какая она? (Верная жена, хлопотливая хозяйка, находчивая, хитрая, изобретательная.) – Обратите внимание, что вы можете сказать о языке в сказки? (Много устаревших слов, это может говорить о том, что сказке уже много лет) – О характерах кота и лисы мы уже говорили. А какие в сказке волк и медведь? (Уважают власть, доверчивые, трусливые.) – Как вы думаете, почему кот оказался победителем, ведь он испугался волка? -Как вы думаете, кто в сказке хитрее всех? (Лиса, она всё придумала, хотела, чтобы её мужа уважали и боялись, да заодно и еды на зиму запасла!) -Как бы вы сформулировали главную мысль сказки? (Побеждают не силой, а умом, находчивостью, хитростью.) -Подумайте, как еще можно озаглавить сказку? Физминутка | Учащиеся читают, размышляют, отвечают на вопросы и учителя, и учащихся; наблюдают за «словом», за развитием анализируют, сравнивают, обобщают, формируют собственную точку зрения, отстаивают её с помощью текста; Работают с новыми для них словами из сказки, узнают их значение. | Предметные: -воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; -осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами; -выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; - составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану; -размышлять о характере и поступках героя; -относить сказочных героев к одной из групп ( положительные, отрицательные, герои- помощники, нейтральные |